Международный менеджмент – система управления внешнеэкономической деятельностью фирмы.
Можно рассматривать как с позиции общих (организация, планирование, координация, регулирование, мотивация и контроль), так и конкретных специализированных функций (материально-техническое снабжение, оперативное управление производственным процессом, управление качеством, управление персоналом, маркетинг, управление финансами, логистика, контроллинг, международный менеджмент и др.).
Международный менеджмент – система научных взглядов и положений, отражающих объективные законы управления внешнеэкономической деятельностью, существующая наряду с другими разделами теории менеджмента: финансовым, инновационным, проектным, стратегическим, инвестиционным и др.
Инструментарий международного менеджмента представляет собой совокупность конкретных методов и приемов в работе менеджера: изучение внешних рынков, выбор зарубежного контрагента, подготовка и проведение деловых переговоров, заключение внешнеторгового контракта, финансоворасчетные отношения и страхование, транспортировка и хранение товара, организация рекламы и сбыта и др.
Внешнеэкономическая деятельность – совокупность производственно-хозяйственных, финансово-экономических, научно-технических, коммерческих отношений между хозяйствующими субъектами из разных стран.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в 4 видах:
1 внешнеторговая деятельность – международный обмен товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуального труда. Наряду с ростом товарооборота растет значение торговли услугами: международного туризма, международной миграции рабочей силы, транзита, международного лизинга;
2 международное инвестиционное сотрудничество – предпринимательская деятельность, связанная с ввозом и вывозом капитала как самовозрастающей стоимости в виде ссудного или предпринимательского капитала;
3 международные производственно-хозяйственные кооперационные связи фирм-изготовителей продукции из разных стран, специализирующихся на изготовлении комплектующих, узлов и деталей;
4 международное кредитно-финансовые и валютно-расчетные отношения – совокупность экономических отношений, обслуживающих межгосударственные займы, деятельность международных финансовых и экономических организаций, многообразие взаимных финансовых расчетов, страховых операций, кредитование всех участников внешнеэкономической деятельности.
Современный мир пронизан взаимосвязями. Он представляет собой стремительно интегрирующуюся сеть: современные технологии размывают национальные границы и юрисдикции. Все большое число стран вступает в сотрудничество по различным аспектам своей деятельности. Мировое хозяйство в основном подчиняется единым современным правилам организации экономических, юридических и финансовых систем.
Преобладающей тенденцией в современных международных отношениях становится процесс глобализации.
Глобализация (от лат. globus – шар) – эволюционный процесс развития мировой экономики и международных отношений, результатом которого является все возрастающее влияние на экономику, политику, социальные системы отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, технического, информационного и культурного обмена.
Глобализация дает небывалые возможности для развития стран и компаний. Географические границы не препятствуют проведению бизнес – сделок.
Практически все страны в той или иной степени зависят от международного бизнеса, что, с одной стороны, даст им определенные преимущества, а с другой – создает ряд трудностей.
К числу преимуществ можно отнести возможность поиска на мировом рынке недостающих ресурсов и возможностей. Недостаток собственных сырьевых, финансовых, трудовых ресурсов можно компенсировать за счет мировых источников. Большие перспективы открывает рациональное использование единого научно-технического потенциала. Все большее распространение в мировой торговле получают операции по купле-продаже патентов, лицензий. Это положительно сказывается на развитии отдельных компаний, стран и мирового бизнеса в целом.
Вместе с тем существенно возросла зависимость стран от состояния мировых рынков в целом. Экономические и политические кризисы в отдельных странах и регионах значительно увеличивают риски нестабильности во всем мировом хозяйстве. Состояние экономики влияет на внутреннюю и внешнюю политику каждой страны. Внутренняя политика определяет внешнюю. Примером этого могут служить нестабильность японской экономики, азиатский кризис, дефолты в латиноамериканских странах, в России, стагнация американской экономики.
Современный мир характеризуется также активно развивающимися интеграционными процессами: расширяется Европейский Союз (ЕС), в большинстве европейских стран введена единая валюта – евро. Все это приводит к повышению конкурентоспособности компаний и стран.
Положительное влияние на развитие международного бизнеса оказывает развитие отрасли информационных технологий, прежде всего сети Интернет. «Мир без границ» – действительно актуальный лозунг с точки зрения современных возможностей получения информационных ресурсов.
