Глава 1. Концептуальные основы метода Елены Васильевой в саморазвитии личности

1. Структура самосознания в саморазвитии

Ключевым потенциалом личности является умение трансформировать свою жизнь. Это способность делать выбор на основе обобщённого понимания своих мыслей, чувств и действий.

Как это понять? Если испортились отношения в паре, или одолели тревоги и беспокойства, или подросток в семье «от рук отбился», то возникает потребность обратиться за помощью к психологу. Что Вы станете делать в таком случае? Конечно же, начнёте искать специалиста на сайтах интернета.

Во-первых, подумаете, какой психолог Вам нужен и начнёте знакомиться с вариантами – это Ваши мысли.

Во-вторых, рассматривая каждый из вариантов, определитесь со своим отношением и оценкой каждого специалиста для окончательного выбора – это Ваши чувства.

В-третьих, выбрав достойного специалиста, звоните ему и договариваетесь о приёме – это Ваши действия.

Именно так взаимодействуют наши мысли, чувства и действия. Они тесно связаны, взаимно проникают и дополняют друг друга. Между ними невозможно провести демаркационные линии. Но мы рассматриваем их отдельно, для того, чтобы понимать их и совершенствовать в целях саморазвития.

Итак, обобщённое понимание наших мыслей, чувств и действий, осуществляется благодаря самосознанию – это комплексный процесс, состоящий из взаимодействия самопознания, самоотношения и саморегулирования, писали С.Л. Рубинштейн и И.И. Чеснокова [28], [31].

Первоначальный процесс самосознания – самопознание. Это следование от незнания к знанию о себе, от информации о себе к пониманию себя. Осознание себя как деятеля и участника взаимодействия. Самопознание позволяет создать, исправить, уточнить представления о себе, наполнив самосознание фактами. Только адекватное самопознание обеспечивает поступательность развития личности [17].

Продуктивность развития определяется не только знаниями о своих собственных желаниях, но и тем, насколько личность может преуспеть. Поэтому важно выделить и эмоциональную составляющую – личностную позицию.

Позиция развивающейся личности – это отношение к саморазвитию и стремление наилучшим образом самосовершенствоваться. Предметом отношения могут быть потребности, мотивы, эмоции, чувства. Отношение имеет разные характеристики: положительное, отрицательное или неопределённое, пассивное или активное (пассивно-положительное, активно-положительное и т.д.). Возможности человека могут быть максимально реализованы, лишь при активно-положительном отношении к задаче[24].

Информированность о своих особенностях и отношение к ним позволяют осуществлять самоконтроль и личностные изменения, проявляющиеся в саморегулировании [1], [15].

Действенными средствами саморазвития, являются проактивное [18] самопознание, профицитное самоотношение и дивергентное саморегулирование.

Проактивное самопознание – это восприятие, основанное на принятии ответственности на себя и отказ от присвоения причин инцидента другим его участникам. Так, моя клиентка Ольга, рассказывая о своей проблеме, постоянно давала оценки себе и участникам событий. Причём, эти оценки, всегда отличались критичностью. Она постоянно обвиняла то себя, то других (мужа, детей, начальника, коллег, соседей). Вот так активно и без передышки в ней работали внутренний и внешний критики. Они просто не давали ей покоя, поэтому нам пришлось проработать именно эту её особенность, чтобы она смогла перейти от критичного самопознания к проактивному.

Предпочтение позитивного выбора разрешения возникшего инцидента стимулирует проактивное самопознание. Оно соотнесено с сущностной силой личности «Я хочу» – это потребности, желания, интенции – осознание своих истинных ценностей [31]. Такой подход позволяет усилить позитивную рефлексию [16].

Следующим действенным процессом саморазвития, в котором одобрение себя в большей степени превышает неприятие себя, является профицитное самоотношение. Оно соотносится с сущностной силой личности «Я могу» – это возможности, склонности, способности, потенции, усиливающие позитивное оценивание своих ожиданий и переживаний [3], [24]. При этом человек особо отмечает свои достоинства, удачи, победы. Он извлекает уроки из неудач и поражений.

