Примечания

1

Здесь цитируется высказывание кардинала Бернарда Лоу.

2

Прошло чуть больше ста лет с того времени, когда в Триесте умер сэр Ричард Фрэнсис Бартон – великий ученый викторианской эпохи: лингвист, эротолог и переводчик арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Когда его раздели и стали готовить тело для бальзамирования, оказалось, что оно от самой шеи до ног было покрыто шрамами. Возможно, причина этих ран заключалась в тайном увлечении Бартона мазохистским культом Суфи (Sufi), приверженцы которого применяли самоистязание для достижения высшего состояния религиозного сознания. См.: Captain Sir Richard Francis Burton: The Secret Agent who Made the Pilgrimage in Mecca, Discovered the Kama Sutra and Brought the «Arabian Nights» to the West, Edward Rice (New York; Scribner's 1990), 475.

3

Так, например, недавно в Обществе Общей Хирургии велась пламенная дискуссия о мастурбации как альтернативе свободному занятию сексом студентов высшей школы.

4

Общество Уленшпигеля – это некоммерческая организация, которая борется за сексуальную свободу всех взрослых людей. В особенности она пользуется популярностью среди людей, которые получают взаимное чувственное наслаждение от занятия садомазохизмом. Они объединяются в группы по четверо под названием «Прометей»

5

Кафе «Брук».

6

В сценах садомазохизма «bottom» – человек, исполняющий роль мазохиста, т. е. испытывающий боль.

7

См.: The Psychology of Kundalini Yoga, C.G. Jung, ed. Sonu Sham-dassani. Princeton: Princeton UP, 1996.

8

Следует отметить, что два известных юнгианца «первого поколения», Генри Мюррей и Кристиана Морган провели годы, экспериментируя с мазохизмом и мазохистскими переживаниями в специально построенной для этого башне в Норт Шор, штат Массачусетс. См.: Love's Story Told: A Life of Henry A. Murray, Forrest G. Robinson. Cambridge, Mass.: Harward UP, 1992. Согласно интерпретациям Клер Дуглас, жизнь Кристианы Морган становится жизнью хорошо известной жертвы насилия. К сожалению, при современном увлечении «производством» жертв в идеологических и политических целях теряются нюансы и культура мазохизма, не говоря уже о ее открытиях в области эротики.

9

80-е годы ХХ в. (Примечания, помеченные звездочками, сделаны автором и переводчиком специально для настоящего издания.)

10

Ann Landers, Field Newspaper Syndicate column in the Minneapolis Tribune, 25. May. 1980.

11

Jung, CW 11, § 8.

12

James Hillman, Re-Visioning Psychology (New York: Harper amp; Row, 1975), p. Х.

13

Jung, CW 6, § 78.

14

Ibid., § 722.

15

Hillman, p. 71.

16

Jung, CW 13, § 75.

17

Patricia Berry, «An Approach to the Dream,» Spring 1974, p. 62.

18

По определению Юнга, «архетип» – это одновременно и «первообраз» (CW 6, § 747), и предрасположенность образа, и «возможность представления образа»; он описывает его по аналогии со структурой «аксиально симметричного кристалла, структура которого по существу скрыта в „материнской жидкости“, несмотря на полное отсутствие каких-либо материальных признаков» (CW 9–1, § 155). Архетипы – это «типичные способы представления» (CW 8, § 273). Согласно описанию Хиллмана, архетипы – это «глубинные структуры психической деятельности, истоки души, определяющие наш взгляд на себя и на окружающий мир. Это аксиоматичные, самоочевидные образы, к которым всегда возвращается жизнь нашей психики и все наши теории о ней» (Re-Visioning, p. xiii).

19

Nor Hall, The Moon and the Virgin: Reflections on the Archetypal Feminine (New York: Harper amp; Row, 1980), p. 28.

20

Суть определения Юнгом индивидуационного процесса заключается в следующем: «В основном… это процесс, посредством которого происходит формирование и дифференциация индивидуальности; в основном это развитие психологической индивидуальности, в чем состоит его главное отличие от традиционной социальной психологии. Таким образом, индивидуация – это процесс дифференциации; при этом его цель заключается в развитии человеческой индивидуальности (CW, 6, § 757).

Загрузка...