ГЛАВА II МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

§ 1 Понятие международной трудовой миграции

Миграция населения возможна по ряду причин и оснований. Исходя из этого в науке международного права миграцию населения делят на вынужденную и трудовую (добровольную).

Как уже было отмечено, вынужденная миграция имеет место по причинам преследований или в результате воздействия иных негативных факторов, таких как экологические бедствия, войны и т. д. Что касается трудовой миграции, то она осуществляется в основном по экономическим причинам и по воле самих мигрантов.

В то же время на перемещение трудящихся-мигрантов могут влиять определенным образом те же причины, что заставляют покинуть беженцев страну происхождения, однако экономические мотивы обязательно должны иметь место для квалификации лица в качестве трудящегося-мигранта. Руководство по процедурам и критериям по определению статуса беженцев 1992 г. говорит о необходимости различать две категории мигрантов, однако граница между ними может быть весьма расплывчатой, не всегда ясны различия между экономическими и политическими мерами в стране происхождения заявителя (п. 63). Поэтому квалификация лица в качестве беженца или трудящегося-мигранта будет зависеть от обстоятельств дела[143].

Трудовую миграцию принято рассматривать в двух аспектах: внутренняя трудовая миграция и международная трудовая миграция.

Первая характеризуется как миграция, осуществляемая гражданами одного государства в пределах его границ, в целях поиска работы.

Международная трудовая миграция – это миграция, связанная с пересечением иностранными физическими лицами государственной границы какого-либо государства на определенный срок в целях получения работы в стране въезда.

Международное право регулирует отношения, связанные именно с международной трудовой миграцией.

Основными причинами перемещения людей в поисках работы из одного государства в другое являются бедность и неспособность зарабатывать или производить достаточно для того, чтобы обеспечить себя и свою семью[144].

Следует отметить, что проблемы миграции возникли в мире с зарождения человечества и факторы, способствовавшие миграции в прошлом, сохраняются и в настоящее время[145].

Однако во времена Средневековья и вплоть до начала XX в. добровольное международное перемещение лиц в основном носило характер эмиграции. В современном понимании международная трудовая миграция возникла и получила наиболее широкое распространение после Второй мировой войны. Основными государствами – потребителями иностранной рабочей силы стали те из них, которым требовалось восстановить разрушенное войной хозяйство и обеспечить экономический рост: Германия, которая понесла наибольшие людские потери в ходе войны, Франция, Великобритания. Их потребность в рабочей силе вначале в основном обеспечивалась трудовыми мигрантами из южноевропейских стран: Италии, Португалии, Испании, Греции, где уровень экономического развития был ниже, чем в западноевропейских государствах. В дальнейшем (в 1960-х гг.) стал формироваться довольно быстрыми темпами поток трудовых мигрантов из стран других континентов, преимущественно Азии и Африки.

Миграция работников из развивающихся государств в более развитые страны продолжает возрастать и в настоящее время. Так, на США приходится основанная масса этого роста. В Европейском союзе трудовые мигранты сосредоточены в основном во Франции, Германии, Италии и Великобритании. Кроме того, большое количество трудовых мигрантов перемещаются из одной развивающейся страны в другую, где разница в уровне жизни и заработной плате не является существенной. Например, отмечаются крупные потоки из Гаити в Доминиканскую Республику, из Буркина-Фасо в Кот-д'Ивуар, из Египта в Иорданию и т. д.

По данным Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), около 55 % трудовых мигрантов трудятся в Европе и Северной Америке, оставшиеся 45 % – в других частях мира[146].

В начале 1990-х гг. XX в. на карте трудовой миграции появились новые игроки. Так, после распада СССР возникли новые суверенные государства и в силу исторически сложившихся условий тесной связи между собой этих стран трудовая миграция в них стала развиваться значительными темпами. Основными поставщиками рабочей силы стали Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, а главным рынком их труда – Российская Федерация.

Современное состояние международной миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений. К ним следует отнести миграцию из развивающихся в промышленно развитые государства; миграцию в рамках промышленно развитых стран; миграцию рабочей силы между развивающимися государствами; миграцию высококвалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся государства.

Все перечисленные примеры трудовой миграции населения позволяют сделать вывод о том, что международная миграция в целях трудоустройства представляет собой серьезную глобальную проблему, которая сегодня затрагивает большинство государств мира. В связи с этим можно выделить следующие причины увеличения трудовой миграции за последнее время:

– многие люди трудоспособного возраста в своих государствах либо вообще не могут найти работу, либо не могут найти подходящую работу для обеспечения существования себе и своей семье;

– в некоторых странах существует дефицит рабочей силы, в результате чего вакансии в различных секторах экономики заполняются иностранными работниками;

– наличие социально-экономических и политических кризисов в государствах, влияющих на отток рабочей силы в другие более экономически стабильные страны;

– увеличивается разрыв в уровне заработной платы внутри развитых и развивающихся стран.