Когда ко мне пришёл клиент Евгений, неудовлетворённый тем, как развивается его бизнес, он говорил о том, что все его былые достижения не имеют значения, потому что они в прошлом, а сейчас дела идут плохо. Что же произошло? Дело в том, что он обесценил все свои успехи и достижения, не проанализировал их, не выяснил причины своих побед. И поэтому не смог ими воспользоваться для дальнейшего развития бизнеса. Ему было предложено вспомнить все победы и проигрыши с самого детства, анализ которых позволил составить алгоритм как победных, так и проигрышных мыслей, чувств и действий. Эта работа помогла Евгению составить программу действий, обрести уверенность в поддержании своего бизнеса.

И, наконец, поиск креативного, эффективного разрешения проблем и задач самосовершенствования из множества вариантов позволяет реализовать дивергентное саморегулирование. Оно соотнесено с сущностной силой личности «Я имею» – это относительно устойчивые качества, необходимые для продуктивного взаимодействия в социуме, обеспечивающие успех личности [2], [26], [27]. Приведу пример из своей практики. Наташа пришла на консультацию со слезами: «Дочь подросток меня полностью игнорирует! Что делать?». Я предложила ей восстановить события, когда она была в возрасте её дочери. Наташа сразу вспомнила, как они ссорились с мамой, как девочка протестовала, не хотела слушать мать. И вдруг она воскликнула: «Так ведь я же веду себя точно так, как моя мама! А тогда я думала, что если у меня будет дочь, то ни за что не буду так её третировать контролем, запретами и вмешательством в её дела!».

Наташа перечислила все и негативные, и конструктивные приёмы поведения и мамы, и свои. Анализ помог ей выбрать из имеющихся приёмов, и найти новые наиболее эффективные способы общения с дочкой. И постепенно их отношения наладились.

Таким образом, успешность саморазвития, обретение личностью желаемого может быть обеспечена при взаимодействии

проактивного самопознания,

профицитного самоотношения,

дивергентного саморегулирования.



Овладев каждой из составляющих самосознания развития (проактивным самопознанием, профицитным самоотношением и дивергентным саморегулированием), можно достичь внутриличностной, а затем и межличностной гармонии.

Поскольку человек считает себя достигшим желаемого уровня саморазвития, преуспевающим, если он признан социумом, значимыми для него людьми. Этого возможно достичь, только пройдя путь от принятия себя к принятию другими [19], [32].

Приглашаю Вас рассмотреть миры, которые создаёт каждый человек, и, затем, живёт в них.

2. Внутренний и Внешний миры Единого мира человека

Каждый человек живёт в своём Едином мире, который состоит из Внутреннего мира «Я и Я» и Внешнего мира «Я и Другие». Внутренний мир – это мысли, переживания, чувства, самооценки, планы действий, направленных на самих себя. Внешний Мир – это мир взаимодействия с другими в событиях, ситуациях, условиях окружающей действительности. И вместе с этим, мы всегда живём в Едином Мире, то есть одновременно в обоих мирах.

Внутренний Мир отражает наше восприятие Внешнего мира. Личности стремящейся к успеху, важно научиться управлять своими мыслями, чувствами, словами, действиями, чтобы строить свою жизнь по собственному проекту. Мы можем изменять собственную жизнь, поскольку наши возможности безграничны.

Почему мы живем так, как живём? Потому, что мы сами создали такой мир своими мыслями, представлениями и действиями! Рациональнее изменять не себя, как это принято, а изменять свой мир! Научиться жить в новой реальности. В этой реальности для нас будут открыты большие возможности и перспективы, жизнь станет интереснее.

Каждый человек создал свой собственный мир. Один считает, что всё ему знакомо, всё уже понятно, развиваться не надо. Все так живут! Другого – на каждом шагу подстерегает опасность. Третий – неудачник во всём, а виной тому его окружение. Четвёртому приходится постоянно много, до изнеможения работать. И только тогда может быть что-то хорошее получиться. Пятый – оптимист, творец, партнёр в совместных проектах. Шестой – влюблён, радостен, счастлив и т.д.

