Часть 1 Начинаем

В ЭТОЙ ЧАСТИ Я:

объясню, почему так важно ставить цели;

поделю все, чем вы занимаетесь, на три уровня, конкурирующие за ваше время;

расскажу, какая цель может считаться стоящей;

призову вас думать как ребенок и как жонглер;

порекомендую культивировать в себе здоровый FOFSED (и расскажу, что это значит!);

и, надеюсь, помогу вам увидеть, что вы уже готовы к кое-каким серьезным переменам.

Мы ставим перед собой цели, чтобы учиться, развиваться и находить радость,

выходя из зоны комфорта и выталкивая себя за пределы привычной рутины.

Зачем ставить перед собой цели?

Всю сознательную жизнь я активно ставлю перед собой различные деловые и личные цели и работаю над их достижением. Целеполагание позволило мне оставить работу на полный день и начать заниматься собственными проектами. Оно поддерживало и вдохновляло меня во время двух командировок мужа и помогло найти опору, когда я была новоиспеченной, не знающей, за что хвататься, мамой. Оно и сегодня служит мне стимулом и держит в тонусе. Больше десяти лет целеполагание является неотъемлемой частью моей работы.

Часто бывает, что, заговорив о «целеполагании», я вижу, как глаза слушателей стекленеют. Они либо думают, что это «скучно», либо уверены, что это надувательство и пустые лозунги типа «Следуй за мечтой». Многие ссылаются на статьи о том, как редко люди выполняют обещания, данные самим себе в Новый год, или заявляют, что в их случае «целеполагание» не работает.

Но персонализированные, хорошо проработанные цели совсем не скучны и куда более содержательны, чем вдохновляющие призывы. Они могут поощрять и мотивировать вас пробовать что-то новое, помогать двигаться вперед после неудач и придать вашей повседневной жизни больше смысла.

На протяжении многих лет я ставила перед собой цели по самым разным соображениям. Я хотела совершенствоваться. Изменить направление движения. Восстановиться. Уйти от скуки или перегруженности. Подкопить или заработать денег. Замедлить время или пережить затянувшийся трудный период. Научиться чему-то новому или применить уже имевшийся у меня навык. В общем, мне нужен был вызов. И я готова была добавить что-то новое в свою жизнь.

Акт постановки цели важен, но сам по себе он не имеет смысла. Не бывает так, чтобы вы решили попробовать что-то, и бабах! – ваша жизнь изменилась. Однако работа по достижению цели – даже такой, которая никогда не будет достигнута окончательно, – вот где начинается волшебство. Если вы всерьез берете на себя обязательства и прикладываете усилия, то будете меняться и расти, вне зависимости от того, удастся ли завершить начатое.

Об этом и идет речь. Мы ставим перед собой цели для того, чтобы учиться, расширять горизонты и находить радость, выходя из зоны комфорта и выталкивая себя за пределы привычной рутины.

В чем разница между целями и списком дел?

Давайте дадим определение двум важным терминам.

Цель – это нечто, к чему вы активно стремитесь на протяжении некоторого значимого промежутка времени. Может быть, месяц. Может быть, год. А может быть, и 12 лет. Цель может быть сложной, и движение к ней обычно требует от вас большего, чем несколько простых шагов. Чтобы достичь ее, вам, возможно, придется чему-то научиться, накопить денег, поработать в команде.

Пункт в списке намеченных дел – это нечто, что вы можете сделать меньше чем за час. Это задание. Единичное дело, выполняемое за определенное время. Вы знаете, когда начали его делать, и будете знать, когда закончите.

Список намеченных дел, как и список целей, может иметь немало пунктов, но это не одно и то же. Поговорим об этом подробнее.

Все, что вы делаете, можно разделить на три уровня.

