Глава 2 Мама. Уравновешенность и эмоциональное тепло

Самое главный материнский навык для воспитания счастливого ребенка – это умение находить баланс между тревогой и отстраненностью. Принцип золотой середины, умеренность вместо перфекционизма. Это та база, с которой начинается закладка психологического здоровья малыша.

Если бы всех матерей мира можно было бы расположить на линии от самых опекающих, жертвенных, идеальных до самых безалаберных, отвергающих и равнодушных, можно было бы сказать, что, несмотря на полную разницу в воспитательных подходах, отрицательные последствия для детей были бы и в том и в другом случае практически равны. Еще в середине прошлого века замечательный британский психотерапевт Дональд Вудс Винникот сказал: ребенку не нужна идеальная мать, это даже вредит, ребенку нужна “достаточно хорошая мать”, и этого вполне достаточно!

Как это понять? В попытке быть идеальной мать испытывает огромную тревогу и теряет спонтанность. Невозможно выполнить рекомендации из всех умных книг, предотвратить все сложности, невозможно все знать, всегда быть отдохнувшей, веселой. Очень важно понимать, что мы просто живые люди. Мама может безумно любить ребенка, но, если он кричит второй день, наряду с любовью мать может испытывать сильнейшее раздражение. Достаточно хорошая мать принимает это собственное раздражение. То есть она его отслеживает и не корит себя. Она беззлобно рычит: «ну что же тебе надо, дорогой, ты меня сейчас с ума сведешь», – и продолжает делать то, что необходимо делать для ребенка в данный момент. Именно принятие злости, разрешение себе быть злой дает возможность сохранить физическое и психологическое здоровье. Если неприемлемые чувства все время отрицаются, их удаление из зоны сознания занимает много энергии и лишает психику последних ресурсов устойчивости. Это делает мать уязвимой для импульсивных реакции и различного рода нервных срывов.

Мать – это просто обычный человек! Этим емким выражением и подытожим эту главу.


Что делать, если ты тревожная мать, пытающаяся быть идеальной?

Работа с тревогой – это длительный процесс, который зачастую занимает годы терапии. Но если попытаться ответить кратко, то делай следующее:

1. Найди в интернете ролики про гиперопеку и снятие тревожности. Смотри их и выполняй рекомендации. Тебе важно понять, почему это мешает ребенку, как именно ограничивает его в будущем. Наполнись мотивацией справиться со своей тревогой ради ребенка. Если в общих чертах определить этот вред, то, вырастая, твой ребенок рискует стать очень осторожным, зависимым от других. Ему будет сложно реализовывать свои мечты и верить в себя. Страдает самооценка (позже мы будем говорить об этом подробнее);

2. Отдели важное от неважного. Какие меры и ограничения действительно нужны, а какие чересчур. Это непросто, так как все меры предосторожности кажутся тревожной матери одинаково необходимыми. Возьми себе в помощники нетревожного зрелого детского доктора. Каждый раз перед визитом составляй список вопросов и, если не знаешь, что делать, делай то, что делает подавляющее большинство. Если все выходят гулять зимой до определенной температуры, принятой в твоем регионе, и ты выходи. Если вводят в прикорм ребенка с такого-то срока фрукты и овощи, и ты пробуй. Если норма использовать кондиционер в квартире с младенцем, и ты делай это. Не ищи примеров из серии «как одна девочка сделала то-то и то-то, и произошло страшное…». По любой теме ты найдешь тысячу страшных фактов. А это вообще не то, что тебе нужно;

3. Ищи мам-пофигисток, у которых трое здоровых детей с удовольствием возятся замызганные в песочнице, пока она спокойно сидят и ест мороженное на скамейке. Дружи с такими;

4. Не смотри и не читай никаких плохих историй про детей и вообще про жизнь. Никогда. Просто запрети себе это. Не забивай свой мозг негативом. Лучше почитай рекомендации по развитию ребенка данного возраста;

5. Не зависай на многочисленных форумах под названием “Тревожные матери пугают друг друга”. Поверь мне, тебе туда не надо. Выбери двух-трех толковых педиатров из интернет-пространства и подпишись на их блоги.

6. Найди психолога, поработай с ним. Если такой возможности нет, читай книги. Включайся в бесплатные и платные марафоны. Ищи видео-курсы. Просто каждый день задавай вопрос: что я сегодня сделала для изменения себя?

7. Развивай в себе веру и здоровый фатализм. Выбери любую религиозную конфессию, которая близка тебе, и раздели с богом ответственность за ребенка. Если нет веры в бога, обратись к вселенной, пространству мирозданья, высшим силам. Главное – поверь, что ты в этом мире не одна. В момент, когда ты в это действительно поверишь, ты ощутишь невероятную силу в каждой клеточке своего тела.


Если ты безалаберная мать:

1. Развивай навыки самоорганизации. Обязательно пиши список дел на день. Отслеживай, какие пункты даются с трудом. Старайся определить тайминг дела. Не просто погулять, убрать, приготовить. А с какого по какое время ты будешь это делать. Время начала и время конца. Даже если ты не смогла начать вовремя, старайся выдержать определенную длительность, например, уложиться с уборкой в 45 минут.

