В данной главе рассматриваются две этнопсихологические проблемы. Первая связана с особенностями проведения исследований по этнопсихологии за рубежом. В США систематически публикуются сообщения о состоянии исследований по этнической психологии, а сведения относительно проведения работ такого плана в других странах поступают лишь время от времени. Тем не менее мы попытались показать своеобразие проведения исследований по этнической психологии в ряде стран.
Вторая рассматриваемая нами этнопсихологическая проблема – организация эмпирических исследований. Имеются немногочисленные работы по методикам, используемым в этнической психологии, в которых раскрываются принципы исследования (Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993; Кочетков, 1998, 2002; Платонов, 2003; Gorer, 1955; Triandis, Chen, Chan, 1998). Однако всестороннего описания и анализа организации этнопсихологических изысканий пока нет. В связи с этим в данной главе раскрываются особенности разработки и реализации программы проведения этнопсихологических исследований в нашей стране.
1. Необходимость проведения исследований по этнической психологии в стране обусловливается внутренними и внешними причинами.
Внутренние причины проведения исследований по этнопсихологии связаны с практическими запросами общества. Возьмем, к примеру, США, население этой страны формировалось из представителей почти всех европейских стран и других континентов, поэтому проблема взаимопонимания и сотрудничества между представителями разных расовых и этнических групп является здесь актуальной как для государства, так и для рядовых граждан. Это обстоятельство и предопределило наибольшую развернутость кросс-культурных исследований в США по сравнению с другими государствами мира.
Многообразие этносов, проживающих в Советском Союзе, а в настоящее время – в России, является объективной причиной развития этнической психологии в нашей стране.
В монокультурных странах нет внутренних потребностей развития этнопсихологических исследований, и такие работы почти не ведутся. Например, в некоторых странах Европы (в частности, в Италии) имеются лишь переводные работы американских и европейских этнопсихологов и небольшие исследования по невербальным средствам общения (мимика, жесты и телодвижения).
К внешним причинам относятся международные связи страны. После Второй Мировой войны США стали лидировать в мировом сообществе, в связи с чем возникла необходимость в подготовке большого количества специалистов, владеющих английским языком, имеющих представление о психологическом своеобразии представителей разных стран и умеющих находить с ними взаимопонимание. В связи с этим возникла необходимость в проведении исследований психологического облика жителей ряда стран мира и в практических рекомендациях для успешного взаимодействия с ними. Данное обстоятельство явилось внешней причиной интенсивного развития кросс-культурной психологии в США.
2. Экономические и финансовые возможности страны входят в число решающих условий развития этнопсихологии. В этом плане по экономическим затратам этнопсихологические исследования можно разделить на два типа: теоретико-эмпирические, требующие относительно небольших финансовых расходов для выполнения теоретических задач, и прикладные с массовыми обследованиями этнофоров в стране (или в регионе) с последующими разработками практических рекомендаций по учету полученных результатов в профессиональной деятельности заказчиков таких изысканий. К сожалению, подобные исследования в России почти не ведутся.
Проведение масштабных исследований и конференций по этнической психологии возможно только при финансовой поддержке (к примеру, проведение Первой конференции по этнической психологии в России в 1997 г. было осуществлено благодаря помощи Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартур).
3. Развитие этнопсихологической науки в стране определяется также наличием национальных научных кадров, способных проводить исследования. К примеру, в странах Африки, Азии и Латинской Америки местные специалисты могут проводить лишь небольшое число исследований по этнической психологии.
Д. Берри выделяет три подхода к проведению этнопсихологических исследований. Первый – «универсалистский», он строится на положении, что базовая природа всех людей одинакова, но люди отличаются друг от друга привычками, определенными чертами характера и др. Второй – «абсолютистский», согласно его сторонникам, в формировании этнопсихологических черт культура не играет никакой роли. Третий подход – «релятивистский», его главный тезис состоит в том, что культура играет здесь главенствующую роль (Berry, Kim, 1993).