1 На первом уровне находится то, без чего не обойтись. Вы дышите. Вы едите. Вы спите. Все это необходимо вам, чтобы жить. Скорее всего, вы делаете это каждый день, особенно не задумываясь (если, конечно, вам не препятствуют какие-то внешние сдерживающие факторы, и тогда эти необходимые вещи становятся единственным, о чем вы в состоянии думать).

2 На втором уровне находится то, что вы проделываете снова и снова, чтобы поддерживать «нормальную» жизнь. Я обобщаю, конечно, но сюда входят самые разные дела – от заправки машины до принятия душа, выноса мусора и хождения на работу. Я назвала бы это текучкой, или привычными действиями, которые повторяются снова и снова. Многие из этих дел настолько прочно вошли в ваш распорядок, что, приступая к ним раз в день или когда возникает необходимость, вы тоже почти не задумываетесь.

Первый и второй уровни включают все, что должны делать вы или кто-то другой в вашем доме. Эти дела не представляют интереса, но, по большей части, без них не обойтись.

3 Третий уровень составляют «бонусы». Это наиболее творческие, обогащающие жизнь (в противовес поддерживающим жизнь) дела, которые мы сами добавляем к занятиям первого и второго уровней. В основном целеполагание и большинство целей, которые вы, вероятно, перед собой поставите, относятся к третьему уровню.



Именно на третьем уровне свершаются творческие эксперименты, реализуются сложные рабочие проекты, творится волшебство. Все эти дела идут после повседневных, это то, что вы хотите привнести в свою жизнь, чтобы стать счастливее, то, что дарит радость и чего можно ждать с нетерпением. Третий уровень – место, где живут хобби. Вы не обязаны делать все, что находится на третьем уровне, и это превращает эти дела в интересные и волнующие цели, ради которых стоит трудиться.

Как же соотносятся между собой цели и пункты из списка намеченных дел?

Уровень 3 (часть вашей деятельности, связанная с целеполаганием) представляет собой, по сути, список намеченных дел. Все ваши большие цели можно разбивать на меньшие, более простые шаги, и это неотъемлемая часть процесса целеполагания. Если вы не разбиваете крупные цели на осуществимые шаги, то эти цели остаются всего лишь пожеланиями и никогда не будут достигнуты.



Мы будем говорить об этом гораздо подробнее в третьей части книги, но имейте это в виду. Цели – самые масштабные замыслы, и их реализация может занять немало времени. Пункты из списка намеченных дел представляют собой небольшие осуществимые задачи; это должно быть что-то, что можно вычеркнуть из списка после часа работы или даже быстрее.

Важно также отметить, что, для того чтобы перейти к уровню 3 и начать работать над его интересными экспериментальными проектами, необходимо убедиться, что на первых двух уровнях все в порядке и под контролем. Во второй части книги мы поговорим об организации повседневных задач и выполнении рутинных дел.

Что такое стóящая цель

Какую цель можно считать стоящей? Значимую, вдохновляющую, достижимую, измеримую и объяснимую.

Значимая: ваша цель должна быть важна для вас, чтобы вы искренне стремились к ее достижению. В идеале такое отношение к ней должно исходить именно от вас, а не основываться на чьей-то оценке ее значимости. Вы должны быть готовы жертвовать ради этой цели свободным временем и проявлять к ней то уважение, которого она заслуживает.

Воодушевляющая: ваша цель должна быть вне досягаемости прямо сейчас. Это нечто, к чему следует стремиться, а не то, что можно быстро сделать и вычеркнуть из списка. Вам придется поднапрячься, прыгнуть выше головы, как следует постараться, чтобы прийти к ней. Словом, ее достижение требует усилий.

Достижимая: ваша цель должна быть реалистична. Да, вы достигнете ее не сегодня. Может быть, даже не в следующем году. Но когда-нибудь. Для этого она должна представлять собой нечто, что вы в состоянии сделать. Бессмысленно ставить перед собой цель вырасти до метра восьмидесяти, если в вас метр шестьдесят и вы уже лет десять не растете.

