Стокгольм, Швеция, 20 августа 2018 года. После завтрака Грета завязывает шнурки и собирается выйти из дома, как и миллионы других детей. Однако распорядок дня Греты сегодня изменится. Она не идет в школу, и ее мир (как и наш) никогда не будет прежним.
Грета Тунберг родилась 3 января 2003 года. Ее мать Малена – знаменитость: оперная певица (представляла Швецию на Евровидении 2009 года) и писательница, а отец Сванте – актер. Семья Тунберг может похвастаться еще одним известным Сванте – Сванте Аррениусом, который в 1903 году получил Нобелевскую премию по химии как первый ученый, изучивший связь между увеличением выбросов углекислого газа и повышением температуры Земли. Исследования глобального потепления, начатые в 1960-х годах, основывались на его физико-химических расчетах. Развлечения, культура, наука – наследие Греты обещает большое будущее и без заботы о мире. Но что-то в этой истории идет не по плану.
Грета была любопытным ребенком. Когда ей исполнилось восемь, она начала задаваться вопросом, почему мама и папа строго следили за тем, чтобы выключать свет, не тратить лишнюю воду во время чистки зубов и никогда не выбрасывать еду. Она решила узнать больше и начала читать книги. Узнала о глобальном потеплении и его последствиях для здоровья планеты. Она занервничала – вероятно, ей хотелось подумать о чем-то другом, но у нее был свой, особый взгляд на вещи, и просто не получалось отпустить эту мысль: «Если сжигание ископаемого топлива угрожает нашему существованию, как можно просто продолжать дальше?»
Семейная склонность к науке и поддержка родителей помогли Грете узнать как можно больше. Это привело к нехорошим последствиям – Грета прочитала все, что смогла найти, и информация забила ее разум, словно осенние листья – канализацию. В одиннадцать лет она впала в депрессию, перестала есть и похудела на 10 кг за два месяца. Она перестала говорить. Родители отвезли девочку к врачам, которые диагностировали синдром Аспергера и избирательный мутизм. Аспергер – это легкая форма аутизма, которая не мешает обучению или речи, но часто проявляется в виде целеустремленности в изучении отдельных предметов и отсутствии социальных ограничений в продвижении собственных идей. Селективный мутизм – неспособность говорить с людьми и на темы, которые не близки. Глаза Греты загорались только тогда, когда она делилась своими опасениями по поводу будущего планеты: «Что мы делаем, чтобы спасти себя, спасти наших детей, моих внуков?» Поняв, что это необходимо, родители попросили ее сначала объяснить это им, а потом рассказать другим. Они слушали. Ее мать перестала летать на выступления в заграничных оперных театрах, отец водил электромобиль, и вся семья больше не ела мяса. Чем больше Грета понимала, что способна что-то изменить, тем сильнее она себя чувствовала.
«Мы не можем справиться с кризисом, не рассматривая его как кризис… У нас закончились оправдания, и нет времени». Вместо того, чтобы идти в школу утром 20 августа, Грета села на тротуар возле здания парламента Швеции в Стокгольме, держа в руках плакат с несколькими словами. На картонке было написано: «Школьная забастовка за климат».
Лето 2018 года в Швеции выдалось невероятно жарким. Температура достигла беспрецедентных +35 °C, что привело к массовым лесным пожарам, на борьбу с которыми страны Европы бросили все силы, включая самолеты с водяными бомбами. 9 сентября должны были состояться выборы, и Грета решила: «Если никто ничего не собирается делать, то буду я». Двадцать дней подряд она сидела перед зданием парламента. Общество все больше проявляло к ней интерес. Первыми стали ее учителя, которые разделились на тех, кто считал ее поведение неуместным, и тех, кто приходил и садился рядом вслед за многими обычными гражданами и активистами, молодыми и не очень. Затем пришли первые журналисты, и история попала в Twitter