Сознание

Человека отличает от других форм земной жизни высокая степень осознанности. Сознательное, осознаваемое – та часть жизни, которую человек принял, как реально существующую и имеющую к нему непосредственное отношение. У человека в течение жизни формируются представления о себе, выраженные в формулах: «я живу в этой стране, в этом городе», «для меня свойственно быть кем-то», а ещё «я хожу на работу, в клуб и у меня есть семья и родители», «я обязан соответствовать им и поддерживать наши связи». Вот «я такой и это весь я». Но может ли человек о своем «я» сказать именно так и его ли это «я» на самом деле? Он говорит: «я осознаю себя гражданином, тружеником, семьянином», «я на много лет вперед знаю, как мне жить дальше». Человек убеждает себя, что так живут многие люди, почти все, поэтому и его жизнь такая же. Но всё же что-то человека тревожит, не дает ему покоя. И у него зарождаются сомнения, возникают вопросы: «а своей ли я живу жизнью, так ли я живу как надо именно мне», «тот ли я человек, каким хочу казаться во внешний мир»? Так как же мы определяем себя, как устанавливаем тот я или не тот? Какими критериями пользуемся, какими знаками, символами из всего комплекса представлений о себе как о человеке?


Сознание и тело

Прежде всего возникает вопрос о соотношении телесного и не телесного в человеке. И, действительно, человек – не тело, то есть не только тело. В земной жизни телесный опыт, наполненный физической болью и страданиями, ограничивает сознание многих людей этой телесной оболочкой. Сознание стремится наружу, человек хочет объять и познать весь мир, а ограниченное тело пугает его своей инертностью, замедленностью, болью, которая усиливает страх. Страх потерять всю ту совокупность ощущений, которые дает тело. Но за пределами тела ощущений много больше, а человек многие из них даже не соотносит с собой и полагает себя все-таки существом телесным. Это массовое заблуждение питается мыслью о том, что так чувствуют все, значит так оно и есть.

Осознание своей телесности приходит к человеку довольно быстро и надолго закрепляет его в привязанности к телу. То, что у каждого человека есть тело, известно любому, это мы видим и ощущаем в подробностях. Скоро обнаруживается и разница тел, проявляющая индивидуальность человека, подчеркиваемая даже в одежде. Для многих людей всё это определяет самосознание: «я человек телесно живущий». Мы представляем, как это тело выглядит и в меру довольны им. Говорим: «это моё тело» и стараемся за ним ухаживать, прислушиваемся ко всяким болезненным ощущениям в нём, потому что саму жизнь связываем именно с этим телом. Знаем, что в нём происходят какие-то важные процессы, которые поддерживают эту жизнь, поэтому иногда вспоминаем о витаминах, микроэлементах, питательных веществах. Когда в теле появляются проблемы, особенно представляющие угрозу самой жизни, происходит ещё большая фиксация на теле.

Вопрос о соотношении «я» и тела надолго остается с человеком как способ его самоидентификации, а с некоторыми людьми на всю их жизнь. Другие стороны человеческой природы долго скрываются в тени телесности и формы, однако, и они понемногу становятся явными. Сознание, осознанность, подсознательное, чувства, разум – это глубина внутреннего в человеке, которое он интуитивно также воспринимает как какое-то своё я, едва ощутимое и неявное. Рано или поздно телесная жизнь человека завершится, и то едва ощутимое в нём продолжается жизнью в иных, тонких формах. Эта часть сознания и переходит из жизни в жизнь. Тело останется земле, а что-то перейдет. Говорят, что душа освобождается от тела, которое её сковывало, и продолжает жизнь в пространстве свободной энергии.


Сознание и эмоции

Взрослеющего человека всё больше занимают эмоции, переживания, состояния их вызывающие и вызываемые ими. Чем определяется эта сторона жизни человека? Всегда ли она в нём была или это наработки текущего опыта из физиологических реакций?

Мы замечаем, что человек с «толстой кожей» меньше чувствует, меньше переживает. Но в течение жизни этого человека происходит тренировка его чувств. Однако и совсем маленький ребёнок богат чувствами. Он еще не связывает их однозначно с определенными изменениями в окружающем мире, но ощущает и тепло, и холод, и боль, и нежность, и запахи, и разницу вкусов, и всё, всё. Он чувствует всё, а что об этом подумать, не знает, просто реагирует своим телом, голосом или движением. Постепенно ребёнок узнает, что запах распустившихся роз приятен, а запах тлена нехорош, потому что один источает расцветающая жизнь, другой исходит от жизни разрушаемой. Так кто же это чувствует, человек или его тело? Мы убеждены, что без тела нет ощущений, а значит и нет чувств ими порождаемых. Чувства же складываются из многих ощущений и дают человеку некое обобщенное внутреннее чувство комфорта или дискомфорта.

