С чего все началось? Да черт его знает, до сих пор и понять – то не могу, как следует!? Но сначала было…это! Я уже не раз и не два писал о своем пристрастии к трофи – рейдовой тематике, к путешествиям по глухой тайге, по местам Силы…Что было, то было и ничего не добавишь к этому! Вот и сейчас, Пребывая на пенсии, а это значит – сейчас уже за 2029 год…и мне – не много, не мало, около 65 лет…Можно сказать, итак, типа – пердун, перхоть сыплется? Ага, два раза!
Я уже успел с момента пенсии продать свою трехкомнатную хату и на эти бабки – купить небольшую, однокомнатную свартирку поблизости с гаражом, а также совсем новую Ладу-НИВу «Тайга – 5», из салона, и причем, прокачанную пятидверку с бензиновым мотором на 127 лошадей, по третьей прошивке моторного компа, а основа – тот еще движок от «Лады – Весты»…Уже с завода прокачанную именно, как неплохую трофи – машину! Но, конечно, то, что сделано на заводе…скажем так… «маловато будет»! Совсем, как в мультике – «Падал прошлогодний снег»…
Вот и я, понавешал на неё, при помощи одной читинской, полулегальной – «хитрой» частной фирмочки по глубокому внедорожному тюнингу, всякой внедорожной всячины, няшек и приблуд…Так что мой НИВоЗавр теперь выглядел несколько скажем так… необычно и брутально – сумбурно?
– Отчего? – спросите вы и будете правы…во – первых, моя машина, как говорится трехосная…
– Зачем? – опять спросите вы…неугомонные вы мои!…
А давайте, прикола ради, посмотрим на тяжелые, боевые и бронированные машины типа БТР или БМП в армии Российской федерации за последние полвека ей сушествования, и что мы видим? Они большей частью либо многоосные, либо гусеничные!? Объяснение простое – им нужна максимально возможная проходимость и маневренность в раскисших грунтах и прочих «говнах» боевого бездорожья, а для этого требуется максимально большая площадь опорной поверхности штатных колес, следовательно – самое низкое удельное давление на грунт и отсюда – количество ведущих осей и высокаяпроходимость!
Если вспомнить, что они весят, в среднем, от 8 до 15 тонн…(для, например, БТР-80Б). Т.е. по 4 ведущих оси – средняя нагрузка до 4,5 тонн на ось…Или по 2,0 – 2,25 тонны на одно колесо?! Отсюда и размер колес – до 38 дюймов, очень широкие шины и мощные грунтозацепы на них, ну и мощности турбодизелей или турбованных бензиновых ДВСов аж под 600 – 700 л.с., при вращающем моменте где – то под 800 – 1000 нм… И, самый прикол, полностью независимые, как парвило, торсионные подвески всех колес, как самые простые! Вот как – то так?
Во – вторых, они, как правило, имеют неплохое (противопульное и противоосколочное) бронирование? И чтобы не перегружать масса – весовые показатели, они выполняются с несущими пространственными, коробчатыми, броневыми кузовами…Даже есть среди них немало гусеничных машин!
А двухосные броневики показали себя совсем гнусно…посмотрите хотя бы хроники Русско – Украинской войны 2022 – 2025 гг.? Жирные, раскисшие, украинские черноземы «схарчили» немало американской или западной, широко разрекламированной броненос-ной техники именно по теме малого количества осей и, как следствие, никакой, от слова – совсем – проходимости! Даже хваленые американские «Абрамсы» и германские «Леопарды» вязли за милую душу, по «самые сопли»!
А вот машины еще советской выделки – те были на высоте! И именно поэтому российская бронетехника, особенно многоосная, показала себя с блестящим результатом! И «дикой» проблемы непроходимых мест в болотистых мест ах Украины для неё практически не существовало! Так что выбор трехосной схемы для моего гражданского проходимца – был более чем оправдан!?…
А если к этому добавить еще и независимую подвеску ВСЕХ колес – то и вовсе у неё мало, в принципе, непроходимых мест…Кузов идет практически ровно, никаких поперечных вывешиваний ведущих мостов…Добавьте к этому и мостовые, межколесные блокировки, с преднатягом 80%, всех ведущих и разрезных мостов, плюс электрические межосные блокировки всех ведущих мостов, тем более, там и все электрически управляемые блокировки имеют место быть…то становится понятным, почему мой НИВоЗавр стал «притчей во языцах» на покатушках клуба внедорожных местных «трофейщиков»!