В то же время в миграции рабочей силы существуют и положительные моменты как для стран, направляющих и принимающих трудящихся-мигрантов, так и для самих трудящихся. Она может содействовать экономическому росту и развитию как в странах происхождения мигрантов, так и в принимающих их странах. В частности, к положительным последствиям трудовой миграции можно отнести смягчение условий безработицы; появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от мигрантов; приобретение трудовыми мигрантами определенных знаний и накопленного опыта.

Однако, как и любое иное социальное явление, международная трудовая миграция может иметь и негативные последствия. Среди таковых стоит назвать тенденции роста потребления заработанных за границей средств; желание скрыть получаемые доходы; так называемую утечку мозгов в случае перемещения квалифицированных специалистов; возможное понижение квалификации работающих мигрантов, особенно из стран с низким уровнем развития.

Так, мировым сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы прежде всего входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

Нельзя не отметить, что трудящиеся-мигранты являются особо уязвимой категорией лиц, права которых систематически нарушаются. Во многих странах трудящиеся-мигранты выполняют самую тяжелую и низкооплачиваемую работу, живут под угрозой увольнения и депортации, лишены медицинского и социального обеспечения, тем самым вместе с членами своих семей оставаясь наиболее бесправной и эксплуатируемой частью населения[147].

В последние десятилетия трансграничное передвижение рабочей силы стало одним из ключевых вопросов для всего международного сообщества. Ежегодно миллионы мужчин и женщин покидают свои дома и пересекают национальные границы в поисках большей безопасности для самих себя и своих семей. Большинство из них руководствуется желанием получения более высокой заработной платы и лучших возможностей, однако некоторые вынуждены покидать свои дома в силу голода и бедности. В большинстве случаев миграция осуществляется между соседними странами, однако улучшение доступа к глобальной информации и снижение транспортных издержек способствуют тому, что география уже не представляет особого препятствия для передвижения. В настоящее время все больше стран участвуют в процессе миграции в качестве стран происхождения, назначения или транзита либо выступая одновременно во всех этих качествах.

Современная международная трудовая миграция обладает следующими характерными чертами:

а) добровольность;

б) временность;

в) экономическая мотивация.

Добровольность международной трудовой миграции означает, что человек самолично, без какого-либо принуждения принимает решение о поиске работы за рубежом.

Временность международной трудовой миграции указывает на то, что человек, который принимает решение о трудоустройстве за рубежом, намеревается после окончания работы вернуться в государство своего гражданства или постоянного проживания.

Экономическая мотивация представляет собой желание человека заработать денежные средства в результате своего трудоустройства в другом государстве.

Перечисленные черты международной трудовой миграции позволяют отличить ее от других разновидностей миграции населения. Прежде всего от вынужденной миграции, проявляющейся в виде беженцев, а также от миграции, целью которой является смена постоянного места жительства и гражданства по иным причинам, которая часто характеризуется термином «эмиграция».

В целом, подытоживая рассмотрение понятия международной трудовой миграции населения и оценивая ее социально-экономическую роль, можно отметить важность этого явления в современном обществе. По мнению одного из видных специалистов ЮНЕСКО по вопросам миграции населения М. Угура, согласно общепринятым посылкам, международная миграция способна содействовать повышению мирового благосостояния. Рост благосостояния возможен даже в случае, если не произойдет повсеместного сближения уровней оплаты труда или заявит о себе негативная селекция, но в этом случае эффект будет ослаблен. Поэтому на теоретическом уровне против свободного передвижения людей экономических возражений нет. Вместе с тем обзор показывает, что международная миграция чревата меж- или внутригрупповыми дистрибутивными последствиями. Но благодаря эффекту общего повышения благосостояния населения, указанные последствия не могут быть использованы в качестве возражений против свободы передвижения[148].

§ 2. Международно-правовое регулирование трудовой миграции на универсальном уровне

Проблемам трудовой миграции на универсальном международном уровне уделяется серьезное внимание, прежде всего в рамках международных межправительственных организаций. Среди таковых особняком стоят Организация Объединенных Наций (ООН) и Международная организация труда (МОТ).

Некоторые вопросы трудовой миграции находятся также в компетенции Международной организации по миграции (МОМ). В частности, в ее функции входят содействие трудовой миграции, управление миграционными потоками, содействие обустройству и интеграции мигрантов в принимающих странах, вопросы здравоохранения и образования в связи с миграцией и др. Однако главная задача МОМ заключается не в создании международно-правовой базы, регулирующей отношения, связанные с миграцией, а в оказании различной помощи государствам – членам Организации.

Проблемами трудовой миграции в определенной степени также занимается и ЮНЕСКО. В частности, этой Организацией принята программа по международной миграции, основной целью которой является обеспечение уважения прав мигрантов и их успешной социально-экономической интеграции в общество. Для достижения этой цели ЮНЕСКО ставит перед собой следующие задачи: гарантировать лучшую защиту прав мигрантов; усовершенствовать национальные политики с целью минимизации возможных негативных последствий международной миграции для общества; обеспечить соблюдения принципа культурного разнообразия в мультикультурных обществах; содействовать борьбе против торговли людьми и миграции с целью эксплуатации; развивать сети диаспор; способствовать социальной интеграции мигрантов в городах.

