Несколько слов о феномене Александры Сашневой. На Востоке, в отличие от Запада, всегда воспринимали человека, как единое целое. Психическое было неотделимо от физического, и все объединялось энергетикой. Невозможно было лечить психику, не занимаясь телом и не работая с энергетикой. Невозможно было лечить тело, не создавая правильный ментальный образ. На Западе это стали понимать сравнительно недавно. Александра Сашнева, соединив восточные практики медитации и работы с энергетикой с западными наработками в области психологии, создала свою уникальную методику, которую назвала метадао. Методику, проверенную и отработанную в первую очередь на самой себе, а впоследствии – и на тех, кто поверил и доверился ей.
(Юрий Фридман-Сарид, тренер, преподаватель восточных единоборств)
***
Вообще, мне кажется что "оставить след" для Учителя это не про личное топтание на плато вселенной. Это про отпечатки от ног тех, кто идет по ней после встречи с ним. Иногда читаешь чьё-то описание жизненного пути из серии "путь первопроходца" и прямо вопрос просится – а кто за тобой пошёл? У Вас чудесные ученики. И картины. И все остальное. Вы как прикосновение к воде, от которого ещё долго идут круги. (Елена Богданова, Председатель комиссии Общественного совета при Роспатенте
Член Совета по вопросам ИС at Совет Федерации
председатель правления at Ассоциация Центров поддержки технологий и инноваций Роспатента
Управляющий директор at Международный проект "Школьный патент"
Председатель правления at Фонд "Кадуцей") ***
Александра -замечательный мастер. Мы начали заниматься около двух лет назад, после ковида я два года не могла вылечить кашель, диагностировали астму, назначили гормональный ингалятор, который не помогал.
Благодаря телесно-голосовой практике мы вылечили мой кашель, мой голос почти не устаёт, хотя на работе приходится много говорить.
Владение голосом и речью необходимо не только людям, у которых работа связана с речью,
через голос можно воздействовать на своё физическое состояние..
Техники, которым я научилась, помогают мне лучше понимать себя, своё тело, справляться с тревогой и стрессами, я изменилась: стала спокойнее, научилась понимать свои состояния, учусь позволять себе проявляться.
Жизнь моя изменилась, я вышла из многолетнего изжившего себя брака с алкоголиком,
У меня есть силы строить новую более интересную и успешную жизнь.
Огромная благодарность и низкий поклон.
(Наталья Франк)
Психотело. Я пишу эту книгу как консультант и актерский тренер. Здесь мой опыт, мои практики, мои размышления. Что-то может быть спорным. Не вопрос. Вы же можете поспорить. Это не экзамен в школе, где нужно говорить по учебнику.
Что-то вы знаете и без меня. Мысли умных людей часто сходятся (англ. пословица). Есть тысяча путей, но верный один (даосская мудрость). И этот путь состоит в следовании природе вещей, в том числе и природе человека, его психотела. Мой путь в изучении человека привел меня к тому, что нельзя разделять психику и тело, поэтому я говорю – психотело. Меня радует, что появилось много техник и систем, которые ищут той же целостности. Но я расскажу о своем пути, в котором сомкнулось дао (работа с психикой через тело) и психомагия (работа с телом через метафоры).
Мои источники:
– опыт, опыт и еще раз опыт – личный, актерских занятий, консультаций
– школа дао, тай-цзы, практики нейгун
– учеба на психфаке
– восстановление и развитие голоса, работа с невербалкой и метафорами
– работа с метафорой
Моей целью всегда было одно – связать тело (бессознательное) и сознание. Как это откликается, как этим управлять, как это слышать.
Куклы. В детстве я разбирала кукол, как А. Адлер. Мне было интересно, что там внутри? Мне кажалось, что там, где-то внутри тела куклы или ее головы есть нечто, что откроет мне тайну жизни. Ребенку четырех лет очень не хватало понимания, как устроен мир: космос, звезды, деревья, звери, люди… Мне это реально не давало покоя.
В школе я упорно изучала физику, а жизнь толкала ко мне множество акцентуированных людей и даже психотиков, чтобы я начала их чувствовать и понимать. Они меня любили, доверяли мне с самого детства. В событийных и эмоцианальных перегрузках жизнь давала мне бесценный опыт заглядывать в мир подсознания.
Знаете? Есть вещи, которые ты можешь решить, только заглянув в свою святая святых – туда, где у тебя нет возможности слов. Наверное, это толкнуло меня придумывать истории, играть в других людей, рисовать другие миры – находить метафоры, которые объясняют мир без слов. Мне удается находить слова для очень сложных вещей.
