Св. Павел в древнейшем новозаветном тексте говорит об исполнении предсказания: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4, 4–5). Он представляет Марию Матерью Сына Божия и Матерью Спасителя; Ее призвание Богом тесно связано с полнотой времени и со спасением, совершенным Ее Сыном.
«Когда пришла полнота времени…» Полнота времени – это высший и центральный момент в Божественном замысле спасения. Божественный план спасения на языке Библии называется домостроительством спасения. Св. Павел называет его таинственным замыслом, от века сокрытым в Боге (Еф 3, 9). Этот Божий замысел-план содержится в гимне, посвященном «тайне домостроительства» (Еф 1, 3-14). И II Ватиканский Собор определяет этот Божественный замысел так: «Богу в Его благости и премудрости угодно было явить Самого Себя и открыть тайну Своей воли (ср. Еф 1, 9), в которой люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют во Святом Духе доступ к Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср. Еф 2, 18; 2 Петр 1, 4). Но явленная в этом Откровении глубочайшая истина и о Боге, и о спасении человека сияет нам через это Откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего Откровения» (DV 2). Отцы Собора, размышляя об источниках Откровения, просвещенные Святым Духом, учат, что начинатель Божественного домостроительства – Сам Бог, возжелавший открыться человеку и явить замысел (или домостроительство) спасения. Замысел этот – замысел любви. Ибо Бог открылся в «любвеобилии» и обратился к людям как к друзьям, ведя с ними диалог: «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 3, 3–4). Папа Павел VI называет этот диалог Откровения беседой Христа с людьми.
Осуществление Божия замысла спасения во времени называется историей спасения. План спасения воплощается во времени в словах и делах, внутренне связанных между собой. Откровение слова Божьего объясняет спасительный смысл дел. Богу, Который открывается в слове, человек отвечает верой. «Богу, дающему Откровение, нужно принести послушание веры (ср. Рим 1, 5; 2 Кор 10, 5–6), которым человек свободно и всецело предает себя Богу, принося «полное подчинение разума и воли Богу, открывающему Себя» и добровольно принимая данное Им Откровение; чтобы проявить такую веру, необходима благодать Божия» (DV 5).
Священную историю спасения можно разделить на два периода: время приготовления, предсказания, обетования – время Ветхого Завета, и время осуществления, исполнения – время Нового Завета. В течение первого периода Бог, Господь истории, шаг за шагом вел ветхозаветный народ навстречу Христу и Евангелию; второй период – это время Христа, освободившего людей от «рабства греху» через Свои страдания, смерть и воскресение, основавшего Церковь и давшего ей Святого Духа. Средоточие всей священной истории – пришествие Христа, Его жизнь, смерть и воскресение ради спасения мира. Эту сердцевину истории св. Павел называет «полнотой времени». О ней прекрасно говорит св. Иоанн: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин 3, 16–17). Отличительная черта «полноты времени» – личностный дар Отца, Его Единородный Сын. Этот дар – дар Отчей любви. Сын послан как дар с целью спасения, приобщение к жизни вечной. Тот же дар Отца в «полноте времени» св. Павел показывает и по-другому. Он заключается в искуплении от рабства у Закона, в богосыновстве, в ниспослании в наши сердца Святого Духа, молящегося в нас: «Авва, Отче» (Гал 4, 4–7) и, наконец, во вверении нам наследия Божия. Мы участвуем в этих благах, данных нам Отцом, через веру и крещение (Гал 3, 26–29), которые делают из нас сынов Божиих в Сыне и братьев во Христе.
Очень глубокое толкование «полноты времени» дал Иоанн Павел И: «Эта “полнота” указывает на предназначенный от века момент, когда Отец послал Сына Своего, “дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин 3, 16). Она означает блаженное мгновение, когда Слово, бывшее у Бога, стало плотью и обитало с нами (Ин 1, 1.14), став нашим Братом. Полнота эта означает мгновение, когда Святой Дух, изливший на Марию из Назарета полноту благодати, образовал в Ее девственном чреве человеческую природу Христа. Полнота эта определяет момент, в котором, посредством вхождения вечности во время, оно было искуплено и, исполнившись тайны Христовой, непреложно сделалось “временем спасения”. Наконец, эта полнота означает таинственное начало пути Церкви» (RM 1). О, воистину святое и блаженное время, святой и блаженный час! Время исполнилось Христом благодаря тому, что Мария зачала от Святого Духа. Поэтому «Матерь Искупителя занимает вполне определенное место в замысле спасения…» (RM 1). Великий дар Своей любви дал нам Отец через Марию: «…Бог послал Сына Своего, Который родился от жены» (Гал 4, 4).
