В этой главе мы продолжаем обсуждать, как работать с МАК, и проясняем способы и важные принципы бережной работы с подсознанием. Мы рассмотрим расклад «Что скрывает Тень» и клиентский кейс «Тайна Маленького принца», который раскрывает, как меняется жизнь человека, принявшего свою вытесненную теневую часть.
Наконец заветная колода в руках! Вы чувствуете, что голова буквально кипит от усвоенных теоретических знаний и уже есть клиент, который готов поработать с МАК. Однако тут часто рождается страх, свойственный всем начинающим консультантам: как построить сессию, чтобы она была результативной?
Я предлагаю вам структуру, следуя этапам которой, вы сможете мягко провести клиента в мир исцеления.
♦ Знакомство и настройка на клиента через тело – зеркальте позу и жесты клиента, сонастройтесь по ритму дыхания, по лексике – старайтесь использовать те же слова, что и он. Главное – не переусердствовать, чтобы это было незаметно для клиента. Этот этап длится не более 3 мин.
♦ Огласите и обсудите правила работы:
– гарантия безопасности: вся сообщаемая информация остается в кабинете;
– «здесь и сейчас»: обсуждается то, что волнует человека в данный момент, в связи с конкретным событием;
– искренность в выражении чувств;
– право на свободное изложение своего мнения;
– обсудите возможность общения на «ты». Это правило позволяет стереть социальные, демографические, статусные различия;
– правило «стоп» – оно защищает свободу клиента и его право включать в работу ровно столько чувств и переживаний, сколько он готов прожить и прочувствовать. Это своего рода защита от насилия и тяжелого в смысле переживаний для личности воздействия.
Спросите о самочувствии, особенно если чувствуете, что человек напряжен. Вербализируя свое состояние, человек расслабляется. Предложите оценить напряжение по 10-балльной системе. Вопрос о самочувствии стоит задавать и в критические моменты сессии.
Длительность – 5 мин.
Зачастую запрос был уже кратко озвучен, когда клиент записывался на сессию. Однако, во-первых, мы должны получить подтверждение, что он по-прежнему актуален. А во-вторых, часто первично озвученный запрос не является истинным. Поэтому нам стоит выделить время, чтобы его уточнить и определить задачу, поиск решения которой станет целью нашей работы. Запрос должен быть правильно сформулирован и экологичен. Подробно о том, как проверять запрос и какие запросы не стоит брать в работу, я расскажу вам далее. Длительность этапа – до 10 мин.
В работе с МАК используют две стратегии выбора карты – «в закрытую» и «в открытую».
Закрытый выбор – по сути выбор вслепую, когда карты выложены рубашками вверх – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант, с одной стороны, сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.
Произвольный, открытый выбор, когда клиент сам выбирает карту, рассматривая изображения и чувствуя в них отклик. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента. Работать можно по любой стратегии, все зависит от ситуации, от запроса, от состояния клиента и уровня выстроенного доверия в ваших отношениях. Поэтому, если клиент недавно начал работу с вами или он не знает ничего о метафорических картах, то работать с ним лучше «в открытую». Сначала вы знакомите клиента с картами, рассказываете об их назначении, даете рассмотреть. Когда клиент перебирает карты, снимается фоновая тревожность, он постепенно погружается в трансовое состояние, которое важно для работы.
Людям, привыкшим опираться на логику, бывает очень трудно понять, зачем нужно открывать «креативный коридор» (и вообще – что это такое?), задавать вопросы подсознанию или работать с метафорами. Самая важная задача метафорических карт – снизить психологическое сопротивление. Когда человек видит сказочные образы, знакомые и любимые с детства, ему становится очень просто интерпретировать карту, связаться со своими чувствами, осознавать их и принимать.
Посмотрите, как работает метафора в нашем сознании. Нами осознается всего 20 % информации, остальные 80 % скрыты в нашем бессознательном. Там же, как вы знаете, прячется внутриличностный конфликт, хранится наш опыт. Его часть, например, говорит: вот это нужно делать прямо сейчас! А в это время другая часть твердит: это опасно! Не смей! Так возникает противоречие, которое нас буквально парализует и не дает действовать. Сознание сопротивляется рациональным изменениям, и нам требуются такие инсайты, которые выведут на свет эти бессознательные внутриличностные конфликты. Только тогда мы можем с ними справиться.
Страница за страницей мы открываем разные смыслы, которые находим в картах. При этом вы можете работать на нескольких совершенно разных уровнях, обнаруживая возможности восприятия, которые протекают за пределами нашего сознания. Кроме того, нам важно актуализировать проблему, и карты позволяют осознать, прочувствовать и вербализовать волнующие нас ситуации. И, конечно, самое ценное – они дают возможность найти нестандартные решения. Разглядывая, описывая карту, вы включаете фантазию, запускаете механизм ассоциации, что приводит к самым неожиданным открытиям.