Вместе с тем одним из актуальных вопросов на сегодняшний день являются изменения в окружающей среде и климате нашей планеты. Это становится серьезной экономической проблемой для компаний и стран, вынужденных тратить большие средства на реализацию экологических программ.
Решение всех перечисленных проблем уже не является задачей каждой страны или компании в отдельности. Это проблемы всего мирового сообщества. Именно в этом заключается характерная черта современных мировых отношений.
В настоящее время осуществляется переход oт периода, когда приоритетными являются интересы каждой отдельно взятой национальной экономики, к периоду глобальной экономики, когда нет единого жесткого аппарата ее регулирования и усиливается взаимозависимость экономик разных стран.
В качестве примера можно привести следующие факты. До недавнего времени рост или спад в национальных экономиках обычно был вызван внутренними причинами. Так, в начале 1990-х годов Германия переживала кризис после присоединения ГДР, в Японии в тот же период прорвался «пузырь» на рынке недвижимости и на фондовом рынке, в США в разгаре был кредитный кризис, начавшийся в конце 1980-х годов.
С ростом международной торговли и потоков инвестиций в 1980-е годы связи между национальными экономиками стали укрепляться. В 1990-е годы бум международных слияний и инвестиций и зарубежные проекты еще сильнее сплотил страны. Цепочки поставщиков крупных компаний зачастую проходят через несколько стран, так что изменение ситуации в одной стране способно повлиять на решения об инвестициях и найме персонала в другой.
Состояние мировой экономики в последние годы свидетельствует о том, что страны, расположенные в разных частях света, становятся все более зависимыми друг от друга.
Важным фактором синхронизации экономических циклов в разных странах является сходная денежная политика. Подтверждением тому может служить создание Европейского центрального банка (ЕЦБ). Большинство азиатских стран в значительной степени синхронизируют свою денежную политику с политикой Федеральной резервной системы (ФРС) США, поскольку зависят от экспорта в США.
Не менее важным фактором глобализации является внешняя торговля. Однако главным движущим стимулом этого процесса в последнее время стали иностранные инвестиции. Все больше компаний решаются на открытие иностранных подразделений или создание совместных предприятий, чтобы не экспортировать свои товары или услуги.
Примером развития международных связей является Ирландия. Почти треть ВВП страны формируется за счет экспорта технологической продукции, производимой в местных подразделениях таких американских компаний, как Intel, Xerox, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Gateway. Благодаря приходу этих компаний рост ирландской экономики начал составлять 10 % в год, однако экономический спад в США обернулся для Ирландии потерей тысячи рабочих мест. Аналогичная ситуация складывается в экономике Китая и других азиатских странах.
Важной составляющей процесса глобализации мировой экономики является функционирование международных экономических организаций, объединений, союзов и ассоциаций. Это, прежде всего, Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский Союз (ЕС), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Возрастание роли международных экономических организаций обусловлено тем, что мировое хозяйство стало единым организмом. Национальные и региональные проблемы превратились в проблемы глобальные. Решать эти проблемы и регулировать мирохозяйственные связи призваны международные экономические организации.
Активное развитие процесса глобализации вызвано также изменениями в составе субъектов экономической деятельности и изменениями хозяйственных процессов. Важнейшими субъектами мировых отношений на сегодняшний день являются международные компании, представляющие собой сложные многоуровневые системы. Они рассматривают мир как единое поле для своей коммерческой деятельности, способствуя тем самым активному развитию процесса глобализации.
Исходя из сказанного можно сделать вывод: в мировой системе хозяйства в последние десятилетия произошли существенные изменения, которые обусловили объективную потребность в усилении координирования и регулирования многих мирохозяйственных процессов.
Международный бизнес имеет многовековую историю. Великие географические открытия в XVI веке положили начало активному развитию международной торговли. Значительные прибыли стали мощным стимулом, вовлекшим в международный бизнес отдельных предпринимателей и целые страны. Параллельно начала развиваться инфраструктура бизнеса: транспорт, складское хозяйство, страхование и т.д.
Развитие промышленного производства и последующие достижения технологического развития привели к активизации мирового бизнеса. Государства оказывали поддержку собственным предпринимателям и поощряли их зарубежную деятельность.
