Вопросы и ответы 1950—1951

21 декабря 1950 г.

«Сознание ясное и безмятежное, Ты словно сфинкс вечности неизменно бодрствуешь у пределов Вселенной. Но есть такие, кому Ты доверяешь свою тайну, они могут стать орудием Твоей высочайшей воли, что совершает выбор, не зная предпочтений, и действует, не зная желаний».

«Молитвы и медитации», 10 ноября 1914 г.

Это пребывающее в покое Сознание – Мать Видений[1] , его можно назвать сфинксом вечности, бодрствующим на границах Вселенной и хранящим загадку, которую нам предстоит разрешить. В этом разрешении задача всей нашей жизни, смысл существования Вселенной. Иначе говоря, задача нашей жизни – стать воплощением Божественного или, скорее, прийти к сознанию Божественного, которое есть сама Вселенная, источник, причина существования и цель жизни.

Те, кому удается постичь тайну этого сфинкса вечности, становятся носителями действенной, созидательной Силы.

Совершать выбор, не имея предпочтений, и действовать в соответствии с ним, не имея желаний, – это психологическое состояние, которое дается большим трудом; оно является основой для развития, ведущего к истинному сознанию и способности полностью управлять своим существом. Для этого развития надлежащий выбор означает умение видеть истину в любых условиях и осуществлять ее на деле; способность совершать выбор без малейшего личного, пристрастного отношения, будь то вещь, человек, поступок или обстоятельства, представляет собой самую большую трудность для обычного человека. Тем не менее, нужно научиться действовать именно так, то есть не испытывая никакого предпочтения, привязанности или расположения к чему бы то ни было и основываясь на одной только Истине, которая дает вам руководство во всех обстоятельствах жизни. А сделав выбор в соответствии с Истиной, вы должны следовать ему, не позволяя желаниям вмешиваться в ваши действия.

Если вы понаблюдаете за собой, вы увидите, что для любого действия вам нужен побудительный мотив, внутренний импульс. У обычного человека такой движущей силой в большинстве случаев является желание. У вас же желание должно быть заменено ясным, точным видением Истины.

Есть люди, которые в этом случае употребляют такие выражения, как «Глас Божий» или «Воля Господа Бога». Подлинный смысл этих выражений к нашему времени очень исказился, поэтому я предпочитаю говорить об «Истине», хотя и это слово несет в себе сильные ограничения Того, чему мы не в состоянии найти имени, но что является Истоком и Целью всего бытия. Я умышленно не пользуюсь словом «Бог», так как религии превратили это слово в имя некоего всемогущего существа, которое целиком отлично от всего им сотворенного и пребывает вне этого мира. Вообще говоря, это неверно.

Хотя на физическом плане бытия отличие очевидно, так как до сих пор человек есть то, чем он быть не хочет, а Он есть то, чем человек еще только стремится быть.


Как мы можем узнать, в чем заключается божественная Воля?


Это не узнают, а чувствуют. А чтобы это почувствовать, нужно очень хотеть и со всей силой искренности, на какую вы способны, стремиться к тому, чтобы все преграды исчезли. Пока у вас есть пристрастия, желания, влечения, привязанности, они будут служить завесой, скрывающей от вас Истину. Поэтому первым делом нужно научиться управлять своим сознанием, выстраивать его деятельность в правильном направлении, изменять то, что можно изменить, удалять то, что не поддается переделке, и заниматься этой работой до тех пор, пока все, что происходит в сознании, не станет совершенным и неизменным выражением одной только Истины.

Но просто хотеть этого недостаточно, хотя часто забывают даже и об этом.

Нужно, чтобы в вашем существе всегда горел огонь стремления к Истине, и каждый раз, когда у вас будет возникать какое-либо желание, будет появляться какое-либо пристрастие, влечение, они должны быть преданы этому внутреннему огню. Если вы сумеете делать это постоянно, наступит время, и вы увидите, как в вашем обычном человеческом сознании появится проблеск сознания истинного.

Вначале он будет едва различим, будет светить как бы в отдалении за шумной пеной желаний, пристрастий, влечений, привязанностей. Но вы должны внутренне преодолеть эту преграду и открыть в себе истинное сознание, исполненное покоя и мира, близкое к полному безмолвию.

Те, кто обрел связь с истинным сознанием, в любых условиях видят сразу все возможные случаи развития событий и могут по своей воле избирать даже самые неблагоприятные, если в этом есть необходимость. Но чтобы достичь этого, нужно пройти длинный путь.


Что лучше: избавиться от своих пристрастий или не обращать на них внимания?


Лучше совсем не иметь их!

Когда вы достигаете безмолвия в уме, когда вы перестаете использовать его для принятия решений, суждений, когда вы усмиряете его притязания на первенство в вопросах знания, тогда появляется способность к разрешению проблемы жизни. Нужно воздерживаться от суждений, которые предоставляет вам ум, так как ум – это только инструмент, предназначенный для совершения действий, но не для приобретения истинного знания – истинное знание приходит из другого источника.

Если бы люди умели таким образом воздерживаться от суждений, они получали бы все более точное знание Истины и избавились бы от девяти десятых всех бед и несчастий в мире.

Огромный хаос, царящий в мире, мог бы быть во многом преодолен, если бы люди признали, что ум не может быть источником подлинного знания.

«Когда превзойдем желания, обретем Блаженство. Было желанье подмогой, ныне желанье преграда»[2] .

(Мать тотчас же добавляет)

…что зависит уровня развития.

То, что я говорю, я говорю, естественно, для тех, кто искренне стремится осознать подлинную истину своего существа и выразить ее в своей жизни… Думаю, что все, кто здесь находится, как раз и являются такими людьми.

И призываю наших преподавателей больше и больше приближать обучение к Истине, так как если мы уж организовали здесь школу, то, конечно, она не должна быть такой, как миллионы других школ, существующих в мире, мы организовали школу, чтобы дать детям возможность увидеть, понять, в чем состоит различие между обычной человеческой жизнью и жизнью божественной, жизнью по истине – иначе говоря, увидеть действительность в ином свете. Было бы бесполезно здесь воспроизводить все то, что можно назвать обычным человеческим образом жизни. Задача преподавателей – открыть детям глаза на то, чего больше они нигде не найдут.

23 декабря 1950 г.

Мать читает статью «О рассеянности и сосредоточении» из своей книги «Воспитание личности». Далее она поясняет:

Чтобы решить задачу, выучить урок, требуется большая сосредоточенность и внимание, это знает каждый – нужны внимание и умственная сосредоточенность. Но концентрация может осуществляться не только в умственной, но и в любой другой деятельности человеческого существа, включая деятельность той его части, которую мы называем физическим телом. Необходимо добиться такого контроля над своей нервной системой, который позволял бы вам полностью сосредоточиться на деле, которым вы заняты, и в то же время, благодаря самой силе вашей концентрации, мгновенно реагировать на любое воздействие извне. Чтобы достичь такого уровня концентрации, необходимо уметь сознательно контролировать движение энергии в своем существе.

Осознаете ли вы, как вы получаете энергию и как ее расходуете?

Обычно люди более или менее осознают, сколько энергии расходует их организм, особенно в тех случаях, когда затраты очень значительны! Главное в вопросе об энергии – постоянно происходящий обмен различных видов ее в человеческом существе, особенно соотношение получаемой и расходуемой энергии. Например, маленькие дети, еще не достигнувшие сознательного – в обычном смысле – возраста, получают очень много энергии и крайне расточительно, не думая, растрачивают ее, они могут играть часами, нисколько не уставая. Но по мере развития умственных способностей человек пытается учитывать количество расходуемой энергии, однако, как правило, это ничего не дает и, если вы не знаете, каким образом получить энергию, лучше свободно тратить ее, чем позволять застаиваться.

Итак, первым делом вам необходимо научиться осознавать, каким образом и в каком количестве вы получаете и расходуете энергию, что происходит с ней в вашем существе. Затем нужно приобрести что-то вроде высшего инстинкта, которое подскажет вам, откуда приходят самые благоприятные вибрации энергии; нужно установить с ними связь соответствующим настроем мысли или установлением покоя в существе, или каким-либо еще способом. Вы должны знать, какого рода энергия вам нужна, из какого источника она приходит, из каких вибраций состоит. Затем следует научиться управлять получаемой энергией. Девять десятых всех людей не получают достаточного количества энергии или же получают ее настолько много для себя, что не в состоянии усвоить то, что им дается; если полученная энергия достаточно велика, они сразу же рассеивают ее вовне возбуждением, разговорами, криками и так далее. Вы должны научиться сохранять в себе получаемую энергию и направлять ее всю только на нужное дело и никуда больше. Если вы умеете это делать, вам даже не понадобится прибегать к волевому усилию. Нужно лишь собрать воедино всю свою энергию и сознательно использовать ее, с предельным вниманием концентрируясь на всем том, что требуется сделать.

Вы должны правильно понимать, к чему по-настоящему стремитесь, то есть какая именно деятельность соответствует самой развитой в духовном отношении части вашего существа, ибо действовать под влиянием желаний нетрудно.


Что такое концентрация?


Способность свести все беспорядочно разбросанные нити сознания в одну точку, устремить их к одной мысли. Те, кто в совершенстве владеет своим вниманием, достигают успеха в любом деле; они всегда быстро продвигаются вперед в своем развитии. Силу концентрации можно увеличивать точно так же, как и силу мышц, для чего существуют различные системы, различные методы тренировки. Теперь мы уже знаем, что самый слабый человек с помощью дисциплины может стать таким же сильным, как и любой другой. Важно только, чтобы воля не таяла подобно догорающей свече.