2. Следи, чтобы дело было доведено до конца. Не начинай нового дела, пока не доделала предыдущее. Начало запоминается лучше. Например, протереть младенца салфеткой мы помним, а выбросить ее в мусор нет. Поставить кастрюльку в раковину помним, а помыть нет. Завершение начатого экономит нашу энергию. Незаконченные дела принято сравнивать с открытыми окнами на компьютере. Чем больше незакрытых окон, тем медленнее работает устройство.

3. Поверь, что стать организованным можно! Это просто требует времени и старания. Это формирующийся навык. Вспомни, как много ты не умела раньше, а со временем научилась. Помни: от твоих сегодняшних усилий зависит твое будущее. Чтобы твой ребенок дарил тебе в будущем радость, а не проблемы, сейчас надо подсобраться.


Упражнение «Три водопада» (авторская техника).

Показания. Уменьшение уровня тревожности и общего напряжения. Кроме этого, показанием для данного упражнения могут быть любые другие варианты эмоционального перенапряжения. Страхи, наличие навязчивых симптомов (мыслей или действий), мышечные зажимы, отсутствие внутренней энергии. А также любые варианты психосоматических расстройств.

Примечание. Данная техника основана на работе с образами, методике психотерапии по методу Символдрамы, которую разработал в середине прошлого века немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (учебник Введение в основы психотерапии по методу Символдрамы Я.Л.Обухов). Методика не предполагает самостоятельного использования. Эта вставка скорее для специалистов психологов. Работа с образом – это глубинное погружение, и делать подобные практики всегда лучше в рамках профессионального сеанса психолога. Самостоятельное выполнение, как правило, не дает нужного эффекта. Так же как, например, самомассаж никогда не будет равен полноценному массажу, проведённому профессионалом.


Инструкция.

Этап 1 Расслабление. Человек сидит в удобном кресле или лежит на кушетке. Необходимо закрыть глаза и расслабиться. Почувствовать, что все тело становится мягким, теплым, полностью расслабленным.

Этап 2. Образ. «Попробуйте представить себе три водопада, которые находятся рядом в одном живописном месте. Но это не простые водопады. Первый смывает всё ненужное, всё то, что хотелось бы смыть с тела, с души. Очищает. Второй, может восстановить баланс в теле в душе, гармонизирует. Третий, может зарядить энергией. К каждому из водопадов есть удобный подход. Как выглядит это место?..»

Далее беседа строится по классической Символдраматической схеме. А именно, сидящий закрытыми глазами человек рассказывает психологу все то, что ему представляется, а психолог мягко сопровождает этот процесс, задаёт открытые уточняющие вопросы.

Что нужно спросить?

• Опишите это место?

• Какие чувства оно у вас вызывает?

• Чего бы хотелось в образе?

• А могли бы вы подойти к первому водопаду и воспользоваться им? Я знаю, что туда есть удобный подход. Какая вода в этом водопаде?

• Какой она температуры, какая на ощупь?

• Могли бы вы воспользоваться этим водопадом? Это очищающий водопад, он способен смыть всё ненужное с тела, с души, оставить человека свежим и чистым. (Уже сам человек выбирает, как он будет взаимодействовать с воображаемой водой. Кто-то хочет умыться, кто-то подставить руки, кто-то попить. Для кого-то очень важно смазать те участки тела, которые болят или нездоровы. Кто-то прямо чувствует, как вода смывает, уносит тревожные мысли. Ему хочется подставить голову, ощутить свежесть воды. Кто-то ощущает, как вода растворяет камень, лежащий на душе. Время пребывания и способ взаимодействия выбирает сам человек)

• Если вы достаточно побыли здесь, то можно подойти ко второму водопаду. Этот водопад способен восстановить равновесие в теле, в душе, вернуть гармонию. Какая вода здесь?

• Чего бы хотелось здесь? Какая здесь вода? Какие ощущения? Побудь здесь столько, сколько захочешь.

• Когда будет достаточно, ты можешь пойти к третьему водопаду. Это водопад, способный дать энергию. Как выглядит он вблизи? Какая вода здесь? Как можно было бы воспользоваться этим водопадом?

• Что бы хотелось сделать на прощание? Выбери место, где ты мог бы побыть, перед тем как попрощаться с образом.

• Чего бы хотелось в завершение?

• Должно ли ещё что-то произойти в образе?

• Выберите момент и попрощайтесь с образом.

• Крепко-крепко потянитесь и откройте глаза.

Этап 3. Беседа после образа. После образа предполагается короткая беседа об эмоциональном состоянии человека. Психолог спрашивает, что человеку представилось ярче всего в образе? Что было самым приятным? Было ли что-то неприятное? И предлагает нарисовать любой момент образа. Рисунок является отдельной частью символдраматической работы. Он нужен для продолжения внутренней работы.

Образ можно повторять. Перемежать другими техниками работы с внутренним напряжением.

Следует сказать, что в Символдраме есть большое количество разных техник. Какие-то из них не предполагают анализа и интерпретации после образа. Как, например, вышеописанное упражнение «Три водопада». Другие дают много диагностической информации, здесь нужен детальный разбор и анализ. Работа с глубинными образами требует определённой подготовки. Надо уметь управлять образом. Обладать базовыми навыками интерпретации символики.

Загрузка...