Так когда человек постигает, что он существо чувствующее и мыслящее? Может быть, это происходит тогда, когда он, взрослея, познакомится с этим миром ближе, научится различать слова и связывать их в понятия? Нет, человек и раньше слышал мысли, ощущал их и даже видел. Многие не помнят этого, но ведь бывало же так: маленькому человеку из какой-то части окружающего его пространства вдруг приходит чувство чего-то тяжёлого и беспокойного, а в другой стороне есть что-то иное, приносящее облегчение не окрепшим ещё чувствам. И ребенок всё это чувствует и воспринимает. Взрослые говорят ему: «это ты чувствуешь и видишь, это ты понимаешь и это дало тебе твоё тело». Так плотность телесного опыта накладывается на то, что ребёнку было уже знакомо. Именно эти чувства были знакомы ребёнку до того, как он собрал своим телом новые ощущения. У маленького человека были многие чувства, был некий обобщенный опыт чувствования: здесь хорошо, а там плохо, здесь нам рады, а там не очень.

Тем не менее некоторые люди начинают медленно возвращаться от тела и телесности к своим тонким самоощущениям. Человеку вдруг приходит понимание, что это он чувствует, и его чувства какие-то не такие, как у других людей. Значит он может сказать: «Моё чувствование соотносится только со мной, это и есть я». Оказывается, что любой живой человек и чувствует по-своему, и реагирует по-особенному. Это не просто диапазон восприятия, это другое чувствование.

Тепло, холод – конкретные физиологические реакции, они, конечно, приходят через тело, но и не только через него. Вот человек выглянул на улицу и увидел, как там промозгло и сыро, а его тело в теплой комнате ничего неприятного не испытало, но настроение уже портится и становится зябко. А другому человеку не зябко, и даже наоборот, радостно, он только что купил новый плащ и теперь с удовольствием наденет на себя обнову. Откуда пришли эти разные ощущения холода? Из внешних источников? Но оттуда люди получили только визуальную информацию. Может, всё решил их мозг? Но так ли это? Этот бесстрастный анализатор фактов создал разную гамму переживаний, сильно отличающуюся у разных людей? Он мог вспомнить о плаще, где тот лежит и надо ли его приводить в порядок, мог вспомнить прошлогоднюю слякоть. Но мозг не брался за превращение внешней информации в физические ощущения. В комнате-то тепло, чувства пришли от той тонкой составляющей человеческого я, которую можно отнести к психическому телу человека.

Эта часть человеческого существа переживает, радуется, страдает, испытывает страх, гнев и любовь. Когда человек научается регулировать свой гнев и умеет любить, то эти умения остаются с ним навсегда и не зависят от его физиологических реакций. Мозг же может разучиться передавать соответствующие сигналы физическому телу, которые проявляют эти состояния в теле или наоборот скрывают. Но у человека были и есть импульсы радости или печали. Мозг требует внешней обусловленности, логической последовательности, а человек просто любит, или испытывает необъяснимый страх. Когда человек убирает эту обусловленность, часто пришедшую к нему из внешнего, чужого опыта, он становится ближе к себе, к изначальной своей божественной сути. Но открыт ли такой человек вовне, в бесконечную даль? И здесь есть свои уровни ограничения, а значит, и возможности к эволюции и развитию, к познанию божественного.


Сознание и мысли

Чувства являют человеку много красок, много образов, перетекая из одного в другое. Один человек прочтет несколько поэтических строк, и они в нём откликнутся, проявится множество состояний, а другой останется невозмутимым, разве что удивится: «А что здесь особенного?». Одно сознание всколыхнулось потоком чувств и мыслей, другое осталось невозмутимо равнодушным. Реакции в чувствах отличаются, потому что это разные люди. Где же эта разница отложилась, зафиксировалась? В мыслях! Мысли разные и различны образы. У одного человека оказались одни мысли, у другого другие. Все мысли живут вокруг нас и приходят к нам, а мы на них реагируем или нет.

