Любители искусства. Покупают искусство из любви к нему, вдохновляются им.
Единоразовые покупатели. Покупают ради подражания, ради статуса коллекционера или для украшения интерьера.
Дилеры. Профессионалы, которые покупают для перепродажи, часто от имени коллекционера.
Инвесторы, спекулянты. Воспринимают искусство как альтернативное направление инвестирования.
Корпоративные клиенты. Крупные компании, такие как РЖД, Deutsche. Часто покупают даже работы неизвестных художников.
Согласно данным Arts Economics за 2020 год, больше всего покупателей искусства среди поколения миллениалов. Молодые люди тратят на искусство больше денег, чем старшее поколение. Это распространяется и на российские реалии.
Покупатели искусства также активно покупают ювелирные украшения и часы, предметы дизайна, а также антиквариат, спортивный инвентарь, автомобили, лодки и самолеты.
Большинство коллекционеров предпочитают покупать произведения художников из своей страны. Это оправдано с точки зрения инвестиций.
Согласно тому же исследованию, 15% респондентов приобретает работы меньше, чем за $10 тыс., а 24% тратят более $1 млн на покупку (как правило, на классические произведения).
Мотивацией к покупке искусства чаще всего становятся:
эстетические запросы (95%)
страсть к конкретному произведению искусства (93%)
поддержка художников и культуры (92%)
социальные контакты (87%)
семейные традиции (87%)
социальные причины (86%)
диверсификация портфолио: не только известные, но и начинающие художники (85%)
ожидание возврата инвестиций (85%)
статус (84%)
страховка от инфляции (81%)
Большинство респондентов опроса Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров оказались потомственными коллекционерами. Они предпочитают покупать произведения искусства у проверенных продавцов (которых знают лично, либо с хорошей репутацией). Больше половины опрошенных готовы сотрудничать с галереями, музеями и выставочными проектами, причем предпочитают покупать русскую живопись.
Среди опрошенных большинство составляют женщины средних лет, которые целенаправленно приходят на аукционы, чтобы что-то приобрести. Треть респондентов готова потратить на искусство до 100 тысяч рублей, а пятая часть – до 1 миллиона рублей. Чаще они покупают в коллекцию, а не для перепродажи. Кроме живописи они покупают также фарфор, ювелирные изделия, серебро и раритетные книги.
Если вы понимаете, кто ваша аудитория, у вас уже есть фундамент для маркетинговой стратегии. Высока вероятность того, что ваши будущие покупатели по некоторым признакам будут похожи на тех, кто у вас уже покупал, поэтому важно составить портрет своего потенциального покупателя.
Признаки и особенности покупателя, которые необходимо знать:
Демографические:
Пол
Возраст
Место жительства
Место работы
Средний доход
Средний уровень трат в неделю/месяц/год
Средний чек
Какие люди и места им нравятся
Какие СМИ они читают/смотрят (газеты, журналы, интернет, соцсети, ТВ)
Поведенческие:
Где чаще всего покупают (интернет, торговые центры, маленькие магазины, рынки)
Какие курсы, учебные заведения и т.д. они посещают
Какие у них есть проблемы и нужды
Намерения:
Какие их проблемы/нужды/боли вы можете решить своими произведениями
Чего они ждут от искусства в целом (развлечения, образования, объединения с другими людьми)
Как часто они ходят на выставки
Какие у них увлечения
Что для них неприемлемо
Убеждения, мнения:
Какие у них могут быть причины покупки искусства
Как часто они будут покупать ваши работы
Сколько времени им потребуется, чтобы принять решение
Что влияет на их окончательное решение о покупке
Для чего нужно составлять профиль ЦА:
Маркетинг: К кому мы обращаемся?
Предложение: На что акцентировать внимание в рекламном объявлении?
Подход: Где мы размещаем рекламу? Каким тоном обращаемся к покупателю?
Где можно взять информацию о ЦА?