Волю, способность к концентрации следует укреплять, главное – найти подходящие методы тренировки и регулярно упражняться.

При этом нельзя допускать, чтобы мысли вроде «К чему все это?» ослабляли вашу волю. Представление же о том, что человек от рождения наделен определенными свойствами характера и ничего с этим поделать уже нельзя, просто нелепо.

25 декабря 1950 г.

Один из учеников Ашрама объясняет детям, что самому короткому дню года соответствует наибольшее отклонение Солнца к югу, которое происходит приблизительно около 21 декабря, после чего Солнце вновь поднимается на север. Далее продолжает Мать:

Именно поэтому день 25 декабря отмечался как праздник Света задолго до рождения Иисуса Христа. Праздник был широко распространен гораздо раньше появления христианства; он возник в Египте и очень возможно, что днем Рождества Христова было принято считать тот же день, что и день возвращения Света.

Мать читает первую часть своей статьи «Неисчерпаемая энергия» из книги «О воспитании личности».

Почему при возрастании умственной активности у человека уменьшается способность обновлять энергию в своем существе?


У взрослых людей умственная деятельность тормозит естественный, самопроизвольный обмен энергии в организме. Ребенок же до четырнадцати лет подобен, за редким исключением, маленькому зверьку, поэтому восстановление энергии происходит в его существе спонтанно, само собой, так же, как у животного, и свойственными животному способами: похожей двигательной активностью и процессами энергетического обмена. Вмешательство ума нарушает равновесие в существе; физическая активность утрачивает свою естественность и непосредственность, оказываясь под влиянием той части существа, которой свойственна потребность все знать, все подчинять правилам, все решать и т. д., и, чтобы вновь обрести способность спонтанно восстанавливать энергию, человеку нужно подняться в развитии на ступень выше инстинктивного уровня поведения, говоря точнее, перейти с ординарного ментального уровня, уровня обычного человеческого мышления, непосредственно на уровень интуитивного сознания.

(Мать продолжает чтение избранных мест своей статьи:) «Но существует и иной источник энергии, неистощимый источник энергии для всякого, кто сумел открыть его, источник, позволяющий черпать из него энергию независимо от внешних обстоятельств, от материальных условий жизни того, кто им пользуется. Его энергию можно назвать духовной, ибо вы получаете ее уже не из низших сфер бытия, не из глубин бессознательного, она дается вам свыше, из того верховного начала, что является основой существования мира и человека, из сияющих сфер сверхсознания, вечного и всемогущего. Оно вездесуще, оно пронизывает собою все, так что и мы погружены в него; чтобы войти в сообщение с ним и сделать его доступным для себя, достаточно только искреннего стремления к этому, нужно с верой, с полным доверием, открыть себя ему и, расширяя собственное сознание, достичь тождества с вселенским Сознанием».

В этих статьях[3] я пытаюсь обычным языком и, насколько возможно, подробно рассказать о том, что, вообще говоря, требует специальной терминологии йоги. Дело в том, что наш Бюллетень[4] в значительной степени предназначается для людей, ведущих обычный образ жизни (само собой разумеется, он обращен также и к изучающим и практикующим йогу) – то есть тех, кто в первую очередь и по преимуществу интересуется чисто материальной стороной жизни, но одновременно предпринимает попытки достичь определенного, большего чем при обычных обстоятельствах, совершенства в этой области жизни. Это очень трудная задача, и ее выполнение предполагает своего рода йогу. Как правило, у этих людей, называющих себя «материалистами», вызывает раздражение использование йогической терминологии, поэтому с ними нужно говорить на их языке, избегая выражений, вызывающих у них неприязнь. Надо заметить, что мне встречались люди, которые хотя и называли себя «материалистами», в то же время подчиняли свою жизнь дисциплине гораздо более суровой, чем многие из тех, кто считает себя практикующими йогу.

Мы стремимся к тому, чтобы человечество продвигалось по пути к совершенству, а будут ли его представители на словах признавать себя практикующими йогу или нет, не имеет большого значения, если на деле они совершают усилия для движения по этому пути.


В чем состоит различие между медитацией и концентрацией?


Медитация – это один из видов чисто умственной деятельности и представляет собой интерес только для ментального существа. Находясь в медитации, вы можете также и концентрироваться, но только ментально; можно достичь внутреннего безмолвия, но именно безмолвия ума, при этом остальные части существа остаются в бездеятельном, неподвижном состоянии, чтобы не было помех для медитации. По этой причине можно проводить в медитации и по два десятка часов в сутки, но оставаться самым обыкновенным человеком в оставшиеся четыре, потому что медитация – это исключительно умственная практика, активность же остальных частей существа, витальной и физической, подавляется, чтобы не создавалось помех медитации. Для преобразования, совершенствования этих частей существа медитация непосредственно ничего не дает.

Косвенным же образом она, разумеется, оказывает определенное влияние, но… Я знала множество людей, обладавших замечательной способностью к медитации, но превращавшихся по ее окончании в самых заурядных личностей, а порой некоторые, обладая дурным характером, приходили просто в ярость, если их медитация по тем или иным причинам нарушалась. Причина очевидна: они научились управлять только своим умом, а не всем своим существом в целом.

Концентрация – более активное внутреннее состояние, чем медитация; она возможна для каждой части существа – ментальной, витальной и физической (даже физической!), она, наконец, может охватывать все эти части существа одновременно, все существо целиком. Концентрация, то есть способность полностью сосредоточиться на одном определенном предмете, является более трудным делом, чем медитация. Можно привести в состояние сосредоточения какую-либо одну из частей существа или, что то же, сознания, или все ваше сознание полностью, или же какие-либо его фрагменты, другими словами, концентрация может быть частичной или полной, интегральной, что в каждом конкретном случае приводит к различным результатам.

Если вы обладаете способностью концентрироваться, вам будет легче перейти в состояние медитации и она станет более интересной. Но возможна медитация и без концентрации. Для многих медитация состоит в том, чтобы просто отдаваться потоку своих мыслей; это именно один из возможных видов медитации, но не концентрация.


Можно ли определить, когда именно твоя концентрация становится совершенной и когда происходит переход из этого состояния к следующему, к тому, в котором твое существо открывается источнику вселенской Энергии?


Да. Первый способ: вы постоянно концентрируетесь или, попросту говоря, сосредотачиваетесь на чем-либо, затем наступает время, когда ваша концентрация достигает определенного совершенства, и вы можете оставаться в этом состоянии достаточно долго, тогда внутренние двери открываются и вы выходите за пределы своего обычного сознания – к более глубокому и высокому знанию. Другой способ – самоуглубление. В этом случае вы в конечном итоге переживаете соприкосновение с ослепительно ярким светом, испытываете внутренний восторг, блаженство, обретаете полное знание и безмолвие. Разумеется, подобные проявления очень разнообразны, но самая их суть остается неизменной.

Осуществление этого опыта целиком зависит от способности поддерживать концентрацию на высшем уровне совершенства достаточно долгое время.


Нужно ли каждый раз специально концентрироваться, чтобы войти в такое состояние?


Вначале да, так как на первых порах у вас еще нет способности постоянно сохранять в себе полученное в этом опыте, вы не в состоянии постоянно и естественным образом поддерживать свою концентрацию на высшем уровне, поэтому вы неизбежно скатываетесь вниз, возвращаетесь к своему обычному сознанию, причем даже из памяти стирается все, что было пережито. Но если однажды путь к опыту был пройден, в следующий раз преодолеть его будет проще и так далее. Повторная концентрация дается легче, чем первая. Нужно настойчиво заниматься ею до тех пор, пока вы не достигнете непрерывной связи с сознанием, достигаемым в этом опыте. А далее вы должны постоянно оставаться на уровне этого высокого и глубоко внутреннего сознания, которое позволяет подлинным образом осуществлять любую деятельность. Оно дает верное видение материального мира, вашего физического существа и знание того, что и как нужно делать для эволюции материи, включая работу со своим телом.

В этом состоит первая цель концентрации, но, естественно, не последняя.

Такая концентрация достигается большим трудом, немедленный или даже просто быстрый результат – редкость. Но если дверь, ведущая в глубины существа, однажды распахнулась, можете быть уверены, она откроется вам вновь, если вы проявите настойчивость и усердие.

Пока она не открылась, могут быть сомнения в своих способностях открыть ее, но если это произошло хотя бы раз, сомнения, что вы способны открыть ее вновь, а потом и навсегда, исчезнут при условии, что у вас достаточно стремления и воли добиться цели.

Весь этот опыт очень важен для духовного развития.


Что значит – «Мать Видений»?


Говоря об этом «светлом и покойном Сознании», Шри Ауробиндо часто использует поэтический язык образов и ассоциаций. Употребляя выражение «Мать Сновидений», Шри Ауробиндо ставит себя на место человека, который ниже по развитию и который встречается в своих сновидениях с таинственным нечто, удивительно чудесным, недоступным для него и почти непостижимым; однако с более высокой точки зрения это нечто есть созидательное Сознание, Первоисток вселенной, вселенская Мать, творческая Сила и так далее.


Когда мы играем в какую-либо спортивную игру плохо, силы покидают нас, а когда хорошо, с воодушевлением, наоборот – сил прибавляется. Почему так получается?


