Образовательные стандарты нового поколения и проектные технологии

Образованный россиянин начала XXI века должен быть не только носителем национальной, мировой и европейской культуры, но и обладать вполне определёнными качествами, позволяющими ему успешно интегрироваться в социальные и экономические процессы. Принято считать, что в современном глобальном мире жизненный успех человека напрямую зависит от его профессиональной карьеры. Тогда возникает вопрос: каким должен быть специалист-профессионал? Мировая образовательная практика предлагает такой ответ: сейчас нужны не исполнители узкой специализации, а специалисты с основательным базовым уровнем образованности, обладающие обширными коммуникативными умениями и навыками и способные встроиться в систему непрерывного образования.

Уж если современный мир принято называть информационным, а нынешнюю эпоху – тоже информационной, то становится понятным, что и национальная система образования (как, впрочем, и система образования каждого региона), и любая школа, и каждый урок в такой школе должны соответствовать наличному миру и текущей эпохе. И это уже произошло: урок в современной школе строится как коммуникативный процесс. Разумеется, такому уроку требуются соответствующие образовательные технологии. К числу таких технологий относится метод проектов – интегративная образовательная технология, позволяющая компенсировать многие недостатки традиционного школьного образования и обогащающая образовательный процесс современным методическим инструментарием.

Анализ новых тенденций в современном образовательном процессе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, что проявляется в переходе:

– от определения цели обучения как усвоения ЗУНов к пониманию цели обучения как формирования умения учиться, что, в свою очередь, предполагает формирование способности получать и обновлять знания, приобретать и совершенствовать разнообразные компетентности;

– от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

– от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её направленной организации;

– от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию образования как процесса смыслопорождения;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Всё перечисленное определяет не только целевую направленность и формат содержания каждого урока, но и тематическую широту, и целевой спектр учебного и социального проектирования детей, позволяет сформулировать направления проектной деятельности для различных возрастных групп школьников.

В ходе выполнения такого проекта учащиеся сами формулируют конкретные учебно-практические цели и подбирают средства их достижения. Разумеется, учебное проектирование не является чем-то новым ни в дидактике, ни в школьной практике, однако нынешнее активное вовлечение школьников в учебно-проектную деятельность связано как раз с переходом образовательных организаций на стандарты нового поколения.

Если в годы перестройки изменения в сфере школьного образования были связаны, помимо прочего, с возрождением элитных образовательных учреждений (гимназий и лицеев, дающих академические знания), то важной тенденцией развития современного образования стал именно отказ от академической парадигмы образовательного процесса в пользу экологической, провозглашающей необходимость тесной связи получаемых в школе знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными проблемами учащегося. Несовершенство академической парадигмы связано с оторванностью чисто лабораторного научного знания, транслируемого школой, от реальной жизни, с неоправданно узким спектром применения полученных знаний за пределами школьного класса.

А в экологической парадигме базовым принципом становится принцип контекстуальности, ставящий во главу угла единство знаний, умений и навыков и предполагающий их применение с учётом социальных, межличностных и предметных особенностей жизненного контекста школьника. Уже давно назрела необходимость перехода от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному и даже надпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Поэтому специфические для каждого учебного предмета действия и операции уже в начальной школе дополняются универсальными (метапредметными) учебными действиями. И если пока ещё учителя не всегда готовы определить, какие именно универсальные учебные действия (УУД) могут сформироваться у школьников на том или ином этапе урока, то учебный проект оказывается надёжным средством формирования именно метапредметных знаний, умений, компетентностей в их естественной взаимосвязи.

В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и др.) и конструктивистского подходов (Ж. Пиаже, А. Пере-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающихся признаётся основой достижения развивающих целей обучения – знание не передаётся в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской, проектной деятельности. В образовательной практике происходит динамичный переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли ребёнка в учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Само учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения школьниками знаниями и приобретения опыта решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования и развития в школе коммуникативных универсальных учебных действий.

Сегодня в учительском сообществе всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат как раз универсальные учебные действия, которые имеют приоритет над узкопредметными знаниями и умениями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, направленное на решение проблем (задач) и проектные формы организации обучения.

В настоящее время инновации в системе начального и общего среднего образования создаются по принципу конвергенции и основываются на достижениях ЗУНовского, компетентностного подхода, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, а также контекстного и системно-деятельностного подходов. Все эти подходы в своей совокупности составляют методологическую основу учебно-проектной деятельности школьников. Конкретное проявление того или иного подхода или их сочетание осуществляется на различных этапах проектирования, но особо следует выделить культурно-исторический системно-деятельностный подход. Этот подход основывается на теоретических положениях концепций Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определённый тип мышления – эмпирический или теоретический.

По мнению разработчиков концепции системно-деятельностного подхода, а именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие. Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по целому ряду признаков:

– происходит придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

– осуществляется более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, создаются условия для их самостоятельного движения в изучаемой области;

– появляется возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

– имеет место существенное повышение мотивации и интереса к учению;

– обеспечиваются условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Метод проектов занимает определённое и отнюдь не последнее место среди других методов обучения. Учебный проект на материале любого школьного предмета всегда предполагает систематизированную, чётко структурированную деятельность учащихся-проектировщиков.

Загрузка...