Опросы в соцсетях
Опросы ваших покупателей
Опросы на выставках
Анализ конкурентов вашей ниши
Первое, что поможет понять вашу ЦА: поймите, почему покупатель захочет купить произведение именно у вас.
О чем стоит подумать:
Преимущества. Какие выгоды ждут покупателя?
Описание. Что конкретно вы предлагаете?
Результат. Что получит покупатель?
Преимущества – характеристики, которые отличают вас от других художников. Например, сервис (доставка, качественная упаковка) или ваше отличие от других художников в своей нише.
Результат может быть как материальным (украшение, оформление интерьера), так и нематериальным (статус).
Этапы определения ЦА:
Какова моя ниша? Ниша включает цену ваших работ, конкурентов, выставочные места.
Какой мой продукт? Опишите свое творчество, свой стиль.
Кому мой продукт подойдет/понравится? Опишите свои произведения. Какими качествами должен обладать покупатель, чтобы ему понравилась ваша работа?
Какие выгоды ждут покупателя? Подумайте, что получит покупатель, кроме самого произведения.
Чтобы лучше разобраться в вопросе целевой аудитории художника, приходите на вебинар «Аудитория художника: кто покупает искусство». Мы подробно рассмотрим:
Что такое ЦА и варианты использования портрета ЦА
Возраст, пол, род деятельности людей, покупающих искусство
Политические и географические аспекты
Основные интересы и мотивация коллекционеров
Путь к коллекционированию
Маркетинг и позиционирование в искусстве
Сегментация аудитории искусства
ТЕСТ «ХУДОЖНИК VS. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»
Большинству художников приходится работать где-то еще, чтобы себя обеспечить. Но как понять, готовы ли вы к следующему шагу? На какие вопросы нужно себе ответить, чтобы сделать выбор между хобби и делом всей жизни?
Относиться к своему творчеству как к бизнесу значит принять ответственность за свою жизнь. В созданном вами бизнесе не будет стабильного графика и начальника над вами, но не будет и ежемесячной фиксированной зарплаты. Вместо этого вы получите свободу работать в удобное для вас время, генерального директора в вашем лице и прибыль, за размер которой отвечаете только вы сами.
Этот тест поможет вам понять, готовы ли вы вести свое дело и заниматься творчеством как бизнесом.
Определимся с терминами:
Предприниматель – лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства.
Бизнес – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Хобби – вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения.
Ответьте ДА или НЕТ на следующие вопросы:
Готовы ли вы планировать свои действия для достижения результата?
Часто ли вы мечтаете о том, чтобы уйти с постоянной работы и полностью посвятить себя творчеству?
У вас есть опыт успешной предпринимательской деятельности в прошлом?
Изучили ли вы рынок? Сможете ли вы обеспечивать себя и свою семью, занимаясь творчеством?
Считаете ли вы, что любое ваше занятие творчеством должно приносить доход и/или окупать время и материалы?
Как вы относитесь к неудачам? Заставят ли вас ошибки и неудачи отступить от задуманного плана?
Есть ли у вас возможность какое-то время прожить на отложенные средства или на доход супруга?
Закладываете ли вы в себестоимость время, потраченное на выполнение работы?
Ведете ли вы учет материалов и клиентов?
Считаете ли вы, что отдавать работы без оплаты неприемлемо, даже друзьям и родственникам?
Занимались ли вы когда-нибудь рекламой себя как художника или своих работ?
Применима ли техника продаж в арт-бизнесе?
Вы пробовали когда-нибудь составить портрет своей целевой аудитории (потенциального покупателя)?
Считаете ли вы, что художник способен добиться профессионального успеха без арт-дилера или менеджера?
Применимо ли для вас использование слова «бизнесмен» по отношению к художнику?
Результаты:
От 0 до 5 «да»:
Пока что ваша деятельность – это приятное хобби. Вы сможете превратить его в способ зарабатывания, если пересмотрите свой подход к творчеству.