Колониальная политика европейских стран также оказала значительное влияние на развитие мирового бизнеса, а разные темпы развития государств, различия в обеспеченности природными и другими ресурсами предопределили целесообразность и выгодность международного разделения труда.
Важным этапом в развитии международных экономических отношений стал XX век. Первая и вторая мировые войны привели к появлению новых суверенных государств, самостоятельно выстраивающих политические и экономические отношения. В этот период активно развиваются международные рынки капиталов, появляются новые финансовые инструменты бизнеса, расширяется сфера услуг (международный аудит, консалтинг и т.д.).
Во второй половине XX века компании разных стран осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу. Лидерами в данном процессе стали американские корпорации. Однако уже в 60-е, а особенно в 70-е годы, американских пионеров международного бизнеса догнали, а во многом и перегнали их европейские и в еще большей степени японские соперники. Образовалась сложнейшая трехслойная структура международного бизнеса, в рамках которой идет конкурентная борьба компании на внутреннем страновом рынке с местными фирмами, борьба с работающими в стране международными компаниями и, наконец, борьба международных компаний между собой.
В 70-е и 80-е годы XX столетия значительно возросло число МНК (многонациональных компаний). При этом наблюдался качественный прорыв: в число крупнейших МНК вошли фирмы таких развивающихся стран, как Южная Корея, Филиппины, Индия, Тайвань. Страны социалистического блока также активно включились в мировые интеграционные процессы. Мультинациональность бизнеса усиливалась, и в 90-е годы наметился переход международного бизнеса к наиболее высокой точке его развития – глобализации.
Таким образом, мировой бизнес начала XXI века можно охарактеризовать как сложную, динамично развивающуюся систему, которая не ограничивает ведение бизнеса по всему миру. И хотя международный бизнес регулируется соответствующими законодательствами стран, любая фирма получает все больше возможностей принципиально изменить стратегические и тактические перспективы своего развития. Для компаний открываются большие возможности проявить деловую активность.
Любая компания может войти в международный бизнес. Как правило, этот процесс проходит поэтапно: компания, осуществлявшая обычную зарубежную торговлю (экспортные и импортные операции), по мере развития достигает высшей формы – становится международной компанией.
Одной из проблем управления в международных компаниях становится взаимодействие национального и интернационального факторов. Довольно трудно однозначно ответить на вопрос о том, чего больше в современном международном бизнесе – национального или интернационального. Международные компании стремятся унифицировать стратегию и тактику ведения бизнеса во всех принимающих странах. Однако это не всегда возможно без учета национальных факторов. Поэтому более эффективна стратегия, при которой в деятельности компании максимально учитываются и используются национальные особенности, причем везде, где это возможно.
Современные технологические возможности весьма существенно изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел принципиально новые черты. Бизнесмены могут эффективно осуществлять управление компанией «не выходя из офиса» в режиме реального времени и с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес-рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т.д.
Изменился характер деловых операций. Все большее значение приобретают финансовые операции. Появился специальный термин «новая экономика», некоторые современные ученые применяют термин «финансиаризация», или «финансомика». Современный бизнес все больше использует достижения финансового менеджмента и новейшие финансовые инструменты.
Мировой финансовый рынок имеет гигантские возможности. Так, основным показателем деятельности компаний на сегодняшний день является се капитализация.
Совершенно очевидно, что международный бизнес не получил бы такого развития, если бы в его основе не лежали мотивационные факторы. Их принято разделять на три группы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Мотивация международного бизнеса
Первая группа мотивационных факторов – поиск и освоение новых рынков. Стремление компаний расширить рынок сбыта своей продукции и услуг является, пожалуй, основным мотивом участия компаний в международном бизнесе. Высокий уровень сбытa означает и более высокий уровень прибыли. Кроме того, здесь действует правило «экономии на масштабах деятельности». Многие крупнейшие международные компании свыше половины своих доходов получают от продаж за рубежом (таблица 1).
Вторая группа мотивационных факторов – приобретение необходимых компании ресурсов. Компании не всегда обладают необходимыми для своей полномасштабной деятельности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и поэтому активно занимаются их поиском. Фирмы-производители и дистрибьюторы довольно часто подыскивают необходимые виды изделий и услуг, а также полуфабрикаты, комплектующие изделия и конечную продукцию в других странах. В одних случаях это делается с целью снижения затрат, в других – с целью приобрести продукцию или условия, недоступные в собственной стране.