У. Ким, Я. С. Парк и Д. Парк указывают, что в странах Африки, Азии и Латинской Америки встречаются исследования трех типов. Первый включает кросс-культурные сравнения определенных психологических характеристик представителей этих стран (к примеру, толерантности) с показателями этих же характеристик у этнофоров из стран Европы или США. Такие исследования называются универсалистскими («этик» подход). В исследованиях второго типа описываются психологические особенности жителей этих стран; применяются как утвердившиеся там подходы, так и заимствованные «психологические теории, концепции и методы, они модифицируются для культурного местного контекста» (Kim, Park, Park, 2000, р. 65). Данные научные работы называют «индигенными (местными) психологиями» (indigenous psychologies), а иногда – контекстуальными (это «эмик» подход). У. Ким, Я. С. Парк и Д. Парк относят подобные исследования к псевдоуниверсалистскими. Третий тип исследований называется «интегративным подходом», интегрирующим локальные знания местных психологий и кросс-культурную проверку психологических теорий (Kim, Park, Park, 2000).
4. Политические режимы стран могут способствовать развитию этнической психологии или тормозить его. Так, в нашей стране с 1936 по 1953 г. исследований по национальной психологии практически не было. Такие периоды есть в истории Китая, КНДР, Кубы и других государств, в которых существует монополия на политическую власть. Подобные политические режимы не поощряют проведения этнопсихологических исследований.
Д. П. Варвик в статье «Политика и этика в кросс-культурных исследованиях» приводит интересный пример, касающийся влияния государства на исследовательский проект одной из стран Латинской Америки. На стадии проработки научного проекта «Камелот» политическое руководство страны оказывало влияние на различные аспекты проекта (на постановку цели и задач исследования, выдвижение гипотез, пункты опросника, выбор респондентов и пр.). В определенной мере им удалось скомпрометировать идею сотрудничества с учеными из Северной Америки и латиноамериканских стран (аргументы основывались на том, что иностранцам трудно понять национальный характер местного населения и пр.) и т. д. (Warwick, 1980).
5. На процесс проведения эмпирических этнопсихологических исследований, связанных с опросом представителей этносов и племен, оказывают влияние культурные традиции. Принятая на Западе и в США практика проведения опросов не вызывает у респондентов отказа от сотрудничества с исследователями (анкетерами, интервьюерами). В этих странах респондентам за участие в исследовании выплачивается вознаграждение. Оплата респондентам и анкетерам за участие в исследованиях стала практиковаться и в нашей стране. Что же касается стран Африки, Азии (за исключением Японии, Южной Кореи, Индии и некоторых других), то массовые опросы в них практически не проводятся, в силу чего этнопсихологические исследования затруднены.
6. На проведение исследований по этнической психологии в некоторых странах может оказывать влияние мнение религиозных деятелей. При отсутствии формального запрета на проведение научных изысканий решающее значение могут иметь неодобрительные высказывания отдельных религиозных авторитетных лиц. Дополнительной трудностью может быть отсутствие в стране культурных традиций проведения таких исследований.
7. На успешность проведения исследований по этнической психологии оказывает влияние уровень грамотности населения. Это обстоятельство может способствовать эффективности научных изысканий или затруднять их проведение. Например, во многих странах Африки, Азии и Латинской Америки, в которых невысок уровень грамотности основной массы этнофоров, затруднено проведение массовых обследований с использованием анкет. Здесь возможны локальные исследования с привлечением респондентов из наиболее подготовленных представителей этноса (судя по публикациям в западных научных журналах, таковыми являются школьники, студенты и учителя). В странах Европы и Северной Америки с подобными проблемами исследователи встречаются реже.
8. Проведение исследований по выявлению психологического облика этноса может быть затруднено по следующей причине. В некоторых странах (например, в африканских) пока еще не сформирована единая этническая общность и сильны трайбалистские тенденции (к примеру, в Нигерии, Анголе, Мозамбике и других странах). Часть племен имеет свою письменность, но у большинства она отсутствует. Для того чтобы не усиливать межплеменные распри в африканских странах, после ухода колонизаторов руководители племен приняли решение в качестве государственного использовать один из европейских языков (английский, французский или португальский). В некоторых странах государственными языками являются два европейских языка или один европейский и один местный, имеющий хождение среди одной или нескольких многочисленных племенных общностей. Этнические психологи из западных стран, проводящие исследование в этих странах, в своих публикациях по результатам работ, как правило, перечисляют племена, представители которых опрашивались. К сожалению, трудно определить, переводились ли используемые ими анкеты с европейских языков на местные языки и что предпринималось, если письменность у респондентов изучаемых племен отсутствовала.