Мне хотелось понять, как работают все эти штуки внутри головы, благодаря которым я думаю, что "Я" – это некая незыблемая величина. Именно это заставило меня выслеживать перемены в своем подсознании, как охотник выслеживает добычу, как другие люди дают мне свои образы и правила.
Подражание ребенка может быть из восхищения и любви бездумным, а может включать стопор отрицания, когда речь идет о целостности "Я" и выживании. Переступать границы, которые тебе провели на песке из любви труднее, чем пробить стену из ненависти.
Интроекты. Я начала замечать, что многое я делаю, как робот, потому что рефлекс, сформированный в детстве, сильнее моего ума. Иногда я реально вступала в спор с этой чужой волей, затягивающей меня в ненужную игру. Это продолжалось несколько лет, а потом я выгнала самые сложные интроекты наружу. Просто из своего голоса и голоса супер эго, я стала выбирать свой голос.
Было непросто и било по самолюбию сознавать, что я подчиняюсь давлению интроекта: связка паттерн поведения+текст интроекта+ эмоциональное подкрепление (+ и -) и оппа(!) я уже делаю что-то дурацкое, говорю что-то, что совсем не хочу говорить, сама загоняю себя в тупик.
Театр. Оказалось, что интроект лучше управляется с моим телом, чем я сама. И тогда я стала изучать, как это устроено. Очень много я взяла из игры.
Я заметила важные вещи для моих будущих практик:
– когда начинаешь играть эмоцию, она слабеет;
– когда надо изменить привычку, нужно придумать какое-то действие, игру, которую подсознание сумеет понять;
– подсознанию ничего не запретишь, как кошке, но его можно обмануть;
– когда надо что-то изменить в другом, его надо втянуть в игру;
– если вернуться в детство, там найдется много отгадок на все вопросы.
Так я поступила в училище искусств на художественное отделение и сразу же занялась… театром и актерской игрой. Собственно, я давно уже занималась ей – в школе, во дворе, в одиночестве дома. Но теперь я начала ставить спектакли, играть на сцене и снимать клипы. Я в этом была, как рыба в воде. И я всегда искала ответы в своем теле.
Интуитивно я нашла голос – что это мощная сила и энергия. Не зря же детям часто затыкают речь, запрещают слова. Запрет на слова – это запрет на личность, на самость, доминирование сильного. Моя психика взрывала тело, и я искала способов диалога, я хотела цельности, обретения идеального психотела.
Энергия тела. Не сразу я пришла к той мысли, что энергия находится в теле, в его свободе и выборе себя, в непринесении себя в жертву. Как многие люди, я загоняла его тревогой, стыдом, виной – я признавала за этими состояниями и этими людьми право портить мое психотело (мои нарративы и поведение). Довольно часто мне хотелось не существовать вовсе, потому что те, кого я должна любить, вечно тыкали в меня "уродина", "неуклюжая корова", "лентяйка"… И к этому списку они еще добавляли физические аргументы.
Подражание. Через мою голову проходило очень много разных людей и городов. Мы постоянно переезжали. И каждый город дарил мне новые праздники и новое насилие. Итого, к 16 годам я была полностью исковерканное абьюзом и болезнями существо с абсолютно дурацким взглядом на свое психотело, самость, личность и планы по жизни.
Может быть, если бы мои родители могли вникнуть в мои переживания, все происходило бы легче, но я, как огромное большинство моих сверстников, жила своей отдельной взрослой детской жизнью: контакты с учителями, ровесниками, преступниками, насилием, ложью пропаганты, двуличием всех взрослых, с книгами, фильмами, искусством, государством… Почти ни от чего нас не могли защитить родители, потому что принят то, что в нашей жизни могло случиться то, чего не может быть, родители упали бы в наших глазах в своем бессилии.
Мы старались приходить домой после драк за жизнь в чистой одежде и с улыбкой, с хорошими оценками и играли для родителей хороших девочек и мальчиков, очень опасаясь, что наши трагедии, с которыми мы с трудом справлялись, окрасят нас для строгих пап и мам в неотмываемо черный цвет.