Все совершенно верно. Для того, чтобы войти в сообщение с энергией Земли, необходимо сначала достичь определенной внутренней гармонии. Если вы умеете играть хорошо, если вы хорошо освоили ее характерные движения, играете с интересом и воодушевлением, если у вас есть честолюбие (возможно, совсем детское), есть жажда победы, то при удачной игре вы испытываете чувство радости, которое нельзя назвать слишком глубоким, но которое становится источником внутренней гармонии, необходимой для получения энергии. Напротив, те, кто не умеет проигрывать, у кого появляется раздражение, когда игра не получается, у кого портится настроение, когда все складывается не так, как им бы хотелось, такие люди, чем дальше продолжается игра, тем больше теряют энергию.

То же происходит, если вы позволяете себе впасть в уныние – вы обрываете связи со всяким источником энергии, откуда бы она ни исходила; такое настроение – самый верный путь к апатии, косности, инертности. Ни в коем случае нельзя давать себе падать духом.

Депрессия – это всегда признак крайнего эгоизма. Когда вы чувствуете ее приближение, скажите себе: «Это у меня болезнь эгоизма, я должен сам излечиться от нее».

28 декабря 1950 г.

Мать читает свою статью «О справедливом судействе» из книги «Воспитание личности». После рассмотрения различных причин, искажающих оценку человеком воспринимаемых им явлений, Мать добавляет следующие пояснения:

Деятельность органов чувств зависит от психологического состояния человека: между зрительным восприятием какого-либо явления и его усвоением в мозгу происходят довольно тонкие явления. Через нервы мозг принимает от глаз импульс, здесь он еще никак не вмешивается, все происходит, можно сказать, мгновенно; но есть некоторая переходная фаза между зрительным восприятием и ответной, оценивающей реакцией клеток мозга. Эта «оценка» мозга как раз и находится под влиянием чувств: за время между внешним восприятием и оценкой в мозгу ими формируется краткая вибрация, которая часто вносит искажения в ответную реакцию мозга. И дело здесь не в честности или нечестности, потому что даже самые искренние люди не осознают, как все это происходит; даже люди очень спокойные, не только не отличающиеся особой эмоциональностью, но порой просто бесчувственные, оказываются под воздействием этой тонкой искажающей вибрации, вовсе не замечая ее присутствия.

Иногда суждение не обходится без участия понятий морали и поэтому также подвергается искажениям, но нам вообще не следует принимать во внимание эти понятия, так как мораль и Истина очень далеки друг от друга (если мои слова задевают кого-то, сожалею, но это так). Только если вы избавились от всех своих симпатий и антипатий, ваше суждение будет верным. До тех же пор, пока существует то, что вам нравится, и то, что вызывает неприязнь, правильная деятельность ваших чувств невозможна.

Всем известно, например, что, когда происходит несчастный случай, его свидетелями могут оказаться один, два, десяток человек, но они видят совсем не одно и то же – у них на глазах совершается одно и то же событие, но не найдется и двух, кто видит его одинаково. Из-за внутреннего потрясения они воспринимают происшествие лишь частично.

Существует, однако, способ установить согласие между различными взглядами на одно и то же явление: нужно выделить два полностью противоположных мнения и представить, что они находятся на концах одной линии; если затем вы сумеете заполнить промежуток множеством других мнений, расположив их в последовательности от одного полюса к другому, то придете к выводу об их согласии. К тому же вы увидите, что это очень интересное упражнение.

Мать читает следующий отрывок из той же статьи: «Только тот, кто возвысился над всеми своими пристрастиями и антипатиями, над всеми желаниями и увлечениями, способен смотреть на вещи с полным беспристрастием; его абсолютно объективное чувственное восприятие становится подобием в высшей степени тонкого, точного, безошибочно действующего механизма, поддерживаемого светом живого озаренного сознания».

Здесь говорится об «объективном восприятии». Оно означает такое видение и оценку, в которых нет ничего от себя, никакой личной реакции на предмет внимания. Нужно научиться этому видению без всякой примеси личных чувств.

Добавлю здесь, что «тонкий, точный, безошибочно действующий механизм» ни на что не годен без помощи живого сознания, обладающего ясностью и чистотой. Если ваше сознание достигло единства, вы приобретаете способность к познанию посредством самоотождествления; то есть посредством соединения собственного сознания с объектом или лицом, о котором вы хотите узнать или составить беспристрастное суждение, вы устанавливаете внутренний контакт с этим объектом или лицом и получаете совершенно достоверное знание…

Другая причина искажения, ошибочности суждения – забота и беспокойство о последствиях своих действий. Чтобы суждение полностью соответствовало истине, нужно уметь действовать, выполнять взятое на себя, не испытывая никаких желаний, – на это способен едва ли один из тысячи. Большинству людей свойственны волнение за результат своих дел и поступков, честолюбивые помыслы добиться успеха. Не следует заботиться о результатах – просто делать дело, потому что вы увидели[5] , что это то, что должно быть сделано, скажите себе: «Я делаю это, потому что это должно быть сделано, а что будет потом, мне все равно».

Очевидно, однако, что это идеал, и пока он не достигнут, действие не будет свободно от вмешательства психики, поэтому, если вы еще не способны руководствоваться ясным видением Истины, следует взять за правило делать то, что для вас при данном положении вещей является обязанностью, потому что это именно то, что нужно делать.

30 декабря 1950 г.

«Мы стремимся собственно не к успеху, ибо наша цель – достичь совершенства.

Мы не гонимся за славой или репутацией; мы хотим приготовить себя для воплощения Божественного в этом мире»[6] .

(Мать. «Воспитание личности»)

Что есть совершенство?

Некоторые считают, что совершенство – это некая вершина, предел; обычное мнение – что это самое большее, на что способен человек. Я же утверждаю, что совершенство – отнюдь не вершина, не предел. Предела вообще не существует: чем бы вы ни занимались, что бы ни делали, всегда остается возможность пойти дальше, добиться лучшего, и вот эта-то возможность добиться лучшего и составляет самую сущность развития.

Но если предела развитию нет, как можно достичь совершенства?


Если мы развиваемся, то, наверное, можно сказать, что мы движемся к совершенству?


Вы путаете «Совершенство» и «Развитие». Не всегда развитие обязательно направлено к совершенству. При развитии может достигаться определенная степень совершенства, но никак нельзя сказать, что оно и есть само совершенство. Это, скорее, своего рода восхождение.

Совершенство же – это некая гармония, некое равновесие.

Но что есть равновесие? Кто из присутствующих знаком с физикой? Кто хотя бы немного изучал этот предмет?


Если две чаши весов нагружены одинаково, то говорят, что между ними установлено равновесие.


Верно. Так что же я имею в виду, когда говорю, что совершенство – это равновесие?


Когда при некоторых заданных условиях сознательная сила побеждает то, что направлено против определенной реализации, то есть конкретную преграду, результатом будет проявление этой реализации.


Это более или менее правильно, но я сказала бы иначе.


Идея совершенства у нас – от Божественного, она нисходит к нам план за планом из этого источника, а мы также план за планом восходим к нему.


И это объяснение основано на идее эволюции. Принято считать, что если сотворенное существо достигает максимума своих возможностей, то это и есть совершенство; но это не так! Как раз против такого представления я и возражаю. Оно означает только ступень в развитии. Другими словами, у Природы на данном эволюционном направлении исчерпываются все ресурсы, и когда становится невозможным дальнейшее продвижение по этому пути, она разрушает все созданное ею и делает следующую попытку. Достигнутый же результат нельзя назвать совершенным, так как нельзя уничтожить совершенство. Совершенство появится тогда, когда Природа уже не сможет разрушить начатое. До нынешнего времени неизвестны примеры, когда бы она полностью не уничтожила сделанное из-за его недостатков или несоответствия ее устремлениям. Поэтому мы не можем говорить о совершенстве какого-либо из созданий Природы. В нем, действительно, был бы достигнут максимум возможного, если бы у Природы не было необходимости уничтожать его.


Вы говорите, что мы не стремимся к успеху, но разве достигнутый успех не означает, что человек вместе с ним достигает и определенного совершенства?


В обычном понимании так и есть, но не для нас.

Совершенство – это не какое-то неизменное, статичное состояние, но именно равновесие в развитии, динамическое равновесие. И существует возможность двигаться от одного уровня совершенства к другому. При этом может быть достигнута стадия, когда для продвижения вперед уже не будет необходимости опускаться на ступень ниже, как это происходит в Природе в настоящее время; на новой стадии не нужно будет обязательно возвращаться назад, чтобы снова двинуться вперед, можно будет идти только вперед, не останавливаясь. На самом деле вы, в конце концов, достигаете уровня, начиная с которого развитие человеческого существа – если брать его таким, каким оно является в настоящее время – не может продолжаться бесконечно и для дальнейшего прогресса необходим переход к иному, более высокому по отношению к человеку, виду живых существ, то есть нужно, оставив вид homo sapiens как есть, создавать на его основе новый вид. Таким образом, современный человек способен обрести совершенство лишь при одном условии – если он превзойдет себя, ведь он только переходное существо. И если в обычной речи кого-то сравнивают с совершенством, то это всего лишь образное выражение. Предел развития человеческого существа с его нынешними свойствами – это некое равновесное состояние, не допускающее дальнейшего прогресса. Это равновесие может быть не более чем статичным, а все, что статично, подвержено разрушению из-за невозможности дальнейшего развития.