Кроме названных, в разных странах, естественно, существуют и другие проблемы (невысокий уровень образования; европейский язык для определенной части этнофоров может быть вторым языком; трудности осознания места и роли своего племени в системе всех племен страны; степень критичности и самокритичности респондентов и пр.).
В зависимости от цели этнопсихологических исследований они могут быть фронтальными и локальными. Фронтальные исследования предполагают выявление многочисленных психологических характеристик на достаточно больших выборках из разных групп этноса (к примеру, изучение психологического облика этноса требует изучения входящих в него субэтносов). Локальные изыскания направлены на изучение значительно меньшего количества характеристик и осуществляются на меньших выборках. Первые по сравнению со вторыми проводятся значительно реже. Проведение фронтальных исследований является трудоемким процессом, требующим больших организационных усилий и материальных затрат. Примером может служить классическая работа Дж. Горера «Исследование английского национального характера», базирующаяся на опросе более 10000 человек (для обработки и анализа было отобрано 5000 анкет) (Gorer, 1955).
Этнопсихологическое исследование проводится по специальной программе в разном объеме. Это зависит от цели и задач планируемого исследования, его характера (теоретического или эмпирического), степени изученности проблемы, квалификации исполнителей, сроков выполнения работ, предполагаемого финансирования исследования и др.
Проведение исследований по этнической психологии может включать ряд процедурных стадий (этапов), число которых может варьироваться от 2 до 7 (Лекции по методике…, 1972; Процесс социального исследования, 1975; Михайлов, 1975; Методы социальной психологии, 1972; Ноэль, 1978; Ядов, 1987, 1998).
Наиболее целесообразно выделять три стадии: 1) разработка программы проведения исследования; 2) проведение эмпирического исследования и 3) анализ полученных данных, представление результатов и разработка практических рекомендаций (Эмпирическое социологическое исследование, 1975).
В реальном исследовании последовательность стадий весьма условна, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих (Куликов, 1994).
Программа исследования предполагает «изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотезами исследования с указанием правил процедур, а также логической последовательности операций для их проверки» (Ядов, 1998, с. 69). Рассмотрим этапы разработки программы проведения этнопсихологического исследования.
Библиографическая подготовка. Данный этап работы начинается с составления основного списка литературы по исследуемой этнопсихологической проблеме, ознакомления с основными публикациями, с публикациями в журналах, с литературой на иностранных языках. Первоначально следует остановиться на важных для исследуемой проблемы фрагментах текстов. В источниках следует выделять значимые и перспективные для исследуемой проблемы вопросы и знакомиться с психологическими описаниями изучаемого народа.
Предварительный анализ научной литературы. Возможны два варианта изложения результатов анализа литературы по проблемам этнической психологии: хронологический и логически-структурированный обзор. Второй вариант предпочтительнее. С одной стороны, он может строиться по принципу «воронки» (от общего к частному – к предмету исследования), а с другой стороны, осуществляться «с опорой на системный, целостный, комплексный, средовый и другие подходы». Схема рассмотрения определяется методологией выбранного вами подхода. При любом подходе необходимо уделить внимание компонентному составу изучаемого явления, его структуре (Куликов, 1994, с. 11).
Отмечается теоретическая новизна проработанных текстов и практическое применение результатов исследования.
Ввиду относительно большей разработанности проблем этнической психологии за рубежом представляется важным анализировать литературу на иностранных языках.
Проблема, объект и предмет исследования. Отправной точкой исследования по этнической психологии является проблемная ситуация. В логике научного исследования под проблемой понимается вопрос, ответ на который не содержится в объеме накопленных знаний. Его разрешение требует определенных теоретических и практических действий, выхода за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено (Лекции по методике…, 1973; Ганзен, Балин, 1991).
При постановке научной проблемы по этнопсихологии указывается ее актуальность и недостаток информации по ней (или ее противоречивость); дается описание проблемной ситуации, и она формулируется в общенаучных и этнопсихологических терминах. Объектом исследования в этнической психологии могут быть этносы, этнофоры и этническое общение (внутри– и межэтническое). Предметом исследования в этнической психологии принято считать наиболее значимое для теории и практики качество объекта, подлежащее непосредственному изучению (познанию).