Таблица 1 – Рейтинг компаний по величине международных операций
* Таблица составлена на основании данных, опубликованных в журнале
Третья группа мотивационных факторов – диверсификация (использование возможностей, открывающихся для бизнеса на рынках разных стран). Обычно компании предпочитают не допускать больших колебаний в уровне своих продаж и прибылей и с этой целью тщательно подыскивают подходящие для сбыта и закупок зарубежные рынки. Многие компании используют несовпадение экономических циклов в различных странах. Когда в одной стране, вступившей в период спада, уровень продаж снижается, он повышается в другой, которая находится на стадии экономического подъема. Определив рынок для приобретения одного и того же товара или его компонента в разных странах, компания может снизить ущерб от колебаний цен или дефицита в какой-либо конкретной стране.
Для успешной работы компании на мировом рынке очень важно определить страны, в которых выгодно вести бизнес. Определяя целевые рынки, международные компании обращают внимание, прежде всего, на уровень экономического развития отдельных стран, сходство или различия культур страны базирования и стран пребывания, природные (включая наличие минеральных, водных и др. ресурсов, климатические условия и т.д.) и демографические особенности стран (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т.д.).
Кроме того, международные компании должны учесть все составляющие бизнес-среды принимающей страны (рисунок 2).
Экономическая среда – это совокупность экономических условий страны, таких, как уровень экономического развития, инфраструктура, рынки ресурсов и готовых продуктов, курсы валют, инфляция, процентные ставки, показатели экономического роста.
Законодательно-политическая среда. Выходя на рынки других стран, компании сталкиваются с незнакомыми ранее политическими системами, а также усиленным контролем и регулированием со стороны местных властей. Государство, да и просто граждане, часто смотрят на зарубежные компании как на чужаков и с подозрением относятся к их влиянию на экономическую независимость и политический суверенитет страны. К основным проблемам законодательно-политического характера, с которыми сталкиваются международные фирмы, относятся политические риски, политическая нестабильность, национальные законы и ограничения.
Рисунок 2 – Основные факторы международной бизнес-среды
Социально-культурная среда. Под национальной культурой понимается совокупность знаний, убеждений и ценностей, а также характерные для всех членов общества единые стереотипы поведения и мышления. Культурные факторы гораздо более сложны и неоднозначны, нежели факторы политические или экономические. Культура присутствует во всех сферах человеческой жизни. Ее трудно исследовать и еще сложнее понять. Международные компании обязательно должны изучать местную культуру и эффективно пользоваться этими знаниями.
Учет всех составляющих бизнес-среды каждой из принимающих стран – необходимое условие успешного ведения бизнеса.
Международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые проводятся двумя или более странами. Такие деловые взаимоотношения могут возникать на уровне как частных, так и государственных организаций. Частные компаний обычно проводят такие хозяйственные операции с целью получения прибыли.
Деятельность компаний (фирм), субсидируемых правительственными органами, не всегда ориентирована на прибыль.
Для достижения любой из своих целей в международном бизнесе кампания должна устанавливать формы внешнеторговых операций.
Причем некоторые из них могут существенно отличаться от используемых внутри страны. Выбор форм зависит не только от поставленной цели, но и от внешней среды, в которой компании предстоит действовать. Среда влияет также на выбор средств, определяющих такие функции бизнеса, как, например, маркетинг.
Проведение международных операций зависит от целей, которые ставят перед собой компании, и от средств их достижения. Деловые операции оказывают влияние на общую и конкурентную внешнюю среду (внешние условия) и сами подвергаются ее влиянию.
Компании, ведущие международный бизнес, могут использовать различные формы хозяйственных операций: экспорт и импорт товаров и услуг; путешествия, туризм и транспорт; деятельность за границей; использование активов из-за рубежа (роялти); инвестиционную деятельность (прямые и портфельные инвестиции). Делая выбор, компании ориентируются на собственные цели и оценивают ресурсы, а также условия осуществления своей деятельности.
Международные компании – это компании, имеющие зарубежные активы и рассматривающие мировое хозяйство как единый рынок для своей деятельности.
