Глава 2 Деятельность Организации Объединённых Наций и её вспомогательных органов в регулировании международных транспортных отношений

2.1. Общая характеристика системы органов ООН в регулировании международных транспортных отношений

В правовой регламентации международных перевозок большую роль играют международные транспортные организации. Они ведут разработку проектов международных договоров, подготовку транспортных и технико-регламентационных правил перевозки грузов, пассажиров и багажа, проформ транспортных договоров, дают рекомендации и заключения по применению международных норм, урегулируют споры путём посредничества и арбитража.

До создания международных универсальных организаций, в рамках деятельности которых в настоящее время осуществляется регламентация международных транспортных отношений, существовали межгосударственные договоры, союзы и ассоциации по регламентации взаимодействия отдельных видов транспорта. Их появление относится к концу XIX – началу ХХ в.

Первая международная организация, например, в области железнодорожного транспорта, была организована в 1869 г. в Брюсселе. Это было Международное общество спальных и туристических вагонов (Compagnie Internationale des Wagons Litset des Grands Express Europeens CIWL).

Создание после 1945 г. экономических подразделений Организации Объединённых Наций дало новый толчок развитию международных транспортных органов.

Преамбула Устава ООН гласит, что её цель – содействовать социальному прогрессу народов, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем.

В гл. IX Устава ООН указано в том числе, что Организация содействует «разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем» (ст. 53, п. b). При этом «различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облечённые широко международной, определённой в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией…» (ст. 57). «Ответственность за выполнение функций Организации… возлагается на Генеральную Ассамблею и, под руководством Генеральной Ассамблеи, на Экономический и Социальный Совет…» (ст. 60).

Свои непосредственные цели и задачи ООН реализовывает через деятельность Генеральной Ассамблеи – ГА ООН, Совета Безопасности – СБ ООН, Экономического и социального совета – ЭКОСОС ООН, Международного суда – МС ООН, Совета по опеке, Генерального секретаря и Секретариат. Среди указанных органов к транспорту и регламентации взаимодействия государств по вопросам транспорта, а также созданию международно-правовых норм в данной сфере самое непосредственное отношение имеют Генассамблея ООН и ЭКОСОС.

2.2. Генеральная Ассамблея ООН, её вспомогательные органы и международные транспортные отношения

В Генеральную Ассамблею ООН входят все государства – члены ООН, но не более пяти представителей от каждого из них. Данный орган сессионный. Ассамблея собирается на очередные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Важным в деятельности ГА ООН является масштабность её компетенции. Она может обсуждать любые вопросы или дела в рамках Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и давать по ним рекомендации государствам-членам и СБ ООН (ст. 10 Устава ООН). Генассамблея ООН, чтобы реализовывать свои задачи, формирует постоянные и временные вспомогательные органы (с 1945 г. было создано более 150 вспомогательных органов на временной основе).

Важным является право ГА ООН создавать органы на правах автономных организаций, которые занимаются вопросами международного сотрудничества в некоторых специальных сферах. Например, Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (United Nations Environment Programme UNEP), Комиссия ООН по праву международной торговли – ЮНСИТРАЛ (United Nations Commission on International Trade Law UNCITRAL), Программа развития ООН – ПРООН (United Nations Development Programme UNDP), Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD).

В конкретном случае наибольший интерес вызывает деятельность таких автономных организаций, как ЮНСИТРАЛ и ЮНКТАД, работа которых прямо или косвенно связана с международными транспортными отношениями между субъектами международного права.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) – вспомогательный орган ГА ООН в области международной торговли10, была учреждена Генеральной Ассамблеей на основе резолюции 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 г. Создавая комиссию, Генеральная Ассамблея предоставила ей общий мандат, поручив содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли.

ЮНИСТРАЛ с универсальным членским составом уже в течение более 50 лет проводит реформы в области коммерческого права во всём мире. Основные цели ЮНСИТРАЛ: модернизация и согласование норм международной коммерческой деятельности.

Торговля – это сфера деятельности, способствующая ускорению темпов экономического роста, повышению уровня жизни и созданию новых возможностей через коммерческую активность. Для реализации в мировом масштабе этих задач ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила коммерческих сделок. К их числу относятся:

– всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила;

– правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение;

– обновляемая информация о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права;

– техническая помощь в осуществлении правовой реформы;

– региональные и национальные семинары по вопросам единообразного коммерческого права.

В состав комиссии входят 60 государств-членов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Структура членского состава комиссии обеспечивает представительство различных географических регионов мира, а также основных экономических и правовых систем. Члены комиссии избираются на шесть лет, причём срок полномочий половины её членов истекает через каждые три года.

Документы, разработанные и принятые ЮНСИТРАЛ, имеющие непосредственное отношение к международному транспортному праву – это Конвенция о морской перевозке грузов (одобрена в Гамбурге, март 1978 г.).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 11 учреждена в 1964 г. в качестве постоянного межправительственного органа, являющегося ключевым для Генеральной Ассамблеи ООН в данной сфере.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Её главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций.

