Dummett M. Truth and Other Enigmas. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. Р. 458.
Аристотель. Метафизика / пер. А.В. Кубицкого // Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. / под ред. В.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1976. Т. 1. I.1.
См.: Aristotle. Metaphysics // The Basic Works of Aristotle / ed. R. McKeon. New York: Random House, 1941. E.1.
См.: Ibid. Γ.1.
См., в частности: Aristotle. Metaphysics. E.1.
Обсуждение этой карты см. в статье о Кристиане Вольфе в кн.: Edwards P. Encyclopedia of Philosophy. New York: Macmillan, 1967.
О классической атаке эмпириков на метафизику см. в кн.: Hume D. Treatise of Human Nature / L.A. Selby-Bigge (ed.) with revisions by P.H. Nidditch. Oxford: Oxford University Press, 1978.
См.: Kant I. Critique of Pure Reason / N.K. Smith (trans.). London: Macmillan, 1929; особенно предисловие ко второму изданию и «Трансцендентальную диалектику».
Примеры такого подхода к метафизике см. в кн.: Collingwood R.G. An Essay on Metaphysics. Oxford: Oxford University Press, 1940; Rescher N. Conceptual Idealism. Oxford: Blackwell, 1973; Körner S. Categorial Frameworks. Oxford: Blackwell, 1974; Putnam H. Reason, Truth, and History. Cambridge: Cambridge University Press, 1981; Putnam H. The Many Faces of Realism. LaSalle, IL: Open Court, 1987. Утверждение, что предметом метафизики является описание нашей концептуальной схемы, отстаивается во введении к кн.: Strawson P.F. Individuals. London: Methuen, 1959; хотя по стилю эта работа и является неокантианской, то, что Стросон делает в «Индивидах» (Individuals), в значительной степени воплощает аристотелевский подход к дисциплине.
См., например: Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, NJ: Princeton University, 1979.
Исключение из этого правила составят, конечно же, сторонники теории концептуальных схем, о которых мы говорили во введении.
Платон. Парменид / пер. Ю.А. Шичалина. СПб.: РХГА, 2017. 130E–131A.
Современное изложение взглядов, с которыми мы встречаемся в «Пармениде», см. в работах: Russell B. Problems of Philosophy. Oxford: Clarendon Press, 1912. Chaps IX, X; Strawson P.F. Individuals. London: Methuen, 1959. Chaps. V, VI; Donagan A. Universals and Metaphysical Realism // Monist. 1963 // Loux M.J. Universals and Particulars. 2nd edn. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1976; Wolterstorff N. On Universals. Chicago: University of Chicago Press, 1973; Loux M.J. Substance and Attribute. Dordrecht: Reidel, 1978; Armstrong D. Universals. Boulder, CO: Westview Press, 1989.
Термины «реализм» и «метафизический реализм» являются стандартными для таких взглядов. Но те же самые термины отсылают также ко взглядам на природу истины, на существование не зависящего от сознания соответствия миру, недвусмысленно определяющего все наши убеждения как истинные или ложные. В этом смысле Реализм противопоставляется так называемому анти-Реализму. Сторонники теории концептуальных схем, о которых мы говорили во введении, придерживаются анти-Реалистского взгляда на природу истины, тогда как защитники традиционной концепции метафизики (определяемой как попытка охарактеризовать общую структуру реальности) в этом смысле слова являются Реалистами. Но философы, являющиеся Реалистами в отношении истины, могут быть (и часто бывают) номиналистами в отношении совпадения атрибутов. См. главу 11, где подробнее объясняется разница между Реализмом и анти-Реализмом.
Не все философы считают определение универсалий настолько простым. См., например: Macbride F. The Particular-Universal Distinction: A Dogma of Metaphysics? // Mind. 2005.
В число других примеров видов входят различные онтологические категории – это просто виды наиболее высокого порядка или наиболее общие. Очевидно, что философ, отрицающий существование видов, должен будет отыскать какой-то метафизически нейтральный способ описания того, чем он занят, когда занимается метафизикой или пытается выявить категории бытия.
Очень ясное изложение мнения о том, что субъектно-предикатные высказывания предполагают существование универсалий, см. в работе: Donagan A. Universals and Metaphysical Realism. P. 126–133. Как и здесь, в [Loux, 1976a] при упоминании данной статьи ссылки даются на этот сборник.
Более подробно о соответствии и истине см. в разделе «Номиналистский подход к пропозициям» главы 4, а также в главе 11.
Таково мнение Густава Бергмана. См., например, статью «Философия Мальбранша» (The Philosophy of Malebranche) в кн.: Bergmann G. Meaning and Existence. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1959. P. 190–191.
См., например: Wolterstorff N. On Universals. P. 85; Strawson P.F. Individuals. Chap. V; Loux M.J. Substance and Attribute. P. 30–33.
Более подробно об абстрактной референции и ее онтологических основаниях см. в кн.: Loux M.J. Substance and Attribute. Chap. IV.
См., например, статью Родерика Чизолма «Свойства и положения дел, рассматриваемые сознательно» (Properties and states of affairs intentionally considered) в кн.: Chisholm R. On Metaphysics. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1989. P. 141–142; а также работу: Van Inwagen P. A Theory of Propositions // Oxford Studies in Metaphysics. 2006.
Это всего лишь частный случай так называемого парадокса Рассела. В более известной версии парадокс подводит к выводу, что не существует множества для каждого условия принадлежности ко множеству. Будь это не так, существовало бы множество, в которое входили бы все множества, не входящие в самих себя, – и только они. Но если бы такое множество существовало, то оно либо входило бы в себя, либо не входило бы, – в любом случае это привело бы к противоречию.
См.: Платон. Парменид. 131E–132B. Более современные рассуждения о реализме и бесконечной регрессии см. в работах: Strawson P.F. Individuals. Chap. V; Donagan A. Universals and Metaphysical Realism. P. 135–139; Loux M.J. Substance and Attribute. P. 22–27; Armstrong D. Universals. P. 53–57.