В современной литературе используются и другие термины для обозначения международных компаний, например: многонациональная компания (МНК) и транснациональная корпорация (ТНК).
Термин «МНК» (multinational enterprise, MNE) наиболее часто встречается в зарубежной бизнес-литературе, в частности, в научном труде Джона Д. Дэниелса и Ли X. Радеба «Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции». Авторы характеризуют МНК как компанию, которая использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом.
Зачастую, особенно в рамках ООН, вместо термина «МНК» используют термин «ТНК» (transnational corporation, TNC). Определений ТНК довольно много, эксперты и ученые спорят о том, что является отличительными признаками ТНК. В 70-80-е годы XX столетия эксперты ООН к ТНК относили любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. Однако в настоящее время в силу значительного расширения сферы деятельности и объемов дохода экономисты относят к ТНК в основном компании, более 1020 % активов которых вынесены за национальные границы. По данным ООН, в 80-е годы их насчитывалось около 10 тыс. (90 тыс. подразделений), сегодня их уже около 60 тыс. (до 600 тыс. аффилированных структур).
Некоторые авторы разграничивают понятия МНК и ТНК, относя к ТНК компании, имеющие «национальность», т.е. капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны, а к МНК – компании с многонациональным капиталом. Однако этот под-ход является спорным, поскольку в настоящее время происходит масштабное слияние, «переплетение» финансов предпринимателей разных стран и определить национальную принадлежность капиталa компании достаточно сложно.
Ввиду того, что в учебной литературе и книгах по бизнесу в последнее время чаще употребляется термин «международная компания», будем в дальнейшем использовать именно его.
Масштабы деятельности международных компаний растут из года в год. Доход многих из них сопоставим с валовым национальным продуктом небольших стран. Их уже называют глобальными. Они интегрируют хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах.
Международные компании привлекают к себе повышенное внимание общественности многих стран и вызывают столь же большие опасения: ведь в рамках их «империй» из страны в страну перемещаются огромные капиталы, что оказывает воздействие не только на национальную экономику и политику, но и на культуру.
Международные компании имеют ряд общих характерных черт. Менеджмент международных компаний представляет собой управление интегрированной всемирной бизнес-системой, когда зарубежные подразделения тесно сотрудничают друг с другом, между ними проходит интенсивное перемещение капитала, технологий и человеческих ресурсов. Компании закупают материалы и производят продукцию там, где им это выгодно.
Высшей управленческой структурой международных компаний является единственное подразделение – материнская (головная) компания. Иногда во главе компании может стоять более одной материнской компании, как, например, в англо-голландских концернах Unilever, Royal Dutch/Shell, которые являются бинациональными компаниями. Управленческое подразделение принимает основные стратегические решения относительно развития всех филиалов. То есть имеет место определенная степень централизации руководства, что позволяет координировать деятельность подразделений в глобальном масштабе и максимизировать прибыль компании в целом.
Высшие руководители (топ-менеджеры) международных компаний, являясь специалистами по глобальной деятельности, рассматривают мировое пространство в качестве единого рынка и, исходя из этого, принимают стратегические решения, приобретают ресурсы, руководят организацией производственных процессов, проводят маркетинговые мероприятия.
В некоторых случаях философия управления международной компанией отличается от описанной выше. Например, ряд исследователей выделяют этноцентрические компании (основной упор на операции в стране происхождения), полицентрические компании (ориентированы на рынки отдельных зарубежных стран) и геоцентрические компании (истинно глобальные, не отдают предпочтения ни одной конкретной стране).
Международные компании оказывают существенное влияние на мировую экономику. В их руках сосредоточено приблизительно 30 % частных производственных фондов, около 50 % международной торговли, 80 % патентованных нововведений и почти вся торговля сырьевыми ресурсами. Совокупные валютные резервы международных компаний в несколько раз больше резервов всех центральных банков мира вместе взятых.
Основное предпочтение в своей деятельности международные компании отдают новым, перспективным, быстроразвивающимся отраслям промышленности. В настоящее время к ним можно отнести электронную промышленность, сферу телекоммуникаций, ин формационных и биотехнологий. Немаловажное место занимают компании, работающие в химической, добывающей, автомобилестроительной и торговой отраслях.