Измеримая: ваша цель должна быть такой, чтобы процесс ее достижения можно было отслеживать и видеть, когда вы добиваетесь успеха. «Быть счастливым» – это, конечно, замечательная мантра и нечто, к чему стоит стремиться, но не могли бы вы высказаться более конкретно? Что делает вас счастливым? Какие занятия помогают чувствовать себя счастливым? Что вам нужно изменить в своем образе жизни, чтобы почувствовать себя счастливее? Ответив на конкретные вопросы, сформулируйте на основе этого конкретную цель.

Объяснимая: ваша цель должна легко описываться при помощи текста. Про нее должно быть несложно рассказать – даже если достичь ее будет очень непросто. Хорошую цель можно описать одним предложением. Попробуйте построить описание на основе одного из приведенных образцов:


Постарайтесь, чтобы формулировка была простой. Пусть она будет осмысленной. Позаботьтесь о том, чтобы вашу цель можно было измерить и чтобы она была достижима. А затем устремитесь к ней.

Перестаньте ждать момента, когда будете «готовы» начать

Выбор цели, которая цепляет вас и имеет для вас смысл, – это первый шаг. Второй шаг – разрешить себе начать работать на достижение этой цели. Для многих это намного более трудная задача. Мы часто сдаемся прежде, чем начинаем что-либо делать, потому что боимся оказаться неготовыми к действию. У меня есть для вас плохая новость: вы действительно не готовы к тому, чтобы что-то сделать, пока не сделали это. Но есть и хорошая новость: это не имеет значения.

Опыт, перфекционизм и вдохновение – это замечательно, но в большинстве случаев (исключая операции на открытом сердце и работу на высших государственных постах) эти сильно переоцененные качества могут оказаться скорее препятствиями, чем трамплинами. Использовать каждый свой день по максимуму и продвигаться к цели означает учиться на ходу, мириться с несовершенством и стараться изо всех сил ради того, чтобы сделать дело. Это хорошо. Это означает, хотите верьте, хотите нет, что у вас уже есть то, что вам необходимо, чтобы начать. Вы находитесь в идеально правильном месте для старта.

Чтобы научиться чему-то, нужно пробовать. Можно почитать книгу (сделайте это!). Можно поучиться на курсах (запишитесь в соответствующую группу!). Но в конечном итоге научиться что-либо делать можно только одним способом: делая это. Это означает, что, если бы мы всегда ждали, пока научимся что-то делать, прежде чем пытались это сделать на практике, мы бы никогда ничего не сделали.

Дети этот навык – учиться на практике – осваивают естественно. У меня две дочери. Наблюдать, как они растут и овладевают всевозможными умениями, – одна из величайших радостей в моей жизни. Когда моя старшая дочь Эллери училась ходить, я увидела принцип «учиться на практике» в действии. Это были три очень тревожных месяца от момента, когда она впервые подтянулась в кроватке и встала, до момента, когда она сделала первые неуверенные шаги. Ей было трудно и иногда больно – но в то же время это был самый впечатляющий пример того, как человек последовательно, буквально шаг за шагом, стремится к цели.

Эллери не дожидалась, пока станет специалистом или овладеет искусством ходьбы, прежде чем начала пробовать. Она училась на практике. И прежде чем к ней пришел успех, у нее было много-много неудачных попыток.

Мы учимся ходить точно так же, как учимся всему остальному. Мы смотрим. Мы внимательно наблюдаем. Но затем мы делаем. Мы пробуем сделать то, что надо.

У меня есть для вас плохая новость:

вы действительно не готовы к тому, чтобы что-то сделать, пока не сделали это.

Но есть и хорошая новость:

это не имеет значения.

За дело!