От 6 до 10 «да»:
Вы готовы начать действовать и зарабатывать на жизнь своим творчеством. У вас еще есть вопросы по арт-бизнесу или арт-рынку, но к своему искусству вы относитесь скорее как к бизнесу, нежели как к хобби.
От 11 до 15 «да»:
Вы художник-бизнесмен. Вам легко дается планирование и стратегический подход к своему творчеству. Возможно, у вас еще имеются вопросы по развитию на мировой арт сцене, но, дополнив свои знания, вы без сомнения добьетесь успеха.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Таблица 1. Профиль целевой аудитории
Определите один тип потенциального покупателя, который мог бы заинтересоваться вашим искусством. Заполните таблицу для каждого типа потенциального покупателя. Укажите ресурс, где вы почерпнули информацию о вашем потенциальном покупателе.
Имя потенциального покупателя (Используйте описательные формулировки, например, «мужчина, одинокий, работающий в центре города»)
Нужды и преимущества
1) Какие характеристики объединяют людей этой группы? Чем они отличаются от остальных потенциальных клиентов?
2) Какие нужды объединяют членов этой целевой группы?
3) Какие преимущества ищут члены этой группы?
Демографические особенности
Возраст
Пол
Семейный статус
Род занятий
Уровень дохода
Образование
Состав семьи
Географические особенности
Место жительства
Место работы
Место рождения
Места отдыха
Поведенческие особенности, относящиеся к вашему искусству
Была ли коммуникация
Частота общения
События/выставки
Подписка/имейл-рассылка
Другие
Психологические особенности
Ожидания от:
Моего искусства
От искусства в целом
О конкурсах, наградах в этой сфере
Другое
Ценности в общем понимании
Общие нужды группы
Размер группы и маркетинговый потенциал
Какие размеры данной группы? (Обозначьте точную цифру или % от всей вашей целевой аудитории, или % от общего числа жителей определенного города/района)
Насколько легко будет взаимодействовать с этой группой? (Что вам необходимо добавить или изменить в своем произведении/предложении?)
Общее описание. Опишите вашего потенциального покупателя в 25 словах
Таблица 2. Аватар потенциального покупателя
Группа 1
Группа, которую вы имеете сейчас
Группа 2
Потенциальная группа
Возраст
Пол
Национальность
Доход
Образование
Семейный статус
География
Место жительства
Место работы
Место рождения
Места отдыха
Поведение
Частое/нечастое взаимодействие
Подписчик/зашел один раз
Спланированные/спонтанные покупки
Обозначенное намерение
Собирается ли покупать снова/нет
Посоветует ли кому-либо?
Мнение/убеждения/статус
Что нравится/не нравится
Что предпочитает
Какие ценности
БИЗНЕС-ПЛАН НАЧИНАЮЩЕГО ХУДОЖНИКА
Постановка целей и путь к построению карьеры в творческой профессии
Художник. Если вы решили начать успешную карьеру художника, то настало время подумать о своем творчестве как о маленьком бизнесе. Это означает принять ответственность за свои решения в карьере и те действия, которые развивают (или не развивают) ваш творческий потенциал.
Бизнес-план художника. Чтобы его составить, нужно определить свои цели, описать пути их достижения и выбрать метрики, которыми вы будете измерять результат. Создание бизнес-плана требует полной честности в том, чего вы хотите, и готовности следовать выбранной стратегией.
Уникальное Творческое Описание. Его цель – четко определить, чем отличается ваш художественный бизнес от других, описать философию, которой вы следуете, и составить карьерные цели.
Что у вас будет, когда вы выполните упражнения:
Понимание ниши, которую занимает ваш творческий бизнес
Описание вашей творческой ниши, современных трендов и вашего вклада
Четкое описание вашей уникальной деятельности; понимание своих полезных навыков
Четко сформулированные краткосрочные и долгосрочные цели
Ваша «бизнес-философия»
Круг лиц, с которыми вам хотелось бы сотрудничать
Четкое, краткое и запоминающееся «Творческое кредо художника» (Artist Statement).
