Спорт обоснованно считается неотъемлемой частью человеческой культуры, мощным образовательным и нравственно-воспитательным ресурсом. Но при всем этом спорт – это и индустрия, совокупность сегментов экономики, основными участниками которого выступают профессиональные спортсмены.
Не случайно в решении Второй Магглингенской международной конференции по спорту и развитию была подчеркнута необходимость «сделать спорт в самом широком смысле этого слова важнейшим компонентом всемирных усилий, направленных на достижение согласованных на международном уровне целей развития, включая цели развития, сформулированные в «Декларации тысячелетия», а в качестве одной из задач была провозглашена «интеграция спорта в политику и в программы сотрудничества в интересах развития»1.
Статистические данные, имеющиеся по ряду европейских стран, показывают, что с 1980 года число рабочих мест в области спорта (далеко не только спортсменов) утроилось, и эта тенденция, похоже, продолжается. Емкость спортивного сектора в 25 странах – членах ЕС составляет почти 800 000 рабочих мест2. По другим данным, около двух миллионов человек работает сегодня в сфере спорта в странах Европейского Союза3. Соответственно, во всем мире количество работников в сфере спорта и в сопряженных сферах можно оценить в десятки миллионов человек. Количество участников спортивных отношений несоизмеримо больше.
По данным государственной статистической отчетности в области физической культуры и спорта за 2011 год, в России в учреждениях физической культуры и спорта трудовую деятельность осуществляют 319 тыс. человек – 312 тыс. тренеров и тренеров-преподавателей и 7 тыс. административных работников4. И это только цифры по указанным категориям лиц.
Однако задействование потенциала спорта в интересах реализации целей развития тормозится проблемами правового регулирования трудовых отношений в области спорта, прежде всего – недостаточностью гарантирования трудовых прав спортсменов, что, в свою очередь, связано с недостаточным исследованием этой темы.
Обеспечение достойного труда для профессиональных спортсменов требует установления правовых основ, выходящих за рамки традиционных трудовых отношений, и учета особой роли регламентного регулирования спортивных федераций5.
Политика занятости в развивающихся видах спорта в Европе реализуется в соответствии с так называемой европейской моделью спорта. При этом в пункте 10 резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1602 (2008) от 24.01.2008 «Необходимость сохранения европейской модели спорта»6 отмечается, что во многих европейских странах стала очевидной проблема «торговли» молодыми атлетами.
Европейская ассоциация работников сферы спорта (European Association of Sport Employers; EASE) и организация UNI Europa признают, что международные конвенции Международной организации труда применяются к спортивному сектору как к любому другому. В совместном заявлении, опубликованном в декабре 2008 года, эти организации призвали к развитию коллективных переговоров и социального диалога на национальном (и в конечном итоге – на общеевропейском) уровне, а также – к установлению конкретных минимальных требований во всех трудовых договорах профессиональных игроков, защищающих их трудовые и смежные права7.
Как верно отмечает Д. Нафзигер, профессиональный спорт имеет уникальную институциональную основу, включая национальную, международную, неправительственную и межправительственную, которая охватывает всю мировую общественность. Центральная роль отводится олимпийскому движению и связанным с ним актам спортивных федераций, а также взаимодействию правотворчества Евросоюза и нормами европейских и североамериканских стран8.
Необходимость унификации норм посредством Международной организации труда в части повышения защищенности трудовых прав профессиональных спортсменов также определяет актуальность обращения к рассматриваемому кругу вопросов.
Создание международного трудового стандарта должно быть направлено на унификацию стандартов в сфере регулирования трудовых отношений и на совершенствование национальных законодательств о труде, что представляется актуальным и своевременным явлением XXI века.
Как верно отмечают С.Ю. Головина9 и Л.Ю. Бугров10, это позволит обеспечить одинаковые условия осуществления трудовой деятельности на территориях всех взаимодействующих стран путем унификации национальных систем трудового законодательства и гармонизировать трудовое законодательство.
А.М. Куренной в связи с этим справедливо отмечает, что право должно базироваться на здравом смысле. В противном случае либо его нормы не будут выполняться, либо будут предприниматься попытки их обойти. Автор отмечает, что сближение методов правового регулирования общественных отношений в такой важной сфере человеческой жизни, как труд, является показателем цивилизованности общества11.
Сравнительный анализ различных трудовых кодексов и законов о спорте в части регулирования труда профессиональных спортсменов в различных странах показывает, что особенности их правового регулирования социально-трудовых отношений представлены большим разнообразием.
В монографии представлены нормативные правовые акты 26 зарубежных государств, осуществляющие общее правовое регулирование трудовых отношений в профессиональном спорте.
Проведенный автором анализ принятых Международной организацией труда актов свидетельствует, что в сфере трудовых прав граждан не установлены специальные правила правового регулирования спортивно-трудовых отношений профессиональных работников, но установлены международные стандарты труда для других отдельных категорий работников.
Поэтому в настоящем издании предлагается концепция всеобъемлющей нормы (конвенции) о достойном труде профессиональных спортсменов в целях обеспечения их социальной защиты.