Будьте как жонглер

СЛУЧАЛОСЬ ЛИ ВАМ КОГДА-НИБУДЬ наблюдать за жонглером? Он не подбрасывает все тарелки в воздух одновременно и не рассчитывает, что все получится само собой. Он бросает одну тарелку. Затем две. Затем три. Затем, может быть, добавляет еще. Наблюдать за жонглированием очень интересно и поучительно («Посмотри, сколько всего он удерживает в воздухе одновременно!»), но если присмотреться повнимательнее, то вы увидите, что жонглер внимательно следит за всеми предметами, однако в руках у него в каждый отдельный момент находится только один или два предмета.

Именно так вы должны добавлять новые проекты и задачи в свою жизнь – по одной. Легко ли вы справляетесь с задачами первого и второго уровней? (Если нет, не тревожьтесь, об этом мы тоже вскоре поговорим.) Если да, подумайте о том, чтобы добавить что-нибудь еще. Освойтесь как следует с удержанием этой одной новой тарелки в воздухе. Затем добавьте еще одну. Но не спешите. Получается? Сможете ли вы удерживать две тарелки в воздухе и чувствуете ли в себе силы еще на что-то? Отлично. Тогда добавляйте третью тарелку и жонглируйте этими тремя – и только тремя – предметами до тех пор, пока вновь не почувствуете себя комфортно и свободно.

Невозможно начать воплощение нескольких идей и проектов одновременно и ожидать успеха во всех начинаниях. Так не получится. Хуже того, вы не справитесь и будете обескуражены, потому что без полного сосредоточения и внимания маловероятно, что хотя бы один из ваших проектов заработает. Не спешите, добавляйте задачи в свою жизнь целенаправленно. Может быть, пройдет год, прежде чем вы сможете поднять в воздух ту самую вторую тарелку, но когда вы это сделаете, то будете уверены, что и первая тарелка при этом не упадет и не разобьется.

Однако есть еще кое-что, чему мы можем научиться у детей: когда ребенок осваивает что-то новое, он не ожидает, что это будет трудно. Мы, взрослые, часто думаем: «Мне сложно было освоить X, так что Y будет еще сложнее». Дети не сравнивают свои занятия с прошлым опытом. Они не знают, сколько времени потребует новое дело и насколько трудным может оказаться. Они наивны, нетерпеливы и легко разочаровываются. Но знаете, что еще? Они уверены в себе, отважны и всегда готовы двигаться вперед. Так что мы можем научиться у них очень многому.

Я успела перепробовать немало разных занятий и в качестве хобби, и в качестве профессиональных проектов. В начале каждого подобного предприятия я не знала, что делать. Я не имела никакого опыта ни в шитье, ни в изготовлении лоскутных одеял, ни в выращивании овощей, ни в разработке штампов, ни в дизайне календарей-ежедневников. Но именно потому, что начинала так много новых проектов, я накопила огромный опыт начинающего. Я понимала, что в начале любого проекта, который собиралась реализовать, не должна буду ничего знать, но все кончится хорошо. Мне нужно будет воспользоваться Google и подыскать поставщиков. Мне придется справиться с видеоинструкциями в интернете. Мне придется попросить о помощи. Я неизбежно буду совершать ошибки. Мне придется начинать все сначала. Мне придется испытывать дискомфорт. Вот как это работает.

Вы, скорее всего, не будете «готовы» в первый же день попробовать что-то новое. Но вам все равно придется начать. Если вы ждете, чтобы кто-нибудь дал вам на это разрешение, то я даю его прямо сейчас.

Вы, скорее всего, не будете «готовы» в первый же день попробовать что-то новое. Но вам все равно придется начать. Если вы ждете, чтобы кто-нибудь дал вам на это разрешение, то я даю его прямо сейчас.

Никто не знает, что делает

Одна из причин, по которой вам может казаться, что вы не готовы, заключается в том, что вы видите, как другие делают то, чем хочется заняться вам, и при этом они выглядят такими уверенными в себе! Ваш внутренний голос твердит: «У них, конечно, все готово и отлажено. Разумеется, они знают, как это нужно делать. Когда они начинали это дело, у них наверняка было больше инструментов и знаний, чем у меня».

Загрузка...