Для достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Цели ЮНКТАД:

– содействие международной торговли для ускорения экономического роста и развития, прежде всего в странах третьего мира;

– установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологий;

– рассмотрение и содействие деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

– принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

– согласование политики правительств и региональных экономических объединений в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД:

– регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;

– разработка мер по урегулированию проблем в сфере международной торговли сырьевыми товарами;

– разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран (вступила в действие в 1976 г.);

– содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;

– согласование политики правительств и региональных экономических объединений по вопросам развития мировой торговли и других проблем;

– регулирование ограничительной деловой практики, что отражено в Кодексе согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;

– аналитическая работа по широкому кругу проблем;

– сотрудничество с международными экономическими организациями.

Высшим органом ЮНКТАД является Конференция, которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

В период между сессиями работой конференции руководит Совет по торговле и развитию (СТР), который проводит регулярные заседания один раз в год. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Кроме того, он организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому кругу проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях СТР обсуждаются вопросы:

– глобальной политики, взаимозависимости экономик стран мира;

– проблемы торговли и валютно-финансовых отношений;

– торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ.

Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Ежегодно Совет по торговле и развитию представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках совета действуют две постоянные комиссии по торговле и развитию, инвестициям, предпринимательству и развитию, а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций совету в различных областях.

Секретариат ЮНКТАД возглавляется генеральным секретарём. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений), а также шесть отделов:

– глобализации и стратегий развития;

– инвестиций и предпринимательства;

– международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарами;

– технологии и логистики;

– стран Африки, наименее развитых стран и специальных программ;

– административных вопросов.

Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа: Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Важной организационной особенностью функционирования ЮНКТАД является работа по группам стран, которых:

А – афро-азиатские;

B – развитые западные страны;

С – латиноамериканские страны;

D – страны Центральной и Восточной Европы.

«Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в её деятельность. Характерным для работы ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД.

Например, африканские страны входят в Африканскую группу, страны Латинской Америки – в Группу латиноамериканских и карибских стран и т. д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию внутри ЕС.

ЮНКТАД публикует ежегодные отчёты по:

– торговле и развитию;

– мировым инвестициям;

– состоянию наименее развитых стран;

– электронной торговле;

– обзоры по морскому транспорту, развитию информационных технологий в экономике;

– специальные серии по политическим проблемам и международной торговле, инвестиционной политике стран и т. д.

Одним из международно-правовых договоров, имеющих непосредственное отношение к международному транспортному праву и касающихся регламентации правового регулирования международных комбинированных перевозок, является Женевская конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов» 1980 г., разработанная в рамках ЮНКТАД.

2.3. Экономический и социальный совет ООН, его вспомогательные органы и международные транспортные отношения

На сегодняшний день Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) представляет собой центр в области международного экономического и социального сотрудничества. Свою работу он осуществляет в сессионном порядке. В ЭКОСОС входят 54 государства, которые избираются ГА ООН сроком на три года. Структурно ЭКОСОС включает восемь функциональных и пять региональных комиссий, три постоянных комитета.

Функциональные комиссии:

– статистическая;

– народонаселение и развитие;

– социальное развитие;

– положение женщин;

– наркотические средства;

– предупреждение преступности и уголовное правосудие;

– наука и технологии для развития;

– устойчивое развитие.

Региональные комиссии как вспомогательные органы:

– Экономическая комиссия для Европы – ЭКЕ (Economic Commission for Europe ECE);

– Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна – ЭКЛАК (United Nations Economic Commission for Latin America and the Caribbean ECLAC);

– Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана – ЭСКАТО (United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific UNESCAP);

– Экономическая комиссия для Западной Азии – ЭСКЗА (Economic and Social Commission for Western Asia ESCWA);

– Экономическая комиссия для Африки – ЭКА (United Nations Economic Commission for Africa UNECA).

Основная задача данных комиссий – содействовать социально-экономическому развитию как регионов, так и экономического сотрудничества в самом регионе, а также между странами в мире.

Постоянные комитеты по:

– программе и координации;

– неправительственным организациям;

– переговорам с межправительственными учреждениями.

Транспортными вопросами в ЭКОСОС занимался Комитет по транспорту и связи, расформированный в июле 1959 г.

Специализированные учреждения ООН определённым образом подотчётны ЭКОСОС, который предоставляет консультативный статус неправительственным организациям.

Так как основополагающей составляющей деятельности ЭКОСОС является экономическая и социальная сферы, то регулирование вопросов, связанных с международными транспортными отношениями, тоже относится к его прерогативе. К регламентации транспортных отношений в рамках действующих вспомогательных органов ЭКОСОС имеют отношение все пять региональные комиссии. Более того, Экономическая комиссия для Европы (ЭКЕ) напрямую занимается вопросами совершенствования и регламентации международно-правовых норм в рамках ООН по всем видам транспорта.


Экономическая комиссия для Европы – ЭКЕ 12 учреждена в 1947 г. ЭКОСОС для развития экономической деятельности и укрепления экономических связей в Европе и между Европейским регионом и остальным миром.

В период холодной войны ЭКЕ ООН успешно поддерживала диалог между Востоком и Западом. В настоящее время она сосредоточила свои усилия на строительстве экономической и социальной Европы будущего.

ЭКЕ ООН является региональным форумом при разработке конвенций, норм и стандартов для облегчения взаимодействия государств-членов и гармонизации их действий. Выполняя эту функцию, она обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному сотрудничеству государств-членов в регионе и их интеграции в мировую экономику.