Задание: подготовьте небольшое емкое объяснение для клиента, описание взаимодействия с картами, и кратко расскажите в нем, почему важно работать именно с помощью МАК.
Озвученный клиентом запрос освобождаем от эмоциональной нагрузки. Часто вместо задачи звучат жалобы: «все плохо», «не могу заставить ребенка учиться», «мне не хватает зарплаты, мало платят», «все раздражает, от всего устал», «ничего не хочу», «все надоело». Мы помним, что жалоба не является запросом. Поэтому в начале необходимо поработать с чувствами клиента, прояснить, от чего именно он устал, что надоело, и т. д., то есть внести ясность и составить запрос в форме ожидаемого результата.
Запросы бывают конструктивные и неконструктивные. Рабочий, экологичный, конструктивный запрос соответствует таким критериям:
– запрос про себя. Он начинается со слов: «Я хочу…» и продолжается тоже про себя: «чтобы я…», «чтобы у меня…», «чтобы мне…» и т. д., то есть это запрос про СВОИ желания, цели, ответственность, а не чьи-то (мамы, мужа, детей, начальника);
– отражает готовность клиента совершать действия для достижения результата: человек пришел за решением и ищет его;
– клиент понимает, что он чувствует сейчас, и представляет, как изменятся его чувства после достижения успеха;
– реалистичная цель. Например, «хочу поменять машину» – конструктивный запрос, а «хочу, чтобы мне подарили машину» – нет. «Хочу, чтобы дочь закончила школу с золотой медалью» – неконструктивный запрос, а «хочу гордиться своей дочерью» – конструктивный.
Проще говоря, конструктивный запрос – это задача, которая и решается усилиями самого клиента, с помощью подсказок МАК.
Если запрос не является конструктивным, то его необходимо трансформировать. В этом нам помогут уточняющие вопросы. Наша цель – помочь клиенту прояснить для себя, чего на самом деле он хочет, и реально ли для него этого достичь. Сделать это помогут такие вопросы:
– Откуда вам известно, что эта цель достижима? Что она – именно то, что вам сейчас нужно?
– Случались ли раньше похожие ситуации? Как вы проживали их? Что чувствовали? Когда это было?
– Вы когда-то уже пробовали что-то делать для реализации запроса? Что получалось? Что нет?
– Насколько вы продвинулись к своей цели? Расскажите подробнее, как это было.
– Как вы можете объяснить, почему до сих пор желаемое состояние/цель не наступает?
– Какие перемены должны случиться, чтобы цель реализовалась?
– Почему сейчас вы рассматриваете только этот вариант?
– Есть ли другие пути получения желаемого? Какие это пути?
Правильно сформулированный, конструктивный запрос определяет 50 % успеха сессии с МАК.
Важно убедиться в наличии ресурса! Мы не идем в проработку травматической ситуации клиента, пока не убедимся в том, что у него хватит сил туда сходить.
Перед тем как начать работать с озвученной целью, мы должны убедиться, что у человека сейчас достаточно сил и ресурсов, чтобы цели достичь. Но бывает так, что результатом терапии является непосредственно изменение запроса. Человек приходит к выводу, что цель на данный момент для него недостижима, что он может ее на время отложить, а сейчас у него актуальный запрос на самом деле совершенно другой.
Будьте внимательны. Часто в процессе работы с метафорическими картами открываются болевые точки клиента. Вы можете четко увидеть его психотравмы, а именно психотравмы детско-родительских отношений. А значит, поймете направление дальнейшей работы и сможете предложить его клиенту после работы с метафорическими картами. Вам будет легко выйти с клиентом на построение модели терапевтического исследования.
Важно выбрать запрос на 6–7 баллов из 10
С помощью МАК мы работаем с травмами, которые произошли какое-то время назад. Они уже скрыты, припылены временем, а иногда даже вообще плохо вспоминаются. Рекомендую не заходить детально в событие напрямую. Например, если женщину изнасиловали, мы не будем расспрашивать, как это было и кто это сделал.
Если по актуальности запрос будет 1–4 балла, он не является достаточно значимым для клиента и с ним ему не будет интересно работать. Если же запрос очень горячий, работа тоже может пойти наперекосяк, так как это – острая травматическая ситуация и с ней нужно работать по-другому, не с помощью метафорических карт.
Как работать с этим запросом, определяете вы. В качестве подсказок я подготовила вам «Атлас метафорических путешествий», который вынесен отдельной главой в конец книги. Там собраны авторские расклады по основным клиентским запросам. Применяйте, пожалуйста, адаптируйте вопросы под актуальный запрос своего клиента! Работа с МАК – это всегда творчество, в том числе творчество и мастерство терапевта в построении работы. На этот этап я выделяю – 10–15 мин.
