Цифровой сервисный канал – это программное обеспечение, позволяющее получать услугу или ее часть. Пример цифрового канала – веб-сайт, мобильное приложение, мессенджер или сервис получения мгновенных сообщений SMS, Push.
Цифровой сервис – услуга, предоставляемая посредством цифровых каналов.
Модель монетизации цифрового сервиса – способ вознаграждения поставщика услуги. Существует несколько видов моделей монетизации:
➠ Единоразовый платеж – в обмен на вознаграждение пользователь получает экземпляр цифрового сервиса (как правило, приложение), часто с ограниченной во времени возможностью обновления и поддержки.
➠ Подписка (recurrent payment) – периодическое вознаграждение поставщика в обмен на возможность использовать сервис в оплаченный период.
➠ Частично бесплатная (фримиум, freemium) – пользователь безвозмездно получает ограниченную функциональность сервиса с возможностью получения более широкой в обмен на переход на другую модель монетизации.
➠ Встроенные покупки – единоразовый платеж в процессе взаимодействия с сервисом для расширения предоставляемой функциональности или получения дополнительных возможностей.
➠ Использование в обмен на просмотр рекламы – доступ к функциональности или контенту сопровождается показами рекламных сообщений.
➠ Синтетическая модель – может совмещать в себе несколько моделей, перечисленных выше.
Цифровой продукт – изначально это программное обеспечение, приобретаемое в обмен на единоразовый платеж. Впоследствии, с развитием доступа к интернету, цифровые продукты стали монетизироваться по моделям цифровых сервисов, и сейчас грань между цифровым продуктом и цифровым сервисом практически размылась. В книге понятия (цифровой) продукт и сервис будут иметь эквивалентные значения.
Жизнеспособность продукта – мера, определяющая возможность продукта функционировать за счет ресурсов от пользователей.
Продукт жизнеспособен, если:
1. Продукт операционно прибылен – доходы от монетизации покрывают расходы на поддержание продукта в работоспособном состоянии и текущие расходы на продвижение.
2. Инвестиции потенциально возвратны – текущие финансовые показатели продукта демонстрируют, что в перспективе вложенные инвестиции будут возвращены.
Минимально жизнеспособный продукт (Minimum Viable Product, MVP) – продукт, который при минимальных вложениях показывает свою жизнеспособность.
Проектный подход к разработке ПО – классический и интуитивно понятный подход, аналогичный проектной деятельности в любой другой области производства. Проектный подход подразумевает ограниченный во времени процесс производства, состоящий из нескольких фаз:
1. Формирование бизнес-требований.
2. Создание плана реализации.
3. Концептуальное проектирование.
4. Визуальное проектирование (UX/UI design) (для ПО с пользовательским интерфейсом).
5. Разработка плана реализации.
6. Разработка серверной части (backend).
7. Разработка внешнего интерфейса (frontend).
8. Наполнение контентом.
9. Тестирование.
10. Внедрение.
Продуктовый подход к разработке ПО – подход, при котором минимизируются риски избыточных затрат на производство. Представляет собой неограниченную во времени последовательность коротких циклов (итераций), состоящих из следующих фаз:
1. Генерация бизнес-требований к итерации.
2. Производство и внедрение.
3. Анализ результатов для последующей генерации бизнес-требований.
Первая фаза представляет собой минимально жизнеспособный продукт.
Функция – способность продукта выполнять задачи пользователя.
Функциональность[1] (functionality) – набор функций.
Основная функциональность (core functionality) – функции, из-за которых пользователь нанимает продукт. Например, функция «восстановление пароля» не является основной, так как, несмотря на то, что она обязательна, как правило, это не служит причиной для выбора продукта.
Фича (feature, особенность) – может быть как функцией продукта, так и особенностью реализации функции. Например, ярко-зеленая кнопка «Войти» – это фича, но не функция, так как она не дает пользователю дополнительных возможностей, хотя и облегчает использование функции «Аутентификация».