Нельзя ли определить совершенство как присутствие Божественного во всех частях существа и их обожение?


Нет, такое понимание означает всего лишь некую ступень в развитии, но не совершенство.

Попытаемся найти определение совершенства, годное для любого уровня: индивидуального, коллективного, планетарного, вселенского.

Можно сказать, что совершенство будет достигнуто в том случае, когда восприимчивость на данном уровне в каждый момент времени будет соразмерна Силе, которая стремится проявить себя и с качественной, и с количественной стороны.

Это высшее равновесие.

Таким образом, нужно установить совершенное равновесие между воздействием, приходящим свыше, и ответной реакцией снизу; полное совмещение того и другого дает совершенное равновесие или Реализацию – реализацию в постоянном развитии.

«Лучше быть достойным, чем им казаться. Нам не нужны показные достоинства, если наша искренность совершенна. Под совершенной же искренностью мы понимаем такое внутреннее состояние, когда все наши мысли, чувства, ощущения и поступки выражают лишь одно – основную Истину нашего существа».

(«Воспитание личности», ст. «О наших соревнованиях»)

Когда вы совершенно искренни, вы постоянно прилагаете усилия, чтобы жить в соответствии с наивысшим идеалом своего существа, с истиной своего существа. Если в каждое мгновение своей жизни во всем, что вы думаете, чувствуете, делаете, вы стараетесь быть, насколько это возможно, в совершенном и полном согласии с этим идеалом или с этой истиной (если, конечно, она вам известна), то тогда вы достигли подлинной искренности. Если вам это, действительно, удалось, если вы в своих действиях руководствуетесь не эгоистическими побуждениями, не соображениями личного свойства, а внутренней истиной своего существа, другими словами, вы искренни совершенно и полностью, то для вас абсолютно безразлично, как о вас судят. В этом состоянии совершенной искренности вы не испытываете потребности казаться человеком высоких достоинств в глазах окружающих или добиваться их одобрения, потому что, когда вы находитесь в согласии со своим истинным сознанием, прежде всего вы чувствуете, что вам нет никакого дела до того, как вы выглядите со стороны. Воспринимают ли вас так или иначе, кажетесь ли вы человеком равнодушным, холодным, недоступным, гордым – все это не имеет значения при условии, повторяю, что вы совершенно искренни, другими словами, никогда не забываете, что цель вашей жизни – воплотить главную внутреннюю истину своего существа.


Не состоит ли совершенство в том, чтобы жить так, как угодно Божественному и только Ему одному?


Да, можно сказать и так, однако, если человек не искренен до конца, он очень легко обманывается на свой счет, и когда у него нет неприятностей и неудобств, он с уверенностью говорит себе, что живет так, как угодно Богу.

4 января 1951 г.

Мать читает статью «Трансформация» из книги «Воспитание личности» и дает пояснения:

Мы стремимся к всеобъемлющему преобразованию человека как вида, к его интегральной трансформации, включая и преобразование его физического существа, тела, и всей его жизнедеятельности.

В прежние времена под трансформацией понимали преобразование лишь внутреннего сознания. Тогда в первую очередь стремились открыть в себе глубинное сознание, отвергая тело и его отправления как нечто обременительное, бесполезное ради того, чтобы заниматься только внутренней работой. Шри Ауробиндо утверждал, что этого недостаточно: требование Истины состоит в том, чтобы и материальный мир принял участие в преобразовании, став воплощением глубокой Истины. Но некоторые люди понимали это в том смысле, что можно осуществить трансформацию физического существа и его деятельности, вообще не заботясь о том, что происходит внутри, естественно, это не вполне верно. Человек сможет приступить к работе над физической трансформацией – что является самым трудным делом – не раньше, чем его внутреннее сознание будет твердо, прочно утверждено в Истине, так что телесное преобразование станет окончательной стадией воплощения Истины, «окончательной», по крайней мере, сегодня.

Чтобы начать работу по трансформации, у вас должна быть восприимчивость, достаточная для восприятия воздействий высшей Силы; как мы уже говорили – это отправная точка, первое условие, необходимое для осуществления трансформации. Далее должно следовать изменение сознания. Это изменение сознания и его подготовку часто сравнивают с созреванием и появлением из яйца цыпленка: до последнего мгновения с яйцом ничего не происходит, никаких изменений нет, только после того, как птенец окончательно сформировался, полон жизни, клювиком он пробивает дыру в скорлупе и выходит на свет. Похожим образом протекает изменение сознания. Вы очень долго живете с ощущением того, что ничего с вами не происходит, что ваше сознание – все то же, более того, при сильном стремлении к цели вы почувствуете возрастающее сопротивление своей работе, как если бы вы пытались пробиться сквозь неподдающуюся стену. Но когда вы внутренне готовы, достаточно одного последнего усилия, одного удара «клювом по скорлупе» своего существа – и все раскрывается перед вами и вы оказываетесь на другом уровне сознания.

В статье этот процесс назван «революционным переворотом в основах сознания», то есть это полное и радикальное изменение сознания, его можно сравнить с тем, которое испытывает свет, проходя через призму или мяч, вывернутый наизнанку, что можно сделать лишь в четырехмерном пространстве. И поэтому, продолжая сравнение, можно сказать, что при таком изменении человек выходит за пределы «трехмерности» обычного сознания и вступает в область более высокого, «четырехмерного», и далее в пространство «бесконечномерного» сознания. Это отправная точка, исходный пункт, к которому нужно выйти, чтобы только начать путь трансформации существа. Если ваше сознание не сменит размерности, оно по-прежнему будет ограничено видением поверхностной стороны вещей и для вас останутся недоступными глубины реальности.

Есть здесь кто-нибудь, кто уже пережил этот опыт переворота в сознании и может по-французски рассказать, что он при этом чувствовал?


Х: У меня целый день была как будто боль в сердце. Следующим утром я проснулся с таким ощущением, как будто вышел из глубокой медитации, а все мои мысли, действия, казалось, управляются каким-то наблюдателем, находящимся рядом с моей головой. Речь моя до последнего слова была верна и точна.


Что это была за боль? Стеснение, резь, напряжение?


Это было так, словно что-то во мне воспринимало происшедшее как несчастье. Но за ночь все изменилось, и на другой день это неприятное состояние прошло.


Без сомнения, это было раскрытие вашего ментального существа влиянию высшего сознания, восхождение ментального сознания к высшему. Боль же и неприятные ощущения были вызваны, вероятнее всего, сопротивлением в области эмоционального витала, но ночью они исчезли, так как сознание поднялось в более высокую область существования.


Y: Находясь перед Шри Ауробиндо, я почувствовал острую боль. Я молил Шри Ауробиндо, чтобы он сделал что-нибудь для меня. И вдруг в одно мгновение боль превратилась в огромную радость.


Это был контакт с психическим существом.


Z: Я часто переживаю опыт восхождения сознания за пределы земли. Возникает ощущение, что попадаешь в мир, где все затруднения, все вопросы не то что разрешаются, а просто исчезают. Они утрачивают всякое значение. И все же это еще не то, что «переходить от знания к знанию».


У вас произошло раскрытие внутреннего существа божественному Присутствию в психическом центре, что позволяет вам во всякое мгновение жизни знать не только то, что нужно делать, но и почему и как это нужно делать, а также видеть истину самой сути вещей, скрытой за наружной стороной их существования. Вместо обычного видения, то есть видения поверхностного, причем настолько поверхностного, что, за редким исключением, его обладатель не способен, например, проникнуть в чьи либо мысли (обычно это стоит больших усилий, ведь вы способны видеть только поверхность, а не то, что за ней) – после внутреннего раскрытия и отождествления с божественным Присутствием в своем психическом центре вы вместо этого ординарного видения переходите к видению «изнутри кнаружи», когда внешнее становится для вас всего лишь искаженным выражением того, что вы видите внутри. Вы осознаете внутреннюю жизнь и формы существ, внешнее же их существование выглядит в той или иной мере деформированным выражением их внутренней истины. По этой причине я и говорю о радикальном и полном изменении основного равновесия в человеческом существе. Вы находитесь не «снаружи» мира, не воспринимаете его как нечто отчужденное, отстоящее от себя; напротив, вы «внутри» него и внешние формы видятся вам более или менее удачным представлением того, что «внутри» и что является для вас Истиной.

8 января 1951 г.

Мать читает статью «То, о чем постоянно должен помнить ребенок» из книги «Воспитание личности».

Вы говорите здесь о том, что нужно «всегда верить в окончательное торжество Истины». Но такая вера, кажется, очень отличается, а часто и вовсе противоречит тому, чему обычно учат в школах.


Верно. Обычно считается, что все в природе рано или поздно заканчивается плохо. Всем известны примеры, как приходили к плачевному концу те, кто в свое время добился огромного успеха; как люди, обладавшие некогда необычайными способностями, впоследствии утрачивали их; как народ, длительное время служивший образцом великолепной цивилизации, доходил до полной деградации и превращался в нечто до такой степени жалкое, что уж никто и не помнит, чем был этот народ когда-то. Создается впечатление, что вся история земного мира есть история поражений после побед, но не наоборот.