Попытки трансформации неудовлетворяющего мира часто сопряжены с ложными шагами. Это и постоянное откладывание планирования, и повторение известных ранее действий, которые не ведут к достижению желаемого, и неверие в себя, которое подпитывают пылящиеся вещи, купленные для развития, и безделье, пустое времяпровождение.

Возникает вопрос: как стать успешным? В итоге для человека имеет первостепенное значение, как его воспринимают и как к нему относятся значимые другие. Внешний мир будет благополучен, если человек создаст мир Сотрудничества. Только «общими победами» [18] можно достичь гармонии в этом мире.

Но начать работу следует с Внутреннего мира, с мыслей, чувств и действий, направленных на самого себя. То есть «навести порядок в своём доме, а уж потом приглашать в него гостей». Эта позиция у Стивена Кови [18] называется «изнутри наружу».

Осмыслить содержания Внутреннего и Внешнего миров, можно с помощью модифицированного теста «16 ассоциаций» К. Юнга [35]. В этом тесте используется диагностическая стратегия «незаконченное предложение» Джозефа М. Сакса [21]. Прежде, чем предложить задание, описанное в упражнении 1 «Мои миры», предлагаю рассмотреть пример из моей консультативной практики в работе с клиентом Глебом (16 лет). Это позволит понять Вам, как работать с упражнением.

Ко мне обратилась его мама с жалобой на то, что подросток замкнулся, прекратил общаться с семьёй, с ровесниками в школе и во дворе. Глеб рассказал мне, что у него вообще нет ни желания, ни настроения с кем-то общаться. Мы не будем вдаваться в подробности его истории, а лишь рассмотрим выполненное им упражнение. Предметом исследования в предложенном тесте были его эмоциональные состояния.

Инструкция к тесту. Вам предлагается бланк с 16-ю стимулами – словами (незаконченными предложениями), характеризующими чувства, преобладающие в Вашей жизни. Чтобы вызвать свободные ассоциации, необходимо несколько секунд внимательно смотреть на формулировку вопроса, написанного над таблицей «Какие чувства преобладают в моей настоящей жизни?».

Через несколько секунд такого фокуса на содержании вопроса, посмотрите на слово под номером 1. В сознании возникнет слово, словосочетание или предложение, ассоциирующееся с этим словом. Ваша задача не вникать в их смысл, не анализировать, не подвергать логическому контролю, а сразу записывать первый вариант – он самый правильный. Затем прочитайте следующее слово и запишите к нему ассоциацию. И так до пункта 16.

Теперь разбейте список ассоциаций на пары. Для удобства объедините их фигурными скобками. 2-й этап – поочерёдно обратитесь к каждой паре ассоциаций и напишите следующую из них 3-ю ассоциацию. И так до конца. В результате получится 8 ассоциаций. Их тоже разбейте по парам. И напишите объединяющую ассоциацию для каждой пары.

Получится 4 ассоциации. Разбейте их на 2 пары. К каждой паре напишите по 1-ой ассоциации. И, наконец, напишите ассоциацию, которая объединяет эти две. Получите ключевое слово. Это не ответ, а ключ к ответу.

Используя этот ключ, постарайтесь вспомнить, что в событиях Вашей жизни связано с этим словом, мыслью? Это выведет Вас к событию, которое отражает причину преобладающего эмоционального фона Вашей настоящей жизни.

Примечание. В колонке «Стимул» слова, написанные обычным шрифтом – это задания методики, а выделенные Жирным шрифтом - написанные клиентом. Все остальные колонки заполнены клиентом («Мои мысли», «Мои чувства», «Мои действия» и «Ключ»).



Таким образом, мы получили информацию по всем колонкам и, в том числе, есть Ключ, который позволил продолжить работу с причинами сложившейся ситуации у Глеба.

