Среди комплекса отраслей международного права можно особо выделить международное публичное право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей.
Следует иметь в виду три основных нормативных блока, которые его составляют международное публичное право.
Первый – вопросы, связанные с определением предмета, источников и методов регулирования в системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом.
Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и конференции, ответственность.
К третьему блоку относятся вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной безопасности, территории, дипломатических и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешения международных конфликтов.
Невозможно отрицать влияние международного сообщества на развитие МПП, значения для МПП основополагающих принципов международного права. Между международным и международным публичным правом при всех их различиях имеется тесная функциональная связь и в процессе правоприменения. Налицо взаимодействие, определяемое социально-экономической природой отношений, регулируемых МПП. Поэтому «интернационализм», как справедливо отмечал известный чехословацкий специалист Павел Каленский, это важнейший компонент МПП, без которого это право теряет (смысл своего существования).
Понимание права, согласно которому право как элемент надстройки не может быть понято само по себе, без понимания материальных условий жизни общества, имеет значение и для МПП.
Материальные условия жизни общества, сложившийся в нем экономический базис, т. е. строй экономических отношений, стержень которого образуют производственные отношения, – вот что является определяющим для права. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая прежде всего из правовых и политических учреждений.
Особое значение материальных условий жизни общества объясняется тем, что МПП исторически развивалось как коллизионное право, и до сих пор в доктрине США, Англии, ФРГ и многих других стран оно продолжает отождествляться с коллизионным правом, хотя объективно давно уже вышло за его пределы.
Поскольку коллизионные проблемы продолжают оставаться существенной частью МПП, они не должны игнорироваться, но пониманию норм МПП как норм о нормах не должно придаваться самодовлеющее значение. Эти нормы, как и любые другие, не могут рассматриваться только как абстрактные, алгебраические формулы, без выяснения породивших их причин, коренившихся как в различных других элементах надстройки, так и в конечном счете в материальных условиях жизни общества. При формировании норм МПП учитывается широкий круг социальных интересов и внутреннего, и внешнего порядка. Но здесь отражение в нормах материальных условий жизни общества происходит гораздо сложнее, чем в обычных традиционных областях внутреннего права, поскольку опосредованно учитываются нормы международного общения, позиция страны в мировой торговле, проблемы эмиграции.
В то же время как часть правовой надстройки МПП находится под воздействием правовой культуры, правовых традиций данного общества, что наиболее ярко проявляется в англосаксонском мире, где сохраняет свое значение прецедентное право и превалируют вопросы определения юрисдикции суда, хотя интеграционные процессы (как, например, в Великобритании) привели к повышению роли статутного права.
Если отечественная наука о теории права исходит из признания того, что нормы права приобретают не только классовый, но и общечеловеческий характер, то специфика МПП проявляется в том, что в нем внеклассовые принципы и институты занимают большее (а возможно, и господствующее), место, чем в других областях или отраслях права. В нем отражается иное соотношение классовых и общечеловеческих интересов.