Они даже порой не сильно злобно ругались между собой, типа что со мной не интересно ездить… а то потом, я же их только один и тягал из «говен» после того, как они засаживали чуть ли не по окна свои кастомские «Крузеры – 350», ну или прочие изделия забугорного автопрома в густой и пастообразно – липкой лесной, красноземной, почве непролазных, болотистых или сильно расколоченных лесных забайкальских дорог…
Но почему – то всегда «на ура!» воспринимали мои предложения по очередному многодневному рейду куда – нибудь на места Силы, в захолустные Севéра или опять вдоль по притрассовой, размолоченной в хлам, «автодороге» вдоль обновленного БАМа (в 2025 г. наконец – то достроили вторую колею и БАМ стал по – настоящему полноценной железной дорогой)…
Памятуя, что я истовый поклонник трофее – рейдов, я не так и не смог обзавелся каким – нибудь клочком земли, навроде дачи…пусть и в 8 соток… Только что обменял большую, трехкомнатную квартиру на малую, в 13 квадратов, однюшку….с ОЧЕНЬ большой доплатой, да плюс в наличии большой, двухэтажный гараж неподалече….Семья так у меня, после второго развода в 2016 году, так и не восстановилась, к сожалению, сынуля в конце – концов, окончательно удалился от меня…Да бог ему судья и прокурор! Не хочет – не надо!…
Зато оглядываться теперь. в принципе, не на кого…Захотел и сорвался в трофи – рейд к черту на рога…Сам себе хозяин и моя машина, как будто – разделяла отчаянную, жизненную позицию отшельника – автоманьяка! Ей – богу, иногда заходя в гараж, после недельного перерыва, я явственно чуял её радостные эманации…Словно что – то в виде щенка виляет хвостом…
Ну пусть хотя бы и так! Все же живая, пусть и резиново – металлическая, да и пластмассовая, но – родственная мне душа…Да и когда я её делал, а это почти год…я реально вложил не только большие материальные средства, но и всю свою душу и всю неистраченное на моего взрослого ребенка любовь и сострадание! И это «железо» отвечало мне тем же?! Если реально вспомнить, в скольких стрессовых и критических ситуациях она мне спасала жизнь, в прямом смысле этого слова,…не хватит пальцев пересчитать на руках – ногах, ей – богу скопом!
Итак…сегодня с утра – светит яркое солнце, стоит удушающая жара…12 июля 2029 года, я в очередном отпуске по своей мытарной работе…Надеюсь, в последнем учебном году? Я сижу у себя, на втором этаже в гараже, ожидая визитера от моих попутчиков, коллег – «трофейщиков» для решения вопроса по очередному моему проекту…На плите задумчиво попыхивает кофейник и чайничек с заваркой..А на повестке дня, не много – не мало, очередной многодневный трофи – рейд по притрассовой БАМовской автодороге плюс заход в пару – тройку заветных мест, к посещению на Северах, навроде того же Хоптонского стойбища эвенков?…Общая протяженность трассы похода – около четырех тысяч километров…из них – около двух с половиной тысяч километров – по глухой и непролазной тайге и буеракам, так отчаянно любимых моими корешами – «трофейщиками» читинского НИВА – клуба 4х4…
Самый прикол – мы все, члены клуба «НИВА – клуб 4х4», организационно входящего в добровольный, территориальный клуб забайкальцев – любителей внедорожных путешествий и техники, типа небезызвестного ОАО «Партизан»?…И на послезавтра назначено как раз, внеплановое заседание по нашему вопросу, надо определиться, кто?… Сколько и на чем пойдет в трофи – рейд?
