В данном разделе текста читатель ознакомиться с различными способами медитации. Сразу же следует упомянуть, что все способы медитации имеют один корень. И корень этот – созерцание, внимание. И именно по этой причине все способы медитации фактически идентичны друг другу. Но также следует учитывать, что благодаря разному внешнему оформлению эти формы практики могут по-разному восприниматься людьми. И благодаря этому определённые формы медитации могут быть с лёгкостью приняты конкретным человеком, в то время как иные формы могут вызывать затруднение в практике.
Разумеется, повествование начинается с самых простых и доступных для среднего человека способах медитации.
Медитация на дыхание – это один из самых древних и универсальных способов практики. Следует отметить, что он отличается крайней простотой. Чтобы приступить к нему, не требуется никаких навыков и познаний.
Медитация на дыхание совершается так:
1. Следует найти тихое и спокойное место для медитации. Затем необходимо выделить время для практики. Сперва будет достаточно 5-15 минут, в дальнейшем временной интервал при желании можно увеличить.
2. На время практики нужно оставить все свои мысли и переживания (какими бы важными они ни казались). Выделенные 15 минут должны быть посвящены исключительно практике, но не раздумьям и переживаниям.
3. Следует сесть в удобную позу. Можно принять позу лотоса, полулотоса или просто сесть на стул – варианты поз не имеют значения. Важно выбрать позу, в которой тело не будет затекать и тем самым создавать отвлечение. Также важно в выбранной позе держать позвоночник максимально прямым. Отдельно следует упомянуть, что если практик по какой-либо причине не может принять описываемую позу, то он может практиковать лёжа (но благодаря этому возникнет риск провалиться в сон).
4. А далее начинается сама медитация: практику следует наблюдать каждый свой вдох и каждый последующий выдох. Внимание должно быть приковано только к ним. Восприятие должно наблюдать исключительно дыхание. Такова и есть медитация на дыхание.
5. Время от времени любого практика посещают мысли во время медитации. С ними не нужно пытаться бороться, не нужно пытаться прекратить их поток, не нужно себя ругать за появление мыслей (это является неизбежностью для человеческого ума). После того, как мысль была замечена, нужно немедленно вернуться к созерцанию дыхания. Следует понять правило: важно не то, что ты уснул в умствовании. Важно только то, что ты вернулся от него к медитации.
6. Кроме мыслей во время медитации каждого практика посещают различные ощущения. Следует помнить, что их нужно отпускать, как и умствования. Следует всегда возвращаться к наблюдению дыхания. Важно усвоить: достижение состояний или избавление от них вовсе не является целью медитации. Реализация этих порывов – это отступление от практики.
7. Никогда не нужно пытаться улучшить свою медитацию. Совершенства и несовершенства нет. Есть только мысли о совершенстве и несовершенстве, а любые умствования следует просто отпускать. Следует понять: в медитации никаких совершенства и несовершенства не существует. В медитации есть только наблюдение дыхания.
8. Медитация – это мгновение. Никогда не нужно пытаться сделать её продолжительной. Медитация – это то, как практик ощущает своё дыхание прямо здесь и сейчас. И потому во время медитации не нужно концентрироваться на тысяче вдохов и выдохов. Концентрироваться следует на конкретном вдохе или выдохе (или паузе между ними), который происходит прямо сейчас.
9. Внимание практика должно быть чистым и активным, оно должно очень чётко фиксировать каждый вдох и выдох (впадение в полусон и транс – это отступление от практики). Также при этом мышцы тела должны быть полностью расслаблены (напряжение мышц – это признак пребывания в мыслях). Эти два момента являются признаком правильного течения практики.
10. Реализация медитации на дыхание – это практика без желания чего-либо достигнуть (нет стремления ни к состояниям, ни к мыслям). Реализация наступает, когда практик просто наблюдает своё дыхание и не стремиться ни к чему. Именно такая практика и есть настоящая медитация.
И на этом инструкции к медитации на дыхание заканчиваются. Всё предельно просто и лаконично. В медитации на дыхание нет никаких сложностей, она абсолютно универсальна. Нет ни одного человека, который не сможет практиковать её.