Проблемы условий труда и равенства обращения, обеспечиваемых трудящимся-мигрантам, рассматриваются в целом ряде международных актов, разработанных МОТ, а также в актах, принятых ООН. Они охватывают такие вопросы, как уровень вознаграждения, рабочее время, оплачиваемый отпуск, минимальный возраст для занятости, меры безопасности и гигиены труда, вопросы социального обеспечения, а также средства и пособия по социальной защите, предусматриваемые в связи с занятостью, гарантия занятости и т. д.

В контексте данной монографии на универсальном международном уровне будет предметно рассмотрено правовое регулирование трудовой миграции в рамках ООН и МОТ, поскольку только в рамках этих организаций осуществляется нормотворческая деятельность по рассматриваемым проблемам.

Правовое регулирование трудовой миграции в рамках ООН.

В рамках ООН за годы ее существования было принято большое количество актов, касающихся вопросов установления и защиты прав человека. Большинство из них имеют отношение и к защите прав трудящихся-мигрантов. Среди них: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г. и др.

К тем актам ООН, которые не имеют отношения к защите прав трудящихся-мигрантов, относится прежде всего Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Несмотря на то что в соответствии с положениями этой Конвенции государства-участники обязаны объявлять противозаконной дискриминацию, основанную на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения в отношении всех лиц, находящихся под юрисдикцией государства, и применять санкции в отношении деятельности, основанной на такой дискриминации, она не распространяется на дискриминацию по признаку гражданства. В то же время это именно тот тип дискриминации, к воздействию которой мигранты весьма уязвимы.

Некоторые вопросы, косвенно касающиеся трудящихся-мигрантов, закреплены также и в других актах ООН, например, в Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 г. Помимо прочего данным нормативно-правовым актом регулируются вопросы торговли рабочей силой и ее нелегальной перевозки посредством двух дополняющих Конвенцию протоколов: Протокола о пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху[149].

В данных документах проводится отличие перевозки незаконных мигрантов от торговли людьми. В частности, указывается, что нелегальная перевозка мигрантов охватывает мигрантов, которые согласились на нелегальную перевозку, в то время как жертвы торговли людьми никогда не соглашались на нелегальную перевозку или, если они первоначально дали свое согласие, то это согласие потеряло всякий смысл из-за принудительных, обманных или противоправных действий торговцев людьми. Кроме того, отмечается, что нелегальная перевозка мигрантов всегда требует пересечения границы, тогда как торговля людьми может происходить в пределах одной и той же страны.

18 декабря 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей. По этому случаю Генеральная Ассамблея постановила ежегодно считать 18 декабря Международным днем мигранта. Конвенция вступила в силу 1 июля 2003 г. (Российская Федерация не является участницей).

По состоянию на 1 ноября 2012 г. Конвенцию ратифицировали 46 государств[150].

Данный международно-правовой акт явился результатом серьезной и крупномасштабной работы в течение долгих лет. Впервые в рамках ООН проблема защиты прав трудящихся-мигрантов была затронута в 1972 году, когда Экономический и Социальный совет в своей Резолюции 1706 (LII) высказал озабоченность нелегальной транспортировкой рабочей силы в европейские страны и эксплуатацией рабочих из африканских государств «в условиях, схожих с рабством и принудительным трудом». В том же году Генеральная Ассамблея в своей Резолюции 2920 (XXVII) осудила дискриминацию в отношении иностранных рабочих и призвала правительства покончить с этой практикой и усилить выполнение принятых договоренностей, касающихся трудящихся-мигрантов[151].

В 1976 г. по просьбе Экономического и Социального совета Подкомиссия по противодействию дискриминации и защите меньшинств приняла доклад об эксплуатации труда посредством незаконной и скрытой транспортировки. Этот доклад затрагивал два аспекта проблемы: с одной стороны, незаконную и скрытую транспортировку, с другой – дискриминацию в отношении трудящихся-мигрантов в государствах их жительства. Было также рекомендовано разработать проект конвенции ООН о правах трудящихся-мигрантов. Эти рекомендации были также подтверждены на Всемирной конференции по борьбе с расизмом и дискриминацией по расовому признаку, которая состоялась в Женеве в 1978 г. и в Резолюции Генеральной Ассамблеи 33/163 о мерах по улучшению ситуации и защите прав и достоинства всех трудящихся-мигрантов[152].

В дальнейшем Генеральная Ассамблея продолжила предпринимать шаги по защите трудящихся-мигрантов. Так, в 1979 г. этим органом ООН была принята Резолюция 34/172, в соответствии с которой в 1980 г. была создана Рабочая группа, состоящая из представителей всех государств – членов ООН. В течение следующих 10 лет эта Рабочая группа с участием Комиссии по правам человека, Комиссии по социальному развитию, МОТ, ЮНЕСКО и ВОЗ подготовила проект конвенции, которая и была принята в 1990 г.