Богородица присутствовала не только в полноте времени, когда Отец одарил нас величайшим даром – Своим Сыном, но Она также присутствует во всей священной истории. Отцы II Ватиканского Собора, с верой внимая словам Писания (DV 1), увидели Матерь Иисуса в домостроительстве спасения. Это убеждение отразилось в названии II параграфа VIII главы Конституции о Церкви, главы, посвященной Матери Иисуса: «Об участии Пресвятой Богородицы Девы в домостроительстве спасения». Жена, Матерь Спасителя, была включена в Божественный план спасения; более того, Она сознательно и деятельно участвовала в осуществлении этого плана.
В ветхозаветной истории Бог постепенно подготавливал пришествие в мир Христа-Спасителя. Уже тогда в священных свидетельствах Откровения вырисовывался образ Матери Спасителя. Бог, изгоняя из рая прародителей, как напутствие, дает им обетование и утешение: «И вражду положу между тобою (то есть змеем искусителем) и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15). Это значит, что когда-то придет жена, которая через своего Сына-Спасите-ля победит сатану, сокрушит его главу. Этой предсказанной женой, как видно из последующего, полного Откровения, должна была быть Матерь Иисуса. Это первое ветхозаветное пророчество называют Первоевангелием, то есть первым благовествованием спасения. Первая жена – Ева, поддавшаяся искушению сатаны, – была названа «матерью всех живущих» (Быт 3, 20), новая Ева – Мария – заслуживает имени «Матерь всех верующих».
Прародители потеряли блаженство и дружбу с Богом (Быт 3, 23) и с печатью греха на челе отправились в юдоль слез. Однако они не были лишены надежды и обетования. Предсказание Первоевангелия углубят израильские пророки (ср. Ис 7, 14, Мих 5, 2).
По прошествии многих веков ожидания и томления пришла полнота времени. Божественный замысел спасения вступает в последнюю стадию осуществления. Именно тогда «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены». В момент ниспослания Отцом Сына в мир времена замысла Божия достигают своей полноты. Это значит, что наступает заключительный этап этой истории. У вершины замысла спасения находится Дева Мария. Через Ее материнство Сын Божий, извечно у Отца, входит в человеческую историю. Это та Жена, что облекла Его в нашу плоть и дала Ему нашу кровь (Евр 2, 14). Определение «рожденный от жены» в свете Ветхого Завета (Иов 14, 1; 15, 14) и литературы иудаизма обозначает немощность и унижение человеческой природы. Употребляя это выражение, Павел подчеркивает уничижение и смирение Сына Божия, ставшего человеком. Это другой образ кеносиса – уничижения Христа (ср. Флп 2, 5–8). От Марии и в Марии начинается это новое время – с момента, когда Сын Божий воспринял от Нее человеческое естество, чтобы через тайну тела освободить человека от греха. Мы робеем перед лицом тайны превознесения Марии. Бог восхотел, чтобы пришествие Его Сына упредило согласие Той, Которая предназначена быть Матерью, чтобы, подобно тому как женщина стала причиной смерти, женщина же сделалась причиной жизни. Мария с готовностью согласилась с Божиим замыслом (Лк 1, 38); с момента призвания Она деятельно участвует в совершении нашего спасения. И так будет продолжаться всю Ее жизнь. Сразу после Рождества Она явит своего Сына радующимся пастухам и волхвам (Лк 2, 9.20, Мф 2, 1-12). А когда Она принесет Его в Храм и совершит жертву бедных, то услышит скорбное предсказание Симеона (Лк 2, 33–35), что Ее Единородный будет предметом пререканий, а душу Ей самой пронзит оружие. Потом Она появится в очень знаменательный момент в начале общественного служения Господа Иисуса, на браке в Кане (Ин 2, 1). Движимая состраданием, Она Своим ходатайством дала начало знамениям и чудесам (Ин 2, 11). Наконец, не без Божия произволения, Она стояла при кресте, «глубоко страдала со своим Сыном Единородным и материнским сердцем приобщалась к Его жертве, согласившись с любовью на заклание Жертвы, от Нее рожденной» (LG 58).
