Часть 1 В начале пути

Три креста

Анемнясево получило статус села совсем недавно, в 2016 году, после того, как в нём построили церковь во имя родившейся и жившей здесь святой блаженной Матроны Беляковой. А до этого Анемнясево было деревней, жители которой относились к приходу Пятницкой церкви села Шеенки[1]. По расположению улиц Анемнясево похоже на букву «Т». Издревле в деревне было три улицы. Слева, при въезде, – Сенная. По ней привозили накошенное в лугах сено. А улица справа называлась очень необычно – Африка. По преданию, когда-то один зажиточный крестьянин, после сезонных зимних заработков в Москве купил и привёз в свой дом ради забавы маленькую обезьянку. С тех пор улицу, на которой жил этот крестьянин, стали называть Африка.

Блаженная Матрона (Матрёна Григорьевна Белякова) родилась 6 ноября 1864 года на улице Горшечной, центральной улице Анемнясева. Казалось бы, самое обыкновенное название – Горшечная. Но нет, хранит оно некую тайну. Ведь никаких горшечников в селе никогда не было. Откуда же такое название?

Вот что об этом поведал старейший Касимовский и Клепиковский краевед Николай Федин. «Я родился в 1928 году в Анемнясеве на улице Горшечной. Откуда такое название? Дело в том, что по этой улице молодожены проезжали в Шеенки, в церковь для венчания. А выезжая из Анемнясева разбивали при дороге горшки, на счастье… Такая вот шутливая традиция у нас была.

Дом Беляковых на Горшечной я помню. Большой пятистенок, срубленный из толстых сосновых брёвен. Три окна выходили на улицу, а два окна были сбоку. А перед домом, слева, крыльцо было. Такие дома строили себе довольно зажиточные крестьяне. Я предполагаю, что Матрёнушкин отец работал пильщиком, то есть распиливал брёвна на доски и брусья. Тогда только пильщики могли позволить строить для себя большие дома. Да и семью он должен был содержать большую – шесть дочерей и два сына. Правда, три девочки умерли. Матрёша по счёту была четвёртой. Детей кормить надо было, одевать, обувать. На это деньги требовались. Работа пильщика была денежная, но очень уж тяжёлая. Потому Матрёшин отец должен был обладать большой силой. Но в её житии пишется, что родители Матроны – Григорий и Евдокия – были какими-то «хилыми и недоразвитыми». Это вполне могло быть. Не знаю, как насчёт Матрёшиной мамы, но её отец, вернее всего, пил. Тогда все пильщики, имея деньги, расслабляясь после тяжёлой работы, позволяли себе много поесть и крепко выпить. Даже поговорка в округе была такая: «Ест и пьёт, как анемнясевский пильщик». Вот, наверно, и допился Матрёнушкин отец до того, что стал выглядеть хилым и недоразвитым. А может, и заболел чем-либо и хозяйство своё забросил, поэтому в книгах о Матроне и пишется, что Беляковы «хозяйство вели кое-как».

Загрузка...