Медитация на тело – это та форма медитации, которую можно практиковать всегда и везде, когда для этого есть хотя бы несколько свободных мгновений. Медитацию на тело можно практиковать во время домашнего отдыха, на прогулке, и даже во время коротких перерывов на работе.
Медитация на тело такова:
1. На время медитации нужно оставить все свои мысли и переживания (следует помнить: ничего страшного не произойдёт, если практик несколько минут не будет думать о жизненной суете). Внимание должно принадлежать исключительно практике.
2. Когда суета оставлена в стороне, следует приступать к медитации. И она такова: нужно просто быть телом. В этом и заключается вся суть данной практики. Когда человек куда-то идёт – нужно только идти. Когда человек лежит – нужно только лежать. Когда человек что-то делает руками – нужно просто делать это. Суть медитации элементарна: следует делать то, что прямо сейчас делает тело, следует ощущать и видеть то, что прямо сейчас ощущает и видит тело, нужно быть только самим телом.
3. Во время медитации каждого практика будут посещать различные мысли. При их обнаружении следует вновь возвращаться к телу. Нужно понять: мастерство заключается не в постоянном внимании (это невозможно для человеческого существа. Рано или поздно появление мыслей неизбежно). Мастерство заключено в возвращении в практику от абсолютно каждой мысли. Медитация – это вечное возвращение. Следуют знать: мысль всегда приходит внезапно и захватывает собой внимание. Но у каждой мысли есть критический момент существования. После него мысль наблюдается со стороны. В этот момент человек находится в физическом мире. И он волен продолжить находиться в нём, или же найти новую мысль, в которой можно укрыться. Практику нужно всего лишь оставаться в физическом мире, не уходить в новую мысль специально. Неспециальные же мысли нужно отпускать по вышеописанной технике.
4. Во время медитации практик может переживать различные ощущения. Следует чётко понимать: позитивные ощущения не являются целью медитации. Также целью медитации не является побег от негативных ощущений. Во время медитации следует просто быть телом. Поиск же ощущений или побег от них – это отступление от медитации.
5. Никогда не нужно пытаться улучшить свою медитацию. Она совершенна уже сама по себе. Просто будь телом, больше ничего не требуется. Следует понять: идеи совершенства и несовершенства – это всего лишь мысли. И они, как и прочие умствования, должны быть отпущены.
6. Не нужно пытаться растянуть медитацию на минуту или несколько секунд. Медитация – это самое быстрое, что только есть. Медитация – это мгновение. Медитация – это тело прямо здесь и сейчас. И если человек хочет практиковать долго, то ему следует переживать друг за другом несколько мгновений медитации. Следует понять: медитация как мгновение (или их череда) просто не может не получаться, медитация же, как длительный процесс – это всегда провал.
7. Не нужно пытаться вглядываться в тело и его восприятие физического мира. Быть телом может каждое живое существо. В этом нет ничего сложного. Быть телом – это естественность для каждого живого существа. Следует понимать: быть телом абсолютно нормально для человека. Пребывание же в мыслях – это всегда напряжение и усилие. Позволить себе быть телом – это значит позволить себе отдых. Научиться быть телом – это значит научиться отдыхать.
8. Внимание практика должно быть чистым и активным. Восприятие тела должно быть живым, но не полусонным и трансовым. Также при этом мышцы тела должны быть полностью расслаблены (напряжение мышц – это признак хотя бы частичного пребывания в мыслях. Когда мыслей нет – тело естественным образом стремиться к расслабленности). Эти два момента являются признаком правильного течения практики.
9. Реализация медитации на тело – это практика без цели. Практикующий не должен пытаться достигнуть чего-либо. Не должно быть ожидания достижения чего-либо. Когда человек просто является телом, не стремясь ни к чему, именно тогда практика является полной. Именно это и есть настоящая реализация. Всё же отличное от этого является недопрактикой, частичным сном в мыслях. Суть проста: практика без цели – это истинный путь. Практика с целью – это лишь иллюзия.
Итак, медитация на тело очень похожа на медитацию на дыхание. По сути своей медитация на тело – это расширенная версия медитации на дыхание. В данном случае внимание концентрируется не на вдохе-выдохе, а на физическом восприятии как таковом.
Отдельно следует выделить внешнюю медитацию на тело. Её необходимо рекомендовать тому человеку, которому по каким-либо причинам трудно быть телом.