Обратимся к истории возникновения международных компаний и их развития. Большинство современных международных компаний были созданы в конце XIX – начале XX веков. Именно тогда произошло мощное развитие производства и образование таких компаний, как Ford, General Electric, Singer Sewing Machine, Sony. Начало XX столетия было золотым веком глобализации: огромные масштабы миграции, снижение стоимости перевозок, расцвет торговли, рост зарубежных инвестиций. Например, компания Ford, основанная в 1903 году, первой применила конвейерное производимо и уже в 1905 году начала экспансию на зарубежные рынки с открытия завода в Канаде (Уокервиль, провинция Онтарио). Продвижение на зарубежные рынки усиливалось, и к 1927 году Ford превратилась в гигантский индустриальный комплекс, охватывающий весь мир. На сегодняшний день Ford владеет производственными, сборочными и дистрибутивными подразделениями в 200 странах.
Многие бурно развивающиеся компании стали международными. Особенно четко эта тенденция проявилась в конце 40-х и 50-х годах ХХ века.
Развитие компаний, увеличение масштабов их деятельности привели к существенным, можно даже сказать, кардинальным изменениям в процессе управления. Большие перемены произошли во всех аспектах менеджмента: от процесса производства до организационных структур и методов управления персоналом.
Широкое развитие стали получать производственное сотрудничество и связанная с ним торговля научно-техническими знаниями. Активно внедрялось производственное кооперирование, и развивались интеграционные процессы как внутри одной компании, так и между различными фирмами.
Эволюция организационных структур управления шла от простейших линейных, функциональных форм к матричной, и, наконец, сформировались дивизиональные структуры. Специфика работы в принимающих странах, культурные различия требовали от менеджмента головных компаний умения приспосабливаться к национальным рынкам при формировании стратегий развития бизнеса, маркетинговых стратегий, при решении вопросов кадровой политики и т.н.
Конец 60-х и 70-е годы XX века были ознаменованы волной активных поглощений. Крупные компании покупали более мелкие.
В результате таких активных действий, когда приобреталось практически все, что дешево продавалось, многие компании превратились в диверсифицированные конгломераты. Внутри одной компании множество подразделений занимались совершенно не связанным между собой бизнесом. Управлять такими гигантами старыми методами было сложно. Кроме того, каждый вид бизнеса требовал совершенно различных методов управления.
В связи с этим существенные изменения претерпели организационные структуры компаний. Активно стала внедряться дивизиональная структура управления. В бизнесе начали использовать стратегические подходы к управлению. В структуре компаний появились стратегические центры хозяйствования (СЦХ).
Несмотря на все попытки справиться с управлением сильно диверсифицированными компаниями, многие из них в конце 70-х годов XX века стали продавать убыточный бизнес, освобождаться от ненужных подразделений. Наиболее активно эти процессы осуществлялись в 80-е годы XX века и сопровождались массовыми увольнениями работников, повышенным уровнем безработицы, активизацией профсоюзного движения.
К началу 90-х годов XX века многие компании были диверсифицированными, но диверсификация при этом имела в основном вертикальную направленность, т.е. бизнес подразделений внутри одной компании был связан определенным технологическим процессом, единством отраслей.
Жесткая конкурентная борьба вынуждала компании изыскивать новые способы повышения эффективности бизнеса (увеличения прибыли, снижения затрат). В поисках новых путей компании совершенствовали процесс управления. Появились новые технологии производства, активно развивалась торговля лицензиями, ноу-хау и т.д. Значительные резервы для повышения производительности труда были найдены благодаря совершенствованию управления персоналом. Во многих компаниях появились службы управления человеческими ресурсами. Они занимались не только традиционными кадровыми вопросами, но и рассматривали персонал как ресурс, способный совершенствоваться, развиваться, приносить большую отдачу.
Подверглись изменениям и бизнес-стратегии. Все большее значение стали приобретать маркетинговые исследования рынка, стратегии диверсификации и партнерства.
Однако обостряющаяся конкурентная борьба требовала от бизнеса новых путей выживания, и, начиная с середины 90-х годов XX века многие компании вновь стали прибегать к стратегиям объединения (слияния и поглощения). При этом многие из них планировались как дружественные слияния. Примером такой сделки является объединение в 1998 году автомобилестроительных компаний немецкой Daimler Benz и американской Chrysler. Несмотря на декларирование дружественного характера объединения этих компаний, в прессе часто упоминается о том, что управление в новой компании DaimlerChrysler сосредоточено в руках немецкой стороны.
