Драматические события 2014 г. привели к радикальным изменениям в геополитическом и экономическом положении России. Новые условия требуют нового подхода к использованию имеющихся у страны ресурсов вообще и такого ресурса, как внешняя трудовая миграция, в частности. Задача настоящего доклада – проанализировать ситуацию, существующую в миграционной сфере, и оценить, насколько эффективно проводимая в настоящее время миграционная политика позволяет использовать данный ресурс.
Международная трудовая миграция – элемент современной мировой экономической системы. Перемещение населения из неблагополучных и политически нестабильных регионов в более благополучные и стабильные носит глобальный характер. Определенную долю миграционных потоков составляют беженцы и соискатели политического убежища, но основной контингент международных мигрантов[1] – это трудовые мигранты. Порядка двух пятых (около 40 %) международных миграций происходит в пределах стран бывшего третьего мира, или стран условного Юга, тогда как три пятых этих потоков (около 60 %) направлены из регионов условного Юга в страны условного Севера, т. е. в индустриально развитые страны Европы и Северной Америки. Международная миграция отражает глубокую взаимозависимость современного глобализирующегося мира.
Для отдающих стран эмиграция выступает средством решения проблемы избыточного населения, в противном случае обреченного на хроническую безработицу, а также средством экономического выживания (за счет денежных переводов, поступающих от мигрантов)[2]. Для принимающих стран иммиграция – средство компенсации убыли трудоспособного населения и заполнения тех экономических ниш, которые рассматриваются как непривлекательные местными работниками[3].
Население Евросоюза увеличивается лишь на 20 % благодаря естественному приросту, а на 80 % – за счет иммиграционного притока[4]. Так, в 2012 г. естественный прирост прибавил к населению 28 государств, входящих в ЕС, 22 млн жителей, а еще 90 млн прироста дала чистая миграция[5]. Если посмотреть на демографическую динамику стран ОЭСР за 20-летний период – с 1991 по 2011 г., – картина получается еще более внушительная. В Германии имел место отрицательный естественный прирост (т. е. естественная убыль населения), составивший более 1 млн 230 тыс. человек. Однако благодаря чистому иммиграционному приросту, превысившему 1 млн 400 тыс. человек, население Германии увеличилось. В Канаде иммиграционный приток обеспечил в данный период более 2 млн (из 3 млн 170 тыс.) демографического роста; в США численность населения возросла за это время на 2 млн 825 тыс., из которых почти 1 млн (990 тыс.) получено благодаря чистой миграции[6].
Россия в глобальном контексте может рассматриваться как часть условного Севера. Согласно докладам Отдела народонаселения ООН, наша страна в начале 2000-х годов превратилась во вторую в мире миграционную систему, по масштабам уступающую лишь США. И хотя данный тезис нуждается в существенных коррективах[7], остается констатировать один непреложный факт. Россия в силу демографических и экономических причин фактически является иммиграционной страной, т. е. на постоянной основе привлекающей трудовые ресурсы из-за рубежа. Она выступает мощным миграционным магнитом для государств ближнего зарубежья, а также привлекает трудовые ресурсы из ряда государств дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам, Турция и др.). Существенную часть миграционного притока в нашу страну составляют временные мигранты, однако значительная доля этого притока (прежде всего из постсоветских стран) приходится на иммиграцию с целью постоянного жительства в России.
Опыт наших европейских соседей и конкурентов позволяет заключить, что экономический рост в условиях «старения» населения (сокращения молодых и трудоспособных когорт при увеличении пожилых и нуждающихся в пенсионном обеспечении) весьма проблематичен. А поскольку старение населения является одним из самых серьезных вызовов, с которыми столкнулась и будет сталкиваться Россия в долгосрочной перспективе, альтернатива иммиграции вряд ли существует. Вопрос стоит не о ее сокращении или прекращении, а о ее рациональном использовании. Необходимо поставить иммиграцию на службу социально-экономическому развитию страны. Речь при этом идет о политике государства в отношении не только въезда, но и расселения мигрантов на территории страны и их инкорпорирования, включения в российское общество. Иными словами, важной частью миграционной политики является интеграционная политика. При условии продуманной, стратегически обоснованной миграционной политики внешняя миграция способна стать мощным ресурсом развития, повышающим шансы России в глобальной политико-экономической конкуренции.