1. Раздумья о тех вещах, которые кажутся важными, следует полностью оставить перед медитацией. Практик должен выделить для себя хотя бы несколько минут, свободных от размышлений о каких-либо заботах и концепциях.
2. Внешняя медитация на тело такова: нужно наблюдать со стороны все действия тела, а также все его ощущения. Нужно не присутствовать в физическом восприятии, а наблюдать его со стороны.
3. Разумеется, время от времени практика будут посещать мысли. И их нужно просто оставлять, вновь возвращаясь к созерцанию тела со стороны. Следует запомнить: мысли легко оставляет тот, кому практика интереснее и важнее мыслей. И для него не важно, что мыслей порой слишком много. Он раз за разом возвращается в медитацию. И это происходит легко. Тот же, для кого мысли важны, страдает от их наличия во время медитации, даже если их чрезвычайно мало.
4. Нужно помнить, что позитивные ощущения во время медитации – это не цель практики. Также целью не является побег от негативных ощущений, присутствовавших до практики. Практикующий медитацию должен просто наблюдать своё тело со стороны.
5. Не нужно пытаться улучшить свою медитацию. Совершенства и несовершенства не существует. Это только идеи, мысли. И каждая мысль должна быть отпущена. Когда практик замечает, что думает о совершенстве медитации, ему следует сразу же возвращаться к наблюдению тела со стороны. Как только возникает мысль о совершенстве-несовершенстве, сразу же нужно вернуться к созерцанию тела.
6. Следует помнить: медитация – это жизнь одним мгновением. Медитация – это тело прямо здесь и сейчас. И потому не нужно пытаться растягивать внимание на несколько секунд, минут или часов, а следует просто увидеть своё тело прямо здесь и сейчас. Медитацию в форме мгновения всегда без исключения ждёт успех, попытка же растянуть непрерывное внимание на долгое время – это всегда провал. И если практик желает медитировать долго, то ему следует просто переживать в медитации мгновение за мгновением.
7. Успешная практика имеет два признака: во-первых, внимание чисто и активно; во-вторых, мышцы тела полностью расслаблены. Следует помнить, что чистота и активность внимания – это знак отсутствия сна в мыслях. И напряжение в мышцах так же является признаком осознанного или полуосознанного умствования. Кроме этого, практику следует знать, что если расслабить мышцы намеренно и созерцать процесс их расслабления, то все неосознанные и полуосознанные размышления уйдут сами собой. Мозг поймёт, что с телом всё хорошо и вокруг безопасная среда, и потому он позволит себе пребывать в нужном для медитации состоянии.
8. Реализация внешней медитации на тело характеризуется отсутствием желания достичь чего-либо. Практик более не ищет ни состояний, ни мыслей (знаний, ответов). Он просто практикует, просто наблюдает тело со стороны. Нет стремления ни к чему, есть просто практика. И именно это и есть реализация.
Итак, внешняя медитация на тело фактически полностью дублирует классическую медитацию на тело. Но в ряде случаев такая форма практики будет куда более результативной.
Более того, следует отметить, что определённым людям практика даётся с лёгкостью именно тогда, когда они совмещают обычную и внешнюю медитацию на тело. И если читателю чрезвычайно трудно оставить свои мысли на время медитации, то ему следует попробовать такой подход. Также отдельно следует упомянуть, что описанный «двойной» способ практики рано или поздно естественным образом начинается у того, кто успешно практикует классическую медитацию на тело.
Ещё одной формой медитации является практика пребывания в моменте. Как и все прочие формы созерцательной медитации, она предельно проста и естественна:
1. Во время практики внимание должно быть приковано исключительно к медитации. Потому перед практикой необходимо оставить все свои мысли и переживания в стороне.
2. Медитация пребывания в моменте такова: будь здесь и сейчас. Останься в настоящем. Всё, что находится за границей текущего момента, не имеет для практика никакого значения. Ты должен быть самим настоящим моментом.