К основным сферам деятельности ЭКЕ ООН относятся:

– окружающая среда;

– транспорт;

– статистика;

– энергетика;

– торговля;

– сельское хозяйство;

– жильё и землепользование;

– народонаселение;

– отдельные отрасли промышленности;

– стандартизация и сертификация;

– экономическое прогнозирование и планирование.

Разнообразный характер деятельности ЭКЕ ООН влияет на повседневную жизнь не только Европы, но и всего мира в тех сферах, где результаты её работы находят применение и где сама её работа обеспечивает потребителям гарантии безопасности и качества, устанавливая нормы и стандарты, правила для дорожных транспортных средств.

Экономическая комиссия для Европы ООН помогает защищать и охранять окружающую среду, формируя региональную законодательную базу для борьбы с загрязнением и облегчая сотрудничество в профилактической работе, а также в вопросах ограничения причиняемого ущерба. ЭКЕ содействует упрощению процедур международной торговли и её развитию за счёт расширения имеющихся у предприятий возможностей для обмена товарами и услугами.

Деятельность ЭКЕ ООН, связанная с гендерным равенством, ориентирована главным образом на повышении роли женщин в обеспечении экономического роста и равных возможностей доступа к занятости.

Странам с переходной экономикой и субрегиональным группировкам оказывается техническая помощь, направленная преимущественно на поддержку усилий по применению норм и конвенций, разработанных ЭКЕ ООН. Благодаря этому страны имеют возможность в полной мере пользоваться результатами её аналитической, статистической и нормотворческой работы.

Кроме того, совместно с Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ЭКЕ ООН руководит Специальной программой Организации Объединённых Наций для стран Центральной Азии, Азербайджана и Афганистана (СПЕКА), содействуя экономическому сотрудничеству семи стран – участниц Программы (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Азербайджан, Афганистан).

Для наиболее эффективной работы по вопросам регламентации транспортных отношений ЭКЕ сформировала ряд комиссий, комитетов, рабочих групп, групп экспертов, которые реализуют поставленные перед ними задачи в узкоспециализированной транспортной сфере, в частности:


Комитет по внутреннему транспорту (КВТ) ЭКЕ ООН 13 является одним из наиболее эффективных её органов. Он был создан в 1948 г. в качестве межправительственного органа и в течение первых лет своей деятельности должен был принимать неотложные меры для решения транспортных проблем, возникших в Европе после окончания Второй мировой войны.

В рамках Комитета созданы рабочие группы по отдельным видам транспорта, которые осуществляют руководство и контроль за деятельностью групп экспертов и докладчиков как вспомогательных органов, создающихся для изучения специальных проблем между сессиями Комитета. Сессии Комитета проводятся один раз в год, как правило, в Женеве (Швейцария). Но имеется ряд групп экспертов, работающих непосредственно под эгидой Комитета, среди которых:

– рабочая группа по автомобильному транспорту (SC.1);

– рабочая группа по железнодорожному транспорту (SC.2);

– рабочая группа по водному транспорту (SC.3);

– рабочая группа по статистике транспорта (WP.6);

– рабочая группа по перевозке опасных грузов (WP.15);

– рабочая группа по таможенным вопросам, связанным с транспортом (WP.30);

– рабочая группа по интермодальным перевозкам и логистике (WP.24);

– рабочая группа по перевозке скоропортящихся грузов (WP.11);

– рабочая группа по конструкции транспортных средств;

– рабочая группа по безопасности движения и др. (WP.1);

– рабочая группа по тенденциям и экономике транспорта (WP.5).

Основные функции Комитета по внутреннему транспорту:

– сбор мнений международных транспортных организаций по вопросам, входящим в их компетенцию, и установление с ними сотрудничества;

– разработка рекомендаций, способствующих устранению дискриминационных мер и излишних ограничений в области европейского внутреннего транспорта;

– выработка рекомендаций по пересмотру существующих в Европе конвенций и соглашений в области европейского внутреннего транспорта и заключение новых договоров.

Кроме того, Комитет собирает и анализирует статистические данные, доводит до сведения ЭКЕ ООН вопросы, которые могут оказывать непосредственное влияние на экономику Европы.

Кроме стран – членов ЭКЕ в работе КВТ и его вспомогательных органов принимают участие многие правительственные и неправительственные международные организации, в частности, Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ)14, Международный союз общественного транспорта (МСОТ)15, Международная дорожная федерация (МДФ)16, Всемирная организация туризма и автомобильного спорта (ВОТА)17, Международное бюро по контейнерам (МБК)18, Международная организация труда (МОТ)19, Международный союз железных дорог (МСЖД)20, Всемирная федерация профсоюзов (ВФП)21, Международная торговая палата (МТП)22 и многие другие.

При активном участии и помощи международных неправительственных организаций Комитетом разработан ряд конвенций, соглашений, рекомендаций и норм не только для улучшения международных перевозок, но и для унификации и совершенствования национальных рекомендаций.

Кроме того, при участии КВТ отработана система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за причинённый ущерб (система «зелёной карты»). В деятельности КВТ ЭКЕ ООН нашли отражение все те вопросы, без решения которых невозможно было бы организовать международное автомобильное движение, перевозку грузов и пассажиров.

Нормативные документы, разработанные и принятые в рамках КВТ ЭКЕ, учитываются при заключении двусторонних межгосударственных соглашений о международном автомобильном сообщении, международных перевозках грузов и пассажиров, в которых более детально определяются все вопросы, относящиеся к организации и выполнению этих перевозок.

