Глава 2 Мечты и цели

Настала пора поговорить о мечтах и целях и разобраться, чем они различаются (в моей картине мира) и чем они важны.

Цель

Для меня цель – это что-то очень конкретное, измеримое и со сроками (про правильную формулировку мы поговорим в главе 7). Это то, что зависит от меня и находится в моей зоне ответственности. Я не могу переложить ответственность за невыполнение цели на кого-то (да-да, режим жертвы здесь не работает).

Цель – это про вложение личной энергии. У меня есть проверка, которая помогает определить, включаю ли я это желание в список целей. Готова ли я вкладывать свою энергию в эту цель? Готова ли я прилагать усилия к ее достижению ежедневно? Насколько для меня это важно? Смогу ли я жить счастливой и наполненной жизнью, чувствовать, что я реализовала свой потенциал, если я этого не достигну?

«Я хочу это (цель) и я сделаю все, что от меня зависит, для того чтобы это получить или сделать, поэтому я точно этого достигну» – эта установка помогает достигать цели и не позволяет дать слабину, сдаться или сидеть сложа руки. Дорогой читатель, ты можешь взять себе в копилку аффирмаций это убеждение.

Цель – это про действие: энергия цели в энергии действий. Мы не можем сидеть на диване и ждать манны небесной, нам стоит встать с дивана, засучить рукава и начать двигаться. Безусловно, само движение к цели должно приносить удовольствие, не стоит его упускать и не наслаждаться моментом здесь и сейчас.

Состояние потока достигается в процессе движения к цели.

«…Лучшие моменты нашей жизни не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например, после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Мы сами порождаем оптимальное переживание – когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем. Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, чтобы через них раскрыть себя».

Михай Чиксентмихайи

Для того чтобы кайфовать от пути, целесообразно научиться искусству маленьких шагов. Дом не сразу строится: кирпичик за кирпичиком, так и какая-то большая и грандиозная цель декомпозируется на подцели и более мелкие цели.

Когда мы делаем маленькие шаги, мы видим свои результаты, начинаем гордиться своими достижениями, укрепляется вера в наши силы и в нашу цель (мы поливаем наш цветок), поднимается самооценка. В этот момент вырабатывается гормон счастья серотонин, мы наполняемся энергией, чтобы сделать новый шаг. Делаем новый маленький шаг, празднуем победу, гордимся собой и, зарядившись энергией успеха, делаем очередной новый шаг.

Мне очень повезло, потому что меня с самого детства научили ставить цели и их достигать. Это стало неотъемлемой частью моей натуры (возможно, то, что я по знаку зодиака Стрелец, облегчило моим родителям этот путь), и я кайфую от этого. Когда достигаю какой-то очень амбициозной цели, то пьянею от нее больше, чем от дорогого выдержанного коньяка.


Как это было в моем детстве?

Я очень рано начала читать, и меня рано научили писать и считать, поэтому у меня всегда был план на день. В него входило, сколько страниц книги минимум я должна прочитать, сколько задачек и примеров решить, сколько страниц в прописях написать. Да, я делала это каждый день, и да, я делала это с удовольствием. Я люблю учиться и видеть, как я в чем-то совершенствуюсь и становлюсь лучше (или когда выросла, экспертнее).

Надеюсь, ты помнишь, дорогой читатель, что мама в моем детстве работала учителем начальных классов и была очень талантливым педагогом. Она умела раскрывать потенциал детей, а после стала раскрывать потенциал своих сотрудников в бизнесе. Она смогла сама научить меня и писать, и считать, и читать так, чтобы потом не нужно было меня переучивать.

Поскольку я предпочитаю доверяться профессионалам, то, когда у меня родилась дочь, я наняла для нее преподавателей, которые учили ее этим навыкам. Я осознавала, что у меня нет педагогического образования и знаний, как объяснить маленькому ребенку основы арифметики или научить читать слитно по слогам так, чтобы потом он читал быстро. Также я очень боялась травмировать дочь, нарушить ее хрупкую психику, потому что она росла очень эмоциональной и чувствительной девочкой.

Вернемся к моему детству. Когда я на лето уезжала к бабушкам с дедушками, у меня был план обучения и цели на лето. Помимо тетрадей, прописей и книг у меня было расписание (как для школьников), где у меня были расписаны цели на каждый день недели и где я подводила итоги.

Мои бабушки совсем не понимали маминого подхода и всегда очень меня жалели, уговаривая ничего не делать. Они говорили, что потом объяснят в конце лета родителям, что не нужно лишать меня детства. Стопки моих тетрадей приводили их в такой ужас, что я постоянно слышала, как они за моей спиной обсуждают это со своими друзьями, искренне считая, что над ребенком просто издеваются и что для образования существует школа.

Они не понимали тогда одного: родители не просто развивали мой интеллект, а учили меня строить планы и не отступать от них. Они не могли поверить, что мне это нравится, просто не могли это себе представить.

Мои цели и ежедневные планы никак не мешали наслаждаться жизнью: я успевала и сходить с дедушкой утром в лес за грибами или ягодами, помочь прополоть или полить грядки на огороде (от этого я тоже получала удовольствие – помогать и быть полезной я любила с детства); поиграть с соседскими ребятишками, с друзьями бабушки и дедушки в карты, в шашки или шахматы; сходить в гости к кому-то из взрослых соседей и послушать их истории из жизни; помочь бабушке стряпать пельмени (мои предки жили на Урале, поэтому у нас был культ пельменей) или чистить грибы, которые собрали утром для того, чтобы пожарить их с картошкой и сметаной (аромат этого блюда помню до сих пор, да, это не ЗОЖ, но как вкусно) или засолить, чтобы потом зимой открыть банку с соленьями. Или залезть на печку (поскольку бабушка с дедушкой жили в доме в деревне, то у них была настоящая русская печка), пока бабушка пекла какой-нибудь очень вкусный пирог, и, вкушая его ароматы, погрузиться в мечты.

Загрузка...