Предварительный системный анализ проблемы. Данный этап научной работы состоит в анализе проблемной этнопсихологической ситуации, выделении объекта и предмета исследования, а также предполагаемых взаимосвязей между ними. Чтобы сделать предмет исследования в этнопсихологии ясно выраженным (эксплицитным), четким и определенным, необходим его анализ. «Предварительный системный анализ предмета исследования – это, по существу, «моделирование» исследовательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и частные гипотезы исследования» (Ядов, 1998, с. 96). В результате такой работы намечаются контуры будущей концепции (или концептуального подхода) к исследованию этнопсихологического феномена. Под концепцией понимается система взглядов (единый замысел), объясняющих понимание проблемной этнопсихологической ситуации. Необходимость выработки концепции исследуемого этнопсихологического феномена (концептуального подхода к проблеме, психологической парадигмы) вызывается потребностью определить место и роль изучаемого явления в этнопсихологической науке и системно связать теоретическую и эмпирическую часть исследования.
Гипотеза исследования раскрывает проблему этнической психологии и нацеливает ее на разрешение. По содержанию гипотеза исследования – это обоснованное предположение о причинно-следственных, функциональных и корреляционных связях изучаемого этнопсихологического феномена. Гипотеза формулируется емко, прозрачно, в ней обязательно демонстрируется предположительная связь (или взаимосвязь, взаимовлияние или влияние одной составляющей этнопсихологического феномена на одну или на несколько других составляющих). Гипотезы обычно проверяются в эмпирических исследованиях. Выдвигаются, как правило, основная и частные (дополнительные) гипотезы. Часто формулирование четких (прозрачных) гипотез в этнопсихологических исследованиях представляется довольно трудоемким и сложным делом.
При формировании концепции по исследуемому этнопсихологическому феномену представляется важным уточнить и интерпретировать основные понятия, используемые при научной разработке проблемы. Вполне естественно, что в большинстве случаев имеются трудности при строгой дифференциации используемых понятий. Нередко вновь предлагаемые понятия не имеют конкретного содержания и их границы четко не маркированы. Поэтому при введении нового термина или понятия желательно с теоретических позиций четко определить его содержание, а с эмпирических – его операционализировать (четко зафиксировать эмпирические признаки, с помощью которых его можно измерить). Этническая психология использует устоявшийся понятийно-категориальный аппарат социальной психологии, других научных направлений психологической науки и новые термины (к примеру, этнизация – этническая социализация; этнофор – представитель этноса и др.), заимствованные из западных исследовательских технологий.
Планирование проведения исследования. Определение цели и задач этнопсихологического исследования переводит теоретическую парадигму в русло практического воплощения.
Цель этнопсихологического исследования – это конечный желаемый результат в планируемой теоретической, эмпирической и прикладной научной работе. Цель заключается в познании связей (взаимосвязей), отношений, свойств, динамики, в описании характеристик и механизмов, природы этнопсихологических явлений, создании новой типологии, методики (или адаптации уже используемых в изучаемом этнопсихологическом феномене методических приемов) и др.
Задачи исследования – это последовательность вопросов, получение ответов на которые дает возможность постепенно достигнуть цели этнопсихологического исследования. Иногда задачи называют разными понятиями (промежуточными целями, подцелями, целями второго порядка, частными программными задачами и пр.). Разрешение научных задач является этапом в достижении конечной цели.
Некоторые сложности в определении задач могут возникать в коллективных исследованиях, когда каждый участник считает свою исследовательскую задачу основополагающей, в связи с чем может выдвигать различные требования (в том числе и методические), не совпадающие с научными интересами других участников (Ядов, 1998).
При определении цели и задач исследования по этнической психологии важно четко ограничить объем планируемого теоретико-прикладного исследования, «разукрупнить» исследуемую проблему с учетом реальных возможностей исследователя или исследовательского коллектива. В этом плане интересно наблюдение известного социолога Б. Грушина: «Всегда существует большое искушение охватить исследованием как можно более широкий круг явлений действительности, получить ответы сразу на все вопросы» (Грушин, 1967, с. 19).