На этом этапе мы включаем свою наблюдательность на максимум: фиксируем для себя то, как клиент берет карты, отмечаем его первую, неосознаваемую реакцию на то, что ему открывается, внимательно слушаем интерпретации и отмечаем, как меняется эмоциональное состояние, поддерживаем на эмоциональных пиках. Не стоит бояться задавать уточняющие вопросы. В финале расклада важно, чтобы человек сделал свои выводы, обобщил ответы, озвучил полученные от карт подсказки, прокомментировал свои реакции. Задача консультанта, чтобы к завершению сессии эмоциональное состояние клиента стабилизировалось и стало позитивнее, чем до работы с картами. Важно уточнить, получил ли он ответ на свой запрос, появилось ли решение, какими будут его дальнейшие действия и в какие сроки. Это самая длительная часть сессии – 20–25 мин.
В конце сессии необходимо подвести итог и закрепить ценность проведенной работы. Сделать это вам помогут следующие вопросы:
♦ Насколько вы удовлетворены ответами, которые получили?
♦ Принимаете ли вы результаты этой работы?
♦ Мы можем завершить работу по этому запросу?
♦ Что для вас было самым ценным на этой сессии?
Каждый из этих вопросов несет свою ценность. Их стоит задавать именно в такой последовательности. Часто ответ на последний вопрос оказывается неожиданным и для консультанта, но в то же время именно он, полученный главный инсайт клиента, станет движущей силой терапии. На этот этап отводим 5 мин.
Я рекомендую отмечать открытость клиента, смелость прикасаться к глубине и готовность меняться. Если есть необходимость, мы назначаем следующую встречу. Это рабочая структура сессии при работе с МАК, которую всегда использую я. Она послужит вам опорой, придаст уверенности и позволит дальше развивать свое мастерство. Средняя продолжительность МАК-консультации – до 1 часа (в зависимости от запроса и количества карт в раскладе).
Этот важный аспект хорошо раскрывается в работе с раскладом «Что скрывает Тень». Этот расклад – на первый взгляд очень простой, но в то же время глубокий, он позволяет буквально за час пересобрать человека.
Первая карта: в чем кроется ваша Тень? Где источник страха, тревоги, желания спрятать себя настоящую от мира?
Вторая карта: в чем сила вашей Тени? Какой жизненный ресурс она вам дает?
Передо мной – хрупкая брюнетка Анна. В ее глазах я вижу и страдание, и глубину.
• «Жизнь в полутонах, в ней нет красок, я не знаю, какая я – настоящая, не понимаю, как жить дальше, я существую, будто птица без крыльев…»
Анна «держит лицо», очень старается произвести впечатление позитивного легкого человека. За показной и такой явно искусственной уверенностью скрывается маленькая пугливая девочка, которая так боится не понравиться мне.
…Завороженно смотрит на первую карту – «ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ».
Способность видеть будущее можно раскрыть через образы птиц. Допустим, у вас есть карта «Царевна Лебедь».
Царевна Лебедь – символ грации, совершенства, творчества и верной любви. Обладает прекраснейшим даром – способностью видеть будущее.
Образ невероятной притягательной силы, которая буквально окутывает волшебством, а от этого кажется еще более недостижимым в своем совершенстве. В русском фольклоре мы встречаем представление о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Являясь птицей жизни, лебедь одновременно может олицетворять и смерть. К примеру, гуси-лебеди служили Бабе-яге. Да и во многих мифах мы встречаем противопоставление белого и черного лебедей: жизнь – смерть, добро – зло.
Замечаю, как светлые глаза темнеют и наливаются слезами, болью и обидой.
• «Отношения с мамой всегда были близкие, теплые и дружественные. Но знаете, моя мама – будто лебедь, такая красивая, яркая, сильная. А я… я всегда себя чувствовала рядом с ней гадким утенком. С детства помню это захлестывающее чувство стеснения и вины одновременно, особенно когда мама, недовольная моим желанием спрятаться, попрекала этим».
Себя в детстве Аня называет Маленьким принцем – она была такой же мечтательной, задумчивой, вдохновленной. Девочка оживала, когда рисовала: казалось, это не рисунки рождаются из-под ее карандашей и кистей, а она сама – то, что никак не решается проявиться в реальности.
• «Папа… он никогда в меня не верил. Холодный и отстраненный, он высмеивал мое желание стать художницей. Да, он откровенно называл меня бездарью, обреченной на нищее существование».
Аня выросла и стала социологом, вышла замуж, родила детей. И жизнь вроде идет, а ничего не меняется, ей по-прежнему очень сложно проявляться в жизни, достигать целей, делать то, что хочется, а не то, чего ждут от нее другие: родители, учителя, муж…
• «Я чувствую себя растерянной, потерянной. Идей и желаний очень много, но что конкретно делать – не понимаю. В жизни нередко ставила себе цели, но почти ничего не удалось. Сейчас я не способна планировать свою жизнь далее чем на месяц. Витаю в облаках: мои планы будто нереальны, они кажутся оторванными от реальной жизни».