Помните, что выполнять упражнение можно несколько раз. Каждый раз фокусируйтесь на одном важном аспекте своей профессиональной карьеры.
Часть 1
Под каждым вопросом или списком вопросов вы найдете краткое описание и пример. Примеры ответов даны исключительно для объяснения сути. Это не выбор варианта, как в тесте. Помните, здесь нет правильных и неправильных ответов. Каждая цель и философия уникальна для каждого художника.
Упражнение №1
Каким будет ваш бизнес? Чем вы будете заниматься?
Этот вопрос поможет вам лучше понять ваше поле деятельности и ваше занятие. Постарайтесь избежать сложных формулировок и терминов. Цель вопроса – сузить вашу нишу и понять, с чем вы работаете и с кем конкурируете, а затем описать вашу роль в данной нише.
Примеры:
Я в музыкальном бизнесе. Я буду играть на скрипке.
Я в бизнесе современного танца. Я стану хореографом.
Я в кинобизнесе. Я буду монтажером.
Я в театральном бизнесе. Я хочу стать дизайнером костюмов.
Я в мультипликационном бизнесе. Я буду создавать анимированных персонажей.
Я в образовательном бизнесе. Я стану преподавателем рисования.
Многие сферы бизнеса пересекаются, постарайтесь сфокусироваться на том, что вам действительно интересно. Более подробно описать вашу нишу помогут следующие упражнения.
Каким будет мой бизнес?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №2
Опишите свои сильные стороны. Что поможет вам преуспеть? Какие у вас преимущества перед конкурентами? Какие таланты, опыт и навыки вы сможете использовать в своем бизнесе? Не нужно скромничать! Это ваш шанс вспомнить все, чем вы отличаетесь от остальных. Попробуйте также рассмотреть свои «слабые» места как возможности.
Мои сильные стороны:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №3
Опишите вашу нишу. Какие тренды набирают оборот? Какие изменения вы предвидите? Как вы планируете действовать в этих условиях в долгосрочной перспективе (3 – 5, 5 – 10 лет) и в краткосрочной (6 месяцев – 2 года)? Как ваш бизнес поведет себя в свете новых трендов и изменений?
Примеры индустрий и изменений, которые могут повлиять на бизнес-модель:
Индустрия моды: загрязнение окружающей среды, переработка, новые бизнес-модели.
Музыкальная индустрия: онлайн-сервисы, прямые включения, отсутствие лейблов.
Искусство: увеличение количества арт-ярмарок, закрытие галерей, онлайн-продажи.
Вы также можете составить список значимых людей в вашей индустрии.
Обратите внимание на те изменения, которые происходят в мире и влияют на все индустрии. Как они повлияют на ваш бизнес? Как ваш бизнес отреагирует на эти тренды?
Примеры мировых трендов и изменений, которые могут коснуться вашего бизнеса:
Рынок труда фриланса растет
Быстрое развитие технологий
Виртуальная реальность, дроны
Социальные сети, Bigdata, переизбыток информации
Изменения в арт-образовании
Проблемы окружающей среды
Моя ниша…
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №4
Цели и задачи
Цели – это то, чего вы хотите от вашей карьеры и бизнеса. А задачи – это маленькие шаги на пути к достижению целей. Выполнение задач можно использовать для измерения прогресса вашей деятельности.
Пример:
Цель: издать три коротких рассказа до конца этого года и получить за них оплату
Задачи:
Исследовать рынок (возможности издания и цены)
Целевое сотрудничество (связь с редакторами)
Написание и редактура (финальные правки третьего рассказа)
Выражайте свои желания настолько точно, насколько можете. Каждая цель должна сопровождаться списком задач. Самое важное – понять, чего вы хотите достичь. Затем сформулируйте список задач и подготовьтесь к достижению целей.