В действительности, в вопросах вселенского и божественного свойства нужно вселенское видение и божественное проникновение в суть вещей, чтобы понимать, как проявляет себя истина. Распространена пессимистическая точка зрения, согласно которой даже хорошее начало влечет за собой дурной конец, а слабость, лицемерие, ложь и злоба всегда побеждают. По этой причине люди, оценивающие мир мерками только собственной персоны, заявляют, что этот мир плох и нам нужно, порвав с ним окончательно, оставить его – и чем скорее, тем лучше. И были учители, проповедовавшие эти взгляды, но их учение показывает только узость их видения и соответствует масштабу их человеческой индивидуальности.

В реальности действия Природы подобны приливам и отливам: водная стихия то наступит, то отступит; но в результате это означает, что в жизни Вселенной и даже в жизни земного мира происходит поступательное движение вперед, хотя внешне временами и прерывающееся отступлениями назад. Но эти отступления всего лишь видимость, они подобны разбегу перед прыжком, когда вы отходите назад для того, чтобы оказаться дальше исходной точки.

Вы мне можете возразить: да, все это так, но как все-таки вселить в ребенка уверенность в конечном торжестве истины? Поскольку, изучая историю, деятельность Природы, он с неизбежностью придет к выводу, что далеко не всё и не всегда завершается благополучно.[7]


Нужно в первую очередь научить детей видеть проявления Божественного в мире, а не ту его сторону, где все приходит к дурному финалу.


Нет, если ребенок будет думать, что Божественное и мир – это разные вещи, то его представление о том, что все в этом мире заканчивается плохо, будет вполне оправданно.


Нужно дать детям понятие о божественной справедливости.


Но мы же ничего не знаем об этом, так как в современном мире эта справедливость неочевидна.

При более глубоком рассмотрении можно заметить, что продвижение вперед есть, что положение вещей в мире улучшается, хотя внешне кажется, что это не так. Для сознания немного выше обычного является совершенно очевидным тот факт, что всё зло – по крайней мере, то, что мы называем злом – все ложное, все, что противоречит Истине, всякое страдание, всякое препятствие развитию являются следствием нарушения определенного равновесия. Думаю, что это обстоятельство сразу же подтвердит каждый, у кого есть видение этого более высокого сознания. Отсюда можно сделать вывод о том, что неустойчивость не может служить основой мироздания, так как в этом случае мир давно бы прекратил свое существование. Верное чувство подсказывает, что у самых истоков вселенной опорой ей служит высшее Равновесие и, возможно, как мы недавно говорили, равновесие прогрессирующее, равновесие, представляющее нечто полностью противоположное всему, чему учат в школах, всему тому, что мы привыкли называть «злом». Но абсолютного зла не существует, есть зло частичное, какое-то нарушение равновесия в тех или иных пределах.

Все это можно объяснить ребенку очень просто; можно показать ему на материальных предметах, что если какой-либо из них не находится в равновесии, то он упадет, что только те вещи, которые сохраняют равновесие, остаются в устойчивом состоянии на длительное время.

У ребенка с самого раннего возраста следует развивать еще одно качество: ему должно быть внутренне неудобно, неловко за те или иные свои поступки, и притом это чувство должно возникать у него естественным образом, а не потому, что ему запретили так вести себя, и не из страха перед наказанием. Например, ребенок, со зла наносящий тот или иной вред товарищу, в обычном, естественном для себя состоянии в глубине своего существа будет чувствовать, что ему нехорошо, неприятно от того, что он сделал, так как это окажется в противоречии с его внутренней истиной.

Ибо какой бы ни была ваша образованность и что бы ни говорил вам ваш ум, в глубине существа есть чувство совершенного, возвышенного, истинного, которое вступает в болезненное противоречие со всем, что идет наперекор этой истине. Если ребенок не испорчен средой, если в его окружении нет дурных примеров, то есть он живет естественным, непосредственным отношением к миру, не подвергается сторонним внушениям, то он почувствует себя очень неприятно, когда сделает что-либо противоречащее этой истине своего существа. Именно на этом важном свойстве в дальнейшем должны быть основаны его усилия при движении по пути развития.

Дело в том, что если вы захотите взять за основу, например, какое-либо учение или доктрину, то в них вы ее не найдете, точнее, вы найдете не то, что ищете, поскольку в зависимости от времени возникновения, характера цивилизации и даже климатических условий предложенные вам учения будут отличаться друг от друга вплоть до полной противоположности, так что то, что в одном учении будет рассматриваться как благо, в другом, наоборот, будет выступать как зло, причем при доказательстве этих положений стороны не будут уступать друг другу ни в логике, ни в силе убеждения. Поэтому такие учения не могут быть взяты за основу вашего саморазвития. Всякая религия всегда пытается установить свою систему догматов и постулирует, что если вы живете в соответствии с нормами этих догматов, то вы живете по истине, если же нет, то живете во лжи. С точки зрения подлинного развития такой подход никогда не приводил к каким-либо достижениям, он порождал одну лишь путаницу.

У вас есть только один истинный руководитель при движении по духовному пути, он внутри вас и его руководство осуществляется не через ментальное сознание.

Естественно, если ребенок получает дурное воспитание, со временем он будет стараться все более и более уничтожить в себе эту частицу истины и порой это у него получается настолько хорошо, что он утрачивает всякую связь с ней, а значит, и способность отличать добро от зла. Именно поэтому я настаиваю на том, что уже с самого раннего детства нужно давать детям знания о существовании внутренней реальности, о том, что она есть у каждого из них, у нашей планеты, у вселенной – и каждый из них, и планета, и вселенная обладают бытием только благодаря этой истинной реальности; о том, что если бы ее не было, то ни один ребенок не смог бы прожить даже то краткое временя, что протекло со дня его рождения; если бы не она, все исчезало бы, едва появившись на свет. И поскольку именно эта истинная реальность является настоящей основой вселенной, естественно, в конечном итоге она и восторжествует; и все, что ей противоречит, не может существовать дольше нее, потому что она – это То, вечное начало в основе вселенной.

Речь не идет, конечно, о том, чтобы давать ребенку какие-то философские объяснения, но в нем вполне возможно пробудить и укрепить чувство внутреннего благополучия, удовлетворенности, а иногда и особенной радости, когда он поступает так, как ему подсказывает едва уловимая вибрация истины, что присутствует в нем и удерживает от совершения всего, что ей противоречит. Воспитание и обучение может строиться именно на таком внутреннем опыте. У ребенка должно быть развито понимание и ощущение того, что никакие его приобретения, достижения не останутся долговечными, если у него нет этой истинной удовлетворенности, которая одна обладает таким свойством.


Способен ли ребенок осознавать эту внутреннюю истину так же, как взрослый?


У ребенка в этом отношении все очень ясно, потому что его восприятие не осложняется словами или мыслями: есть то, отчего ему хорошо и легко, и то, отчего ему неприятно (это не обязательно радость или горе, они возникают в особых случаях). Восприятие этой внутренней истины ребенком намного отчетливее, чем восприятие взрослым, так как у последнего оно затуманивается работой ума.

Излагать ребенку какие-либо теоретические построения абсолютно бесполезно, так как, когда его ум достаточно созреет, у него найдутся тысячи доводов с ними не соглашаться, и он будет прав.

Тонкая вибрация истины у ребенка, о которой говорилось, – это божественное Присутствие в его психическом существе, оно есть также у растений и животных. У растений оно существует бессознательно, у животных сознание, способное воспринимать его, находится в зачаточном состоянии, у детей же оно может быть выражено вполне отчетливо. Мне известны случаи, когда дети осознавали в себе психическое существо в пятилетнем возрасте намного в большей степени, чем в четырнадцать лет, а в четырнадцать – в настолько же большей, чем в двадцать пять; особенно теряется связь с психическим существом, причем почти всегда и почти полностью, когда начинается школа, где прежде всего культивируется интенсивное ментальное воспитание определенного вида, отвлекающее внимание в сторону интеллектуальной части существа.

Если бы вы только могли понимать просто по глазам человека – будь вы опытны в таких наблюдениях – что происходит у него внутри!.. Говорят, что глаза – зеркало души; казалось бы, распространенная в быту поговорка и только, но, действительно, если в глазах не видно присутствия психического существа, то это означает, что оно где-то далеко внутри, заслонено массой вещей. Вглядитесь внимательно в глаза маленьких детей, в них вы увидите особый свет – люди называют такой взгляд открытым и честным – в котором столько истины и еще – удивление окружающим миром. Это удивление психического существа, которое обладает видением истины, но не много понимает в этом мире, так как оно очень далеко от него, на другом плане. По мере обучения, роста интеллекта и образованности этот свет в глазах ребенка потухает, и теперь в них можно увидеть самое разное: мысли, желания, страсти, злобу, но уже нет в них прежнего пламени, маленького, но такого чистого. Можно не сомневаться, что причиной тому – вмешательство развивающегося ментала и глубокое отстранение, отдаление психического существа.

Даже у ребенка с еще незрелым умом вы увидите отзыв на переданную вами вибрацию защиты, ласки, заботы, утешения. Но, например, у подростка четырнадцати лет, когда он учится в школе, воспитывается обычными родителями, которые дурно обращаются с ним, состояние и поведение определяются прежде всего умом, в характере появляется жесткость, психическое существо уходит на второй план. У этого ребенка уже нет отклика на такую вибрацию. Он как бы сделан из дерева или гипса.


Если проявления внутренней истины, божественного присутствия в психическом существе достигают такого высокого сознательного уровня у ребенка, тогда, наверное, уже нельзя называть его маленьким животным?