И уже ближе к концу светового дня пришел долгожданный визитер, Павел Петрович Самойлов (военно – спортивный пенсионер), уже заслуженный мастер РФ по дальним внедорожным трофи – рейдам…правда – уже не действительный член Ассоциации спорта…Так сказать, спортивный пенсионер, подполковник пограничной службы, в отставке уже лет двадцать!? Да плюс я – просто пенсионер…Таких, как я в составе нашей неформальной организации добрых тридцать – сорок процентов наберется, наверное?
Вот он пришел, негромко постучал палкой по дверным воротам, распахнутым настежь, а то дышать в гараже нечем от июльской жары…
– Геннадьич, ты на втором этаже? Да сиди, старый, я сейчас поднимусь к тебе! Погутарим о делах наших скорбных!… – и кряхтя, он пролазит в гараж мимо моего НИВоЗавра, занимающего наверное более 90 процентов объема гаража и начинает подъем по лестнице, которая притулилась рядом с моей большой, круглой, бочкообразной толстостенной железной печью в тупике зада гаража…
Я подхожу, протягиваю ему краба, он хватается и я помогаю ему вылезти из тесноватого, для его бочкообразного тела, люка ко мне, на второй, жилой этаж…
– Здорово, Павел Петрович! Сколько лет, сколько зим! Садись друже, вечерять будем, я как раз индийского чайку, настоящего, байхового вскипятил и свеженького заварил…Тот самый, Цейлонский, байховый! Где взял? Да у мамы в запасниках обнаружил дома, лет десять не смог залезти, некогда все было, а тут вдруг – сподобился! Сильно сам удивился… наверное, еще с лихих девяностых лежал, не знаю? Ну давай, споласкивай руки, да за стол!…
Мы с ним споласкиваем руки в тазике под уркомойником, и степенно рассаживаемся за столом, на котором парит чайник и заварник, а также расставлена всяческая, вкуснопахну-щая, снедь к чаю…пусть не богато, но все же…Ну вот, уселись, он степенно берет в руки кружку, наливает в блюдце, берет из сахарницы колотый сахар, макает в кружку, всосав в себя ароматный и вкусный чаек, охает – Ох ты…как в Союзе было! Чудесник ты, Геннадьич! Вкуснотища!…
На пару с ним пью классный густой и ароматный чаек и я, вприкуску ем малиновое варенье, а не чистый сахар – рафинад, это быстрые углеводы, мать их…А малиновое варенье – то у меня без сахара, чуть кислинка, а вот углеводы совсем другие – не быстрые…То мой секрет такого причудливого варенья – привез из одного рейда, в стойбище якуты подсказали, спасибо бог им!
Пошвыркав с три чашки горячего и ароматного чайку, мы упрели, вон пот выступил обильно! Теперь и погутарить можно…
– Ты что и как планируешь, родимый? – он уставился на меня сквозь свои густые и пышные брови, что нависли практически над самыми глазами…
– Я? Я, конечно – на разведку поеду на Завре, уж больно охота попробывать его в так, сказать – натуральных и «боевых», условиях!… Но, еще машинки три тоже не помешали бы, ей – богу? А что, уже есть заявки? – я смотрю на него сквозь густой парок свежей, уже четвертой, кружки крепкого, заваристого , чая…
Люблю чаевничать, особенно – пожрать! И усмехнувшись, кидаю в кружку пару листочков свежей смородины – вчера только на рынке в пятом микрорайоне поселка КСК, прикупил у одной бабульки – божьего одуванчика…По помещению поплыл насыщенный аромат черной смородины… Ммма! Мама моя! Какая вкуснотища…с него сразу мой уже забитый водой и чаем желудок заворочался и требовательно заворчал– А чего бы пожрать – то посолидней? А, хозяин?…
Глянув на мои, загоревшиеся откровенным голодом глаза, Павел Петрович заливисто и гулко, захохотал – Тебя проще пристрелить в дороге, чем пытаться прокормить, Саня! Проглот – Бормоглот ты, ей – богу! – и мы на пару с ним, в тихих и сгущающихся сумерках в гаражном кооператива, громко грохнули веселым хохотом, встревоживая всех окрестных собак…