3. Когда во время медитации практика посещают различные мысли, он всегда помнит: все без исключения мысли обязательно уводят человека хотя бы на дюйм и секунду от здесь и сейчас. И по этой причине, когда практик замечает, что он дремлет в умствовании, он сразу же возвращается в настоящий момент. Суть проста: ты либо спишь в умствованиях-миражах о далёком и близком, либо медитируешь, то есть находишься здесь и сейчас. Разумеется, практик не печалится по поводу возникающих мыслей, но при этом, когда он замечает, что созерцает мысль, а не момент, сразу же возвращается в здесь и сейчас.
4. Находясь здесь и сейчас, практик не пытается искать позитивные ощущения и убегать от негативных. Он исключительно находится в моменте. Ощущения же просто проплывают как облака, возникая и исчезая время от времени.
5. Находясь в моменте, не нужно пытаться улучшить своё пребывание в нём. Не нужно пытаться совершенствовать практику. Пребывание в моменте неизменно. Его нельзя улучшить или ухудшить. Единственное, что можно изменить – это мысли и ощущения. Но мысли и ощущения – это не забота практика. Он просто пребывает в настоящем, является самим моментом.
6. Практик не пытается растянуть пребывание в моменте на несколько минут или часов. Момент – это исключительно здесь и сейчас, в прямом смысле слова. Это даже не секунда, это просто миг. Следует понимать: момент – это просто момент. Он не является продолжением прошлого момента. И каждый новый момент нужно проживать без умственной связи с предыдущим.
8. Внимание медитирующего чисто и активно. Оно не находится в полусне или трансе. И этот момент является признаком отсутствия сна в мыслях. Также признаком отсутствия сна в мыслях является расслабленное тело. Если хоть одна мышцы напряжена, значит присутствует какая-то полуосознанная мысль, которую практик ещё не оставил.
9. Реализация медитации на момент происходит тогда, когда практик перестаёт пытаться найти в моменте что-либо. Когда практик просто пребывает в моменте, не ожидая ничего – именно тогда он достигает полной реализации. Суть очень проста: нужно быть в моменте, не пытаясь найти в нём ни знаний, ни состояний. Должно быть только пребывание в моменте, лишённое каких-либо стремлений (их нужно отпускать, как и прочие мысли). Нужно быть этим моментом.
Сутью пребывания в моменте является всё та же созерцательность, которая является сутью других форм медитации. Разница только в том, что в данном случае практик не привязан к телу и восприятию физического мира напрямую. Но, тем не менее, по итогу практик всё так же созерцает физический мир и своё тело.
Осознанность – это достаточно глубокая форма медитации. Она рекомендуется людям, уже освоившим все ранее описанные формы. Однако, при высоком пороге вхождения, медитация осознанности более свободна в своей реализации, чем всё, что было представлено ранее. Инструкция к ней такова:
1. Все мысли и идеи, которые кажутся важными, на время практики следует перестать считать таковыми.
2. Осознанность – это естественное восприятие действительности. Осознание – это внимание человека. Осознание – это вечный процесс восприятия различных объектов бытия. Соответственно, медитация осознанности – это когда человек является самой осознанностью, вниманием, восприятием реальности, но не чем-либо иным.
3. Суть медитации проста: осознанностью нельзя быть, как можно быть телом. Но при этом можно осознавать приходящие во внимание объекты восприятия. А когда ты осознаёшь их, ты и есть сама осознанность. И потому практик должен просто осознавать всё то, что приходит во внимание. Следует понять: не нужно пытаться как-либо разглядеть осознанность. Нужно просто осознавать то, что происходит здесь и сейчас. Такова и есть медитация осознанности.
4. Осознанность неописуема. Её невозможно ощутить, и потому не следует стремиться к её ощущению и переживанию. Нужно просто присутствовать в опыте, который происходит здесь и сейчас. Нужно просто смотреть на всё со стороны. Прикоснуться к осознанности невозможно, но ты уже являешься ею, когда просто смотришь на что-либо со стороны. Ты являешься осознанностью, когда просто присутствуешь в опыте, а не растворяешься в нём.
5. Суть медитации осознанности проста: созерцай опыт, который происходит здесь и сейчас. Смотри на всё со стороны. Присутствуй в опыте, но не растворяйся в нём. Разумеется, следует понять: в медитации осознанности абсолютно не имеет значения конкретный опыт, который проживается здесь и сейчас. Важность имеет только само внимание в этом опыте. И любой опыт нужен только для того, чтобы пребывать в осознанности. Осознанность первична, конкретный опыт всегда вторичен. Практика нужна только для того, чтобы пребывать в осознанности, быть вниманием.
