Его душа не черствеет

За творчеством Александра Андронова я слежу давно и всегда, от сборника к сборнику, удивляюсь, как зрелый поэт, который уже мог бы эксплуатировать найденные формы и приёмы, всё время находится в поиске. Его новая книга «Мелодия радости» – это своеобразный гимн жизни во всех её проявлениях, гимн счастья существования.


О чём мой стих?

А ни о чём! Ну просто настроенье

Да ощущений ярких акварели,

Души благословенное движенье

К незримой цели!

Дыханием согретый лист бумаги —

Крупинка человеческого счастья,

Источник заблуждений иль отваги

И Божьей власти.

В первом же тексте автор вполне ясно обозначает свою позицию о сути творчества. Здесь впечатляет осмысленная скромность поэта, его сознательное существование в малости, что придаёт новую силу каждому слову. Это очень важно для понимания русской поэзии вообще – и поэзии Андронова в частности. Задача – не обуздать культуру, а замереть перед её величием.

Какие же составляющие у мелодии радости? Какие повороты Андронов предлагает читателю? Первое, что стоит отметить, – это любовь автора этой книги к русской природе. Она не повод для наблюдений, она повод для восхищения, его пейзажи не столько изобретательны, сколько эмоциональны. Русская природа для него – среда обитания. Он чувствует её остро, чувствует её изнутри, поскольку сам – её часть.

Чуть-чуть снежок из ниоткуда

Искрит на солнце, даль светла,

И радости невольной чудо

Зима явила как смогла.

Как видите, природа у него не застывшая. Ему важно запечатлеть движение, тонкость перехода. Здесь его творческий почерк предельно сближается с импрессионистами.

Книга очень плотно структурирована, нет ни одного стихотворения, которое можно назвать проходным. Вот какие чудесные строки:

И ночь, и темнота, и ничего не будет,

Здесь ночь и темнота, здесь всё уже прошло.

На этом месте, здесь, недавно жили люди —

Утопшее в снегах, умершее село.

Какие чудесные сроки, как выверены технически. И какой проникновенный взгляд на безнадёжность времени, где жизнь человека конечна, а жизнь земли – нет. Но что поразительно, эта бесконечная жизнь земли в наших глазах только и существует.

Александр Андронов постоянно меняет углы поэтического зрения. Иногда он живой участник природной гармонии, но бывает, что он просто сосредоточенный наблюдатель, подмечающий разные черты, в том числе и горькие. Но вот один поворот философского ключа – и автор уже вопрошает, задает риторические вопросы и позиционирует лирического героя как фигуру романтическую.

Зачем встаёшь ты, божий день,

Пленяя утра чистотою,

Меж городов и деревень

Шагая поступью простою.

Не чужда Андронову и знаменитая русская над-рывность, корни которой – у Гоголя, и из этих корней произросли сотни прекрасных деревьев. Здесь всегда присутствует большая доля отождествления своих чувств со страной, с её этнографическими особенностями, с её традициями. У русского поэта если любовь, то навзрыд, если разлука, то навсегда, если осознание пути, то обязательно с большой долей рефлексии. Андронов тут следует этой традиции адекватно, ища в ней свои нотки, но не нарушая общей русской поэтической доли, которой или соответствуешь, или нет.

Неистовая и тревожная, —

С тобой сродниться – не соскучиться,

Любовь моя неосторожная,

Вчера казалось – всё получится.

Топтали луг копыта бойкие,

Цвели утрат венки полынные,

Ты мне казалась птицей-тройкою,

А стала песней лебединою.

Металась раненою птицею

Меж нависающими тучами.

Любви последнею страницею

Являлась строками летучими.

Андронов владеет метафорой. В ней нет привычной для многих «метафористов» распущенности, желания сравнивать всё со всем. Он ищет лучший приём, опираясь на свою интуицию и на вкус. Со вкусом у него вообще всё в порядке. В его подходе к организации поэтического пространства ощущается изрядная основательность. За каждой строкой – цельный и опытный человек, знающий всему цену, но и не утративший чистоты эмоций.

Время не потрогаешь руками,

За узду не схватишь на скаку,

Занесёт зыбучими песками

Вирш дешёвых смертную тоску.

Но бессмертью – время не помеха:

Меж небесных звёзд, через века,

Не боясь забвенья и успеха,

Нас найдёт волшебная строка.

Отдельно стоит сказать о поэтической технике Александра Андронова. Он, без всякого сомнения, виртуоз, он познал простую, но трудно достижимую правду русской силлаботоники. Для него рифма не закрепощающий, а освобождающий от ненужной суеты эксперимента аспект. Он в рифме точен, он знает непреложную истину: если рифма не точна, плохо звучит, это не небрежность, не какой-то случайный казус, просто это не то слово, ненужное здесь, лишнее, мёртвое. Плюс он очень грамотно распределяет по всему стихотворению ритмическую энергию. Это позволяет ему приблизиться к формальному совершенству.

Автор в пути, он знает, что совершенству нет предела. Его душа не черствеет, он издаёт книгу за книгой и пытается докричаться до тех, кто глух, раскрыть глаза тем, кто слеп, и облагородить душу тех, кто к благородству стремится, но не может его найти. Хотите дать душе часы покоя счастья и удовлетворения – читайте эту книгу!

Идёт война. Актёры отдыхают,

На сцене разухабистый канкан.

Над головами туфельки порхают,

И зритель от увиденного пьян.

Таксисты, лицедеи, проститутки

Верны властям в любые времена,

Но с голыми ногами плохи шутки,

Когда гремит за окнами война.

Война идёт. В Алабино стреляют —

Опять непревзойдённый биатлон.

В траншеях танки землю ковыряют,

А в «ящиках» по всем каналам «звон».

Есть для людей волнующая тайна:

В чьих головах кощунственная суть —

Послать на бой сынов страны бескрайней

И на трибуне лимонад тянуть.

Как будто нет сейчас другого дела,

Перемени другого не нашли,

Коль поиграть в войнушку захотелось,

В Донбасс их всех, на всех найдут земли.

Идёт война. Бомбят АЭС, уроды,

В ад превратить желая полстраны.

Нечеловечьей, дьявольской породы,

Бездушные отродья Сатаны.

Максим Замшев,

Главный редактор «Литературной газеты»,

Председатель Правления МГО

Союза писателей России,

Президент «Академии поэзии»,

член Совета по развитию гражданского общества и защите прав человека при Президенте РФ

Загрузка...