Членами Комитета являются все европейские государства – члены Европейской экономической комиссии, а также Соединённые Штаты Америки. Другие страны могут быть приглашены ЭКЕ для участия в работе комитета на условиях, устанавливаемых комиссией.


Рабочая группа (РГ) по тенденциям и экономике транспорта (WP.5)23 действует в рамках общего курса ООН и ЭКЕ и под общим наблюдением Комитета по внутреннему транспорту.

Согласно Положению о круге ведения и правил процедур РГ WP.5 осуществляет следующие полномочия:

1. Проводит обзор общих тенденций развития транспорта и транспортной политики и анализ конкретных экономических проблем на транспорте, включая развитие транспорта в регионе Средиземноморья, с учётом интеграционных процессов, происходящих в рамках ЭКЕ ООН, и процессов реформ в странах-членах, отслеживая текущие изменения на транспорте для выявления, стимулирования и распространения позитивных примеров развития транспорта.

2. Поощряет обмен данными между странами-членами по изменениям в транспортной политике, касающимся, в частности, внутреннего транспорта в странах − членах ЭКЕ ООН, для оценки средне- и долгосрочных тенденций развития транспорта.

3. Совершенствует интермодальную координацию и интеграцию с целью создания устойчивой европейской транспортной системы с учётом соглашений ЭКЕ ООН (СМА, СМЖЛ, СЛКП и Протокола к нему, СМВП)24 и проектов ЕЭК ООН (ТЕА, ТЕЖ)25 с процедурой планирования общеевропейской транспортной сети.

4. Отслеживает изменения, имеющие значение для общеевропейских транспортных коридоров в сотрудничестве с Европейской комиссией.

5. Развивает основы эффективного управления для текущего ремонта и эксплуатации транспортной инфраструктуры в рамках ЭКЕ, включая анализ изменений на транспорте в регионе Средиземного и Чёрного морей, рассматривает информацию о постоянном сообщении между Европой и Африкой через Гибралтарский пролив.

6. Реализует программы своих групп экспертов, разрабатываемые и утверждаемые рабочей группой WP.5 и Комитетом по внутреннему транспорту в любое время, включая программы группы экспертов по евро-азиатским транспортным связям и группы экспертов по последствиям изменения климата для международных транспортных сетей и адаптации к ним.

7. Содействует развитию глобального международного сотрудничества со странами, ЭКЕ, межправительственными и неправительственными организациями, а также региональными комиссиями и организациями системы Организации Объединённых Наций и региональными организациями экономической интеграции (РОЭИ).

8. Сотрудничает с другими вспомогательными органами Комитета по внутреннему транспорту по вопросам, представляющим взаимный интерес.

9. Оказывает помощь в институциональной адаптации органов государственного управления и транспортных предприятий к условиям рыночной экономики, включая также поддержку по линии Целевого фонда ЭКЕ ООН для оказания помощи странам с переходной экономикой.

10. Обеспечивает открытость и транспарентность во время работы сессий.

Что касается участия в деятельности указанной группы, то общее правило следующее: полноправными участниками могут быть только члены ЭКЕ. Те участники, которые на данный момент не являются членами ЭКЕ, могут (по приглашению Секретариата или по их просьбе) участвовать в открытых заседаниях на консультативных началах при рассмотрении WP.5 любого вопроса, представляющего особый интерес для этих стран. Специализированные учреждения, межправительственные организации и неправительственные организации, которым Экономическим и социальным советом предоставлен консультативный статус, могут после уведомления Секретариата участвовать на консультативных началах в рассмотрении в WP.5 любого вопроса, представляющего интерес для таких учреждений или организаций.

Сессии проводятся обычно в отделении Организации Объединённых Наций в Женеве (ЮНОГ). С согласия Комитета по внутреннему транспорту WP.5 может провести ту или иную сессию в другом месте.

Каждый член ЭКЕ имеет один голос. Решения РГ WP.5 принимаются предпочтительно на основе консенсуса. При его отсутствии решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКЕ.

Рабочими языками WP.5 являются английский, русский и французский. Выступления на одном из рабочих языков переводятся на два других языка.


Группа экспертов по евро-азиатским транспортным связям 26 утверждена Комитетом по внутреннему транспорту в 2008 г. Положение о круге ведения (ПКВ) группы экспертов по евро-азиатским транспортным связям было подготовлено в соответствии с Руководящими положениями ЭКЕ ООН по учреждению и работе групп специалистов (ECE/EX/2). Эта группа экспертов должна была функционировать при рабочей группе по тенденциям и экономике транспорта WP.5 в течение двухлетнего периода (2008–2009 гг.) с возможностью (при необходимости) продления её мандата и обеспечивать мониторинг и координацию деятельности, направленной на развитие эффективных, надёжных и безопасных евро-азиатских наземных транспортных связей.