Данный международно-правовой акт состоит из преамбулы и девяти частей:

– сфера применения и определения;

– недискриминация в отношении прав;

– права человека всех трудящихся мигрантов и членов их семей;

– другие права трудящихся-мигрантов и членов их семей, имеющих документы или постоянный статус;

– положения применимые к конкретным категориям трудящихся-мигрантов и членам их семей;

– содействие созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей;

– применение конвенции;

– общие положения;

– заключительные положения.

В Преамбуле отмечена важность принятия данного акта, обозначена приверженность принципам, закрепленным во Всеобщей Декларации прав человека; Международном пакте о гражданских и политических правах; Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах; Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенции о правах ребенка; Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования; Конвенции о рабстве; Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Декларации четвертого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

В ч. I Конвенции определена сфера применения данного акта и раскрываются термины, используемые в Конвенции.

Так, Конвенция применяется ко всем трудящимся мигрантам и членам их семей без какого бы то ни было различия по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку. Конвенция применяется в течение всего процесса миграции трудящихся-мигрантов и членов их семей, который включает подготовку к миграции, выезд, транзит и весь период пребывания и оплачиваемой деятельности в государстве работы по найму, а также возвращения в государство происхождения или государство обычного проживания.

Особо стоит отметить используемую в Конвенции терминологию. В частности, термин трудящийся-мигрант является наиболее полным из всех существующих аналогичных терминов, закрепленных в международно-правовых актах. Согласно п. 1 ст. 2 рассматриваемой Конвенции «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является.

Далее подробно раскрываются определения категорий трудящихся-мигрантов:

приграничный трудящийся – это трудящийся-мигрант, который или которая сохраняет свое обычное местожительство в соседнем государстве, в которое он или она обычно возвращается каждый день или по крайней мере один раз в неделю;

моряк, охватываемый также рыбаков, означает трудящегося-мигранта, нанятого для работы на судне, зарегистрированном в государстве, гражданином которого он или она не является;

трудящийся, занятый на стационарной прибрежной установке – это трудящиеся-мигранты, нанятые на работу на прибрежной установке, находящейся под юрисдикцией государства, гражданином которого он или она не является;

трудящийся, работа которого связана с переездами – это трудящийся-мигрант, который, обычно проживая в одном государстве, вследствие характера своей работы вынужден переезжать в другое государство или государства на короткие периоды;

трудящийся на проекте – это трудящийся-мигрант, допущенный в государство работы по найму на определенный срок для работы исключительно по конкретному проекту, осуществляемому в этом государстве его или ее нанимателем;

трудящийся целевого найма – это трудящийся-мигрант, который послан его или ее нанимателем на ограниченный и определенный период времени в государство работы по найму для выполнения конкретных функций или обязанностей; или который в течение ограниченного и определенного периода времени выполняет работу, требующую профессиональных, коммерческих, технических или иных специальных навыков; или который по просьбе его или ее нанимателя в государстве работы по найму выполняет в течение ограниченного и определенного периода времени работу, носящую временный или краткосрочный характер и который должен покинуть государство работы по найму либо по истечении разрешенного периода пребывания, либо раньше, если он или она более не выполняет этих конкретных функций или обязанностей или не занимается этой работой;

трудящийся, работающий не по найму – это трудящийся-мигрант, который занимается вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору найма, и который обеспечивает за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любого иного трудящегося-мигранта, признаваемого трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с применимым законодательством государства работы по найму или двусторонними или многосторонними соглашениями.

Статья 3 Конвенции закрепляет перечень лиц, на которых данный международный договор не распространяется. К ним относятся:

– лица, направленные или нанятые международными организациями и учреждениями, или лица, направленные или нанятые каким-либо государством вне его территории для выполнения официальных функций, допуск и статус которых регулируется общим международным правом или конкретными международными соглашениями или конвенциями;

– лица, направленные или нанятые государством или от его имени вне его территории, которые участвуют в осуществлении программ развития или других программ сотрудничества, допуск и статус которых регулируется соглашением с государством работы по найму и которые в соответствии с этим соглашением не считаются трудящимися-мигрантами;

– лица, проживающие не в государстве своего происхождения и выступающие в качестве инвесторов;

– беженцы и лица без гражданства, если такое применение не предусмотрено в соответствующем национальном законодательстве или международных документах, действующих в отношении соответствующего государства-участника;

– учащиеся и стажеры;

– моряки и трудящиеся, занятые на стационарной прибрежной установке, которым не было выдано разрешение на проживание и участие в оплачиваемой деятельности в государстве работы по найму.

Особый интерес вызывает раскрытие в Конвенции значения термина «члены семьи». Он означает лиц, состоящих в браке с трудящимися-мигрантами или состоящих с ними в таких отношениях, которые в соответствии с применимым правом могут быть приравнены к браку, а также находящихся на их иждивении детей и других лиц, которые признаются членами семьи в соответствии с применимым законодательством или двусторонними или многосторонними соглашениями между соответствующими государствами. Отнесение к членам семьи трудящегося-мигранта также лиц, которые не состоят в официально зарегистрированном браке, является новым в международно-правовом регулировании статуса трудящихся-мигрантов и членов их семей. В Конвенции уточняется, какие трудящиеся-мигранты могут считаться легитимными, а какие нет. В соответствии со ст. 5 трудящимися-мигрантами, имеющими документы или постоянный статус, считаются лица, если они получили разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую деятельность в государстве работы по найму в соответствии с законодательством этого государства и международными соглашениями, участником которых это государство является. В противном случае их считают не имеющими документов или постоянного статуса мигрантами.

