Гарвардский университет, расположенный на берегу реки Чарльз, занимает одно из первых мест в рейтинге высших учебных заведений мира. Говорят, что Гарвард является «чашкой Петри» для элиты – ведь только избранные имеют шанс поступить туда. А выпускники университета – элита из элит; они блистают в любой области знаний, подобно звездам на небе!
Среди выпускников Гарвардского университета 8 президентов США, 160 лауреатов Нобелевской премии, 18 лауреатов Филдсовской премии (высшая награда в области математики), 14 лауреатов премии Тьюринга (информатика), 30 лауреатов Пулитцеровской премии (журналистика) и бесчисленное множество других представителей социальной элиты. Даже некоторые из тех, кто не закончил Гарвард, стали достаточно влиятельными людьми, например основатель Microsoft Билл Гейтс и основатель Facebook[1] Марк Цукерберг.
Как же университету удается воспитывать столько талантливых людей?
Главная причина в том, что в Гарварде уделяют большое внимание развитию способностей студентов. Заложенные в человеке способности определяют качество его жизни. К базовым способностям относятся те, что находятся в самом низу пирамиды. Только когда нижний ярус прочен и надежен, вы можете на его основе развивать другие ярусы и продолжать возводить свою пирамиду способностей.
Например, если вы умеете распоряжаться временем, то можете правильно организовать свой график; если умеете сохранять свою энергию – можете поддерживать себя в наилучшем психическом состоянии; если легко контролируете свои эмоции, вам будет проще справиться с негативом; если вы трудолюбивы, требовательны и у вас развито «чувство опасности», вы будете усердно заниматься, не обращая внимания на других людей.
Если молодые люди хотят стать элитой общества, они должны начать с развития базовых компетенций. Ведь это основа всех основ. Гарвардский университет требует от своих студентов не только обладать базовыми компетенциями, но и применять их на деле. Ведь получить их не составляет труда: всю информацию можно найти в различных статьях, лекциях и курсах; гораздо сложнее – научиться использовать их в реальной жизни. Только когда эти компетенции становятся частью наших собственных знаний и способностей, мы сможем назвать их «базовыми».
Как же Гарвардский университет развивает базовые способности своих студентов?
В этой книге вы найдете ответы на этот и множество других вопросов, в том числе о тайм-менеджменте, управлении энергией и эмоциями, эмоциональном интеллекте, обучении концентрироваться и других аспектах, основанных на конкретных примерах и подробно изложенных методах, позволяющих читателям понять, как в Гарварде культивируют способности студентов.
Если вы поймете принцип развития базовых способностей социальной элиты, у вас обязательно получится войти в этот круг!