Согласно положению о круге ведения Группы экспертов её основные задачи:

– на основе существующих ресурсов секретариата, а также при дополнительной финансовой поддержке со стороны участвующих стран и других заинтересованных международных организаций и органов в тесном сотрудничестве с Секретариатом ЭСКАТО ООН группа должна способствовать расширению сотрудничества в соответствии с принципами, целями и задачами, отражёнными в совместном предложении ЭКЕ ООН – ЭСКАТО ООН по новому этапу II Проекта развития евро-азиатских транспортных связей, а также рекомендациями, содержащимися в исследовании ЭКЕ ООН – ЭСКАТО ООН по этому вопросу;

– активизация совместной работы ЭКЕ ООН – ЭСКАТО ООН по созданию и текущему обслуживанию базы данных, содержащей информацию об инициативах, мероприятиях и проектах в области развития евро-азиатских транспортных связей, а также по завершению создания и обновлению базы данных евро-азиатским транспортным связям (ЕАТС), касающимся приоритетных инфраструктурных инвестиций;

– поддержка работы по реализации приоритетных проектов и содействие включению всех определённых маршрутов ЕАТС в соответствующие международные соглашения по вопросам развития сетей;

– вместе с национальными органами власти и при консультации с частным сектором устранение барьеров для беспрепятственного перемещения грузов через государственные границы и расширение возможности для сотрудников национальных учреждений, занимающихся вопросами пограничных формальностей и процедурами, пересечения границ;

– содействие присоединению новых участников к международным правовым документам ЭКЕ ООН, ЭСКАТО ООН и другим соответствующим международным документам в области облегчения перевозок и их эффективному применению;

– поддержка создания/укрепления соответствующих национальных механизмов для облегчения торговли и перевозок;

– содействие обмену опытом и эффективной практикой среди заинтересованных стран, а также оценка и регулярное отслеживание прогресса, достигнутого в основных пунктах пересечения границ вдоль евро-азиатских транспортных маршрутов.

В состав данной группы входят представители национальных координационных центров/эксперты, назначенные государствами – членами ЭКЕ ООН и ЭСКАТО ООН, а также представители соответствующих международных правительственных и неправительственных организаций, обладающие опытом в различных областях, имеющие отношение к её работе. О результатах своей деятельности группа экспертов по евро-азиатским связям отчитывается перед рабочей группой экспертов по тенденциям и экономике транспорта WP.5, а также перед Комитетом по внутреннему транспорту.


Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств (WP.29) 27 действует в рамках общего курса ООН и ЭКЕ и под контролем Комитета по внутреннему транспорту. Сфера полномочий форума включает:

– принятие и осуществление мер в целях согласования или разработки технических правил или поправок, которые могут быть приняты на глобальном уровне и которые направлены на повышение безопасности транспортных средств, защиту окружающей среды, повышение энергетической эффективности и защищённости от несанкционированного использования, обеспечение единообразных условий для периодических технических осмотров и укрепления экономических отношений на глобальном уровне;

– содействие взаимному признанию официальных утверждений, сертификатов и периодических технических осмотров договаривающимися сторонами соглашений, в которых непосредственно предусматриваются такие действия;

– участие в качестве специализированного технического органа для соответствующих соглашений, заключённых под эгидой Комитета по внутреннему транспорту;

– содействие развитию глобального участия в своей деятельности, поощряя сотрудничество и контакты со странами и региональными организациями экономической интеграции;

– рекомендации всем участникам применять или включать в своё законодательство согласованные на глобальном уровне технические правила и условия для проведения технических осмотров.

Сессии форума проводятся обычно в отделении Организации Объединённых Наций в Женеве (Швейцария). С согласия Комитета по внутреннему транспорту WP.29 он может провести ту или иную сессию в другом месте. Решение по обсуждаемым вопросам принимается большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

Рабочая группа формирует административный комитет по координации своей деятельности, в задачи которого входит:

– разработка программы работы рабочей группы с учётом запросов участников;

– рассмотрение докладов и рекомендаций вспомогательных органов и определение тех вопросов, которые требуют решения, а также график их рассмотрения;

– представление рабочей группе рекомендаций по любой другой работе, входящей в сферу её компетенции;

– разработка предварительной повестки дня.

Рабочая группа WP.5 имеет право предложить Комитету по внутреннему транспорту с целью более эффективного выполнения поставленных задач учредить дополнительные вспомогательные органы или распустить существующие. Каждый вспомогательный орган состоит из экспертов, аккредитованных участников. Примером могут служить следующие вспомогательные органы:

– рабочая группа по вопросам торможения ходовой части;

– рабочая группа по вопросам освещения и световой сигнализации;

– рабочая группа по вопросам шума.


Рабочая группа по таможенным вопросам, связанным с транспортом (WP.30) 28[25], действует в рамках ЭКЕ ООН и под контролем Комитета по внутреннему транспорту. Перед ней поставлены следующие задачи:

1. Инициирование и осуществление мер, направленных на гармонизацию и упрощение правил, предписаний и документации для процедур пересечения границ различными видами внутреннего транспорта.

2. Анализ трудностей, возникающих при пересечении границ, для разработки административных процедур по их устранению.

3. Администрирование и мониторинг деятельности по осуществлению конвенций и соглашений в области облегчения пересечения границ, относящихся к ведению РГ.

4. Обзор правовых документов по сфере деятельности РГ для обеспечения их актуальности и согласованности с другими международными или субрегиональными договорами, касающимися вопросов таможни и облегчения пересечения границ, а также их соответствия современным требованиям в области транспорта и пограничного контроля.

5. Рассмотрение и одобрение предложений по поправкам к правовым документам, перечисленным в добавлении, и при необходимости передача их соответствующим административным комитетам для обсуждения и официального принятия.