Почему нельзя? У животных иногда можно наблюдать очень сильные вибрации истины психического плана. У ребенка, естественно, психическое существо в большей степени сформировано и сознательно, чем у животного. Но я наблюдала за животными именно с целью понять, насколько велико в них влияние психического плана, и могу заверить вас, что редко мне доводилось встречать у людей достоинства, которые я находила у животных, простые скромные достоинства. У кошек, например; я много изучала их поведение; когда узнаешь их ближе, оказывается, что это удивительные животные. Мне известны случаи невероятной, но полной самоотдачи, преданности матери-кошки своим детенышам – люди говорят о материнской любви с восхищением, как будто это только человеческая привилегия, но я видела примеры, когда эта любовь у животных намного превосходит обычную человеческую. Я видела кошку, которая никогда не притрагивалась к пище, прежде чем котята не съедят сколько им потребно. Я была свидетельницей случая, когда кошка восемь дней пробыла рядом со своими детьми, не отходя от них ни по какой надобности, потому что боялась оставить их одних; или другого случая, когда кошка больше пятидесяти раз повторяла одно и то же движение, чтобы научить котенка прыгать со стены на подоконник, и надо добавить, что делала она это с заботливостью, пониманием и умением, которых нет, например, у многих женщин из необразованных слоев общества. Почему так происходит? Дело в том, что поведение животных не ментально и полностью определяется непосредственно инстинктом. Но что такое инстинкт? Его источник – присутствие Божественного в духе того или иного вида животных, а этот дух – психическое существо животных, коллективное психическое, не индивидуальное.

У животных я наблюдала проявления эмоциональности, привязанности, чувствительности, одним словом всех тех чувств, которыми так гордятся люди. Единственное различие состоит в том, что животные не способны говорить и писать о себе, и мы считаем их существами низшего порядка из-за того, что они не могут написать горы книг о своих переживаниях.


Когда маленьким я совершал плохой поступок, мне всегда бывало очень неприятно и я решал никогда не повторять ничего подобного. Но и мои родители тоже не упускали случая наказать меня, чтобы впредь я никогда не вел себя так. Почему? Ведь я сам уже решил больше не делать этого?


Никогда нельзя ругать ребенка. Меня обвиняют в том, что я говорю неприятности родителям! Но я же видела, что они делают, понимаете, и я знаю, что девяносто процентов родителей очень грубо обходятся с ребенком, который сам сознается в своей провинности: «Ты совсем не слушаешься взрослых, уходи прочь, я занят», вместо того чтобы терпеливо выслушать ребенка, объяснить, в чем состоит его ошибка и как нужно было поступить. И ребенок, который пришел с открытым сердцем, уходит с чувством глубокой обиды и недоумения: «Почему со мной так обращаются?»; тогда он начинает понимать, что и его родители не могут служить образцом (что, очевидно, соответствует истине в наше время), что и они могут быть не правы, поэтому он вполне обоснованно может сказать себе: «Почему он ругает меня, ведь он такой же, как и я!»

11 января 1951 г.

Мать говорит о человеческих качествах, приводимых в статье «То, о чем постоянно должен помнить ребенок» из книги «Воспитание личности».

«Быть скромным»

Это значит верно оценивать свои способности и возможности.

Обычно людям свойственно то и дело переходить от чрезмерно завышенной самооценки своих качеств к столь же чрезмерно заниженной, от чего они падают духом. Один день они говорят: «Я великолепен», а на следующий: «Нет, я никуда не гожусь и ни на что не способен». Как маятник, не так ли? Нет ничего более трудного, чем точно знать, что ты собой представляешь; не нужно ни умалять себя, ни преувеличивать своих достоинств, но следует знать, каковы пределы твоих возможностей и как тебе двигаться к поставленному перед собой идеалу. Есть люди, которые «мыслят масштабно», они воображают, что им все по плечу. Например, младшие офицеры, считающие, что могут выиграть любое сражение на свете, или мелкие типы, уверенные в своем превосходстве над всем миром. С другой стороны, я знала личностей со способностями, проводящих время в размышлениях о своей негодности и никчемности. Обычно две эти крайности сходятся в человеке. Точно же знающий, где он находится по своему положению и развитию и куда и как далеко он может пойти, – это редкость. Я не говорила здесь и не говорю о тщеславии, так как надеюсь, что оно не охватит вас при успехе.

Представьте себе, что оно есть даже у растений! Я имею в виду растения, которые человек выращивает сам для себя. Если вы выражаете им похвалу словами или чувствами, восхищаетесь ими, они «поднимают голову» – от тщеславия! То же самое и у животных. Расскажу вам одну маленькую забавную историю.

В Париже есть ботанический сад, но в нем, кроме растений, содержатся и животные. И вот там только-только получили великолепного льва. Естественно, его поместили в клетку. Он был взбешен своей неволей. В клетке была дверь, за которой он мог прятаться. И всякий раз, когда на него приходили посмотреть, он так и поступал. Я заметила это и однажды, подойдя клетке, заговорила с ним (животные очень чутко воспринимают ясную разговорную речь, они в самом деле слушают, когда с ними говорят). Я ласково говорила: «О, какой ты красивый, как жаль, что ты прячешься, нам так нравится смотреть на тебя…» И он слушал. Затем, мало-помалу стал коситься на меня, медленно вытянул шею, чтобы лучше меня видеть, вытянул лапу и, в конце концов, прижался носом к прутьям решетки, словно говоря: «Ну вот, наконец-то нашелся хоть кто-то, кто понимает меня!»

«Быть щедрым»

Здесь мы не будем говорить о щедрости в материальном смысле, которая, естественно, состоит в том, чтобы делиться с другими тем, что имеешь. Хотя и это качество нельзя назвать широко распространенным, так как когда человек приобретает богатство, он чаще думает, как сберечь его, чем что-то отдать. Чем люди богаче, тем скупее.

Нам нужно говорить о щедрости моральной. Что она означает? Например, радоваться успеху товарища. Смелый или бескорыстный поступок, самоотверженная жертва несут в себе красоту, которая доставляет вам радость. Можно сказать, что моральная щедрость состоит в умении признавать истинные достоинства и превосходство других по отношению к себе.

13 января 1951 г.

«Жизнь без цели всегда безрадостна и ничтожна».

Статья «Наука жить» из книги Матери «Воспитание личности»

Почему?


Если есть цель, то можно спокойно идти по пути, ведущему к ней.


Необязательно иметь цель, чтобы спокойно идти каким-нибудь путем. Сколько людей живут без всякой цели, преспокойно двигаясь по кругу повседневной рутины!


Достижение цели приносит радость.


Иногда, чтобы достичь цели, требуется целая жизнь, так что человек находит радость только в самом конце своей жизни!


Цель – это некий идеал, а движение к идеалу внутренне обогащает.


Это так, но идеал ведь может быть и сугубо материальным, а это не тот идеал, который приносит подлинную радость.


Цель придает жизни значение, смысл, а это предполагает усилие и как раз в усилии человек находит радость.


Совершенно верно. Именно усилие доставляет радость; у того, кто не знает, что такое усилие, никогда не будет радости. Законченные лентяи никогда ее не испытают – на радость у них не хватит энергии! Только если есть усилие, приходит радость. Оно вызывает в существе вибрацию определенной напряженности, благодаря чему вы способны чувствовать радость.


Но усилие, которое приносит радость, – это и то, что делается под давлением обстоятельств, и то, что вызвано стремлением к самосовершенствованию?


Вы смешиваете две стороны дела: физическую и психологическую. Совершенно очевидно, что действие, совершенное добровольно, и действие, обусловленное обстоятельствами, приведут совсем не к одним и тем же результатам. Известно, например, что те, кто подчиняет себя той или иной йогической дисциплине, часто постятся. Многие школы йоги требуют весьма длительных постов, и в этом случае люди держат пост с большой радостью, потому что таков их выбор. Но поместите того же человека в условия, когда еды мало, потому что ее не достать или нет денег, и вы обнаружите его в самом жалком состоянии, сетующим на эту «ужасную жизнь». В первом случае человек сам решает не употреблять пищи, во втором он не ест из-за безвыходности положения. Но добровольное решение – не единственная причина радости от усилия.

Только усилие, – и неважно в какой области – материальной, моральной, интеллектуальной, создает в существе вибрации, которые позволяют установить связь со вселенскими вибрациями, а это и приносит радость. Именно усилие выводит человека из инертного состояния, именно благодаря усилию возникает особая восприимчивость к влиянию вселенских сил. Источником спонтанной радости – даже у тех, кто не занимается практикой йоги, у кого нет духовных устремлений, кто ведет самый обычный образ жизни – является прежде всего взаимообмен между вашей и вселенской энергиями. Люди не знают этого и не смогут указать вам причину своей радости, но она именно такова.

