Часть I. Эвномия. Благозаконие

Пусть народ будет разделен и по месту жительства, и по племенам. Высший совет – герусия[1] – пусть правит страной. Пусть в герусию вместе с царями входит 30 человек убеленных сединами старцев, своей жизнью доказавших доблесть и мудрость, а народ пусть каждый месяц собирается у реки Эврот между Бабикой и Кнакионом[2] на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила. Позже поэты воспели деяние это:

Пусть верховодят в совете цари богочтимые,

Коим всерадостный град на попечение дан,

Вкупе же с ними и старцы людские, люди народа,

Договор праведный чтя, пусть в одномыслии с ним

Только благое вещают и правое делают дело,

Умыслов злых не тая против отчизны своей, —

И не покинет народа тогда ни победа, ни сила!

Акрополь. Спарта


Народ поддержал мое предложение. Но я-то знал, что это еще даже не половина дела, а всего лишь его начало. Сегодня они с одобрением кричат мне, а завтра какому-нибудь проходимцу, который пообещает им манну небесную. Тогда я отправился в Дельфы, чтобы вопросить о своих законах волю богов. И я получил ответ. Дельфийский оракул провозгласил, что лучших законов, чем те, которые я предложил народу, не будет ни в одном городе Греции, и пока народ будет их соблюдать, он будет непобедим.

В чем же они заключаются, эти знаменитые законы Ликурга? В чем их сила? Вы не найдете моих законов в письменных источниках. Дело не столько в законах, сколько в образе жизни и ценностях, которые цементируют этот образ. Суть моих законов проста, это, прежде всего, имущественное равенство и равенство в правах, соревнуемся мы только в доблести и благородстве поступков. Суть моих законов – это воспитание детей и юношей нравственными и любящими Родину. Суть моих законов – это единство и единомыслие всего народа.

Ну и что тут нового? – скажете вы. Разве найдутся во всей Греции или даже во всем мире люди, которым были бы чужды эти простые ценности? Проблема не в том, чтобы придумать что-то новое. Проблема заключается в том, чтобы воспитать людей таким образом, чтобы они действительно следовали этим ценностям в своей жизни. Мне это удалось. Пусть ненадолго, всего на 500 лет, но удалось. И даже когда раковая опухоль имущественного неравенства уже проникла в тело моего любимого города, еще и тогда Спарта была будоражащим и восхищающим людские души примером высокой духовности и героизма, как минимум еще 300 лет моя Спарта была той Спартой, которую вы знаете, поскольку был жив в ней спартанский дух.

Как-то один мудрый старик-афинянин сказал: «Все греки знают как надо, и только спартанцы делают». Воистину это было правдой, ведь знать, как делать, и делать – разные вещи. Не так трудно выбить законы на каменных скрижалях, гораздо труднее заставить граждан соблюдать эти законы, а еще труднее побудить их полюбить эти законы и свято чтить. Старику Ликургу это во многом удалось. Как? – об этом книга.

Я обращаюсь к вам, моим потомкам, сквозь толщу веков, потому что вы утратили веру в себя. Веру в то, что можете построить новое, лучшее общество. Ваши сказители рисуют вам мрачные картины будущего, потому что не знают и не понимают, каким оно может быть, чтобы действительно было хорошо, в то время как жажда наживы все больше разрушает и уничтожает вашу жизнь. Роскошь и обжорство подорвали ваш дух. Из мира реального вы все больше погружаетесь в мир вымышленный, придуманный хитрыми дельцами. Но для чистого сердца мои слова будут глотком свежей воды, и, кто знает, может быть, среди вас найдутся смелые, которые решатся предложить своим народам новые законы, по действенности и гармонии подобные моим, ну, а самое главное: у вас хватит терпения и мудрости воплотить их в жизнь.


О культуре. Наша культура идет через святость традиций. Святость закона – вот наша опора и сила. Только не мертвый закон, а живой, на десятки столетий.

Ты спрашиваешь меня, как такое возможно? Святость традиций и живое дыхание жизни как совместить? Есть дух закона, а есть мертвая буква. Мы передаем наш закон устно от отца к сыну. Мы передаем его словом и делом. Поэтому наш закон жив, пока мы сами живы. И даже когда умрем, наш закон будет жить. Наши эфоры следят за тем, чтобы закон свято чтился, каждый подвластен закону – и царь, и геронт.

Главное в нашей культуре – это воспитание; оно продолжается в течение всей нашей жизни: дети учатся у юношей, юноши – у мужей, мужи учатся у старцев – у каждого есть свой достойный наставник.


Памятник Леониду и 300 спартанцам на месте Фермопильского сражения


Наши враги говорят, что в Спарте нет культуры. Больше всего ругают нас афиняне, и это только потому, что мы единственные в Греции не научились у них ничему дурному. Почему же тогда вся Греция ставит за образец наше государственное устройство и воспитанность спартанца? Почему же тогда лучшие семьи Греции (и не только Греции) отправляют своих детей в нашу школу для воспитания? Вместо наблюдения за театральным зрелищем мы поем гимны. Во время пира мы не лежим на ложах, а сидим на твердых скамьях. Наша культура – это культура духа, у нее мало материальных носителей, но это не значит, что ее нет.

Вместо пустых длинных речей мы культивируем краткость и емкость сказанного. По имени нашей земли Лаконии краткий стиль изложения мысли стали называть лаконичным. Враги говорят, что мы безграмотны, но это неправда: каждый спартанец умеет читать и писать. Какой еще город в Греции похвалится этим? Наша система воспитания «агоге» включает в себя обязательное обучение грамотности. На мудрых высказываниях наших царей и полководцев воспитывалась не только Греция, но и великий Рим.