6. Рассмотрение и принятие рекомендаций, резолюций, комментариев и примеров оптимальной практики при применении этих правовых документов (п. 5) и при необходимости передача их соответствующим административным комитетам (см. п. 14) или Комитету по внутреннему транспорту для обсуждения и официального одобрения.

7. Изучение таможенных вопросов для упорядочения таможенных и других административных процедур и документации в области транспорта, в частности, содействуя применению методов электронного обмена данными.

8. Изучение конкретных правовых и других мер, направленных на борьбу с финансовым мошенничеством, связанным с использованием упрощённых таможенных и других процедур пересечения границ; содействие обмену оперативными данными о злоупотреблениях между компетентными органами договаривающихся сторон в целях определения мер по борьбе с такими явлениями.

9. Содействие возможному распространению сферы действия соглашений и конвенций, перечисленных в Добавлении, на другие регионы и стимулирование присоединения новых стран к этим документам.

10. Поощрение более широкого участия государственного и частного секторов в своей работе путём стимулирования сотрудничества и взаимодействия со странами, ЭКЕ, Всемирной таможенной организацией, другими международными правительственными и неправительственными организациями, занимающимися вопросами транспорта и облегчения пересечения границ, а также другими региональными комиссиями ООН и организациями (или органами) системы ООН, в частности, для обсуждения и разрешения проблем, связанных с толкованием или обеспечением применения положений соответствующих правовых документов.

11. Создание условий для работы, облегчающих выполнение Договаривающимися сторонами своих обязательств, закреплённых в правовых документах, перечисленных в Добавлении, и обмен мнениями по вопросам толкования этих документов или решения проблем, связанных с обеспечением их осуществления.

12. Обеспечение открытости и транспарентности своих совещаний.

13. Поддержание деятельности по обучению и наращиванию потенциала, направленной на надлежащее осуществление вышеупомянутых правовых документов.

14. Обеспечение тесного сотрудничества с административными комитетами Таможенной конвенции МДП (АС.2), Конвенции о согласовании (АС.3) и Конвенции о таможенном режиме, применяемом к контейнерам, переданным в пул и используемым для международных перевозок (АС.4), и Исполнительным комитетом МДП (ИС МДП), а также поддержку их деятельности.

15. Сотрудничество с другими вспомогательными органами КВТ, в частности, с рабочей группой по автомобильному транспорту (SC.1), рабочей группой по железнодорожному транспорту (SC.2) и любым другим соответствующим органом ЭКЕ, по темам, представляющим взаимный интерес и затрагивающим таможенные вопросы, связанные с транспортом.

16. Разработка и осуществление программы работы, касающейся её деятельности, и отчёт о её выполнении перед КВТ.

Сессии РГ по таможенным вопросам, связанным с транспортом, обычно проводятся в отделении Организации Объединённых Наций в Женеве. С согласия Комитета по внутреннему транспорту WP.30 может провести ту или иную сессию в другом месте. Решения WP.30 обычно принимаются на основе консенсуса. В отсутствие консенсуса они принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании полноправных участников. Решения, касающиеся какого-либо действующего правового документа, принимаются только в присутствии не менее одной трети Договаривающихся сторон. Если по какому-либо вопросу, кроме выборов, голоса разделяются поровну, то на следующем заседании проводится повторное голосование. Если и при этом голоса разделяются поровну, то считается, что предложение отклонено.

В период между сессиями помощь в выполнении задач WP.30 могут оказывать специальные группы. Порядок учреждения и мандат этих групп подлежат одобрению Комитетом по внутреннему транспорту и Исполнительным комитетом ЭКЕ.


Рабочая группа по железнодорожному транспорту (SC.2)29 создана в 2012 г. и действует в рамках общего курса ООН и ЭКЕ ООН под общим наблюдением Комитета по внутреннему транспорту.

В соответствии с основной целью подпрограммы ЭКЕ ООН по транспорту, направленной на облегчение международных пассажирских и грузовых перевозок разными видами внутреннего транспорта, повышение безопасности, улучшение охраны окружающей среды, повышение энергоэффективности и общей безопасности в транспортном секторе до уровней, реально способствующих устойчивому развитию транспорта, SC.2 осуществляет следующую деятельность:

1. Проводит обновление географического охвата сети Европейского соглашения о международных магистральных железнодорожных линиях (СМЖЛ); увеличение числа Договаривающихся сторон Соглашения СМЖЛ; рассмотрение Соглашения СМЖЛ в целях возможного применения и в тех случаях, когда это выполнимо; совершенствование существующих стандартов и эксплуатационных параметров, включая железнодорожные соединения с морскими портами; рассмотрение согласованности между параметрами СМЖЛ и стандартами в области инфраструктуры, установленных в рамках Европейского союза для их гармонизации.

2. Отслеживает изменения в рамках проекта Трансъевропейской железнодорожной магистрали (ТЕЖ) ЭКЕ ООН и изучение дополнительных возможностей для взаимодействия между работой ТЕЖ и SC.2.

3. Проводит оценку, исследования и обзор тенденций, изменений и возможностей евро-азиатских железнодорожных перевозок и изучение возможностей для содействия реализации проекта по евро-азиатским транспортным связям (ЕАТС) и сотрудничества с ним.