Итак, по заданному образцу можно приступить к выполнению Вашего упражнения. Сначала следует изучить Внутренний Мир «Я и Я», затем Внешний мир «Я и Другие», и, наконец, Единый мир. Сравнение результатов даст возможность глубже осмыслить себя. В упражнении представлены два варианта: для взрослых и для подростков (обучающихся).

Упражнение 1. «Мои миры» (модифицированный тест К.Юнга «16 ассоциаций»)

Примечание. Инструкцию смотрите в примере выше.

Вам предлагается бланк с 16-ю стимулами – словами, характеризующими Ваш Мир. Чтобы вызвать свободные ассоциации, необходимо несколько секунд внимательно смотреть на формулировку вопроса, написанного над таблицей.

Когда Вы найдёте ключ, постарайтесь вспомнить, что в событиях Вашей жизни связано с этим словом или словами? Это выведет Вас к событию, которое показывает ведущую особенность Вашего Мира. Запишите Ваши мысли по этому поводу в Таблицу 6.

Сначала проделайте это для диагностики Внутреннего Мира «Я и Я», затем Вашего Внешнего Мира «Я и Другие». И, наконец, выявите, что же для Вашего Единого Мира является самым главным. Сравните полученные результаты по всем трём таблицам, и сделайте выводы.







Осмыслите полученные результаты. Всё ли так, как Вы и предполагали? Что нового узнали про себя? Результаты удобно для сравнения записать в таблицу 6.









Для того чтобы понять преимущества, недостатки своего Мира и наметить пути его преобразования, полезно выполнить следующее упражнение.

Упражнение 2.«Мой Единый Мир, в котором я живу»

Инструкция. Опишите на листе бумаги Ваш мир во всех подробностях и деталях.

1. Чем наполнен мой мир «здесь и сейчас» (прислушайтесь к себе, к своему телу):

– общие ощущения в теле (комфортное, напряжённое, расслабленное)

– эмоциональный фон

– краски

– запахи

– звуки

– образы

– предметы

– люди

– животные

– растения

2. Дело моей жизни, какое оно для меня сейчас.

3. Мои ценности и цели в жизни.

4. Как я могу достичь своих целей?

5. Какие у меня трудности?

6. Чья и какая помощь мне необходима?

7. Как я отношусь к победе и к неудаче?

8. Что мне необходимо, чтобы стать успешным человеком?

9. Что даёт мне новые силы для продвижения вперёд?

10. Какой отдых для меня самый приятный?

11. Что еще есть интересного и ценного в моём мире?

12. Обобщённая оценка моего Мира?

Пример из упражнения Оксаны (32 года).

Моё тело часто бывает напряжённым, я жду «подвохов», новых неожиданных заданий.

Эмоциональный фон тоже напряжённый или негативный, т.к. переживаю какое-либо событие.

Краски – пастельные, размытые, смешанные, неяркие.

Запахи отсутствуют или неприятные (мусорные).

Звуки резкие, сигналящие или тишина.

Образы из разных ситуаций, в основном негативные.

Предметы – на них я не обращаю внимание. Есть они и есть. Давно знакомые, старые.

Люди – в основном родственники (родители, брат), живущие в одной квартире и коллеги на работе (все сплетники) во главе с начальником.

Животные – кошка, которая не любит, когда к ней прикасаются, ходит сама по себе, ест и спит.

Растения – цветы в горшках лиственные, не цветущие, которые поливаю от случая к случаю. …» И так далее.

Написанная Вами характеристика мира даст возможность многое понять и сделать переоценку ценностей. Наметить программу действий для его усовершенствования в соответствии с ожиданиями и желаниями.

3. Динамика саморазвития личности

Для успеха в саморазвитии важна обратная связь – осмысление, оценивание качества и интенсивности процесса. Это поможет правильно понимать ход изменений и, по мере необходимости, вносить коррективы.