Есть люди, которые подобны просто красивым животным – все их движения гармоничны, гармоничен расход энергии в организме, их усилия, произвольные, без всякого расчета, постоянно привлекают в существо нужное количество энергии и они всегда остаются в радостном состоянии, хотя бывает, что в их голове не возникает ни одной мысли, а в сердце чувства, они живут вполне животной жизнью. Я знала таких людей, это, действительно, были красивые животные. Красота, пластичность в движениях, полный баланс сил в существе – все это было свойственно этим людям; они тратили свою энергию несчетно и столько же получали. У них была связь с материальными вселенскими силами, благодаря чему жизнь протекала радостно. Возможно, они и сами не сказали бы, отчего живут в таком состоянии – их радость была настолько непроизвольна, что стала для них естественной, – но еще менее они были бы способны указать его источник, это были люди небольшого ума. Я знала людей, которые могли совершать нужное усилие (оно было не обдуманным и расчетливым, а делалось спонтанно) в любой области – материальной, витальной, интеллектуальной, всегда находя в нем радость. Например, человек садится писать книгу, он сосредоточивает усилие, которое вызывает в мозгу определенное напряжение, вызывающее новые мысли, – и в какой-то момент его вдруг охватывает радость. Бесспорно, что каким бы делом вы ни занимались, будь это даже самая обычная, материальная работа, как, например, подметание полов или приготовление пищи, если в необходимое для ее выполнения усилие вы вкладываете все, на что способны, то вы почувствуете радость, даже если дело противно вашей натуре. Когда вам очень надо что-то сделать, необходимое усилие получается у вас вполне естественным образом, оно концентрирует вашу энергию на том, что должно быть сделано, и это придает смысл вашей жизни. Старание сделать дело, и притом как можно лучше, обязывает вас к определенной самоорганизации, определенной концентрации энергии, потому что вы хотите сделать именно его, а не сотню других посторонних дел. Вот в этой-то концентрации, напряженности воли и есть источник радости. Это состояние дает вам возможность получать энергию взамен затраченной.

«Первый шаг в этом деле – составить себе ясное представление о состоянии и деятельности всего вашего существа».

Там же.

«Знать себя и контролировать себя» – что это означает?


Это означает осознавать свою внутреннюю истину, осознавать, что собой представляют различные части вашего существа и как они функционируют. Вы должны знать, почему в один момент вы делаете одно, в другой – другое, осознавать свои мысли, чувства, все свои поступки, все движения, как внешние, так и внутренние, пределы своих возможностей и т. д. Но знать себя недостаточно: это знание должно сопровождаться сознательным самоконтролем. Знать себя в совершенстве значит в совершенстве владеть собой.

И во всякое мгновение жизни нужно поддерживать в себе стремление к главной цели.

Никогда не рано начать и никогда не поздно продолжить этим заниматься. То есть даже в самом раннем возрасте можно приступать к самоисследованию, самопознанию и понемногу к самоконтролю. И даже если вы то, что называется «старый», вам много лет, не поздно приложить усилия, чтобы узнать и контролировать себя лучше и лучше. В этом и состоит Наука жизни.

Для самосовершенствования нужно прежде всего обладать самосознанием. Я уверена, например, что в вашей жизни неоднократно случалось так, что на неожиданно заданный вопрос о том, почему вы сделали то-то и то-то, вы непроизвольно давали ответ: «Не знаю». Или когда вас спрашивали: «О чем ты думаешь?», вы также отвечали: «Не знаю». «Почему ты устал?» – «Не знаю». «Почему ты весел?» – «Не знаю» – и так далее. Возьмите хотя бы и пятьдесят человек, задайте им неожиданно тот же вопрос о причине какого-либо их поступка, и все они – если среди них нет внутренне «пробужденного» – ответят, что не знают (я, разумеется, не говорю здесь о тех, кто прошел определенную практику самопознания и умеет проследить мотивы своего поведения до самых их корней; такие люди могут, естественно, собраться, сосредоточиться и дать правильный ответ, но и в этом случае только через некоторое время). Вы убедитесь, что дело обстоит именно так, если внимательно понаблюдаете за собой хотя бы в течение дня. Вы часто говорите что-то и сами не знаете, почему вы это говорите, только после того, как слова сошли с ваших уст, вы замечаете, что сказали не совсем то, что хотели. Например, идя на встречу с кем-либо, вы заранее готовите слова, которые собираетесь сказать, но как только вы оказываетесь в присутствии этого человека, вы не можете выговорить ни слова из задуманного или просто другие слова слетают у вас с языка. Можете ли вы сказать, насколько на вас повлияла атмосфера этого человека и помешала вам высказать то, что вы приготовили? Много ли людей способны это сделать? По большей части они даже не заметят, в каком состоянии находился собеседник и что именно оно не позволило им высказать приготовленное. Бывают, конечно, случаи совсем очевидные, когда вы видитесь с человеком в таком дурном настроении, что не можете спросить его ни о чем. О таких ситуациях я не говорю. Я говорю о ясном восприятии человеческого взаимовлияния: что воздействует на ваше существо, как и на что оно реагирует; обычно у людей этого восприятия практически нет. Например, человек может внезапно почувствовать беспокойство или прилив радости; сколько людей сможет сказать, почему это произошло? Распознавать такие вещи – трудное дело, это совсем не просто. Для этого нужно быть полностью «пробужденным», нужно постоянно находиться в определенном состоянии, состоянии очень внимательного наблюдения.

Есть люди, которые спят по двенадцать часов в сутки и утверждают, что в остальное время они «пробужденные»! А есть и такие, кто спит все двадцать, в остальное же время они «пробуждены» только наполовину!

Чтобы быть в этом состоянии внимательного наблюдения, у вас, образно говоря, повсюду должны быть расставлены антенны, которые соединены постоянной связью с подлинным центром вашего сознания. Вы всё фиксируете и всё организуете, таким образом, вас невозможно застать врасплох, сбить с толку, обмануть, и вы не будете говорить ничего, кроме того, что хотели сказать. Но сколько таких людей, для которых это состояние стало естественным? А именно его я имею в виду, когда говорю, что человеку нужно «стать сознательным». Если вы хотите извлечь наибольшую пользу из условий и обстоятельств, в которых вы находитесь, вам нужно быть полностью пробужденным; ничто не должно быть неожиданностью для вас, не следует делать или говорить что-либо, не зная почему. Это состояние должно поддерживаться постоянно.

Следует также понимать, что вы не являетесь изолированным существом, что жизнь – это непрерывный обмен энергиями, сознанием, вибрациями, всевозможными импульсами и движениями. В их поле поведение людей похоже на их же поведение в толпе: когда каждый проталкивается вперед, все целое движется туда же, когда целое отступает, каждый в нем пятится назад. То же происходит и во внутреннем мире с вашим сознанием. Всегда есть силы и влияния, которые воздействуют на ваше сознание и вызывают в нем ответную реакцию – так ветер перемещает газ в атмосфере, и если ваше сознание не в состоянии полной пробужденности, любая вибрация может проникнуть в него, и только когда она, войдя в него и прочно овладев вами, исходит вовне, как если бы вы были ее источником, вы замечаете ее. Ведь часто вы, сталкиваясь с людьми нервозными, раздраженными, в дурном настроении, сами поддаетесь нервозности, раздражению, дурному настроению, едва ли хорошо понимая их причину. Как получается, что в какой-либо игре против одних вы играете вполне удачно, а против других у вас ничего не выходит? А люди вполне спокойные, которым вроде бы неведома злость, – почему они вдруг впадают в бешенство, оказавшись в разъяренной толпе? И никто не знает, с кого начинается общее неистовство: какая-то волна прошла над толпой и унесла сознание людей. Просто есть те, кто способен дать ход соответствующей вибрации, остальные же отзываются на нее, безотчетно подчиняясь ей. И так во всем – и в большом, и в малом.

Чтобы сохранить свою индивидуальность в коллективной среде, нужно оставаться в полном сознании своего я. Какого «я»? Это – «Я», которое выше всякого смешения вибраций, то есть то, что я называю Истиной вашего существа. И до тех пор, пока вы не осознаете этой Истины, вы будете подвластны самым разным влияниям, вовсе не замечая этого. Огромное и постоянно действующее влияние на индивидуальную мысль оказывает мысль коллективная, коллективное внушение. И самое поразительное – люди не видят этого. Вы считаете, что вы думаете вот «так», но в действительности это коллективное множество думает «так». Массовое сознание по своему уровню всегда ниже индивидуального. Возьмите группу индивидов, приблизительно одинаковых по своим качествам и уровню развития, так вот, легко убедиться, что те из них, кто останется наедине с собой, будут, по крайней мере, на две головы выше тех из той же группы, кто окажется в толпе. Ибо в этой среде господствует смесь вибраций тьмы, бессознательного, и человек неминуемо соскальзывает в это бессознательное. И есть только одно средство избежать этого: становиться сознательным в отношении своего истинного «Я», все более и более сознательным и более и более внимательным.

Попытайтесь проделать такое маленькое упражнение: в начале дня скажите себе: «Сегодня я не буду говорить, не думая о том, что говорю». Вы-то считаете, что говорите именно то, что думаете! Это совсем не так, вы убедитесь не раз, что слово, которое вы не хотите говорить, уже готово вырваться у вас, и вам нужно употребить сознательное усилие, чтобы помешать этому.

Я знала людей, которые старались не говорить лжи, но, попав в общество, вдруг невольно начинали говорить неправду, у них не было ни малейшего намерения делать это, ничего подобного они не думали еще за минуту до своих слов, это вышло «так», само собой. Почему? Потому что они оказались рядом с людьми, для которых ложь была допустима, и, находясь в атмосфере лжи, они просто заражались этой болезнью.

Только так, понемногу, постепенно, действуя прежде всего с большим старанием, тщательностью и вниманием, вы становитесь сознательным, учитесь самопознанию и умению управлять собой.

15 января 1951 г.

«Правильного, безошибочного понимания себя можно достичь только в том случае, если мы, наблюдая самым внимательным образом за каждым своим движением, как внешним, так и внутренним, будем, образно говоря, предлагать все их на суд нашего наивысшего идеала с безусловной готовностью согласиться с любым его решением».