4. Облегчает международные железнодорожные перевозки в Европейском регионе за счёт усовершенствования процедур пересечения границ и гармонизации технических требований различных железнодорожных систем и их функционирования на границах.

5. Оказывает поддержку в реализации программ групп экспертов и целевых групп, учреждённых рабочей группой SC.2 и Комитетом по внутреннему транспорту; проводит обзор рыночных тенденций, потребностей и вызовов в секторе железнодорожных перевозок. При необходимости могут быть созданы специальные группы экспертов и проведены соответствующие исследования.

6. Осуществляет разработку, совершенствование и постоянное обновление онлайновых инструментов, таких как веб – инструмент, разработанный для мониторинга сети СМЖЛ, и Европейского соглашения о важнейших международных линиях комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП) и предусмотренных в них требований к инфраструктуре.

7. Отслеживает изменения в общеевропейских железнодорожных транспортных коридорах в сотрудничестве с ЭКЕ.

8. Осуществляет обзор общих тенденций на железнодорожном транспорте и политики в области железнодорожного транспорта; анализ конкретных экономических аспектов железнодорожных перевозок; оказание помощи в сборе, компиляции и распространении статистических данных о железнодорожном транспорте в сотрудничестве с рабочей группой по статистике транспорта (WP.6), другими правительственными и неправительственными организациями, группами экспертов и целевыми группами; подготовку докладов, обзоров и публикаций по вопросам развития железнодорожного транспорта и оптимальной практике.

Следует также обратить внимание на средствах и способах, которыми пользуется рабочая группа SC.2 для реализации поставленных перед ней задач. Среди них следующие:

– стимулирование и обеспечение технического сотрудничества и наращивание потенциала в области железнодорожного транспорта;

– поощрения участия в её работе путём стимулирования сотрудничества и взаимодействия с ЭКЕ, межправительственными и неправительственными организациями и другими региональными комиссиями ООН, а также с организациями и органами ООН;

– тесное сотрудничество со вспомогательными органами Комитета по внутреннему транспорту и другими органами ЭКЕ ООН, представляющими общий интерес.


Рабочая группа по внутреннему водному транспорту (SC.3) 30 и её вспомогательный орган – рабочая группа по унификации технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях (SC.3/WP.3); согласно существующему правилу функционируют в рамках общего курса ООН, ЭКЕ и под контролем Комитета по внутреннему транспорту.

В соответствии с основной целью подпрограммы ЭКЕ ООН по транспорту, состоящей в содействии развитию международных пассажирских и грузовых перевозок внутренним транспортом и повышении безопасности, улучшении охраны окружающей среды, повышении энергоэффективности и общей безопасности в транспортном секторе до уровней, реально способствующих устойчивому развитию, на указанные рабочие группы SC.3 и SC.3/WP.3 возлагаются следующие задачи:

1. Организация общеевропейского стратегического диалога по проблемам внутреннего водного транспорта (ВВТ). Данная задача реализуется посредством:

– обеспечения всеобщего и репрезентативного форума для обмена опытом и примерами оптимальной практики и разработки руководящих принципов решения проблем, связанных с развитием ВВТ;

– подготовки исследования о положении и тенденциях во внутреннем судоходстве для ознакомления правительств с основной новейшей информацией и данными о ВВТ;

– регулярного опубликования стратегических документов (белые книги, перечни препятствий и т. д.) по ВВТ с целью информирования широкой общественности о преимуществах перевозок по внутренним водным путям и о проблемах их развития.

2. Стимулирование скоординированного развития инфраструктуры внутренних водных путей. Эта задача реализуется посредством:

– наблюдения за осуществлением Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП), принятия поправок к перечням внутренних водных путей и портов, а также их параметров, содержащимся в приложениях к СМВП, и разработок предложения по совершенствованию этого соглашения;

– регулярного обновления Перечня основных стандартов и параметров сети водных путей категории Е31 («Синяя книга» ЭКЕ ООН) и другие соответствующие резолюции и карты SC.3, содержащие информацию о стандартах и параметрах водных путей и портов категории Е в Европе;

– подготовки планов действий по устранению конкретных узких мест и заполнению недостающих звеньев на отдельных водных путях категории Е, пересекающих территорию более одного государства, являющегося стороной СМВП, и предложений по развитию конкретных маршрутов река-море в контексте СМВП;

– проведения форума для специальных комитетов, групп экспертов или совещаний за круглым столом для дальнейшей координации развития сети водных путей категории Е.

3. Рассмотрение требований по безопасности и эксплуатационным предписаниям во внутреннем судоходстве. При реализации этой задачи необходимо:

– организовывать обмен мнениями по отдельным аспектам новых и усовершенствованных методов на внутреннем водном транспорте для их согласования в целях облегчения и стимулирования международных водных перевозок в Европе;

– согласовывать требования по безопасности внутреннего судоходства в Европе для обеспечения единообразных и международно признанных стандартов безопасности судоходства в рамках всей европейской сети внутренних водных путей;

– согласовывать технические требования к судам внутреннего плавания с целью обеспечения высокого уровня безопасности плавания в рамках всей европейской сети внутренних водных путей и взаимного признания на этой основе судовых свидетельств;

– согласовывать технические требования по предотвращению загрязнения водных путей судами внутреннего плавания;

– рассматривать вопросы взаимного признания патентов судоводителей, а также другие вопросы, связанные с профессиональной квалификацией в области внутреннего судоходства;

– стимулировать использование и обеспечение безопасности прогулочного судоходства.

