3. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

План ответа:

1) принципы управленческой деятельности;

2) методы управленческой деятельности.


Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами (правилами). К ним относятся:

1) научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять по наитию, без глубоких знаний. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать;

2) целенаправленность. Процесс управления должен всегда осуществляться не просто так, а с ориентацией на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией;

3) специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей. С другой стороны, единство организации предполагает и общие подходы к управлению ею;

4) последовательность. Операции, из которых состоит управленческий процесс, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию.

В ряде случаев последовательность управленческих операций может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени (например, составление бухгалтерских отчетов);

5) непрерывность, обусловленная соответствующим характером производственных и хозяйственных процессов;

6) оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Так, работники на местах применяют общие указания руководства в соответствии с конкретно складывающейся ситуацией и особенностями подразделения;

7) учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это формирует нормальный морально-психологический климат в организации и облегчает реализацию принятых решений;

8) обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность и инициативу, поскольку даже небольшой перебор может повлечь за собой неприятности;

9) состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью материального, морального и организационного поощрения;

10) максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних его стадиях. Решения, в которые вложен собственный труд и идеи, реализуются с большей активностью и заинтересованностью, чем спущенные «сверху».

Принципы управления учитываются при выборе его методов, то есть способов осуществления управленческой деятельности. Методы бывают организационно-правовыми, административными, экономическими и социально-психологическими.

С помощью организационно-правовых методов создаются необходимые условия функционирования фирмы: происходит формирование управленческих структур; нормирование и регламентация деятельности, обеспечение ее инструкциями, расстановка персонала, определение его прав, обязанностей и пр. Эти методы создают своего рода рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации.

С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей путем их принуждения (или создания такой возможности) к определенному поведению в интересах организации.

Условием применения этих методов является преобладание однозначных способов решения стоящих задач, минимизация инициативы работников и возложение всей ответственности за результаты на руководителя. Наибольшее распространение они имеют в структурах военизированного типа, например на транспорте.

Применение административных методов предполагает поощрение исполнителей, в том числе денежными премиями. Их принципиальной особенностью является субъективный порядок назначения, отсутствие прямой связи с конкретными результатами.

Главный недостаток административных методов состоит в том, что они ориентируют на достижение заданной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу.

Активизации последней способствуют экономические методы управления, основанные на материальной заинтересованности работников в самостоятельном поиске оптимальных решений и ответственности за их результаты. Такие методы начали внедряться в начале ХХ в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.

Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, источником которых становится экономия или дополнительная прибыль, полученные вследствие проявленных работниками усилий. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работники экономически заинтересованы в его максимизации.

Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к лицам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство, ибо для них деньги – важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.

Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления, сформировавшиеся в 20-х гг. ХХ в., предполагающие два направления воздействия на повышение трудовой активности:

1) формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и новых отношений между руководителями и подчиненными (поддержка, уважение);

2) раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании, что в конечном итоге ведет к повышению эффективности труда.

Загрузка...