Уважаемые читатели!
Приветствую вас на страницах моей книги. Я написала ее, поскольку сейчас на книжном рынке очень мало информации по теме «Спортивный менеджмент». Конечно, литература есть, например, отличная учебная литература для спортивных учебных заведений, без изучения которой студентам никак не обойтись, ведь основы знать необходимо. Но, к сожалению, это все-таки больше теоретические книги, а для реальной работы нужны уже апробированные приемы, которые сразу можно применить на практике и получить отличный результат.
Когда я начинала свой путь руководителя, у меня не было подобного практического пособия, оно бы мне тогда очень помогло более эффективно «стартовать», предотвратив многие ошибки и неудачи в профессиональной деятельности. Но у меня было терпение, огромное желание овладеть всеми тонкостями работы профессионального «управленца» и самое главное – замечательные наставники, которые научили, направили меня в увлекательный мир спортивного менеджмента.
Теперь я владею таким огромным «багажом» практических знаний, умений и навыков, что было бы неправильно не поделиться всей этой «бесценной» информацией с менее опытными коллегами. Конечно, я не смогу передать полностью все, что знаю и умею, – тогда бы получился многотомный труд. Но книга одна, да и ограничена количеством страниц. Поэтому сразу встала задача: «Какие же вопросы рассматривать на страницах книги, а какие не затрагивать вовсе или описать поверхностно?» Я не сразу решила эту задачу, так много интересного и полезного для руководителей спортивных организаций надо поведать – и про правовые вопросы огромное количество секретных советов хотелось бы дать, и про безопасность много важного и нужного рассказать, и про ожидаемые «реформы» в отрасли, и про бизнес-процессы, организационные структуры. В общем, я оказалась в замешательстве.
Но вопрос решился сам собой! Позвонили из соседнего региона с просьбой об «обмене опытом». На другом конце провода директор спортивного сооружения задал мне множество вопросов.
И тут меня осенило! Надо просто связаться со своими знакомыми директорами и владельцами спортивных и физкультурных бизнесов и выяснить самую большую «боль», проблему, которая существует в спортивной индустрии как в некоммерческих бюджетных и автономных государственных и муниципальных учреждениях физкультуры и спорта, так и в коммерческих физкультурных и спортивных организациях.
Я, конечно, знаю, что наиболее актуально именно сейчас, и могла бы сама определить проблемы, но, чтобы мои «выводы» не были субъективными, я не стала опираться только на свой опыт.
И вот я, пообщавшись с директорами и владельцами организаций, выяснила, что однотипных проблем множество, но больше всего управленцы жалуются на сложности, связанные с денежными средствами. Государственным и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям не хватает финансирования, поэтому они теперь вынуждены активнее привлекать внебюджетные средства. А коммерческие организации из-за снижения платежеспособности населения и повышения активности прямых и косвенных конкурентов вследствие кризисных явлений терпят убытки и планируют вернуться хотя бы к «докризисной» доходности от бизнеса.
Получается, что привлечение дополнительных денежных средств спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций – это сейчас самый злободневный вопрос для всех моих коллег-руководителей. И, конечно, ему я уделю особое внимание. Задача по увеличению притока денежных средств, соответственно увеличив доходность от предпринимательской деятельности, на практике не такая уж и простая, как может показаться со стороны какому-то новичку, который не знает, с какими трудностями на пути к успешной предпринимательской деятельности можно столкнуться. Это очень большой блок информации, который включает в себя:
✓ привлечение клиентов;
✓ вопросы маркетинга;
✓ организацию продаж, в том числе пути увеличения среднего чека спортивной организации;
✓ создание специальных программ и системы лояльности и т. д.
После привлечения клиентов и продажи им своих услуг следующая задача – удержать клиента, а значит, привлечь его внимание еще не один раз. В этом случае следует рассматривать вопросы сервиса:
✓ Как оказывать услуги, чтобы люди были довольны? Нам надо повысить качество, спектр услуг, сделать нашу услугу привлекательной, интересной для клиента, чтобы люди пользовались, чтобы им нравилось и они оставались у нас.
✓ Как нам отстроиться от конкурентов?
Таким образом, я помогу решить одну общую и самую главную на сегодняшний день проблему.
В этой книге будет рассмотрено множество вопросов. Начну с основ менеджмента физкультуры и спорта, расскажу про различные виды спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций, опишу основные моменты фокуса внимания спортивного менеджмента. Раскрою вопросы целеполагания и формирования миссии спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций.
«Красной нитью» в книге будут проходить правовые вопросы, в их рамках я дам основы, на которые нужно обратить особое внимание. Ведь управлять спортивным учреждением нужно, прежде всего, с точки зрения применения законодательства. Действующие нормативно-правовые акты помогут правильно организовать работу, избежать штрафных санкций и обеспечить безопасность спортивной или физкультурно-оздоровительной организации.
На практике с вопросами права, как правило, работают специалисты, которые отвечают за правовые аспекты. Разумеется, они должны быть профессиональными опытными юристами. Но если вы не имеете юридического образования, не отчаивайтесь. В этом случае вам достаточно знать основы и просто найти грамотного специалиста, а он все сделает за вас.
Такая же ситуация и в других сферах работы!
Базовый рецепт успешной спортивной и физкультурной организации:
✓ Подберите лучших специалистов на каждый «фронт» работы.
✓ Создайте команду.
✓ Научите ключевых сотрудников секретам эффективной работы.
✓ Вдохновляйте!
✓ Внедрите систему контроля.
Большинство моих коллег-управленцев знают этот «рецепт», и именно поэтому они сделали акценты на моменты, связанные с персоналом и кадровым составом.
Их интересует:
✓ как достичь результативности созданной системы найма, управления и мотивации сотрудников;
✓ как добиться того, чтобы работники трудились с энтузиазмом, а их глаза «горели»;
✓ как сделать работу сотрудников системной, чтобы легче достигать целей организации;
✓ как упростить работу с персоналом, но при этом сделать систему управления эффективной по всем направлениям.
Я покажу вам основные методы по работе с персоналом, в том числе с ключевыми сотрудниками организации. Руководитель спортсооружения, спортивной организации, спортивного учреждения – это очень важная фигура, которая создает эту организацию и эффективно ею управляет. Без эффективного руководителя нет эффективной спортивной организации.
Итак, уважаемые читатели, теперь вы знаете, почему и зачем, помимо базовых вещей, я подробнее других рассматриваю два самых объемных «злободневных» вопроса:
1) важные вопросы кадрового менеджмента – как подобрать, нанять и удержать лучших сотрудников для эффективной работы физкультурно-оздоровительной и спортивной организации;
2) основные вопросы маркетингового менеджмента – как увеличить доход от предпринимательской деятельности физкультурно-оздоровительной и спортивной организации.
В книге я дам самую важную базу, которую сама лично формировала много лет, на которую может опираться начинающий руководитель спортивного и физкультурно-оздоровительного учреждения.