Нас упрекают, что у нас нет изящных произведений искусства, как в Афинах. Это потому, что мы не терпим роскоши, которая порождает зависть. Равенство – наша высшая ценность. Каждый спартанец может сказать другому спартанцу правду – даже царю. Невзирая на лица.

Родину Спарту мы любим и чтим и проносим сквозь время нашу великую преданность Родине духом и телом. Эта любовь есть основа великой спартанской культуры.


О красоте. Недруги рисуют нас грубыми мужланами. Между тем в Спарте ценят красоту: красоту слова и красоту дела. Внешняя красота нам тоже небезразлична. Мы развиваем наши тела физическими упражнениями не только для того, чтобы они были умелыми в бою, но также для того, чтобы они были сильными и красивыми. Забота о здоровом красивом теле распространяется у нас и на мужчин, и на женщин. Мы любим красивое пение, особенно хоровое, красивые церемонии и красивые танцы. Любим хорошие стихи: особенно почитаемы в Спарте Гомер и Тиртей. Божественно красивы в своих красных плащах наши воины на поле боя. Перед боем они тщательно расчесывают свои волосы и приводят себя в порядок. Стройно и спокойно выглядит движущаяся навстречу врагу спартанская фаланга. Она не только внушает ужас врагу, но и восхищает своей красотой.


Статуя «героя», найденная в Спарте


Перед опасными походами мы всегда приносим жертву музам, чтобы рассказы о нас были достойны наших подвигов.


О жесткости тренировок. Иностранцев пугает тяжесть наших атлетических и походных тренировок. Некоторых пугает чрезмерная, на их взгляд, жестокость. Они не понимают, что все эти трудности имеют одну-единственную цель – сохранить воину жизнь во время боя. Именно из-за того, что мы постоянно тренируемся, наши потери в рукопашном бою всегда меньше, чем у врага. Но не только тяжелым тренировкам мы посвящаем наше время. Нам хватает времени и на беседу за дружеским столом, на песни и танцы, на общение с детьми, воспитание которых – святая обязанность каждого спартанца, а не только наставников и государства, как думают некоторые несведущие.


В бой мы идем с песней и радостными лицами. Бой для спартанца – праздник. Играют флейты, и звучат пеаны. Стройна и красива спартанская фаланга на поле боя. Нам глубоко чужда варварская боевая ярость, в которой воин забывает, где свои, где чужие, и не слышит команд военачальников. Мы спокойны перед боем и спокойны в бою. Не яростью мы превосходим наших противников, а силой духа и физической силой, а еще умением и организованностью, поскольку в Спарте все полноправные граждане – профессиональные воины. Спокойны мы и после боя: мы не преследуем бегущего врага, нам не нужна лишняя кровь.


В бой под музыку флейт


Люди должны быть вместе. Спартанцы не ведают, что есть одиночество. В бою и за обеденным столом, во время атлетических упражнений, праздничных церемоний и застольных бесед – всегда рядом с нами наши друзья, те люди, которых мы любим и которым мы доверяем. К вам, современным людям, обращаюсь я, Ликург, сын царя Эвнома, брат царя Полидекта: если вы хотите сохранить единство и здоровье своих людей, оторвите их от пустых занятий, убивающих бесценное время жизни, и соберите их для живого общения. Это действительно важно, ведь только те, кто проводит все время вместе, полностью доверяют друг другу. Единство людей способно творить настоящие чудеса. Когда-то нас немного прижали фиванцы, но Архидам, сын доблестного Агисилая, дал им достойный ответ в битве, получившей название «Бесслезной», где не погиб ни один спартанец, а врагов полегли тысячи. И это в рукопашной битве, где летят стрелы и ломаются копья. Это произошло, потому что все спартанцы в этой битве были одним нерушимым целым.


О пресечении опасности в зародыше. Если государству и народу угрожает опасность, пустые разговоры о нравственности и морали должны быть оставлены в стороне. Если что-то нельзя сделать явно, пусть это будет сделано тайно. Наши тайные операции против врагов породили множество легенд о нашей жестокости. В этих легендах не много правды, но мы не будем оправдываться. Пусть наши враги нас боятся, запугивая самих себя придуманными ими же самими страшными легендами. Наши действия всегда подчинены конкретной цели – предотвращению конкретной угрозы. И нам глубоко чужда жестокость ради жестокости.


О тирании и аристократии. Незнающие часто противопоставляют Афины и Спарту. Афины называют демократическим государством, а Спарту – авторитарным. Забывая, что первая подлинно демократическая конституция в Греции (а может быть, и во всем мире) – это Большая ретра Ликурга. Священной миссией Спарты мы объявили борьбу с тиранией, от которой мы освободили в свое время не только наш родной Пелопоннес, но и многие другие города Греции, включая сами Афины. Само государственное устройство Спарты, в которой два царя и герусия, разрешающая их споры, направлено на предотвращение возникновения тирании. Также не правы те, кто говорит, что власть в Спарте принадлежит аристократии. В Спарте нет какой-то особой аристократии, разве что аристократы духа, ибо лучших из лучших мы выбираем в герусию, а эфором, наделенным правом привлечения к суду царя, может стать любой, даже самый бедный спартанец, ибо даже не выборы, на которые можно повлиять, решают, кто в следующем году станет эфором, а воля богов. Одни лишь боги решают судьбу жребия.

Загрузка...