Выбор методов и методик исследования. В исследованиях по этнической психологии используются разнообразные авторские отечественные и заимствованные зарубежные методики (Кцоева, 1985; Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993; Brislin, Lonner, Thorndike, 1974).
Принято считать, что метод – это способ сбора, обработки и анализа получаемых данных. В качестве методов, наиболее часто используемых в этнической психологии, выделяют наблюдение (в том числе и включенное), опрос (анкетирование и интервьюирование), тестирование, анализ письменных источников, данных из Интернета и др. Под методикой понимается совокупность технических приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), реализующих конкретное воплощение метода исследования и формализованных правилами сбора, обработки и анализа информации (Куликов, 1994). В этнической психологии используются все названные выше методы и вытекающие из них методики, за исключением эксперимента, который применяется значительно реже.
Выбирая методический инструментарий, исследователи учитывают возможности и ограничения каждой методики и стремятся руководствоваться принципом дополнительности, который реализуется в сочетании количественных, качественных методик, известных и достаточно надежных, а также авторских методик.
После 1985 г. авторские методики исследования этнопсихологических явлений были созданы Г. У. Кцоевой, Т. Г. Стефаненко, У. И. Шлягиной, С. Н. Ениколопова и др. (Кцоева, 1985; Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993; Солдатова, 1998; Левкович, 2002; Платонов, 2003).
При необходимости исследователь создает нужный ему инструментарий. Такая ситуация объясняется тем, что этническая психология в России является молодым научным направлением и методик, измеряющих качественные и количественные этнопсихологические характеристики, не очень много.
Кратко рассмотрим своеобразие использование методов в этнической психологии.
Опрос (анкетирование и интервьюирование) весьма активно используется в этнической психологии (Бутенко, 1989). Анкетирование является наиболее распространенным методом в эмпирических и прикладных исследованиях по этнопсихологии.
Анализ исследований по этнической и кросс-культурной психологии демонстрирует, что анкетный опрос распространен и в России, и за рубежом. По мнению В. Н. Дружинина, данный метод является одним из самых «мощных» (с наибольшей разрешающей мощностью) (Дружинин, 1993). По-видимому, сам предмет этнической психологии обусловливает активное использование данного метода сбора информации, так как он позволяет выявлять и сравнивать качественно-количественные характеристики исследуемых этносов.
Анкетирование, по нашему представлению, является наиболее распространенным и системообразующим методом эмпирических исследований. При необходимости авторы вынуждены достаточно часто конструировать свой методический инструментарий. В этом плане важное значение приобретает разработка и уточнение рабоче-операциональных понятий. С одной стороны, выбранные понятия должны объективно отражать этнопсихологическую реальность, а с другой стороны, соответствовать принципу морального подхода к этнопсихологическим исследованиям. Одна из сложностей заключается в том, что этнопсихологические феномены могут улавливаться на интуитивном уровне, без глубокой осознанности, а их вербализация иногда представляет определенные трудности (к примеру, различия между этносами). Об этом свидетельствуют описания психологического облика разных народов писателями, журналистами, дипломатами и представителями других профессий. При выборе понятий и разработке шкал для исследования этнопсихологических явлений желательно быть весьма осторожным, чтобы не упустить из вида некоторые трудноуловимые оттенки, составляющие этнопсихологические особенности изучаемого явления.
В большинстве случаев социальные явления не имеют эталонов и качественно-количественных шкал для измерения, в связи с чем «их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования. Поэтому мерительные процедуры качественных характеристик – своего рода изобретения, которые, однако, осуществляются по определенным типовым способам» (Ядов, 1972, с. 77–78).
Соблюдение морального принципа при разработке этнопсихологических методик заключается в том, что задаваемые вопросы (как в анкетах, так и в интервью) не должны затрагивать национальные чувства и национальное достоинство респондентов, а также ни в какой форме (грубой или мягкой) не должны унижать представителей изучаемых этнических групп. В этом плане важное значение приобретает адекватное соотношение позитивных и негативных шкал. Расширенное неосторожное использование негативных шкал может травмировать респондентов (особенно в том случае, если они принадлежат к изучаемому этносу) и бессознательно сформировать у них представление, будто участники проводимого исследования настроены по отношению к изучаемому народу отрицательно и в ходе опросов стараются собрать негативные материалы. Для преодоления этой трудности можно использовать методический прием сокращения негативных шкал. В определенной степени это компенсируется низкой оценкой респондентами позитивно окрашенных шкал. При выборе соотношения позитивных и негативных шкал желательно руководствоваться моральным принципом проведения этнопсихологических исследований (Не навреди!).