Мы – дети окраин индустриальных городов, где на выселках жил разный народ – отсидевшие, будущие жители зон, пропитые алкоголики, совсем не все граждане СССР были светлыми учителями, инженерами или стахановцами-рабочими. Но об этом не было приянто говорить. Поэтому нашими кумирами стали такие писатели, как Крапивин, Стругацкие и Леви. Повезло тому, кто сумел попасть в секцию карате или йоги, но нельзя сказать, чтобы это было в открытом доступе.
Преследование йоги в СССР. Индийские и даосские практики начали проникать на Запад уже в конце 19 века (Райх, например) и далее: Александер (потерявший голос артист), Фельденкрайз и т.д. Возможно, они шли сами, как и я много поняла сама так же восстанавливая свою психику и голос после воспитания в нарративах жертвы.
В России так же просачивалась йога (Рерих). Станиславский основал систему подготовки студентов на хатха-йоге: упражнение «слушать звуки» дают всем первокурсникам театральных вузов. Конечно, во времена СССР в своих текстах он избегал слова «йога».
В институтах за закрытыми дверями велись исследования, применялись в разведке, на тренировках космонавтов, постепенно это доходило до врачей. Из древних практик выдергивали куски и "советизировали" их. Я узнала много ужасных историй от знакомого журналиста о том, как в середине 20 века в СССР все это стало эксклюзивно и под запретом.
Чтобы не быть голословной вот вам цитата с "Фалькон": "В 1970-е йога в СССР была запрещена, за практику, а тем более преподавание можно было вылететь с работы или из вуза и даже попасть в тюрьму. (…) Долгие годы в СССР йогой занимались единицы, в основном это были уцелевшие в сталинских репрессиях востоковеды, изучавшие культуру Индии. "
Новые имена старых практик. Постепенно практики йоги и тай-цзы начали просачиваться через запреты и преследования, для маскировки этим практикам и их упрощенным версиям давали новые названия: психоэнергетика, аутотренинг, телесная психотерапия… Но я хотела попасть в святую-святых, туда, где все это зародилось сотни или тысячи лет назад. Это была недосягаемая мечта. Которая вдруг, по мановению волшебной палочки Перестройки, стала доступной для всех. Так я получила самый большой дар в моей жизни. Телесные практики (управление вегетатикой) и понимание метафор – основа моих дальнейших изысканий и техник, успешных как для актеров, так и зда всех других людей.
Язык психотела. В нашем теле нет опции понимать текст и выполнять его. Мы можем медленно и терпеливо учить совою соматическую нервную систему исполнять какие-то движения. Но мы не может просто взять и приказать своему телу:
– делать
– чувствовать
– изменять эмоции.
Мы должны научить тело всему этому. Терпеливо и упорно. Тело – то место, где закрепляются любые рефлексы. Это психотело. Оно понимает движения и метафоры. Чтобы тело поняло и сделало то, что мы хотим от него, нам надо рассказать ему это на языке действия. Сыграть это, пережить в движениях и эмоциях. Потому что это неразделимо. В этом принцип шаманства – говорить с психотелом.
Расширение осознания. Когда я практикуя нейгун, начинаю внутренне видеть физиологические процессы, это значит, что я осознаю процессы нейгун. То есть я научиваюсь управлять вегетатикой. Когда я нахожу метафоры и движения, которые могут изменить рефлексы (поведенчесмкие и эмоциональные), значит, я могу управлять этим.
Наблюдение. Во всех этих процессах самое важное одно – наблюдение. И эта книга – рассказ о том, что я наблюдаю и как я это анализирую. Это моя личная "психомагия" и "психоэнергетика". Это мой путь и мои результаты. Они работают. Для продвинутых читателей будет много знакомого. Но все-таки найдется и новенькое. Для новичков будет много неожиданного.
Метадао. Назову это метадао, потому что в основе лежит движение – внутреннее и внешнее, хотя любое внешнее движение идет изнутри. И потому, что мета-фора – это единственный язык, на котором мы можем говорить со своим истинным первозданным "Я", с которым мы уже приходим в этот мир, с энергией нашего пупка, нижнего дянь-тяня, с первозданной энергией жизни.
Пупок. Мы все выросли из трех клеток, которые образовались на стенке матки. Матка – это Великая пустота. Канал, через который мы попадаем в этот мир. Пупок – место абсолютного покоя, вегетатики нашего организма и осознания. Осознав нижний дянь-тянь мы возвращаем себе первозданный импульс жизни, подключаемся к космической пуповине. У нас две пуповины одновременно – пуповина матери, и пуповина невидимая, пуповина космической энергии. Она дает нам форму, по которой строится наше материальное тело.