«<…> вопреки сложившемуся стереотипу, система разрушается не из-за кризиса, а из-за того, что возникли неблагоприятные факторы развития. Кризис же является последним шансом системы на оздоровление. Этим шансом следует воспользоваться для того, чтобы не допустить разрушения, сохранить то, что возможно, поменять модели работы и обновить систему. Это одна из главных задач антикризисного управления.»15
Некогда древнегреческое слово κρίσις, давшее обозначение современному понятию кризиса, произошло от глагола κρίνω, обозначавшего различные действия судебного процесса – обвинение, состязание сторон, вынесение приговора16. Впоследствии κρίσις приобрело ряд новых значений – спор, исход (битвы); в медицинском смысле – состояние пациента, выход из которого ведет либо к смерти, либо к выздоровлению.
Вполне закономерно, что первоначально привычного для нас негативного смысла в понятии кризиса не было. Имеющее куда более объемный смысловой комплекс, оно отождествлялось в первую очередь с преобразованием системы – с не только (и не столько) надвигающимися трудностями, но и с открытием новых возможностей, закономерно вытекающих из изменений.
Советский экономист и философ конца XIX – начала XX века Богданов А.А. описывал природу кризиса как «момент, с которого они [комплексы] перестают быть тем, чем они были, отдельностями и образуют какую-то новую систему, с дальнейшими преобразованиями, возникновением связок»17.
В свою очередь, ряд других авторов привыкли рассматривать кризис как состояние системы, при котором она становится нежизнеспособной – «предбанкротное состояние, убыточность производства и неплатежеспособность организации»18.
Параллельно с этим возникло понимание кризиса, базирующееся на законе цикличности развития и теории бифуркаций: «кризис следует рассматривать как обычное явление, естественный этап жизни организации»19.
Все вкратце вышеописанные подходы имеют как своих сторонников, так и ярых оппонентов. В любом случае, не стоит забывать, что в прикладном значении состояние кризиса либо его преддверие означает шанс на изменение – какое именно зависит от вас (Рис. 4)20.
Рис. 4. Возможные последствия кризисов
Сегодня цель любого антикризисного управления – нейтрализация наиболее опасных для бизнеса явлений или рисков, которые могут к этим явлениям привести. Риск (др.-греч. ῥιζικόν – опасность) можно охарактеризовать как состояние повышенной вероятности наступления неблагоприятных событий – упущенной выгоды, потери репутации добросовестного контрагента, потери средств в виде дополнительных расходов или недополучения доходов в дальнейшем.
С точки зрения кризиса риск – это его зачаток. Разовьется ли он в глобальную проблему, способную при отсутствии должного внимания породить всепоглощающий кризис, или нет?
Риски сопутствуют любому бизнесу на каждом этапе его развития.
Этап 1. Зарождение и накопление капитала
Особенности:
· наличие оригинальной идеи, сулящей значительные перспективы производства и сбыта продукции;
· наличие сплоченного коллектива и целеустремленного лидера;
· малый управленческий аппарат;
· творческая атмосфера.
Риски:
· ограниченность ресурсов;
· большая зависимость от рыночной конъюнктуры;
· слабые кредитные возможности;
· перегрузки работников-энтузиастов;
· относительно худшие условия труда, социальные условия и более низкая заработная плата, чем в сформировавшихся фирмах;
· чрезмерный фанатизм лидера, его неумение идти на компромиссы.
Этап 2. Динамичное развитие (если фирма находит свою нишу и укрепляется на рынке)
Особенности:
· выпуск новой продукции, пользующейся спросом на рынке;
· расширение объемов производства;
· сплоченность коллектива вокруг группы энтузиастов;
· небольшой управленческий аппарат;
· творческая атмосфера в коллективе;
· существенная инвестиционная и инновационная активность.
Риски:
· недостаточная техническая оснащенность производства и нехватка производственных мощностей для обеспечения темпов роста производства;
· появление разногласий в коллективе по поводу управления, участия в прибылях и т.п.;
· ограниченность в трудовых ресурсах, отвечающих условиям динамичного развития.
Этап 3. Стабильность
Особенности:
· большая численность управленческого персонала, сложность структуры системы управления;
· значительные разногласия в коллективе вплоть до формирования оппозиции;
· консерватизм в нововведениях;
· малая гибкость организационной структуры.
Риски:
· завоевание определенного сегмента рынка и его полное насыщение;
· большие объемы производства и низкие удельные затраты;
· высокая конкурентоспособность продукции;
· высокая техническая оснащенность, большие производственные мощности;
· стабильность в финансовом состоянии фирмы.
Этап 4. Выход на зарубежные рынки
Особенности:
· образование филиалов за рубежом;
· возможность получения сверхприбылей.
Риски:
· сложная организационная структура, склонная к распаду на самостоятельные организации;
· политические и валютные риски в зарубежных странах;
· незнание специфики зарубежных рынков.
Этап 5. Спад и возникновение циклического кризиса
Особенности:
· высокая техническая оснащенность;
· значительные затраты на рекламу как попытка удержать своего покупателя;
· нетребовательность кадров;
· большая численность и сложность управленческого аппарата.
Риски:
· сужение рынка, сокращение объемов реализации из-за его перенасыщения;
· рост кредиторской задолженности перед поставщиками ресурсов;
· большие недогруженные мощности;
· высокие удельные затраты;
· склонность сложной, интернациональной организационной структуры к распаду на ряд национальных компаний;
· невосприимчивость к инновациям и техническим нововведениям;
· неспособность к изменениям в выпуске продукции21.
В широком смысле антикризисное управление нацелено на сохранение и укрепление конкурентного положения в условиях риска (актуально для любого предприятия, вне зависимости от его экономического положения и стадии жизненного цикла). В узком – на предотвращение банкротства предприятия и восстановление его платежеспособности (актуально для конкретной кризисной ситуации, как правило, имеет место на стадии спада)22.
На разных стадиях антикризисный менеджмент направлен либо на предупреждение наступающего кризиса, либо на его ограничение и смягчение последствий, либо на выход из него, при этом включая в себя череду свойств – как общих для процесса управления предприятием, так и специфических, отличных от традиционного управления (Рис. 5