Примеры долгосрочных и краткосрочных целей:
Краткосрочные (менее 12 месяцев):
Писатель: написать первые три главы романа
Актриса: обзавестись агентом и посещать как минимум одно прослушивание в неделю
Долгосрочные (2 – 5 лет):
Писатель: закончить роман и начать работать с литературным агентом
Актриса: вступить в Союз Актеров, сыграть как минимум в трех постановках и поработать с режиссером М
Долгосрочные (5 – 10 лет):
Писатель: опубликовать первый роман
Актриса: попасть в труппу театра Х
Мои цели и задачи:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №5
Кто ваша целевая аудитория (ЦА)?
Если вы не занимаетесь самопродвижением, то, скорее всего, вы продаете свои работы (услуги) через следующих посредников:
Продюсер
Агент
Директор по продажам
Редактор, издатель, литературный агент
Дизайнерская фирма, рекламное агентство
Музыкальный продюсер
Арт-галерея
Дом моды
Если же вы продвигаете себя как художника сами и работаете непосредственно с покупателями, то варианты могут быть следующими:
Частные коллекционеры
Молодые бизнесмены (заказ разработки фирменного стиля)
Студенты (если вы преподаете)
Инвесторы (для реализации большого проекта)
Очень важно понять кому вы «продаете» свои работы, потому что именно с этими людьми вам придется общаться лично. А цели и задачи по достижению сотрудничества с этими разными группами ЦА совершенно разные.
Моя ЦА:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №6
Бизнес-философия
Философия вашего бизнеса – это стержень вашего дела и то, почему вы этим занимаетесь. Ваша бизнес-философия направляет ваше дело и имеет прямое отношение к прибыли.
Для чего вы работаете?
Нужна ли вам слава или вы вкладываете социальную функцию в ваше творчество?
Примеры:
Я хочу находить новых знакомых посредством искусства.
Я хочу изменить мир с помощью моих талантов.
Я хочу быть знаменитым.
Самое важное для меня – это работать с лучшими в этой области специалистами. Мне не важно, сколько денег я заработаю. Главное, что я всегда буду узнаваемым и влиятельным художником.
Я хочу, чтобы все дети имели возможность научиться танцевать.
Я хочу разбогатеть и хочу использовать свой талант для этого.
Я хочу, чтобы люди узнавали мои работы и ценили мой талант.
Быть богатым очень важно для того образа жизни, к которому я стремлюсь.
Я хочу изменить индустрию, в которой работаю, и создать что-то новое.
Если я стану знаменитым, значит, жизнь удалась!
Все просто, мне нравится то, что я делаю, и я не могу представить другое занятие для себя.
Я хочу, чтобы мои работы меняли мир и людей вокруг меня.
Не существует универсальной бизнес-философии. Здесь нет правильных и ошибочных мнений. Вам не должно быть стыдно за свои желания и интересы!
Напишите своими словами то, что для вас действительно важно. Постарайтесь сузить вашу философию до 1 – 2 предложений. Не спешите! Дайте себе время подумать и вернитесь к этому вопросу, когда будете готовы.
Моя бизнес-философия:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение №7
Творческое кредо художника или Artist Statement (далее AS)
Это короткое заявление о своем творчестве (обычно не длиннее 30 слов). Оно описывает принципы вашего искусства и то, почему вы этим занимаетесь.
Хороший AS – четкий, краткий, он легко запоминается и вдохновляет.
Забудьте профессиональный жаргон. Подойдите к написанию творчески.
AS будет для вас профессиональной мантрой, которую вы будете повторять, описывая свое творчество живой аудитории, на сайте и в социальных сетях. Иметь при себе готовый AS будет очень полезно, когда вы будете подавать заявку на грант, конкурс, в арт-школу или резиденцию.