Короче, итог нашего вечерне – посиделочного совещания – Все три экипажа одобряем – с! Сбор – через неделю, в 6-30 утра на выезде из Читы. Курс – юг, в сторону аэропорта. Вот только пусть берут с собой побольше запчастей и средств эвакуации, так как именно я – зачинщик этого трофи – рейда?!…
– По рукам, Санек! Ну я пошел, счастливо вечерять, друг мой сердешный! – в полусумраке, под слегка качающимися ярко – оранжевыми фонарями освещения территории моего гаражного кооператива, его сутулая фигура постепенно тает…теряясь в фоновом пылевом облаке от резкого порыва ветра…
Ладно, хоть теперь более остро понятно чего и как будет?…Чего прикупить и с собой в путь брать? Да…и испытать свою долгожданную новинку надобно будет… – я имел в виду свой необычный прицеп – он не только двухосный, но и еще…активный?! Т.е. – у него есть электропривод на все его колеса…У меня сейчас в активе недвижимости – мой гараж, да соседский – взял на долговременную аренду, его хозяин уехал на заработки во Вьетнам, он – мореман, на коммерсанте ходит в ЮВА, возит контейнеры узкоглазым… Думаю, надо в нескольких словах рассказать про мое транспортное чудо – юдо: «НивоЗавр»…
Как я раньше и сказал, он – трехосный. Длина кузова – 5450 мм, его ширина – около 1800 мм, ну и высота – около 1850 мм. Одна из причин брать именно НИВу – водосливные желоба вдоль всей крыши, более чем удобно крепить экспедиционный багажник. А это, не много, не мало – почти два с половиной метра погонной длины, если точно – то его габариты: 2650х1800х300 мм! Сварен багажник в той самой, «веселой и хитропопой» фирме по автотюнингу из: (боковые, основные, опорные пластины – 125х35х4 мм, а поперечины – из уголка 35х35 мм, да плюс снизу – приваренная по всей площади металлическая сетка с ячейкой 50х50 мм, из стальной проволоки Ø2,0 мм…). Но – на своем месте проем для потолочного люка в салоне кузова, традиционно 750х650 мм, откидной люк…ну, типа – для аварийного покидания салона… Грузоподъемность багажника не малая – около трехсот килограммов, проверено – все норм, даже не прогибается и не скрипит! На нем, в конце корзины – шесть посадочных мест под крепление пластикатовых грузовых кофров для различного, сыпучего или иного груза, инструмента вместимостью на 25 – 40 кг веса…
Сами кофры – прямоугольные бруски с металлической стальной уголковой отделкой по краям и замком, запираемым на ключ, а стенки – двухслойные, изнутри – пластмассовые пластины, сверху – листовой металл (алюминий, на 3 мм толщиной), по бокам – плоские, монтажные скобы, выполнявшие еще функцию ручек для ручной переноски транспортных кофров, очень удобные штуки они – водонепроницаемые, кстати! Крышки на стяжных зажимах…для герметизации соединений…
Так же там есть и еще пара – тройка жестких, инструментальных кофров, они уже полностью металлические, из алюминиевых листов, толщиной 3 мм, с закругленными краями, с брезентовой отделкой внутри, для того, чтобы они в дороге не звенели и не гремели ключами и прочими стальными приблудами…В том числе, оснащен он парой компактных гидроподъемниками – ручными домкратами по 5 тонн, а к ним – все необходимое…ну, типа опорных площадок, рукояток съемных для привода домкратов…, бухтами упругих, капролоновых и кевраловых, тросов и фиксаторами…и прочая – прочая…
Окрашен этот примечательный экспедиционный багажник в черно – зеленый, матовый цыет и повышенной износостойкости, перемежающийся тон – так называемый «Раптор», а так называется изностойкая автомобильная окраска, смешанная с чем – то прорезинен-ным, для защиты от царапин и ударов мелких, острых камней и чего прочего? Кроме того, этот экспедиционный багажник имеет восемь опор повышенной ширины и по два болтовых крепления на опору, за штатные водосливные желоба кузова НИВы, вот почему я его обожаю!?