4. Гармонизация нормативно-правовых рамок международного транспорта по внутренним водным путям, которая осуществляется за счёт:

– содействия применению действующих конвенций ЭКЕ ООН по внутреннему судоходству и оценке соответствующих правовых документов для рассмотрения вопроса об их обновлении;

– изучения вопроса о повышении статуса резолюций № 61 (рекомендации, касающиеся согласованных на европейском уровне технических предписаний, применимых к судам внутреннего плавания), № 24 (Европейские правила судоходства по внутренним водным путям) и № 31 (рекомендации, касающиеся выдачи удостоверений судоводителя), включая возможность их преобразования в документы, имеющие обязательную силу, в частности, для обеспечения взаимного признания сторонами выданных на их основе судовых свидетельств и удостоверений членов экипажа;

– принятия других мер, направленных на дальнейшее упрощение и согласование международных правовых условий, регулирующих операции внутреннего водного транспорта.

5. Осуществление действий, которые связаны с региональным и международным сотрудничеством и которые просит предпринять Комитет по внутреннему транспорту ЭКЕ ООН. Это реализуется посредством:

– сотрудничества с ЭКЕ, речными комиссиями, межправительственными и неправительственными организациями и другими региональными комиссиями и организациями или органами системы ООН;

– тесного сотрудничества с другими вспомогательными органами Комитета по внутреннему транспорту и другими органами ЭКЕ ООН по вопросам, представляющим общий интерес;

– оказания поддержки КВТ в решении таких кросс-секретариальных проблем, как внутренний транспорт и безопасность, а также внутренний транспорт и охрана окружающей среды.


Рабочая группа по интермодальным перевозкам и логистике (WP.24) 32 действует в соответствии с руководящими принципами, которые были приняты в 2006 г. и касаются её статуса и характеристик, включая рассмотрение мандата и вопроса о его продлении каждые пять лет, членского состава и должностных лиц, методов работы и секретариата, услуги которого обеспечиваются Отделом транспорта ЭКЕ ООН.

К основополагающим направлениям деятельности группы следует отнести:

1. Наблюдение за применением Европейского соглашения о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах, а также Протокола о перевозках по внутренним водным путям.

2. Рассмотрение мер для повышения эффективности интермодальных перевозок как части устойчивой транспортной системы, в рамках которой грузы перевозятся в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве с последовательным использованием двух или более видов транспорта без перегрузки самого груза при смене вида транспорта. Это касается также узких мест в секторе интермодальных транспортных услуг на общеевропейском уровне.

3. Контроль за осуществлением и пересмотр Сводной резолюции по комбинированным перевозкам Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), принятой ЕКМТ в Бухаресте (2002 г.) (CEMT/CM (2002)3/Final). Мониторинг и анализ национальных мер по стимулированию интермодальных перевозок. Рассмотрение путей разработки согласованного набора примеров оптимальной практики и моделей партнёрства для интермодальных транспортных операций (автомобильный, железнодорожный, внутренний водный транспорт и каботажное судоходство).

4. Обмен мнениями по техническим, институциональным и стратегическим аспектам эффективных интермодальных перевозок.

5. Анализ последствий для организации интермодальных перевозок в Европе как результат развития интермодальных транспортных услуг на межрегиональных железнодорожных линиях между Европой и Азией, в том числе по Транссибирской железнодорожной магистрали в обоих направлениях.

6. Мониторинг и обмен оптимальной практикой, касающейся новых концепций, конструкций, веса и размеров грузовых единиц, используемых в интермодальных перевозках, в соответствии с резолюцией № 241 (принята Комитетом по внутреннему транспорту 5 февраля 1993 г.), включая изучение возможностей стандартизации грузовых единиц и соблюдение техники безопасности.

7. Анализ технических и организационных мер по оптимизации работы терминалов, погрузочно-разгрузочных и логистических операций, способствующих обеспечению эффективности затрат, связанных с обработкой грузовых единиц.

8. Рассмотрение возможностей согласования и гармонизации режимов ответственности, регулирующих интермодальные транспортные операции, в общеевропейском контексте.

9. Анализ современных транспортных цепочек и аспектов логистики, позволяющих интегрировать системы производства и распределения в целях обеспечения рациональной основы для правительственных решений по спросу на перевозки, выбору вида транспорта, а также по эффективным правилам и инфраструктурам интермодальных перевозок, а также учёт требований по безопасности и охране на транспорте.

10. Мониторинг со стороны секретариата от имени рабочей группы WP.24 отдельных тем, которые рассматриваются рабочей группой только по конкретному запросу, и подготовка соответствующих докладов.

Помимо перечисленных действий РГ WP.24 должна стимулировать и обеспечивать техническое сотрудничество и наращивание потенциала в области интермодальных перевозок и логистики; поощрять участие в её работе, стимулируя сотрудничество и взаимодействие с ЭКЕ, межправительственными и неправительственными организациями и другими региональными комиссиями ООН и организациями или органами системы ООН.


Рабочая группа по автомобильному транспорту (SC.1) 33 действует в рамках общего курса ООН и ЭКЕ и под общим наблюдением Комитета по внутреннему транспорту. В круг её ведения входит:

Загрузка...