В этом древнейшем тексте Нового Завета св. Павел говорит не только о «полноте времени», о Начальнике спасения – Боге, Который «послал Сына Своего», «Который родился от жены», и о роли Марии в этом Божием начинании – но также и о цели такого спасительного вмешательства Бога в историю: «чтобы искупить подзаконных». Эта цель, касающаяся нас, людей, двойная: освобождение от рабства у греха и Закона и усыновление.
Отрицательная цель спасительного вмешательства Бога через Христа заключается в искуплении людей из рабства у Закона и греха. Для обозначения этого освобождения св. Павел использует глагол «искупить». Этот глагол ассоциируется с понятием выкупа кого-то или чего-то путем внесения какой-то денежной суммы владельцу. В греческом небиблейском языке он означает освобождение рабов или пленников после внесения за них выкупа. Деньги вручались хозяину раба. Перенося это значение в библейское богословие спасения, некоторые Отцы считали, что Новый Завет понимал искупление как выкуп пленника или раба посредством внесения выкупа владельцу. Поскольку человек был рабом греха и сатаны (Рим 7, 14), сам он не мог заплатить цену своего освобождения, а сделал это Христос-Искупитель, освобождающий грешника. А так как грешный человек был в рабстве у сатаны, то Христос заплатил дьяволу цену этого выкупа (согласно Оригену, св. Амвросию и св. Августину).
Что нам думать о таком истолковании искупления человека из рабства? Во-первых, нужно заметить, что в Новом Завете нигде нет указания на то, кому Христос дал выкуп, избавляя человека. Далее, сотериологические понятия Нового Завета необходимо истолковывать не просто в свете греческого языка, но языка Ветхого Завета, то есть Септуагинты. Ветхозаветные слова «искупить», «выкупить», приобретая религиозное звучание, теряют понятие платы за искупление. Бог искупает Свой народ, освобождает его из рабства, никому никакого выкупа не платя. Он делает это по Собственной воле и даром. Он – Господь всего и всех, а потому Он не должен никому и ничего. Он спасает по любви (Исх 6, 6–7, Втор 7, 8), беря Израиль как возлюбленный удел, заключая с ним союз любви (Исх 19, 4–8).
В этом контексте и нужно понимать глагол «выкупить», «искупить» из Гал 4, 4. Иисус Христос искупил человеческий род подобно тому, как Господь искупил Израиль; Он сделал это по Своему почину и из любви (Гал 2, 20; Еф 5, 2, 25; Ин 15, 13; 1 Ин 3, 16). Благодаря искуплению из рабства Израиль стал возлюбленным наследием Бога; человечество, искупленное Христом, было избавлено «от всякого беззакония» (Тит 2, 14) и очищено «как народ особенный, ревностный к добрым делам» (там же). Хотя искупление и имеет положительный смысл, но оно не совершилось безболезненно и легко. Христос искупил нас не кровью жертвенных животных, но Своею кровью (Евр 9, 9-14). Это была цена нашего искупления. Эту истину прекрасно выразил св. Петр: христиане «не тленным серебром или золотом искуплены, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петр 1, 19). Пролитие собственной крови – это не выкуп, но акт величайшего послушания воле Отца (Флп 2, 8; Евр 5, 8; 10, 5-18) и любви к Отцу и людям. Св. Павел часто повторяет: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 5, 1–2; Гал 2, 20). Смерть Иисуса как дело величайшей любви и послушания стала средством нашего искупления.