По многолетней привычке Аня отказывается от своих истинных желаний, подавляет их, но даже не замечает этого, ведь необходимо «держать лицо» и быть хорошей, удобной, привычной.
• «Муж давно для меня как родственник, близкий человек. Я пытаюсь сохранить брак на этом чувстве… А там все сойдет на нет, мы не общаемся… Эта любовь просто есть во мне. Без продолжения», – смущенно решается Аня поделиться самым сокровенным. Проблемные отношения родителей не стали надежной опорой для построения собственного брака. В жизни женщины есть ЛЮБОВЬ, но запретная, непозволительная, с примесью отравляющего чувства вины, обреченности и невозможности счастья.
Вести жизнь с двойным дном, заменять то, что хочется, тем, что можно, жертвовать собой ради того, что другие считают правильным… Это все приветы от вытесненной, задавленной Тени. В определенном смысле теневая сторона человека – его второе Я. То, что спрятано глубоко и проявляется на бессознательном уровне.
В древности считалось, что человек без тени – пустой и неживой. Будто продал душу дьяволу. Потерять свою тень – значит потерять часть своей души. Психология рассматривает это понятие немного иначе, но суть близка. Бессознательное прячет в этой черной «дыре» истинные желания, ресурсы, стимулы, воспоминания, прожитый опыт, негативные черты. Открытие тени происходит тогда, когда человек испытывает много внутреннего дискомфорта. Что-то произошло, но он не может понять, почему у него никогда нет настроения, почему происходят эмоциональные вспышки, откуда чувство обиды, вины и негодования…
Аня выбирает, вернее, вытаскивает «в закрытую» вторую карту. Напомню, это карта символизирует ресурс, который дает Тень, – «СУНДУК С СОКРОВИЩАМИ».
Можно проиграть данную тему через карту, подобную «Сундуку с сокровищами».
Сундук с сокровищами – символ свободы, богатства и готовности к внезапному переезду. Именно в сундуке наши предки хранили все самое ценное.
В кризисные моменты сундук становился важнее, чем земля и дом. Это всегда ресурс, не только материальный, но и таланты, способности, скрытый потенциал. Распоряжаться содержимым сундука можно по-разному: кто-то хранит и даже боится прикоснуться к несметным богатствам, считая, что не имеет на них права, а кто-то смело распахивает крышку сокровищницы и принимает дары, осознавая и приумножая их.
Удивительное преображение происходит буквально у меня на глазах. Аня, как будто сбросив с плеч килограммовый груз, с улыбкой ребенка-первооткрывателя вдохновленно спешит поделиться увиденным и неожиданно осознанным:
• «Моя Тень – как этот сундук: во мне столько всего, что бурлит, стремится наружу – мои эмоции, то, что по-настоящему хочу, но в чем боюсь себе признаться. А это, оказывается, та самая сила, которая может меня спасти! Карта говорит мне перестать бояться прикоснуться к сокровенному, наконец заглянуть и посмотреть, что же у меня там, внутри. Услышать себя, свой внутренний голос, игнорировать навязанное извне, ориентироваться на свои истинные потребности, на свой внутренний мир! И вот тогда, из постоянного состояния вынашивания идей, у меня появится готовый реализованный проект, который у меня будет желание развивать и делиться с другими!»
P.S. Спустя 4 месяца я получила приглашение на персональную выставку Аниных работ. Она все же рискнула открыть свой сундук – начать рисовать. Это и стало началом пути к себе, себе настоящей, той, которая имеет право на свой талант, на свои мечты и свои желания. Творчество – тот самый спасательный круг, который позволяет ей выплеснуть внутреннее наружу. И здесь женщина уже совершила огромный внутренний прорыв, поверив в своего Художника и разрешив ему писать.
«Очная ставка» с Тенью необходима. И вот почему. Тень содержит в себе не только то, что неприемлемо разумному эго, но и все то, что является где-то инфантильным, где-то неприспособленным, то, что не получило своего зрелого, позитивного развития, не реализовалось в реальной жизни, но содержит очень заряженный энергетический потенциал. По сути – это запертый сундук с несметными богатствами, к которому человек боится подступиться. Который носит, как невыносимую ношу, сгибаясь под его тяжестью, вместо того, чтобы открыть и взлететь от полученной силы.
Исцеление психики заключается не в исключении Тени из жизни человека, а в осознании им ее присутствия, в приобретении навыков интегрировать ее в Я и в научении взаимодействовать с ней, не прибегая к болезненному подавлению и, как следствие, истощению психики постоянной внутренней борьбой.