Примеры AS:
Музыкальная группа Fastcompany:
«Мы хотим помогать музыкантам выпустить альбом, а лейблам – найти хорошую группу. Мы кучка людей, которые думают, что музыка способна изменить мир и сделать его лучше». (25 слов)
Ниже приведены примеры от коммерческих и некоммерческих компаний. Вы заметите, что не все эти AS четкие, запоминающиеся и вдохновляющие:
Общественная библиотека Нью-Йорка:
«Вдохновлять на учение, углублять знания, укреплять общество». (7 слов)
Зоопарк в Сан-Диего:
«Диалог, образование, воссоздание организации, направленной на защиту, размножение и демонстрацию животных, растений и их привычек». (15 слов)
TED:
«Идеи заслуживают распространения». (3 слова)
Micrisoft:
«Мы помогаем людям и компаниям по всему миру реализовать их потенциал. Это наша миссия. Все, что мы делаем, отражает эту идею и ценности, которые нас сопровождают». (26 слов)
Nike:
«Нести вдохновение и технологии каждому спортсмену в мире». (8 слов)
Мой Artist Statement:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2
Эта часть домашнего задания посвящена планированию.
Давайте вспомним:
Цели – это то, чего вы хотите от вашей карьеры и бизнеса
Задачи – это маленькие шаги на пути к достижению целей
Этапы – это важные моменты на пути достижения целей, которые помогают определить, двигаетесь ли вы к достижению желаемого
Направленные действия – детали и действия, которые помогают вам проходить очередной этап
После выполнения упражнений данной главы вас ждут следующие результаты:
Список направленных действий со сроками их выполнения
Список этапов со сроками выполнения
Работа над масштабными целями и большими мечтами требует времени и гибкости. Вам придется принять тот факт, что дорога не всегда будет гладкой. Но если вы знаете, куда идете, вы сможете справиться с трудностями.
Пример:
Представьте, что ваша цель – путешествие в Париж. Ваша точка отправления – место, где вы сейчас находитесь. Ваше место назначения – Эйфелева башня.
Этап 1 – Подготовиться к путешествию
Действия: выбрать время путешествия, свериться с календарем, найти паспорт, сделать визу, купить билет на самолет, упаковать багаж, попросить друга присмотреть за котом, купить путеводитель по Парижу и французский разговорник.
Этап 2 – Приехать в аэропорт
Действия: выехать из дома с запасом, чтобы успеть на регистрацию.
Этап 3 – Спокойно пройти регистрацию
Действия: показать на стойке регистрации билет и паспорт, сдать багаж, проверить вес ручной клади, пройти таможню без спешки.
Этап 4 – Успеть на посадку в самолет
Действия: не застрять в DutyFree, вовремя прийти на посадку, сесть в самолет.
Этап 5 – Прилететь в аэропорт Шарль-де-Голь
Действия: спокойно провести время в полете.
Этап 6 – Без проблем пройти таможню
Действия: пройти паспортный контроль, получить багаж.
Этап 7 – Объяснить таксисту, к какому отелю вас отвезти
Действия: правильно назвать адрес и название отеля, заплатить местной валютой.
Этап 8 – С комфортом добраться до отеля
Действия: не потеряться в городе, быстро доехать до отеля и заселиться.
Этап 9 – Сориентироваться в городе и добраться до места назначения
Успех! Вы наслаждаетесь блинчиком с «нутеллой» и любуетесь видом Эйфелевой башни.
А теперь представьте, что могло изменить ситуацию? Например, ваш кот заболел, а вы уже купили билеты и забронировали гостиницу. Или Аэроэкспресс опоздал, и вы опаздываете. Или вы неверно произнесли название отеля, и таксист отвез вас в другое место.
Вы отказались бы от своей мечты или нашли бы способ справиться с трудностями, поменяли бы порядок действий и достигли цели, несмотря ни на что? Наверняка вы позаботились бы о больном коте, и вам бы не пришлось откладывать поездку. Вы пересели бы в такси из Аэроэкспресса, чтобы доехать вовремя, а таксисту показали бы распечатанный бланк из гостиницы.
С целями художника ситуация обстоит так же. У вас может быть подготовлен идеальный план вашей творческой карьеры, но жизнь иногда подкидывает нам сюрпризы. Тренды меняются слишком быстро, а возможности появляются и исчезают.