Конвенция содержит также определение терминов, касающихся государств, связанных с трудящимися-мигрантами. Так, термин «государство происхождения» означает государство, гражданином которого является соответствующее лицо; термин «государство работы по найму» означает государство, в котором, в зависимости от конкретного случая, трудящийся-мигрант будет заниматься, занимается или занимался оплачиваемой деятельностью; под термином «государство транзита» понимается любое государство, через которое соответствующее лицо проезжает при следовании в государство работы по найму или из государства работы по найму в государство происхождения или государство обычного проживания.

Часть II Конвенции состоит всего из одной статьи. Она касается запрета на дискриминацию в отношении трудящихся-мигрантов (ст. 7 Конвенции). Согласно этой статье государства-участники обязаны в соответствии с международными документами по правам человека уважать и обеспечивать права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их территории или под их юрисдикцией, предусмотренные в настоящей Конвенции, без какого бы то ни было различия, как то в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку.

Стоит отметить, что выделение принципа недискриминации в отношении трудящихся-мигрантов и членов их семей в отдельную часть Конвенции говорит о том значении, которое государства придали ему при разработке данного международно-правового акта. Указанный перечень оснований, наличие которых указывает на дискриминацию, является более широким, чем подобные положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Все это свидетельствует о важности для государств закрепления этого принципа как можно шире в целях повышения эффективности борьбы с таким явлением, как дискриминация в отношении трудящихся-мигрантов и членов их семей.

В части III Конвенции закрепляются права человека всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Многие из этих положений основаны на нормах Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также на положениях ряда других международно-правовых актов, касающихся защиты прав и свобод человека.

В частности, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей устанавливает запрет на применение в отношении этих лиц пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Их запрещается содержать в рабстве или в подневольном состоянии, привлекать к принудительному или обязательному труду.

Трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не должны подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его или ее личную и семейную жизнь, произвольным и незаконным посягательствам на неприкосновенность его или ее жилища или тайну его или ее переписки или других форм связи или незаконным посягательствам на его или ее честь и репутацию. Каждый трудящийся-мигрант и член его или ее семьи имеют право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. Кроме того, данные лица не должны подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его или ее личную и семейную жизнь, произвольным и незаконным посягательствам на неприкосновенность его или ее жилища или тайну его или ее переписки или других форм связи или незаконным посягательствам на его или ее честь и репутацию. Каждый трудящийся-мигрант и член его или ее семьи имеют право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Согласно Конвенции трудящийся-мигрант и член его или ее семьи не могут быть произвольно лишены собственности, которой они владеют индивидуально или совместно с другими лицами. Там, где в соответствии с действующим законодательством государства работы по найму активы трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи экспроприируются полностью или частично, соответствующее лицо имеет право на справедливую и надлежащую компенсацию.

Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении. Они не должны подвергаться принуждению, умаляющему их свободу, иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Однако такая свобода может быть ограничена в целях охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали и основных прав и свобод других лиц.

Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право беспрепятственно придерживаться своих мнений и свободно их выражать. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. Однако данные права могут быть ограничены государством в следующих случаях: для уважения прав и репутации других лиц; для охраны национальной безопасности соответствующих государств, общественного порядка, здоровья или нравственности населения; для целей предотвращения всякой пропаганды войны; для целей предотвращения всякого выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющего собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

Конвенция устанавливает право на свободу и личную неприкосновенность рассматриваемых лиц. Они имеют право на обеспечиваемую государством эффективную защиту от насилия, телесных повреждений, угроз и запугивания, как со стороны государственных должностных лиц, так и со стороны частных лиц, групп или учреждений.

Любая проверка должностными лицами правоохранительных органов личности трудящихся-мигрантов или членов их семей должна осуществляться в соответствии с установленными законом процедурами. Эти лица не могут быть подвергнуты произвольному аресту или содержанию под стражей, индивидуально или коллективно; они не должны лишаться свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такими процедурами, какие установлены законом.

В случае ареста или заключения в тюрьму или содержания под стражей до суда или задержания в какой-либо иной форме трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи:

– консульским или дипломатическим учреждениям государства его или ее происхождения или государства, представляющего интересы этого государства, если он или она просят об этом, немедленно сообщается о его или ее аресте или задержании и о причинах этого;

– соответствующее лицо имеет право связываться с упомянутыми учреждениями. Любое сообщение соответствующих лиц, направленное упомянутым учреждениям, немедленно доводится до их сведения, и он или она также имеют право получать без задержки сообщения, направленные упомянутыми учреждениями;

– соответствующему лицу немедленно сообщается об этом праве и о правах, вытекающих из любых соответствующих договоров, если они применимы в отношениях между соответствующими государствами, переписываться и встречаться с представителями упомянутых учреждений и заключать соглашения с ними для его или ее правового представительства.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. функцией консульского учреждения среди прочих является оказание помощи и содействия гражданам представляемого государства. Причем такая помощь должна оказываться всем без исключения гражданам представляемого государства, независимо от того, на каких основаниях они находятся в стране пребывания.