Волна слияний и поглощений затронула многие промышленные сферы. Объединялись автомобилестроительные, фармацевтические, авиационные, телекоммуникационные и другие компании. Большинство таких сделок были международными, т.е. осуществлялись между компаниями разных стран. Основной причиной объединения была возможность экономии на масштабе производства, использование эффекта синергии. Многие слияния на деле оказались неравноправными. В результате дружеское объединение превращалось в фактическое поглощение слабого сильным.
Кроме того, процесс объединения компаний требовал длительной и тщательной подготовки, но ввиду жесткой конкурентной борьбы времени на это было немного. Проблемы возникли и с адаптацией корпоративных культур друг к другу. В результате многие сделки по слияниям были признаны неудачными.
Однако в бизнесе ведется активный поиск новых путей повышения эффективности. На смену слияниям и поглощениям пришли новые интеграционные стратегии – стратегические альянсы между компаниями, которые не предусматривают полного объединениями капитала и являются гибкой формой интеграции компаний.
Упомянутая новая компания DaimlerChrysler нашла себе азиатского партнера по альянсу – Mitsubishi Motors. Положителен пример стратегического альянса между французской Renault и японской Nissan. Японские компании Toshiba и Matsushita Electric, специализирующиеся на выпуске электроники, создали альянс (совместное производство) по производству жидкокристаллических панелей. Таких примеров можно привести много.
Укрупнение масштабов деятельности международных компаний, происходившее за счет слияний и поглощений, привело к изменению монополистической системы в определенных отраслях производства. Вместе с тем изменилась и международная монополистическая структура, и как уже отмечалось ранее, международные компании стали главными участниками мирового хозяйственного процесса. Именно они активизируют процесс глобализации мировой экономики, рассматривая мир как единую сферу деятельности в области производства, сбыта, финансирования.
Ежегодно различные международные агентства проводят рейтинги компаний. Наиболее известны исследования журналов Business Week и Fortune, газеты Financial Times.
Журнал Fortune публикует список 500 крупнейших компаний мира и США – «Fortune 500». Следует отметить изменения, которые произошли в оценочных показателях деятельности компаний, положенных в основу рейтингов. До конца 90-х годов XX века большинство рейтингов проводились по показателям достигнутого компаниями дохода. Затем за основу «Financial Times 500» был принят показатель рыночной капитализации компании. Этот рейтинг публикуется ежегодно в апреле-мае. Данные изменения связаны главным образом с развитием финансовой сферы бизнеса.
Следует отметить, что показатель рыночной капитализации представляет собой «мгновенный снимок» финансового состояния компании. Потрясения на финансовом рынке, прежде всего на американском, произошедшие в 2001-2002 годах, отчетливо видны при сравнении показателей за разные годы.
Размер рыночной капитализации напрямую зависит не только от деятельности компании, но и от складывающейся на рынке ситуации и настроений инвесторов. Возникает вопрос: насколько объективным является распределение компаний в соответствии с таким показателем в период высокой волатильности на фондовых рынках? Financial Times считает, что стоимость акций компаний на рынке остается одним из лучших критериев ее деятельности и возможности доступа к рынкам капитала.
Основными тенденциями, определившими формирование списка 500 крупнейших компаний мира в 1999 году, стал стремительный рост рыночной капитализации и устойчивый рост в экономике и на фондовых рынках стран Азиатского региона.
В 2000 году компании – представители «новой экономики» были потеснены «старыми» компаниями. Первая в рейтинге – компания General Electric, в числе первых были также банки, страховые и фармацевтические компании. Аналитики Financial Times объясняли такое положение дел временным «безумием» рынка.
Однако эти тенденции сохранились и в 2001 году. Рецессия в США, замедление темпов роста в основных экономических центрах и, как следствие, падение прибыльности компаний заставили инвесторов вкладывать деньги в «защитные» акции – бумаги фармацевтических компаний и производителей потребительских товаров, обеспечивающих стабильный доход в любой экономической ситуации.
Слабость иены и устойчивое развитие экономики Великобритании позволили британским компаниям обойти по капитализации японские, хотя численное представительство обеих стран сократилось.
