Паоло Книлл известен как основатель интермодальной терапии экспрессивными искусствами – он начал разрабатывать ее в 1970-е годы в Университете Лесли (штат Массачусетс, США). В 1994 году он привез это направление в Европу и стал соучредителем Европейской высшей школы (англ. European Graduate School) и программы летних курсов в этой школе. Будучи руководителем отделения «Искусство, здоровье и общество», Паоло вместе с коллегами расширил свой подход и открыл область экспрессивных искусств для образования, консультирования, коучинга, трансформации конфликтов и миротворчества.
Для меня большая честь написать предисловие к российскому изданию «Менестрелей души». Благодаря этому переводу и профессору Варваре Сидоровой интермодальная терапия экспрессивными искусствами станет доступна еще более широкому кругу читателей. Книга «Менестрели души: интермодальная терапия экспрессивными искусствами» – это важное введение в философию и практику теперь уже хорошо известной области психологии.
Эта живо и доходчиво написанная книга воздает должное как поэтическому, так и научному способу познания. В ней представлен целостный подход, который перекликается с принципами основанного на искусстве исследования, освещаются базовые принципы использования искусства, игры и ритуалов не только в психотерапии, но и в различных профессиях, в которых задействованы процессы изменений. В книге обсуждаются темы полиэстетики, кристаллизации, интермодальной теории и понятие «феномен Третьего», что обеспечивает базу для понимания принципов основанного на искусстве исследования – как в терапевтическом, так и в образовательном, коучинговом и консультационном контекстах.
Как приобщить к творчеству клиентов, которые никогда не занимались им раньше? Паоло Книлл разработал уникальный метод создания художественных произведений. В противовес привычным для области искусства высоким техническим стандартам, он стремился работать с небольшим набором навыков, но высокой чувствительностью к материалу, необходимой для достижения чувства завершенности и удовлетворения. Паоло также расширил понимание профессиональных отношений «клиент – терапевт», введя понятие «феномен Третьего». В отношениях между терапевтом и клиентом произведения искусства представляют собой некий третий компонент, который обогащает и расширяет эти отношения. Этот компонент исполняет не только коммуникативную функцию, он также является важным элементом арт-основанного контекста, дарует неожиданные инсайты, новые смыслы и подкидывает изумительные сюрпризы.
Диалог
Когда я позволяю себе следовать
за возникающей историей,
история проявляет себя,
становится моим ориентиром.
Когда я позволяю ей говорить,
она отвечает мне.
Я надеюсь, что эта книга станет для вас ключом к новым диалогам.