В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей большое внимание уделяется защите прав данных лиц на стадии судебного разбирательства в государстве работы по найму. В целом им должны быть гарантированы права, которые предоставляются гражданам этого государства в аналогичной ситуации.

Отдельные положения Конвенции посвящены вопросам защиты от высылки трудящихся-мигрантов и членов их семей из государства работы по найму. В частности, на трудящихся-мигрантов и членов их семей не распространяются меры коллективной высылки. Каждый случай высылки рассматривается и решается в индивидуальном порядке. Эти лица могут быть высланы с территории государства – участника Конвенции лишь во исполнение решения, принятого компетентным органом в соответствии с законом. Такое решение доводится до их сведения на языке, который они понимают. В тех случаях, когда это не носит обязательного характера, по их просьбе решение доводится до их сведения в письменном виде и, при отсутствии исключительных обстоятельств, связанных с интересами государственной безопасности, сообщаются также причины принятия такого решения. Заинтересованные лица уведомляются об этих правах до вынесения или, в крайнем случае, во время вынесения решения.

В случае высылки трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи он не должен нести расходы, связанные с высылкой. Соответствующему лицу может быть предъявлено требование оплатить свои расходы по переезду. Сама высылка из государства работы по найму не должна наносить ущерба каким-либо приобретенным в соответствии с законами этого государства правам трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи, включая право на получение заработной платы и других причитающихся ему или ей выплат.

В силу того, что такая категория работников, как трудящиеся-мигранты достаточно часто не подпадает в сферу действия регулирования условий труда государствами, и порой им отказывают в возможности участия в деятельности профессиональных союзов, в Конвенции было закреплено право трудящегося-мигранта на равенство обращения с гражданами государства работы по найму в вопросах вознаграждения и других условий труда и занятости, а также их право на участие в собраниях и мероприятиях профессиональных союзов и других подобных ассоциаций и право свободно вступать в них (ст. 25–26 Конвенции).

Как известно, условия проживания трудящихся-мигрантов достаточно часто являются неудовлетворительными, и хотя они пользуются правом на социальное обеспечение, тем не менее не всегда могут иметь доступ к услугам социальных служб наравне с гражданами страны работы по найму. В связи с этим в ст. 27 Конвенции указано, что трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются правами в области социального обеспечения в той степени, в какой они выполняют требования, предусмотренные применимым законодательством этого государства и применимыми двусторонними или многосторонними договорами.

Согласно ст. 28 Конвенции трудящимся-мигрантам и членам их семей гарантируется право на получение любой медицинской помощи, которая является крайне необходимой для сохранения их жизни или избежания непоправимого ущерба их здоровью на основе равенства с гражданами соответствующего государства.

Отдельное внимание в Конвенции уделяется членам семей трудящихся-мигрантов. Помимо того, что большинство положений распространяется и на трудящихся-мигрантов, и на членов их семей, есть статьи, которые целиком обращены именно на защиту прав членов семьи и, в частности, детей. Так, каждый ребенок трудящегося-мигранта имеет основное право на образование на основе равенства обращения с гражданами соответствующего государства, и ему не может быть отказано в посещении государственных дошкольных учебных заведений или школ, или ограничено это посещение по причине отсутствия постоянного статуса, в том, что касается пребывания или занятости любого из родителей, или по причине отсутствия постоянного статуса, в том, что касается пребывания такого ребенка в государстве работы по найму.

Статья 31 Конвенции обязывает государства – участников Конвенции обеспечивать уважение культурной самобытности трудящихся-мигрантов и членов их семей и не препятствовать им поддерживать культурные связи с государством происхождения.

Трудящиеся-мигранты и члены их семей по окончании своего пребывания в государстве работы по найму имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения и, в соответствии с применимым законодательством соответствующего государства, вывозить свое личное имущество и вещи (ст. 32 Конвенции). В данной связи особо стоит обратить внимание, что Конвенция позволяет производить такие операции только по окончании своей трудовой деятельности.

Особо важными для обеспечения защиты прав трудящихся-мигрантов представляются положения ст. 33 Конвенции, в соответствии с которыми трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение информации, касающейся их прав, вытекающих из данной Конвенции, а также условий их пребывания, их прав и обязанностей согласно законам и практике соответствующих государств и таких других вопросов, которые позволят им соблюдать административные и другие формальности в этом государстве. Обязательства информировать их возлагаются на государства происхождения, государства работы по найму или государства транзита – в зависимости от обстоятельств. Более того, государства – участники Конвенции должны принимать все меры, которые они считают целесообразными, для распространения такой информации, причем она должна предоставляться бесплатно и по возможности на языке, который они могут понять.