6. Осознание телесного опыта таково: тебе следует присутствовать в опыте под названием «тело». Ты не должен растворяться в восприятии тела. Твоя задача – просто наблюдать опыт таким, каков он есть.
7. Осознание мыслей таково: каждая приходящая мысль на время захватывает собой всё внимание, погружает его в сон. Но каждая мысль наблюдается со стороны, когда она подходит к своему завершению. И потому практик не должен бояться сна в мыслях. Он должен присутствовать в опыте бытия каждой мысли, когда та подходит к завершению. Следует смотреть со стороны на каждую завершающуюся мысль, осознавать её.
8. Так же, как практик осознаёт мысли, ему нужно осознавать ощущения и переживания. Важно понимать: мысли и переживания – это не ты. Мысли и переживания – это то, что ты созерцаешь, время от времени.
9. Процесс осознанности может вызывать различные позитивные ощущения. Следует помнить, что нужно именно осознавать их, но не быть ими. Медитация – это абсолютная трезвость, но не очередное удовольствие. Тоже касается и негативных ощущений: от них не нужно убегать, на них нужно только смотреть со стороны.
10. Секрет успешной практики находится в знании того, что внимание-осознание не исчезает ни на миг. В действительности оно присутствует всегда и везде, пока человек жив. Внимание-осознание не может прекратиться. Человек постоянно что-то воспринимает, и потому медитация никогда не прекращается. Внимание-осознание стоит за каждым объектом, который воспринимается так или иначе. Оно всегда до любого объекта. И потому практика не прекращается вообще никогда. Дело только в том, что бывают периоды, когда практик считает себя не вниманием-осознанием, а какой-либо мыслью или ощущением. И потому следует понимать: сны в объектах наблюдения не являются чем-то важным. Важно только то, что практик после каждого сна в объекте вновь осознаёт себя вниманием.
11. Медитация осознанности не знает помех. Всё, что кажется препятствием в практике, на самом деле является опытом, в котором нужно присутствовать, который нужно наблюдать со стороны. Напряжение, раздражительность, нечёткость внимания, чрезмерное усердие в практике – с этим всем не нужно бороться. Нужно просто позволить себе осознавать эти явления. Осознанность по своей природе всеобъемлюща. И потому осознавать-воспринимать нужно вообще всё, что только есть. И в действительности каждый, без исключения, человек осознаёт-воспринимает всё, что только есть. Нужно лишь напоминать себе об этом.
12. Поскольку внимание существует абсолютно всегда, следует знать, что оно не является действием, для которого необходимо прикладывать усилие. Осознанность – это то, что просто есть. К ней даже не нужно возвращаться, поскольку она присутствует абсолютно всегда и во всём. Осознанность – это то, что находится до любого опыта или переживания. Следует понять: достаточно просто отпускать явления, с которыми возникло отождествление. И тогда не будет оставаться ничего, кроме чистого восприятия. Само же восприятие не требует никаких усилий для своего существования (усилия нужны только для сна в отождествлениях).
13. Во время практики осознанности не нужно стараться находить опыт для внимания. Опыт каждый раз приходит сам собой. Внимание человека постоянно что-то созерцает. Потому вниманию нужно позволить течь так, как оно течёт само собой. Нужно просто осознавать то, что внимание наблюдает именно сейчас. Нужно присутствовать в самом наблюдении этого феномена.
14. Не нужно намеренно стараться в медитации осознанности. Внимание течёт само собой, его бытие совершенно безусильно. Но если усердие всё же возникло, то следует помнить, что оно лишь опыт, который нужно рассматривать отстранённо. Также не нужно намеренно искать расслабления в медитации присутствия. Но если расслабление возникло, то следует помнить, что оно лишь опыт, который нужно наблюдать со стороны. Всё очень просто: единственное, что нужно делать – это вспоминать, что ты именно внимание, а не объект восприятия. И делать это следует лишь тогда, когда ты отождествился с объектом восприятия. Это всё, что нужно делать человеку. Когда же отождествлений нет – внимание просто существует, медитация идёт сама собой. Ей не нужно никоим образом помогать.