Принцип обучения как педагогическая категория. Процесс обучения биологии в общеобразовательной школе осуществляется с учетом принципов, выявляемых дидактикой и служащих общими положениями для всех изучаемых в ней учебных дисциплин. Дидактические принципы устанавливаются на основе теоретического анализа исторического опыта работы школ по реализации ими учебно-воспитательного процесса.
Согласно этимологии, одно из значений термина «принцип» (от лат. hrincipium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. В дидактике принципы обучения чаще всего рассматриваются как исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, организации и проведению процесса обучения в школе, исходящие из стоящих перед ней целей и задач. Так, Т. А. Ильина определяет принципы обучения как основные положения, которые следует учитывать на всех ступенях обучения основам наук; Г. И. Щукина считает, что принципы дидактики – это основные, исходные начала в обучении, определяющие направленность учебного процесса и деятельность учителя в нем. Общепринятого определения понятия принципа обучения в дидактике еще нет. Не решена и задача создания приемлемой системы принципов обучения и их номенклатуры.
Виды принципов обучения. Методика обучения биологии в своих построениях прежде всего руководствуется такими дидактическими принципами как, воспитывающее обучение, научность, доступность, систематичность, преемственность, наглядность, связь теории с практикой, прочность и сознательность (осознанность) усвоения знаний. Каждый из названных принципов имеет важное значение как в отборе содержания учебного материала и его структурировании, так и в организации учебного процесса. Все принципы обучения взаимосвязаны между собой и используются в единстве. Например, принцип научности в обучении не может быть реализован прежде всего без принципов доступности, систематичности и преемственности.
Наряду с общедидактическими принципами в методике обучения биологии руководящими служат и общеметодические принципы: единство живой и неживой природы, единство и историческое развитие органического мира, причинно-следственные связи процессов и явлений живой природы, разная сложность организации организмов, типичность объектов систематических групп организмов, связь строения организмов с их образом жизни, связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями, а также принципы сезонности явлений живой природе, родиноведения, природоохранности и некоторые другие.
Рассмотрим несколько подробнее некоторые из названных дидактических принципов и связанные с ними принципы методики обучения биологии.
Принцип научности. Согласно этому дидактическому принципу в процессе обучения биологии учащиеся должны обеспечиваться знаниями в строгом соответствии с фактами, понятиями, законами, теориями, принятыми в современной биологической науке. Требование научности предъявляется как к содержанию учебного материала, предлагаемого в учебниках и пособиях для учащихся, так и к его изложению учителем, постановке им вопросов при использовании беседы в сообщении новых знаний, так и при проверке уже полученных.