В завершении части III Конвенции, посвященной правам человека всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, подчеркивается, что «ничто в настоящей части Конвенции не освобождает трудящихся-мигрантов и членов их семей от обязательства соблюдать законы и правила любого государства транзита и государства работы по найму или от обязательства уважать культурную самобытность жителей таких государств» (ст. 34 Конвенции).

Часть VI Конвенции посвящена дополнительным правам тех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые имеют документы или постоянный статус. Это означает, что помимо прав и свобод, которые закреплены в части III Конвенции, данные лица обладают более расширенным перечнем прав, что представляется вполне логичным и справедливым.

К таковым дополнительным правам относятся:

– право свободного передвижения и свобода выбора местожительства в государстве работы по найму (за исключением тех ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц и совместимы с признаваемыми в настоящей Конвенции другими правами);

– право создавать ассоциации и профсоюзы в государстве работы по найму, с целью обеспечения и защиты своих экономических, социальных, культурных и иных интересов (за исключением ограничений, предусмотренных законом и необходимых в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц);

– право участвовать в общественной жизни государства своего пребывания, включая право избирать и быть избранными;

– право свободно выбирать свою вознаграждаемую деятельность (с учетом установленных законом ограничений и условий).

Более того, гарантируется равное обращение наряду с гражданами государства работы по найму в отношении определенных социальных услуг как трудящимся-мигрантам, так и членам их семей, а также в отношении осуществления вознаграждаемой деятельности, защиты от увольнения, пособий по безработице, доступа к другой работе по найму в случае потери работы.

Безусловно, важными для трудящихся-мигрантов, имеющих документы или постоянный статус, являются положения ст. 49 Конвенции. В ней предусматривается возможность выдачи государством работы по найму разрешения на жительство по крайней мере на период, равный сроку действия выданного им разрешения на занятие вознаграждаемой деятельностью, в случае, если по национальному законодательству в государстве предусмотрены отдельные разрешения на жительство и работу по найму.

Более того, в ст. 51 Конвенции закреплено, что трудящиеся-мигранты, которым в государстве работы по найму не разрешено свободно выбирать для себя оплачиваемую деятельность, не считаются не имеющими законного статуса и не теряют разрешения на жительство лишь вследствие прекращения их вознаграждаемой деятельности до истечения срока действия разрешения на работу, за исключением тех случаев, когда в разрешении на жительство специально оговаривается конкретная вознаграждаемая деятельность, для занятия которой они были допущены.

Кроме перечисленных дополнительных прав и свобод в Конвенции зафиксировано освобождение трудящихся-мигрантов и членов их семей от сборов и пошлин на ввоз и вывоз своих личных вещей и предметов бытового назначения. Однако при этом должны учитываться применимое законодательство соответствующих государств, а также относящиеся к данному вопросу международные соглашения и обязательства соответствующих государств, вытекающие из их участия в таможенных союзах (ст. 46 Конвенции).

В соответствии со ст. 47 Конвенции трудящиеся-мигранты имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения, в частности такие суммы, которые необходимы для содержания их семей, из государства работы по найму в государство происхождения или любое другое государство. Такие переводы должны производиться в соответствии с процедурами, установленными применимым законодательством соответствующего государства и в соответствии с применимыми международными соглашениями. В свою очередь соответствующие государства должны принимать надлежащие меры для облегчения таких переводов. Это положение Конвенции позволяет трудящимся-мигрантам, имеющим документы или постоянный статус, производить указанные операции в любое время, в отличие от тех лиц, которые не имеют документы или постоянный статус.

Помимо этого трудящиеся-мигранты, имеющие документы или постоянный статус, не должны облагаться налогами, пошлинами или сборами какого бы то ни было характера, которые выше или обременительнее налогов, пошлин или сборов, установленных для собственных граждан в аналогичных обстоятельствах; они имеют право на вычеты или освобождение от налогов любого характера и на любые налоговые скидки, предоставляемые гражданам в аналогичных обстоятельствах, включая налоговые скидки для иждивенцев-членов их семей.

Государства – участники Конвенции должны обеспечивать принятие надлежащих мер с целью устранения двойного налогообложения заработанных средств и сбережений трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Также стоит отметить положения Конвенции, касающиеся содействия воссоединению семей трудящихся-мигрантов, а также положений о том, что в случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака, государство работы по найму положительно рассматривает вопрос о предоставлении членам семьи этого трудящегося-мигранта, проживающим в этом государстве на основании воссоединения семьи, разрешения на жительство. Данная часть Конвенции предусматривает также дополнительные гарантии против высылки трудящихся-мигрантов и членов их семей, имеющих документы или постоянный статус.

В частности, они не могут высылаться из государства работы по найму иначе, как по причинам, предусмотренным в национальном законодательстве этого государства, и с учетом гарантий, предусмотренных в части III Конвенции. Запрещается прибегать к высылке с целью лишения трудящегося-мигранта или членов его или ее семьи прав, предоставленных им разрешением на проживание и разрешением на работу. При рассмотрении вопроса о высылке трудящегося-мигранта или члена его или ее семьи необходимо учитывать гуманитарные соображения, а также срок проживания данного лица в государстве работы по найму.

