В трёх тысячах километров от аэропорта Сан-Пауло, это в Бразилии, в далёкой индейской деревушке, местные индейцы в полнолуние традиционно танцуют матросский танец «Яблочко».
Полнолуние в Южной Америке бывает раз в месяц? Поэтому это получается у них не очень часто.
Яблочко, танец с широкими размашистыми движениями имитирует то ли спуск флага, то ли подъём парусов. С залихватскими «па», символизирующими как тяжело удержаться матросу на качающейся палубе. С замечательными, явно узнаваемыми элементами русского танца – «Вприсядку».
Тот, кто хоть раз видел его в исполнении русских танцоров в тельняшках и бескозырках, тот его уже ни с чем не перепутает.
Это действительно – «Яблочко».
Правда в исполнении индейцев выглядит это довольно-таки диковато и даже комично. Тем более если учесть, что местные индейцы никогда не видели океана и до последнего времени даже не подозревали о самом его существовании.
Итак, представьте – джунгли, полнолуние, костры и «Яблочко».
Традиционно, за всем этим внимательно наблюдал старый, седой индеец, с почти белой от старости кожей и мелко трясущейся головой. По виду этот Старик был уже лет ста от роду. Сидит он на почётном месте у костра вождя.
Рядом с ним сидит Молодой Индеец, юноша с голубыми глазами. Он до конца праздника будет неотступно находиться рядом со Стариком. На коленях у Юноши лежит АК-47 – Автомат Калашникова образца 1947 года. С почерневшим, треснувшим от старости прикладом. На металле стёрлось почти всё чернение и автомат от времени стал практически весь белым. Таким же, как и Старик.
В какой-то момент, танец достигал своего апогея и залихватский свист танцоров разрезал темноту Амазонской сельвы, отпугивая широконосый обезьян и прочих неприятных животных. Вот в этот момент, всё вдруг обрывалось.
Дребезжащий старческий голос начинал выводить неведомо откуда взявшиеся здесь слова:
"Шумел камыш… Деревья гнулись… А ночка тёёёё-мною была…"
Индейцы садятся в круг и понурив головы словно скорбя о чём-то далёком или давно ушедшем, начинают в такт песни, раскачиваться из стороны в сторону. Те, кто наблюдал это действо не впервые знали, что Старик ровно на третьем куплете сорвётся и горько заплачет, но тем не менее каждый раз ждали – а вдруг в этот раз у него получится и он споёт свою песню до конца?
Но нет – и в этот раз всё произошло как обычно. Старик сорвался.
Голос его предательски задрожал, слёзы покатились из его выцветших глаз и застряли в многочисленных морщинах.
Всем известно, что настоящий Мужчина не плачет от боли – Мужчина плачет от обиды. Или от печали. Какая же великая обида могла заставить плакать сурового индейца? Какие-такие – «многие знания» заставляют печалится этого гордого Старика?
В этот момент все сидящие в кругу воины, словно пытаясь сгладить неловкость происходящего, начинают криками подбадривать себя. В самый ответственный момент, когда песня, наконец, всё же обрывается, над Амазонкой громко и раскатисто разносится троекратное русское, – Ура! Урра! Урррраааа!
Дальше уже начинается обычная индейская вакханалия известная нам из фильмов канала «Дискавери» или «Моя Планета». С грохотом барабанов, с воинственными танцами вокруг костра, с криками, которые длятся до самого утра.
Только Старик, всю ночь сидит, понурив голову, изредка оглядывает происходящее мутным взглядом, да и то лишь в тот момент, когда ему подносят чашку с какой-то, тяжело пахнущей жидкостью. Он выпивает её, не дрогнув ни одним мускулом на лице. Только по всё более замутнённому взору, становится понятно, что жидкость эта не радует, а скорее всего приносит пьющему её, тяжёлое алкогольное или ещё хуже – наркотическое забытьё.
Где-то под утро, несмотря на выпитое, Старик всё же поднимается со своего места и начинает гортанно выкрикивать странные слова.
Всё племя, вернее те, кто ещё остаётся к этому времени на ногах, словно только того и ждут. Они подхватывают этот клич.
НАаХ – УуууЙ! НАаХ – УуууЙ! НАаХ – УууууЙ!
Протяжно несётся над почти потухшими праздничными кострами и уносится вверх к холодной и бесстрастной луне.
Индейцы постепенно впадают в тяжёлый наркотический транс. Так продолжается недолго. Через какое-то время они затихают. Силы покидают даже самых стойких воинов.
Праздник заканчивается до следующего полнолуния.
Наконец-то, Старик остаётся один-на-один со своими воспоминаниями.
Но и теперь нету ему покоя. Из хижины выходит дородная старуха. Вернее – выплывает и даже не старуха, а этакая бабушка из немецких сказок: в чепце, фартуке с вензелями из сарделек и круглых очках. Неодобрительно смотрит на развалившихся повсюду индейцев, потом на Старика. Затем говорит по-русски:
– Буде вам куролесить, Иваныч. Ступай-ка спать.
Старик, трясущимися руками достаёт откуда-то из-за пазухи старинные карманные часы с цепочкой. Тяжёлые, в корпусе из давно потемневшего серебра.
С трудом откидывает крышку Репетира на которой изображён странный орёл с двумя головами. Над утренней сельвой разносится совершенно неуместный здесь звук карильона, исполняющего старинный Русский гимн:
«Боже царя храни. Царствуй на славу…»
Старика уводят в хижину.
Наконец-то Молодой Индеец может отдохнуть до следующего праздника.
Для справки:
Полнолу́ние – фаза Луны, при которой разность эклиптических долгот Солнца и Луны равна 180°. Это означает, что Луна в полнолунии имеет вид правильного светящегося диска. Полнолуние, это время бессонницы, прилива сил, избытка энергии и неугомонности.
Говорят, что полнолуние – «Это время, когда можно сделать все, на что не хватало времени раньше» (старинная индейская мудрость).
У них даже есть такая пословица. На вопрос жены: – Когда?
Индеец бодро отвечает: – До полнолуния успеется!
Что, как правило, означает – это не будет сделано никогда.
Маньяна, или «После дождичка в Четверг»