Мы не можем измерить национальный дух по индексу Доу-Джонса или национальные достижения по валовому национальному продукту. Помимо всего, к последнему относятся загрязнение воздуха и машины экстренной медицинской помощи для спасения людей на автомагистралях.
Валовой национальный продукт также включает в себя исчезновение красного дерева и гибель озера Супериор. Он растет вместе с производством напалма, ракет и ядерных боеголовок. Он включает в себя телевизионные программы, которые прославляют насилие и бесполезную рекламу.
Мы можем и дальше продолжать в том же духе: игнорировать и приуменьшать риски, не нести ответственности за свои действия. Но это приведет к началу игры с будущим наших детей1.
Когда десять лет назад мы начали работать над «MBA за 80 минут», лишь немногие специалисты могли похвастаться тем, что уделяют должное внимание экологичности. Это неправильно, мы уверены, что учебные планы MBA в первую очередь должны включать в себя вопросы экологии. В политическом плане экологические проблемы получили политический удар после избрания Дональда Трампа на пост президента США. Но в бизнесе лидеры компаний с каждым днем становятся все более сознательными в отношении окружающей среды и осознают связь между здоровой планетой и хорошей прибылью.
Финансовая система потерпела крах в 2008 году. Наша планета загрязнялась на протяжении десятилетий. Некоторые бизнес-школы только теперь начали это осознавать. Дэвид Шмиттлайн, декан MIT Sloan, говорит: «Это не история 28-летних молодых людей, пытающихся спасти мир. Это история управления катастрофическими изменениями».
Но кто же эти люди, которые меняют мир? Это сознательные бизнесмены, которые осознают важность мировых событий, связанных с изменением климата, и не остаются в стороне. За последние десять лет экологичность была «включена» в корпоративную повестку дня.
Экоактивист, 2007 год: лорд Стюарт Роуз, бывший председатель совета директоров и генеральный директор Marks and Spencer
Экоактивист, 2016 год: Тэмсин Омонд, глава компании Lush (на снимке с Кэролайн Лукас, «зеленым» депутатом, в Брайтонском павильоне)
На фото слева Стюарт Роуз – бывший председатель совета директоров и генеральный директор Marks and Spencer. Роуз не выглядит радикалом. Но его раннее руководство помогло изменить многое за столом заседаний. Его легендарный План А заставил компанию вступить на путь борьбы с изменениями климата. Пятилетний план, включавший в себя 100 этапов, был запущен в 2007 году и позволил к 2012 году приблизить показатель выброса углерода к нулю (цель, которую компания успешно выполнила), сократив долю своих отходов, поступающих на свалку, до нуля, переключившись со временем на органический хлопок.
«Мы делаем все это, потому что именно этого от нас ждет наша планета, – сказал он на презентации. – Мы называем эту стратегию Планом А, потому что считаем, что это единственный способ вести бизнес. Плана Б не существует».
Мы не знаем, что вы думаете о Marks and Spencer. Наши собственные взгляды на моду, мягко говоря, неоднозначны. Однако давайте будем честны: компания заслуживает уважения за свою приверженность экологичности. Даже несмотря на то что экономический климат оказывает на ритейлера колоссальное давление, его стремление к разумному использованию ресурсов остается неизменным, и в 2017 году ожидается обновление «Плана 2025», основной идеей которого является переход на безотходное производство2.
Дружественность к окружающей среде в бизнесе прошла долгий путь после решительного вмешательства Роуза. В настоящее время вопросы экологии в компании стоят на первом месте. Познакомьтесь с Тэмсин Омонд (она проводит кампанию вместе с «зеленым» депутатом Кэролайн Лукас). Омонд является руководителем глобальных кампаний в Lush, известном ритейлере косметики ручной работы (это они создают волны аромата лаванды, через которые вы проходите в своем торговом центре). Прежде чем присоединиться к Lush, она была известным экоактивистом и на страницах в соцсетях называла себя «политическим агитатором»3.
Lush с самого начала занимал решительную позицию в отношении этических покупок. Наряду с целым рядом целей по сокращению выбросов углекислого газа они также обязуются проводить кампании по решению экологических проблем. Lush – это компания, которая очень серьезно относится к проблеме загрязнения окружающей среды.
В рамках кампании «Каждая капля имеет значение» в Adidas запустили новую технологию окраски ткани, которая требует на 50 % меньше химикатов и на 50 % меньше энергии и воды. Компания Unilever взяла на себя обязательство к 2030 году вдвое сократить свое воздействие на окружающую среду в результате уменьшения потребления воды и сокращения количества отходов. Кроме того, Google объявил, что с 2017 года все офисы и центры обработки данных будут использовать солнечную и ветровую энергии (для этого требуется, чтобы6 гигант профинансировал проекты в области электроэнергии, получаемой экологически чистым методом, чтобы компенсировать его огромные потребности в энергии, которые в 2015 году достигли 5,7 тераватт-часов)4.
Успешные бизнесмены, как правило, ориентируются на факты. В мире существует большое количество подтверждений опасности изменения климата, и их достаточно, чтобы заставить любого думающего человека перейти на сторону защиты экологии.