Часть V Конвенции содержит положения, применимые к конкретным категориям трудящихся-мигрантов и членам их семей.

Напомним, что данные категории перечислены в ст. 2 Конвенции. В частности, к ним относятся: приграничные трудящиеся; моряки и рыбаки; трудящиеся, занятые на стационарных прибрежных установках; трудящиеся, работа которых связана с переездами; трудящиеся на проекте; трудящиеся целевого найма; трудящиеся, работающие не по найму.

В целом положения этой части Конвенции ограничивают предоставление дополнительных прав, содержащихся в части IV, в отношении указанных категорий трудящихся-мигрантов и членов их семей, что объясняется выполнением ими определенной работы по найму в другом государстве. В качестве примера можно привести положения ст. 61–62 Конвенции, в соответствии с которыми на работающих на проектах трудящихся и трудящихся целевого найма не распространяется право доступа к службам профессиональной ориентации и трудоустройства и в заведения и учреждения профессиональной подготовки и переподготовки, а также право на жилье, предоставляемое по программам социального обеспечения.

Часть VI Конвенции посвящена содействию создания нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей.

Данная часть Конвенции содержит новшество, которого ранее не было в международно-правовом регулировании статуса трудящихся-мигрантов. Речь идет о положениях, закрепляющих ряд обязательств государств-участников Конвенции в области содействия созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей.

Эти обязательства предусматривают следующие меры:

– разработку и осуществление политики, касающейся миграции;

– обмен информацией с другими государствами-участниками;

– предоставление информации и оказание соответствующей помощи трудящимся-мигрантам и членам их семей в том, что касается требуемых разрешений, формальностей и процедур, связанных с отъездом, переездом, прибытием, пребыванием, вознаграждаемой деятельностью, выездом и возвращением, а также информации об условиях труда и жизни в государстве работы по найму и таможенных, валютных, налоговых и других соответствующих законах и правилах.

Сотрудничество государств должно быть направлено, в том числе:

– на принятие мер, касающихся упорядоченного возвращения трудящихся-мигрантов и их семей в государство происхождения;

– на предотвращение или пресечение незаконных или тайных переездов и найма трудящихся-мигрантов, не имеющих постоянного статуса;

– на упорядочение положения трудящихся-мигрантов и членов их семей, не имеющих постоянного статуса, с учетом обстоятельств их въезда, длительности их пребывания в государствах работы по найму и других соображений, например, тех, которые касаются их семейного положения.

В части VII Конвенции содержатся положения, касающиеся ее применения.

Согласно ст. 72 Конвенции для целей наблюдения за ее применением учреждается Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее – Комитет).

Комитет состоит из 14 независимых экспертов, избираемых тайным голосованием государствами-участниками Конвенции, при этом учитывается справедливое географическое распределение, включая как государства происхождения трудящихся-мигрантов, так и государства работы по найму, и представительство существующих в мире основных правовых систем. Однако в настоящее время в Комитете представлены исключительно представители государств – экспортеров рабочей силы, что естественно, поскольку именно они ратифицировали Конвенцию в абсолютном большинстве. Среди членов Комитета по состоянию на 1 июля 2011 г. нет ни одного представителя государства работы по найму[153].

Члены Комитета избираются на четырехлетний срок с правом переизбрания и выполняют функции в своем личном качестве.

В соответствии с Конвенцией государства-участники должны представлять доклады о принятых ими мерах для осуществления Конвенции в течение одного года со дня вступления Конвенции в силу для соответствующего государства и далее через каждые пять лет. В этих докладах должны указываться проблемы, возникающие при осуществлении Конвенции, и содержаться информация о миграционных потоках. После рассмотрения докладов Комитет препровождает заинтересованному государству-участнику такие замечания, какие он сочтет целесообразными.

Согласно ст. 76 Конвенции государство-участник может заявить о своем признании компетенции Комитета получать и рассматривать сообщения от какого-либо государства-участника, содержащие заявления о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Конвенции. Такие сообщения могут приниматься лишь от государств-участников, заявивших о признании компетенции Комитета. Комитет рассматривает таким образом переданный ему вопрос только после того, как исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты; тогда он может предложить свои добрые услуги в целях дружественного разрешения вопроса.

В соответствии со ст. 77 Конвенции государство-участник может заявить о признании компетенции Комитета получать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что их права, предусмотренные Конвенцией, были нарушены. Такие сообщения могут приниматься лишь в том случае, если они касаются государства-участника, заявившего о признании компетенции Комитета. Если Комитет удостоверится в том, что этот вопрос не рассматривался и не рассматривается в другом международном контексте и что исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, он может запросить объяснения и высказать свои соображения.

По состоянию на 1 ноября 2012 г. было проведено 17 сессий Комитета. Первая сессия состоялась в марте 2004 г., последняя – в сентябре 2012 г.

Загрузка...