Искупление кровью Иисуса состояло не только в освобождении из рабства у греха и Закона – «ты уже не раб», – но также и в том, что искупленный становится сыном Божиим. Это совершает Дух Сына, ниспосланный в сердце раба греха во время крещения. Именно поэтому апостол называет Святого Духа «Духом усыновления» (Рим 8, 15, 23). Освобожденный уже не раб, но сын. В качестве сына ему принадлежит право наследования; он также может обращаться к Богу с прекраснейшим словом «Авва, Отче». Эту уменьшительно-ласкательную форму слова «отец» («папочка») употребляют маленькие дети, обращаясь к своим земным отцам. Призывание Бога с помощью такого слова во времена Иисуса должно было быть признано кощунством по отношению к священному имени Бога. Христос, так обращаясь к Отцу в молитве, преодолел огромную дистанцию, которая разделяет Бога и людей. Он заповедал молиться так и своим ученикам: «…когда молитесь, говорите: Отче…» (Лк 11, 2). Усыновленный имеет право на наследие Отца. Благодаря искуплению Иисусом Христом, родившимся от жены, мы вышли из состояния рабов и обрели свободу чад Божиих. Освободившись от власти сатаны, мы перешли в Царство Христа (Кол 1, 13–14; 2, 15; Евр 2, 14), из рабства у смерти – в жизнь (1 Кор 15, 26). Мария, будучи Матерью нашего Освободителя, заслуживает не только имени «Матерь Искупителя», но также имени: «Матерь нашей свободы».
Каким образом нам нужно ответить на это великое дело спасения? Ответ подсказывает апостол: а) За столь большую любовь Христа мы можем отплатить только любовью: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 19–20). Послание к Ефесянам в спасительной любви Христа усматривает источник братской любви (Еф 5, 1.25.28: ср. 1 Ин 4, 7-21); б) Грех – рабство человека (Рим 6, 6; 7, 14.23; 8, 21; Гал 5, 8), это рабство следует понимать в богословском и экзистенциальном смысле; грех, вожделение, греховные привычки порабощают человека. Раб греха беден и несчастлив (особенно это заметно в случае греховной зависимости, например пьянства, наркомании). Несчастны и его близкие. Иисус Христос освободил нас из этого рабства, но доколе мы живем на земле, мы снова можем попасть в плен (Гал 4, 9; 5, 1). В современном мире соблазнов гораздо больше, чем было раньше.
На трудном пути разумной свободы нам постоянно необходима благодать Божия, сила Его Духа, заступничество святых и поддержка братьев. Особую роль здесь может сыграть Матерь нашей свободы, Дева Мария, избавленная от рабства у греха с момента зачатия, ради будущих заслуг Ее Сына, Спасителя мира. Она навсегда останется недостижимым примером того, как можно пользоваться свободой. Предадим же в Ее материнские руки нашу свободу, поведаем Ей о нашей зависимости словами молитвы движения «Свет – Жизнь»:
«Мария Непорочная, Утренняя Звезда свободы. Ты первая среди людей приняла Свет мира, Иисуса, и последовала за Ним, предав Ему с послушанием и любовью всю Свою жизнь, даже до креста.
Ты видишь мое порабощение. Надо мной часто властвует тьма заблуждений, невежество, соблазны воображения. Я все еще живу для себя, в плену гордыни и самолюбия.
Освободи меня, испросив благодать пребывать мне вместе с Тобой в едином Свете, в Иисусе, Который знает, кто я такой, чего хочет от меня Отец и что мне во благо.
Освободи меня, испросив силу преодолеть мне эгоизм в принятии креста и в жизни ради Света, ради Бога и ради братьев в бескорыстном служении и любви.
Сподобь меня, дабы воссиял во мне свет и забил источник жизни. Помоги мне познать истину, которая сделает меня свободным, и следовать за Христом, чтобы я не ходил во тьме, но имел свет Жизни. Аминь»
(о. Франциск Блахницкий).
Для осуществления Божественных замыслов спасения Бог избирает, призывает и посылает конкретных людей. Так было в Ветхом Завете (Быт 12, 1–4; Исх 3, 1-22; Суд 6, 1-24; Ис 6, 1-10; Иер 1, 4-10) и в Новом Завете (Мк 1, 16–20; Мф 4, 18–22; Ин 1, 35–50; Деян 6, 1-19; 22, 3-21; 26, 12–19). Мария тоже была призвана к особому служению в истории спасения. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к ней сказал: радуйся… вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…» (Лк 1, 26–31).