Как же настроено пространство мыслей? Наука говорит нам, что мысль рождается в нашем мыслительном аппарате – мозге, с ним и умирает, хотя точно доказать это не может. Единственное, что наука познала – мозг может настроиться на какие-то конкретные мысли и выбрать из них наиболее оптимальные для практических действий в конкретной ситуации. Но мы помним, как в далеком детстве взрослые или наши сверстники подталкивали нас к познанию того, что мы откуда-то давно знали. Они не знали, или считали те мысли и идеи чем-то уникальным, познаваемым здесь в этой социально-исторической среде, а мы знали. Мы притворялись незнающими, шли за тем опытом и очень скоро убеждались, что нам он уже был знаком. Откуда это знание?

Всё-таки есть в человеческом существе некая часть, которая не уходит в небытие с умным мозгом и сохраняет себя для последующей жизни. Мысли не умирают, а живут долго, независимо от породившего их сознания. Как неповторимо физическое тело у каждого из людей и его чувства, так индивидуальны и мысли, которые преобладают у конкретного человека. Похожесть тел, конечно, есть, основные органы и системы у всех одни и те же, но взаимодействие их идет по своему особенному плану. И это делает нас непохожими уже на уровне тел. Чувства разных людей тоже разнятся, хотя набор человеческих чувств общий для всех. И пространства наших мыслей подобны, в среднем мы думаем об одном и том же, но по-разному, и в этом проявляется наша индивидуальность. Мысли человека, его способ настройки на некоторые из них, и невосприимчивость к другим, создает некую форму, которая присуща именно этому человеку, его телу мыслей. Это его способ мышления и его индивидуальный характер, который проявится в совокупности чувств и эмоций, в характерных реакциях в физическом теле, и даже в круге событий, в которые он вовлечен.


Сознание и энергия

Что же можно найти за мыслями? Там, в ещё более тонких сферах, куда не дотянешься физической рукой. Там – энергия! Энергия, свободная от связей физической формы. Она пребывает в едином потоке, который циркулирует в мировом пространстве. В этом взаимодействии с большим миром энергия включает каждого из нас в общую канву жизни. Это поле энергии изменчиво и различно в каждой своей точке, оставаясь единым и целостным в своем вселенском величии.

Каждый человек находится в том месте энергетического пространства, где ему должно быть и выбирает его по плану, предписанному судьбой и его прошлым опытом. Человек всегда пребывал в своем уникальном пространстве энергий, жил этими энергиями и был тем, кем мог быть – человеком, созданием божьим. Здесь на земле он получил иную проявленность, иную идентификацию, иное самоощущение. Определенная энергия несет человеку его мысли, которые формируют чувства, явленные в реакциях его тела – таков человек, изначально существо энергетическое, наполненное энергией и энергией живущее. Когда тело человека оказывается неспособно к циркуляции энергетических потоков, кончается и телесная жизнь, освобождая душу к жизни в пространстве свободной энергии, не сдерживаемой границами тела.

А пока мы земные люди, имеющие физическое тело, многие наши тонкие ощущения и состояния формируются именно здесь, на физическом плане. Управляя телом, совершенствуя тело, мы можем подниматься по ступеням все более тонких состояний. Мы можем меняться в чувствах и изменяться в мыслях. Эти волны тонких трансформаций возвращаются к физическому телу, изменяя его само. Поэтому не бывает йоги, застывшей на физическом теле, внутренние движения есть всегда. Они могут доходить до высоких состояний свободной энергии, могут вязнуть и рассеиваться на путанице и зацикленности мыслей, на несовершенствах чувств, не совладавших с моральными нормами, на слабости тела. Йога даёт человеку инструменты регуляции и управления своими состояниями, через вездесущую энергию, проявленную на всех уровнях его жизни. Путь сознательных изменений требует концентрации и сосредоточения для управления энергией.

Энергия стоит за всем. Здоровье, болезнь тела – это энергия, сила и слабость – тоже энергия, чувства и эмоции – проявления энергии. Их неуправляемые выплески и привычные эмоциональные состояния – всё энергия. Мысли – это тонкие формы энергии. Вся жизнь человека протекает под управлением энергии, которую он вызывает к себе, которую он в состоянии воспринять и направить в определенном русле своим телом, чувствами, мыслью.

