Актуальность правового регулирования мелиорации земель. Предисловие к монографии

Задачи правового регулирования мелиорации земель обретают новое звучание и актуализируются.

Чтобы не зависеть от поставок импортного продовольствия, для обеспечения суверенитета, продовольственной безопасности страны предстоит повышать ее самообеспеченность мясом, молочными продуктами, овощами, фруктами через модернизацию агропромышленного комплекса путем развития сельскохозяйственной кооперации, крупного товарного производства, поощрения крестьянских (фермерских), приусадебных, семейных, иных малых хозяйств, создания условий для сбережения здоровья, роста доходов, процветания жителей, благополучия сельских территорий.

Для решения задач приведения в порядок, обустройства сельскохозяйственных и прилегающих к городам земель нужны апробированные меры, конкретной и важнейшей из которых служит мелиорация земель. Она способствует повышению плодородия, продуктивности, устойчивости земледелия, получению гарантированного производства сельскохозяйственной продукции, формированию рациональной структуры земельных угодий.

История российских мелиораций и связанных с ними социально-экономических преобразований включает замечательные имена таких ученых конца XIX – начала ХХ вв., как В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, П.А. Костычев, А.В. Чаянов. Правовое регулирование коренного улучшения земель разрабатывалось во второй половине ХХ в. В.П. Балезиным, Л.И. Дембо, И.А. Иконицкой, О.С. Колбасовым, О.И. Крассовым, П.Ф. Кулиничем (Украина), Н.В. Сторожевым (Белоруссия). С разрушением колхозно-кооперативного строя, переформатированием российского государства и сокращением его плановых, экономических возможностей внимание к мелиорации как публичной функции общества стало ослабевать.

Обращение к этой теме представляется весьма своевременным ввиду подъема национального сельского хозяйства как растущей сферы экономики, основного средства снабжения населения экологически чистыми, здоровыми продуктами питания, рычага сбережения народа. В представляемой монографии не только реанимируются истоки возникновения, этапы, теоретико-правовые основы мелиорации земель, но и комментируется, анализируется современное законодательство России, государств ближнего и дальнего зарубежья и, что особенно ценно, административная, судебная практика правоприменения.

Вызывают удовлетворение попытки продолжения и наращивания автором предыдущих изысканий по определению места правовых режимов мелиорации в системе отраслей знания, науки, законодательства: поиски их местонахождения в земельном, аграрном, экологическом, гражданском праве не выглядят схоластичными, но влекут правовые последствия, намечают соответствующие приемы регулирования, средства достижения положительных результатов в земледелии, строительстве, транспорте, иных областях народного хозяйства[1].

Не менее злободневными представляются размышления о задачах, функциях государственного управления в сфере мелиорации земель, субъектах государственного учета и надзора, их полномочиях, о переводе мелиорированных земель в иные земли, правовых формах государственного, муниципального, производственного, иного контроля в сфере мелиорации и смежных областях, о ее государственной поддержке как одном из направлений аграрной, земельной, экологической политики ввиду многообразия, конкуренции форм собственности на землю, иные природные ресурсы, на мелиоративные сооружения, необходимости снабжения промышленности сельскохозяйственным сырьем.

Заслуживает поддержки тезис о необходимости оценки экологического эффекта от проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических мероприятий, затрагивающих тесно связанные с ними природные объекты и ресурсы, используемые и охраняемые в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Интересны предложения о признании мелиоративных систем единым недвижимым комплексом, об установлении критериев отнесения их к федеральной, региональной, муниципальной, частной формам собственности (признаваемым и защищаемым равным образом), об объединении полномочий по надзору за проведением мелиоративных мероприятий в одном государственном органе. Полезные дискуссии по этим вопросам могут служить повышению эффективности правореализации, в том числе видов юридической ответственности.

Несколько лет назад Е.С. Пышьева закончила аспирантуру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, написала под научным руководством Е.Л. Мининой и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Правовое регулирование мелиорации земель», и диссертационный совет присудил ей степень кандидата юридических наук. Настоящая монография показывает, что автор, работая старшим преподавателем Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева, заслуженно получила и достойно оправдывает путевку в педагогическую и научную жизнь.

Хочется надеяться, что представляемая монография найдет своего вдумчивого читателя, а изложенные в ней мысли помогут решению практических и теоретических проблем в описываемой сфере.

Доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации,

Почётный работник охраны природы,

заведующий отделом экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

С.А. Боголюбов

Загрузка...