С этим вам поможет планирование. Когда один из пунктов не приносит ожидаемых результатов, вы можете подкорректировать план и двигаться дальше. Если ваш путь займет больше времени, чем вы рассчитывали, ничего страшного! Промахи и задержки – это возможность оглянуться назад и увидеть, сколько работы вы уже проделали.
Вы не сможете все контролировать и отвечать за все сразу. Например, вы задумали показать свою работу куратору Х, но вы не сможете предсказать его реакцию.
Если вы примете тот факт, что не в ваших силах контролировать все, то вы увеличите свою продуктивность, вложив больше сил в то, что вы действительно контролируете.
Ниже приведены шаблоны, которые помогут составить списки этапов и действий.
Подсказки для работы с бизнес-планом:
Обязательно указывайте сроки выполнения, они помогут вам рассчитать время достижения целей. Устанавливая сроки, вы подталкиваете себя к выполнению маленьких заданий. Время движется очень быстро, и ваша задача организовать его так, чтобы его на все хватало.
Оставляйте время для остановки. Пауза после завершения очередного этапа поможет понять, насколько вы приблизились к цели. Спросите себя:
Эффективны ли те действия, которые я выбрал(а)?
Укладываюсь ли я в сроки, поставленные мной? Если нет, что я могу сделать, чтобы нагнать упущенное время?
Какие приятные сюрпризы случились со мной? Повлияли ли они на мои действия?
Планы могут меняться на пути к цели. Важно оглядываться назад, чтобы не совершать бесполезные действия. Необходимо постоянно сверяться с «картой», чтобы вовремя перенаправить усилия.
Установите у себя в календаре дни, когда вы сможете дополнить или переписать этапы и действия. Рекомендую делать это вначале каждые 2 – 3 месяца, потом – каждые 6 месяцев.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Краткосрочные и долгосрочные цели
В левой колонке запишите цели, которые вы определили для своей творческой карьеры. В правой колонке обозначьте срок. Это краткосрочная (0 – 12 месяцев, 1 – 2 года) цель или долгосрочная (3 – 5 года, 5 – 10 лет)?
Цели
Краткосрочные и долгосрочные
Срок выполнения
Цель:
Цель:
Цель:
Цель:
Цель:
Краткосрочные цели
Напишите вашу краткосрочную цель:
В левой колонке напишите этапы, которые вас ждут на пути к этой цели. В правой колонке укажите сроки выполнения. Распечатайте этот лист для каждой вашей краткосрочной цели.
Краткосрочная цель
Срок выполнения
Этап:
Этап:
Этап:
Этап:
Этап:
Этапы и направленные действия
Напишите один этап на пути к краткосрочной цели:
В левой колонке напишите действия, которые вы предпримете для завершения этого этапа. В правой колонке напишите сроки выполнения каждого действия. Распечатайте этот лист для каждого этапа вашей краткосрочной цели.
Действие
Срок выполнения
Действие:
Действие:
Действие:
Действие:
Действие:
Долгосрочная цель
Напишите вашу долгосрочную цель:
В левой колонке запишите этапы, которые вас ждут на пути к этой цели. В правой колонке укажите сроки выполнения. Распечатайте этот лист для каждой вашей долгосрочной цели.
Долгосрочная цель
Срок выполнения
Этап:
Этап:
Этап:
Этап:
Этап:
Этапы и направленные действия
Напишите один этап на пути к долгосрочной цели:
В левой колонке напишите действия, которые вы предпримите для завершения этого этапа. В правой колонке напишите сроки выполнения каждого действия. Распечатайте этот лист для каждого этапа вашей долгосрочной цели.
Действие
Срок выполнения
Действие:
Действие:
Действие:
Действие:
Действие:
Поздравляю!
Вы завершили составление вашего бизнес-плана начинающего художника. Это, пожалуй, самый важный шаг на пути к профессиональному успеху.
Теперь вы готовы приступить к выполнению:
Направленных действий
Этапов
Целей
Оставайтесь верными своей мечте и профессиональным целям!