Начинающий йог сначала концентрируется на физических умениях, работает с физическим телом, изучает его устройство, возможности, механизмы очищения. По мере наработки физических навыков, сознание отпускает тело, доверяясь его ответственности, и концентрируется на движении и удержании энергии в специальных центрах – чакрах, на перемещении её по каналам, перераспределении энергии между внутренними структурами, а также на взаимодействии с внешним миром. Все практики йоги, начиная с телесных, имеют в своей основе энергетический принцип. Когда телесная часть работы выведена на хороший уровень контакта со своим телом, сознание уже не отвлекается непослушными мышцами, они поняли свою задачу, сознание сконцентрировано на энергетических центрах и каналах, на свободном движении энергии. Вот чтобы всё так и было, нужно постоянно учиться концентрации, сосредоточению, остановке мыслей. И еще важно помнить о моральном факторе. Находясь в асане, нельзя переживать свои житейские неприятности. Концентрироваться следует на работе тела и движении энергии. Фиксироваться же на обидах, раздражении, страхах просто опасно, поскольку энергия, которой йог открывается в своих занятиях, увеличивает силу неправильных мыслей. Выходит, что просто потренировать тело, его силу и выносливость мало, необходимо постоянно учиться переключению энергии, контролю за её поступлением и потерями. Уметь убирать нежелательную концентрацию, управляя эмоциями, управляя мыслями, управляя энергией.

Круг осознанности обычного человека невелик, ему неизвестно, откуда к нему приходят потоки энергии, неизвестно, куда он их теряет. Поэтому человек и выбирает направление течения своей жизни в сторону преобладающих в этом обществе энергетических потоков. А сам думает, что это он выбрал направление развития своей жизни. Йог не таков. Его путь – сознательное строительство своей жизни, осознание своих состояний, понимание причин событий и управление ими. Это означает умение управлять энергией, умение парить в потоке жизни, не срываясь в штопор от неосторожных движений тела, чувств, мыслей. Йог не переводит свою жизнь в иное пространство под давлением случайных потоков энергии, он адекватен тому, что есть в нём и в его окружении благодаря умелому управлению энергией и её перераспределению.

Путь йоги сегодня предполагает работу на всех уровнях: и с телом, и с сознанием. Вот почему так важно понимать действие фундаментальных законов в жизни и приводить свой моральный фактор в соответствие с нормами новой эпохи. Это и есть простая и бесконечно сложная философия йоги, в которой работа с телом и с сознанием так тесно соединены энергией. Но именно так человек открывает новые возможности для творчества и внутреннего развития, формирует сознание и живёт сознательной жизнью.


Влияние медитации на сознание

Когда человек приходит в этот мир, его сознание не содержит никаких знаний о мироустройстве, в нём нет никаких стереотипов и установок. В процессе роста и взросления человек получает информацию о мире, о социальном устройстве общества от своих родителей и окружающих людей. Постепенно, у человека формируется образ окружающего мира, который включает в себя принятые в социуме механизмы взаимодействия между людьми, а также свой собственный образ в этом социуме. Формируется жесткая конструкция «я в социуме», с механизмами поведения человека, осознанием своего места в социальной иерархии и развитием его по определенному пути. Всё это закладывается в человека в детстве в неких жизненных схемах: «школа, институт, карьера, богатство» или «школа, завод, тяжелый физический труд, сложные условия существования». Закладывается окружающими его условиями существования и постоянно поддерживается с помощью средств массовой информации и «примерами из жизни». Таким образом, сознание человека заполняется обрывками мыслей, образов, массой концепций и их версий. Любые попытки изменить заложенные механизмы вызывают сопротивление среды и требуют немалых усилий. Человек становится заложником запрограммированных реакций. Поддерживание же этого образа «я в социуме» вызывает сильное напряжение в сознании и теле человека.

Но любые образы, содержащиеся в нашем сознании, поддаются управлению. Нужно понимать, что ни один образ, навязываемый нам извне, не укрепляется в нашем сознании без нашей воли. Есть множество причин, почему человек позволяет разрушительным мыслям проникать и оставаться в его сознании. Осознание этих причин может явиться началом освобождения от ненужных образов и состояний. Человек – хозяин своего сознания, и, если есть осознанное желание что-то изменить, человек может создать все необходимые для этого условия. В том и сила человека, что он всегда может управлять своим сознанием и тем набором стереотипов и реакций, которые были в него заложены. Человек может управлять своим сознанием так, как посчитает нужным.

Медитация – это освобождение, освобождение от тех напряжений, которые сложились в сознании человека и его теле под давлением окружения. В медитации человек имеет возможность освободиться от напряжения, создаваемого образом «я в социуме». Изменить свое мышление, изменить этот свой образ «я в социуме», изменить свою жизнь. В медитативной работе мы получаем возможность близко изучить свое сознание и научиться управлять им. Наше здоровье и благополучие – следствия нашего образа мышления. Изучая и изменяя его, мы сможем улучшить свое внутреннее состояние, что, несомненно, благоприятно отобразится на нашем здоровье.


Загрузка...