Запоминалки – это психологические приспособления для более эффективного и менее трудоемкого запоминания, хранения и припоминания различной информации. Чаще всего трудная для запоминания информация каким-либо образом трансформируется и превращается (информация превращается, превращается информация…)
– в элегантные шорты?
– в форму, удобную для запоминания.
Не углубляясь в психологию и нейрофизиологию (а хотелось бы), можно сказать, что запоминалки опираются на особенности памяти, воображения и мышления. Для этой цели используются яркие образы и сюжетные истории. Вся совокупность способов преобразования информации для запоминания называется мнемотехникой.
Эффективность мнемотехники проверена на практике в самых жестких и стрессовых условиях (в нашем случае – это зачеты и экзамены).
Запоминалки сосуществуют с родом человеческим уже не одно тысячелетие. Многие великие ораторы, ученые, военные деятели владели различными приемами мнемотехники. Даже в наш компьютерный век людям часто приходится запоминать трудную информацию. Трудная – это такая информация, которую не с чем увязать. В ней не видно логики, она представляется бессмысленной. И чтобы так же бессмысленно не зубрить, не нагружать механическую память, многие люди придумывают запоминалки.
Так всем известно, что «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» (последовательность цветов спектра), а «Пифагоровы штаны на все стороны равны» (в графическом исполнении символизирует теорему Пифагора).
В общем, для всех областей нашей жизни существуют запоминалки.
Запоминалки, собранные в данную книгу, есть личное творчество автора. Как говорят у нас в Беларуси – self brain made. Почти все они представлены в стихотворном виде и описывают разные ситуации.
Некоторые истории любезно проиллюстрировал мой друг – Александр Чернявский.
В запоминалках – истории разные.
Есть и логичные, и несуразные.
Ловко за память они зацепляются.
И, соответственно – запоминаются!
Сначала нужно правильно прочитать словарную форму запоминаемого слова. Как принято в латинских словарях, существительное представлено в именительном падеже, после запятой – окончание родительного падежа (или все слово в родительном падеже). Затем одной из букв указывается род: m – мужской (masculinum), f – женский (femininum), n – средний (neutrum).
Прилагательные представлены в мужском роде, а после него – окончания женского и среднего рода (или общее для женского и среднего). Короче говоря, так, как нас заставляют учить и сдавать на занятиях по латинскому языку. Если вы не студент, то можете не обращать особое внимание на эти тонкости. А вот на ударение обращать внимание нужно. Ударение и примерное произношение показаны после словарной формы.
ПОДЧЕРКИВАЮ: ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИМЕРНОЕ (больше с уклоном в русский язык, чем в латинский). После слова с переводом и примерного произношения идет собственно запоминалка (запоминалочная история). Она начинается буквой Z
Дело в том, что эти стишки запоминаются сами по себе, как ворчалки и вопилки Винни Пуха или как наши детские считалочки и дразнилочки.
Читая запоминалку, желательно представить описываемую ситуацию. Нужно обратить внимание на выделенные слова или части слов. После прочтения всего сюжета нужно запомнить только одну ключевую фразу, которая содержит выделенные слова. Понятное дело, что если запоминалка короткая, то и препарировать ее не надо.
Иногда мне говорят, что я чрезмерно многословен в своих стишках. Еще раз повторюсь: эти стихотворения не для зазубривания, а для лучшего погружения в сюжет истории. Так перед компьютерной игрой часто предлагается интро-ролик, который можно один раз посмотреть, а в дальнейшем спокойно игнорировать.
К сожалению, латинские слова имеют своеобразные ударения. В запоминалках для рифмы ударения иногда намеренно изменены.
Например, forAmen – словарная форма, а форамЭн – запоминалочная. В подобных случаях я буду это оговаривать отдельно. Тут ничего не поделаешь. Придется запомнить, что словарная форма иногда отличается от запоминалочной. Мир несовершенен: нет волшебного способа выучить иностранный язык без всяких усилий. Моя задача – облегчить этот процесс и сделать его немного занимательнее.
Сейчас я временно вас покину, надо выпить чашечку чая…
– Граждане читатели! Пока этот пройдоха ушел, я предупреждаю вас: не верьте тому, что он тут вам пишет! Этот самозванец даже не член Союза писателей. Книга не рецензирована, не редактирована, не прошла соответствующей цензуры. Это вообще…
– Так-так, минуточку, кто это мне в соавторы напросился?
– Вот еще, в соавторы! Ты под стол пешком ходил, а я уже знаешь у кого в соавторах был?! Вы – современные, накупили себе компьютеров-стерверов всяких и печатаете, что на ум взбредет. Да было бы на что взбредать! Я столько на своем веку вашего брата повидал, столько всего позапрещал да отредактировал! Эх, нет на вас товарища…
– Стоп, стоп, дед, не на митинге. Есть что сказать, издай свою книгу. Какой-нибудь «Красный одуванчик» или «Вперед, к заветам Грамотея!». А я – свою книгу напишу. Народ прочитает, разберется, кто есть кто.
– Я, между прочим, и поставлен блюсти народные интересы! Садитесь пока… И, если ты не будешь обращать внимания на мой перст указующий, то, смотри, дождешься меча покарающего!
– Дед, да ты прямо палиндром: Я ИДУ С МЕЧОМ СУДИЯ.
– Попрошу не выражаться! Посмотрим еще, кто здесь палиндром. Итак, если ты не дашь мне возможность быть оппонентом, то я такое про тебя расскажу, ГДЕ СЛЕДУЕТ, что моментально попадешь, КУДА СЛЕДУЕТ!
– Дорогие друзья, чтобы как-то выпутаться из этой ситуации, придется иногда давать слово Деду-оппонету (так я его буду называть). Не знаю, что у него там на меня есть, но чем дед не шутит. Чтобы вы могли нас различать, деду предоставим курсивный шрифт. Вот образец его почерка:
Все, написанное таким шрифтом является творчеством Деда-оппонета.
Я же постараюсь сглаживать острые углы и все-таки закончить книгу.
Кстати, ДЕД-ОППОНЕТ прекрасно дополнит бригаду известных дедов: Мазая, Барадеда и Пихто.