Там же.

Следует ясно осознавать причины движений своей внешней и внутренней жизни; дело в том, что в человеке сосуществуют противоречивые побуждения, какие-то влекут в одну сторону, какие-то в другую, из-за чего в жизни, очевидно, возникает хаос. Если вы понаблюдаете за собой, то обнаружите, что, когда ваши действия вызывают у вас беспокойство, смущение, ваш ум сразу же предоставляет вам подходящие для самооправдания доводы – он способен приукрасить все что угодно. В таких условиях самопознание дается с трудом. Нужна полная искренность, чтобы осуществлять его должным образом, и ясное видение мелких уловок лжи, изобретаемых ментальным существом.

Если вы только перебираете в уме разнообразные элементы своего поведения за день – как бывает, когда люди по много раз просто повторяют одно и то же, то далеко вперед вы не продвинетесь. Для того чтобы это мысленное повторение помогало вашему развитию, вы должны найти в себе то, что своим светом позволит вам быть судьей самого себя, это лучшая часть вашего существа, которая несет в себе и свет, и добрую волю, и настоящую любовь к прогрессу. Вы обращаетесь внутренним взором к этой части и перед ней, как в кино, пропускаете все, что вы делали, чувствовали, свои побуждения, мысли и т. д. в течение дня; затем пытаетесь найти соответствие между ними, то есть выяснить, почему за одним следовало другое. Вы как бы глядите на светящийся экран перед собой: что-то выглядит на его фоне приемлемо, не отбрасывая тени, что-то проходит с легкой тенью, а что-то создает черную неприятную тень. Все это должно делаться с полной искренностью и так, как будто вы играете в игру: в этих обстоятельствах я сделал то-то и то-то, чувствуя себя так-то и так-то; передо мной – мой идеал самопознания и управления собой, посмотрим, согласуются ли с ним мои действия. Если да, то от них нет тени на экране, он прозрачен и этими действиями дальше можно не заниматься. Если нет, то на экране возникает тень. Почему? Что было в них такого, что противоречит моему стремлению к самопознанию и умению владеть собой? Вы обнаружите, что в большинстве случаев такие действия вызваны влиянием бессознательного, и, соответственно, отметите их как несознательные, приняв решение в следующий раз попытаться в похожих условиях быть сознательным, прежде чем предпринимать что-либо. В других же случаях вы увидите, что ваши действия или мысли приведены к искажению вмешательством безобразных, мелочных побуждений черного эгоизма. Тогда вы сопоставите эти проявления с вашим «светом» и спросите у себя: «По какому праву эгоизм заставляет меня действовать, думать таким образом?» И вместо того, чтобы прибегать к угодливым объяснениям рассудка, вы будете искать и найдете в каком-либо уголке своего существа то, что думает в вас и как бы говорит: «Ну нет, я соглашусь на все, кроме этого». Вы увидите, что это в вас может говорить мелкая гордость, самолюбие, какое-то корыстное чувство и еще многое тому подобное. Вы внимательно рассматриваете все это в свете своего идеала и решаете, согласуется то или иное свойство, черта характера с вашими поисками и осуществлением этого идеала, сохранять это в себе или нет. Вы подставляете свету этот темный уголок, чтобы под его воздействием тьма исчезла. На этом «фильм» заканчивается, точнее, один эпизод, потому что это не конец фильма обо всем вашем дне и еще многое из этого дня должно пройти проверку светом. И если вы будете продолжать эту игру – потому что это действительно игра при вашем искреннем отношении к делу, то через полгода вы не узнаете себя: «Как! Неужели я был таким? Да это же просто невозможно!».

Так, проводя перед внутренним светом каждую деталь своей жизни, можно изменить себя и в пять, и в двадцать, и в пятьдесят-шестьдесят лет. При этом легко убедиться, что совсем не все элементы, не соответствующие вашему идеалу, нужно полностью устранять (таких, кстати, будет очень мало); их несоответствие возникает просто потому, что они занимают не свое место. Если вы перейдете к той внутренней организации всего состава вашего существа – ваших чувств, мыслей, побуждений и т. д., – где центром служит психическое, которое и является внутренним светом, то вы увидите, как внутренний хаос превратится в порядок, исполненный света.

Совершенно очевидно, что если аналогичную операцию провести на уровне нации или даже в масштабах всей планеты, то очень многое из того, что приносит людям несчастье, исчезнет, так как по большей части причина страданий в мире состоит в том, что составляющие его бытия находятся не на своем месте. Если организовать жизнь таким образом, чтобы в ней ничего не растрачивалось зря и все было бы на своем месте, страдания в большинстве своем ушли бы из нее. Один древний мудрец сказал, что зла не существует, есть только отсутствие равновесия, что не существует и ничего самого по себе плохого, просто вещи находятся не на своих местах. Если бы все было на своем месте у всех народов, во всем материальном мире, в действиях, в мыслях и чувствах людей, то они избавились бы от подавляющего большинства своих бед и мук.

Нужно уметь анализировать две вещи: сознание и инструментарий, посредством которого оно проявляет себя. Что в него входит? Это ментальное существо, формирующее мысли, эмоциональное существо, порождающее чувства, витальное существо, вырабатывающее энергию для действий, и физическое существо, которое осуществляет эти действия.

Если человек гений, то он способен, так сказать, из чего угодно сделать красивое благодаря своей гениальности; но дайте гению совершенные средства – и он создаст нечто в высшей степени прекрасное. У великого музыканта, например, и на дрянном пианино получится красивое исполнение, но дайте ему хороший, правильно настроенный инструмент, – и оно будет еще красивее. И в том, и в другом случае творчество осуществляется, естественно, одним и тем же сознанием, но для самовыражения ему нужны хорошие инструменты, из которых главные – воплощенные в теле ментальные, витальные, психические и физические способности.

Если физически вы плохо сложены и развиты, то даже при хорошей тренировке вам будет трудно, например, сделать гимнастику так же красиво, как ее сделает человек с лучшим физическим сложением. То же можно сказать и о ментальном развитии – у человека широкого ума, хорошо организованного, разнообразного, утонченного больше возможностей для самовыражения, чем у человека с посредственным или рассеянным умом. Поэтому вам необходимо прежде всего развивать свое сознание, привести его в соответствие с вашим идеалом, не пренебрегая в то же время инструментарием своего тела.

Рассмотрим пример. Предположим, вы находитесь в физическом теле и в состоянии сознания, согласном с вашим возвышенным идеалом. Вам ставится задача преподать ученикам школы урок из какой-либо области знания. Но даже если свет свыше, свет сознания с вами, то, тем не менее, возникает вопрос: когда вам предстоит объяснить классу что-то из науки, которой нужно обучить детей, тогда что для вас удобнее – обладать определенным запасом знаний или полагаться на вдохновение, рассчитывая, что оно позволит вам обойтись без такого запаса? Есть ли у вас личный опыт и каков он?.. Но как бы то ни было, вы прежде всего обнаружите, что в одни дни у вас все идет хорошо – вы красноречивы, ученики вас слушают и понимают с легкостью. В другие же дни объяснения вам не удаются, вас не слушают – потому что вы скучны и для других, и для себя. Это означает, что в первом случае ваше сознание бодрствует и сосредоточено на деле, во втором его состояние можно охарактеризовать как полусонное, и вы можете располагать лишь самыми поверхностными своими средствами. Но если запас знаний у вас есть, то и в последнем случае вы сможете что-то сказать своим слушателям; если у вас развитый, подготовленный ум, одним словом, хороший инструмент, полностью отвечающий при любой надобности вашим потребностям, и если у вас сделаны все нужные записи и подобраны все нужные понятия, то тогда всё у вас пойдет очень хорошо. Но если в голове у вас ничего нет и к тому же нет связи со своим высшим сознанием, то у вас нет иного выхода, как взять книгу и прочитать вслух то, что нужно для урока, то есть прибегнуть к помощи другого ума.

С этой же точки зрения можно проанализировать и спортивную игру, например. Точно также есть дни, когда у вас все получается, причем заранее вы никак особенно не готовились, но тем не менее вам все удается, если же вы к тому же предварительно поработали как следует, результаты вообще могут быть превосходными. С другой стороны, если вы сталкиваетесь с соперником, который тренировался серьезно, долго и упорно, без суеты и спешки и у которого неожиданно для вас окажется сильное стремление победить, то он выиграет у вас, несмотря на ваше стремление. Выигрыш будет на вашей стороне только в том случае, если ваше стремление будет намного выше стремления противника. Если же у него есть одна лишь техника игры, но нет сознательного стремления, а вы находитесь в полностью сознательном состоянии, то, очевидно, победа будет за вами, так как качество сознания обладает преимуществом сравнительно с качеством техники. Но одно не может заменить другого. Разумеется, то, что дает преимущество, важнее, но для того, чтобы достичь совершенства в игре, ваши нервы должны быстро реагировать на игровую ситуацию, ваши движения должны быть легкими и естественными и, наконец, вам должны быть известны все секреты игры. Таким образом, для игры требуется и сознание, и техника. Сознание, как компонент игры, выше техники, так как позволяет вам совершать нужное движение в нужный момент времени, но это не значит, что техника не нужна. И если вы стремитесь к совершенству в игре, вы не должны пренебрегать одним ее компонентом под тем предлогом, что обладаете другим.

Загрузка...