Обеспечивая, наглядность и понимание динамики саморазвития личности, объединим две составляющие: 1) структуру самосознания в саморазвитии, состоящую из проактивного самопознания, профицитного самоотношения и дивергентного саморегулирования; 2) Внутренний мир «Я и Я» и Внешний мир «Я и Другие», в которых живёт человек.

Они тесно связаны друг с другом, и составляют единое целое. Схематически это выглядит так.



Рис. 1. Динамика саморазвития личности

Универсальная схема наблюдения за динамикой мыслей, чувств и действий поможет в работе над саморазвитием в процессах:

1) преодоления препятствий в саморазвитии (Глава 2.);

2) активизации проактивного самопознания во Внутреннем мире «Я и Я» и во Внешнем мире «Я и Другие» (Глава 3, п.1.);

3) активизации профицитного самоотношения во Внутреннем мире «Я и Я» и во Внешнем мире «Я и Другие» (Глава 3, п.2);

4) активизации дивергентного саморегулирования во Внутреннем мире «Я и Я» и во Внешнем мире «Я и Другие» (Глава 3, п.3.).

Для удобства наблюдения и фиксирования результатов, подготовлены 2 вида схем: для психологов и для клиентов.

Первая схема для психологов в Таблице 10. Здесь подробно рассматриваются варианты мыслей, чувств, действий в зависимости от переменных, которые охарактеризованы ниже.

Переменные из Таблицы 10:

1. Подструктуры самосознания в развитии: проактивное самопознание, профицитное самоотношение и дивергентное саморегулирование.

2. Миры личности: Внутренний мир «Я и Я» и Внешний мир «Я и Дру-гие» (в позиции «изнутри наружу») [18].

3. Виды мыслей, чувств и действий в динамике саморазвития: проактивные мысли, профицитные чувства и дивергентные действия.

4. Типы мыслей, чувств и действий: аналитические, протестные и эвристические. Где аналитические характеризуют выявление деталей, их осмысление; протестные – обесценивание и уход от используемых паттернов, которые не привели к желаемому результату; эвристические – поиск и открытие новых эффективных приёмов, обеспечивающих достижение цели, успех.

Рассмотрите в Таблице 10 все переменные и примерные варианты ответов. Это поможет понять, куда направлять ход мыслей в наблюдении за динамикой саморазвития личности.






4. Стимульные таблицы для самонаблюдения за саморазвитием

Для клиентов удобнее обобщённая, менее подробная схема. В ней предлагаются варианты новых мыслей, новых чувств и новых действий, на которых удобно ориентироваться в осмыслении процесса саморазвития. Схемы представлены в двух таблицах.

Таблица 11. Стимульная таблица для самонаблюдения за саморазвитием во Внутреннем мире «Я и Я».

Таблица 12. Стимульная таблица для самонаблюдения за саморазвитием во Внешнем мире «Я и Другие».

В каждой таблице девять вариантов новых мыслей, чувств и действий, аналитических (1-3), протестных (4-6) и эвристических (7-9).





Как работать клиентам с этими таблицами? Если возникли затруднения выявить свои новые мысли, можно ему посмотреть таблицу, и проверить, не появлялись ли сходные мысли, чувства и действия у него. Таблица поможет сравнить собственные мысли, чувства и действия в процессе личностных изменений с предложенными в качестве примера мыслями, чувствами и действиями. В том случае, если клиент не нашёл сходства, то можно посоветовать ему выбрать в качестве ориентира те мысли, чувства и действия, которые предложены в таблицах.

Затем в произвольной форме, рекомендуется вести дневник самонаблюдения, в который следует записывать то новое, прогрессивное, что появилось. Можно записывать по датам новые мысли, новые чувства и новые действия, в такую таблицу.



Рассмотрев концептуальные основы метода саморазвития личности, можно преступить к следующему шагу – избавлению от мусора, который мешает достойным успеха людям его обрести. Рассмотрим причины и способы избавления от помех, блоков, иррациональных убеждений, затруднений, которые мешают уверенному продвижению к желаемому результату.

Загрузка...