В 2001 году в «Financial Times 500» впервые вошли четыре российские компании: «ЮКОС» (227-е место), «Газпром» (250-е место), «Сургутнефтегаз» (344-е место) и «ЛУКОЙЛ» (362-е место).
1 Что такое процесс глобализации мировой экономики?
2 Каковы характерные черты современных мировых отношений?
3 Как развивался международный бизнес и что лежит в основе его мотивации?
4 Какие факторы бизнес-среды оказывают влияние на деятельность компаний?
5 Что такое международные компании?
6 Каковы общие характерные черты международных компаний?
7 В чем различие между этноцентрическими, полицентрическими и геоцентрическими компаниями?
8 Какое место занимают международные компании в системе мирового хозяйства?
9 По каким показателям проводятся мировые рейтинги компаний?
10 Компании каких отраслей занимают первые позиции в рейтингах последних лет?
1Белорусов, А.С. Международный менеджмент: учебник / А.С. Белорусов. – Юристъ, 2000. – 224 с.
2Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.
3 Дафт, Ричард Л. Менеджмент / Дафт Ричард Л.. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 32 с.
4Дэниелс, Д. Международный бизнес / Д. Дэниелс, Ли X. Рабеда / пер. с англ. – М.: Дело, 998. – 784 с.
5 Международный менеджмент: учебник для вузов / под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 624 с.
6Халевинская, Е. Мировая экономика / Е. Халевинская, И. Крозе. – Юрист, 1999. – 346 с.
1 Преобладающей тенденцией развития современной мировой экономики является:
а) децентрализация управления;
б) глобализация;
в) национализация экономик;
г) интеграция.
2 К основным преимуществам глобализации относятся:
а) поиск на мировом рынке недостающих ресурсов и возможностей;
б) развитие отрасли информационных технологий;
в) независимость стран от состояния мировых рынков;
г) развитие международного рынка труда.
3 Лидерами в развитии мультинационального бизнеса во второй половине XX века являются:
а) Японские корпорации;
б) Российские корпорации;
в) Европейские корпорации;
г) Американские корпорации.
4 Основными показателями деятельности компаний на сегодняшний день являются:
а) глобализация;
б) организация совместной деятельности;
в) капитализация;
г) интеграция деятельности.
5 К основным факторам международной бизнес среды относятся:
а) экономические;
б) географические;
в) законодательно-политические;
г) социально-культурные;
д) производственные.
6 Компания управляемая двумя материнскими компаниями называется:
а) этноцентрическая;
б) геоцентрическая;
в) бинациональная;
г) многонациональная.
7 Современные международные компании были созданы:
а) в начале XIX века;
б) в конце XIX – начале XX веков;
в) в начале XXI века;
г) в середине XX века.
8 Компании, какой страны занимают первые позиции в рейтингах последних лет?
а) Великобритании;
б) Китая;
в) России;
г) США.
Международный менеджмент – это …
а) система управления внешнеэкономической деятельностью фирмы;
б) совокупность производственно-хозяйственных, финансовоэкономических, научно-технических, коммерческих отношений между хозяйствующими субъектами из разных стран;
в) система научных взглядов и положений, отражающих объективные законы управления внешнеэкономической деятельностью, существующая наряду с другими разделами теории менеджмента;
г) совокупность экономических отношений, обслуживающих межгосударственные займы, деятельность международных финансовых и экономических организаций, многообразие взаимных финансовых расчетов, страховых операций, кредитование всех участников внешнеэкономической деятельности.
10 Внешнеторговая деятельность – это …
а) предпринимательская деятельность, связанная с ввозом и вывозом капитала как самовозрастающей стоимости в виде ссудного или предпринимательского капитала;
б) международные производственно-хозяйственные кооперационные связи фирм-изготовителей продукции из разных стран, специализирующихся на изготовлении комплектующих, узлов и деталей;
в) международный обмен товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуального труда. Наряду с ростом товарооборота растет значение торговли услугами: международного туризма, международной миграции рабочей силы, транзита, международного лизинга;
г) совокупность экономических отношений, обслуживающих межгосударственные займы, деятельность международных финансовых и экономических организаций, многообразие взаимных финансовых расчетов, страховых операций, кредитование всех участников внешнеэкономической деятельности.