При использовании анкет в процессе проведения кросс-культурных исследований необходим их двойной перевод на язык изучаемого этноса.
Интервьюирование может применяться на различных этапах этнопсихологического исследования: при предварительном системном анализе проблемы; на этапе сбора основной информации; на этапе анализа (в целях проверки эмпирических данных, полученных с помощью анкетирования и других методик); и, наконец, на этапе разработки практических рекомендаций (например, для получения информации о степени важности каждой рекомендации для заказчика и др.). В зависимости от целей интервьюирования оно может быть структурированным и неструктурированным, формализованным и неформализованным. При проведении интервьюирования с представителями разных народов учитывается своеобразие их способов общения (контактность, сдержанность, уважительность и пр.). Материалы интервьюирования необходимо оформлять письменно.
Метод наблюдения в этнической психологии может быть стандартизованным или нестандартизованным, включенным или невключенным, стимулирующим или нестимулирующим и пр. Варианты данного метода могут использоваться, начиная с этапа проработки проекта этнопсихологического исследования и до момента разработки практических рекомендаций заказчику. Применение данного метода дает исследователям возможность приобрести личный опыт общения с представителями изучаемого этноса. На Востоке недаром говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!» В истории этнической психологии возможны случаи, когда проводились исследования по изучению психологических особенностей этноса без контакта с его представителями (Benedict, 1946).
В настоящее время исследователи, занимающиеся изучением этнопсихологических феноменов, как правило, являются представителями изучаемого этноса (М. М. Набиев изучает национально-психологические особенности таджиков; М. Т. Ногерова исследует представление о субъекте затрудненного общения среди учителей Кабардино-Балкарии; А. И. Егорова анализирует внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа саха; Ле Куанг Шон изучает психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской семьи; Амаль Эль-Журди рассматривает социально-психологические проблемы современной ливанской семьи и т. д. – Набиев, 1995; Ногерова, 1997; Егорова, 1997; Шон, 1998; Амаль Эль-Журди, 2001). При выявлении психологических характеристик народа тыва основным исследователем была тувинка, проживающая в Республике Тыва (Резников, Товуу, 2002).
Зарубежные исследователи кросс-культурной психологии, как правило, включают в исследовательский коллектив представителей изучаемой этнической общности.
Методика свободных характеристик предполагает свободное изложение респондентом своего представления по исследуемому этнопсихологическому феномену. Обработка данных, полученных с помощью данной методики, осуществляется с помощью контент-анализа.
В этнической психологии нередко используется тестирование. Так, к примеру, В. М. Бызова при работе с коми и русскими привлекала методики Дж. Ротгера по выявлению локуса контроля, опросник структуры темперамента В. М. Русалова, тест Амтхауэра, тест юмористических фраз, проективный тест руки Вагнера, цветовой тест отношений и др. (Бызова, 1997а; Бызова, 1997б; Бызова, 1998). Вместе с тем использование тестов для выявления познавательной сферы различных этносов с моральных позиций до сих пор представляет большие трудности (Анастази, 1982). При выявлении, измерении и сравнении национальных чувств у представителей разных этносов, как показывают исследования, необходимо быть предельно осторожным.
Анализ письменных источников как метод сбора информации уже был частично рассмотрен при описании стадии, связанной с подготовкой программы исследования (библиографическая подготовка и предварительный анализ научной литературы). Достаточно большие возможности для представления информации по этнической психологии есть у художественной литературы, журналистских заметок, воспоминаний лиц, общавшихся с представителями изучаемых этносов, и пр. Например, воспоминания В. Овчинникова, который работал в качестве корреспондента в Японии и Великобритании и написал интересную книгу о психологии японцев и англичан, В ней содержится много тонких зарисовок психологических черт этих народов (Овчинников, 1987), кстати, в Японии высоко оценили его книгу и перевели на японский язык. Для перевода информации из названных источников в качественно-количественные показатели используется контент-анализ.