Исследования ученых-климатологов, публикуемые в научных журналах, показывают, что изменения климата напрямую связаны с человеческой деятельностью. НАСА подтверждает эти данные.
Услышь это, президент Трамп! НАСА утверждает, что изменения климата напрямую связаны с человеком! Люди отправляют в космос ракеты, фабрики выбрасывают в атмосферу опасные токсины. Где же мы были? Куда же мы смотрим?
Изменение климата, конечно же, является главной проблемой экологии. Но связанные с этим проблемы роста населения и дефицита ресурсов также подпадают под необходимость обеспечения экологически безопасного и рассчитанного на долгосрочную перспективу социально-экономического развития. По последним прогнозам численность населения мира возрастет с 6,7 до 9,2 млрд. В период до 2050 года прирост населения увеличится на 2,5 млрд – это больше, чем общая численность населения мира в 1950 году. Основная часть пригодных для использования земель в Азии уже обрабатывается. Вот почему правительство Китая покупает землю на Филиппинах, в Уганде, Австралии и Мексике. По мере того как запасы нефти истощаются, растут и цены на нефтехимические удобрения, что делает продукты питания более дорогими: по данным BBC, скачки цен в 2007 году почти на треть сократили культивацию рифтовой долины в Кении.
Мы живем в эру глобального потепления. Мировой климат меняется под влиянием деятельности человека, ставя под угрозу не только наше существование, но и существование всего живого. Мы уже теряем коралловые рифы и горные ледники, поскольку глобальная температура повысилась на 2 °C. Повышение на 3 °C может привести к гибели тропических лесов Амазонки, исчезновению ледяного покрова Гренландии и превращению американского Среднего Запада и южной части Африки в пустыню5.
Томас Фридман в своей книге «Жаркий, плоский, многолюдный. Кому нужна «зеленая революция» и как нам реконструировать Америку»[1] пишет так: «Человеческое общество похоже на лягушку, которая барахтается в ведре, поставленном на огонь, где с каждым часом температура воды медленно растет, поэтому лягушка не думает выпрыгивать. Она просто продолжает приспосабливаться, пока не сварится». Ирония заключается в том, что мы, как эта лягушка, принимаем весь огонь на себя.
Уровни углекислого и других газов, нагревающих земной шар, колеблются с течением времени. Вам не нужно быть климатологом, чтобы оценить следующий график, который отражает данные за 400 000 лет, и понять, что в последние годы что-то изменилось. Средняя мировая температура, уровень моря и снежный покров Северного полушария рассказывают нам одну и ту же историю.
Компании, оказывающие отрицательное воздействие на климат, могут вскоре попасть в черный список «токсичных» брендов-работодателей.
Следует признать, что существует огромная неопределенность в отношении того, как быстро рост глобальных температур повлияет на погодные системы, уровень воды в Мировом океане и урожайность. Мы просто не знаем. Но есть риск, что будет намного хуже, чем мы думаем. Атмосфера нагревается и стремится к катастрофической «точке кипения». Наибольшее беспокойство у ученых вызывает таяние льда. Сокращение объемов полярного льда вызывает большую обеспокоенность, потому что ледники и снег действуют как система охлаждения, отражая солнечные лучи.
Тающий лед – это большая проблема. Во-первых, существует растущая опасность того, что, отколовшись, крупные глыбы льда будут дрейфовать в море, поскольку талая вода ослабляет нижнюю часть огромных ледяных щитов Гренландии и Антарктиды. Шельфовый ледник Ларсона, размером с Бали, частично разрушен вследствие глобального потепления. Это самый большой айсберг, из когда-либо зарегистрированных. Большие айсберги приводят к повышению уровня моря.
Во-вторых, таяние вечной мерзлоты в Сибири приводит к выбросу опасных парниковых газов. Восточно-Сибирское море «бурлит метаном». Известно, что под вечной мерзлотой находятся большие запасы газа, она служит «крышкой» для предотвращения выхода газа. Глобальное потепление перевело мерзлый грунт в режим «разморозки». Тундра теперь нагревается в два раза быстрее, чем остальная часть планеты. «Вечная мерзлота – это тихая бомба замедленного действия», – говорит Роберт Спенсер, ученый-эколог из Университета штата Флорида6.
В настоящее время все меньше и меньше людей оспаривают научные доказательства антропогенного изменения климата. Даже в США, где в отношении этого царит скептицизм, общественное мнение изменилось: 62 % американцев считают, что последствия глобального потепления уже видны сейчас, 68 % утверждают, что глобальное потепление вызвано деятельностью человека, и 42 % полагают, что глобальное потепление представляет серьезную угрозу их жизни7.
Погода непредсказуемо меняется. В Великобритании серьезные наводнения стали ежегодным летним событием. Ураган Сэнди на Восточном побережье США в 2012 году привел к тому, что авторитетный американский журнал Bloomberg Businessweek опубликовал статью под названием «Грядет глобальное потепление, глупцы!».