С образом Благовещения мы знакомы с детства. Об этой тайне напоминает ежедневная молитва «Ангел Господень»[3]: «На “Ангел Господень” зовет благовест…
Звон колокольный несется окрест» (К. Тетмайер). Сколько раз мы старались проникнуть в эту тайну, перебирая четки и читая Розарий[4]. Эта тайна вдохновляла многих художников. Достаточно пройтись по большим и маленьким музеям Италии, Испании или Франции, чтобы убедиться в этом. Среди шедевров по тонкости и красоте не имеет себе равных «Благовещение» Беато Анджелико из монастыря Св. Марка во Флоренции. Какое богословское содержание кроется в этой картине? Каков глубочайший смысл Благовещения? Благовещение – это Откровение Бога Марии, бедной и смиренной девушке из Назарета (Лк 1, 48; 2, 7.24). Поэтому Благовещение нужно поставить в один ряд со всеми призваниями и Ветхого и Нового Заветов. Как можно обосновать, что Благовещение – это одновременно и призвание?
Во-первых, об этом свидетельствует то, что Бог посылает Ангела Гавриила к «Деве, обрученной мужу» (Лк 1, 27). В изложении Луки Ангел был послан «от Бога». Предлог «от» (греч. аро) указывает на источник, на происхождение миссии. Источник же этот – Сам Бог. В библейских повествованиях ангел является всегда по повелению Самого Бога, чтобы сообщить какую-то весть, послание, или совершить какое-то действие. Ангел часто передает сообщение об особой благодати, которую Бог дает народу; обычно ангел – это олицетворенная помощь Бога Своему народу. Там, где является ангел, близок Сам Бог, близко Его спасение Израилю. Также и в Новом Завете ангел приносит вести от Бога (Мф 1, 20, 24; 2, 13, 19; Лк 1, 11, 26; 2, 9; Деян 8, 26). Он передает Марии особое сообщение; это означает, что Господь дает Матери Сына Божия особую благодать. Присутствие Ангела при Благовещении знаменует спасительный характер этого события. Ангел был послан к Марии подобно тому, как был посылаем к великим избранникам Ветхого Завета, которым давалось особое поручение для осуществления Божественного замысла спасения: Моисею (Исх 3, 2), Гедеону (Суд 6, 11–24).
Для того чтобы читатель отрывка о Благовещении не имел сомнений в понимании смысла этого события, третий евангелист Лука, очень хорошо знавший Ветхий Завет, описал его сходно с призванием Гедеона (Суд 6, 11–24). Повествование о призвании Гедеона начинается с Откровения Ангела Господня (Суд 6, 11), также, как призвание Марии (Лк 1, 26). Ангел приветствует Гедеона словами: «Господь с тобою» (Суд 6, 12), вместо имени собственного называя его «сильным мужем». В приветствии Марии – та же формулировка (Лк 1, 28) и вместо имени собственного – определение «Благодатная». Оборот «Господь с тобою» присутствует и в описании призвания Моисея (Исх 3, 12). После приветствия ангел передает Гедеону весть (Суд 6, 14.16–24), в ответ на что тот, сомневаясь, задает вопрос (Суд 6, 13). Услышав вопрос ангел повторяет весть и снова уверяет Гедеона в помощи Божией (Суд 6, 16–17). Таким же образом происходит и Благовещение Марии. В обоих описаниях речь идет о знамении (Суд 6, 17–24; Лк 1, 36–37). Ангел Божий дает Гедеону особое поручение: избавить Израиль от Мадианитян (Суд 6, 14). Воин сможет это сделать, потому что Бог будет с ним ныне и в будущем (Суд 6, 16). Так и в Благовещении: посланный от Бога Ангел поручает Марии особую миссию в истории спасения – зачать и родить Сына Всевышнего (Лк 1, 31). Чтобы Она смогла исполнить это поручение, Ангел обещает Ей особую помощь свыше.
Благовещение в этом контексте видится призванием к особому служению. На это событие надо смотреть в свете великих библейских призваний: Авраама, Моисея, Гедеона, Самуила, Исайи, учеников Господа, Савла Тарсийского. Это – таинственная встреча Трисвятого со слабым и ничтожным человеком. Бог часто призывает слабых и ничтожных в глазах мира сего, чтобы «посрамить сильных». Гедеон был из самого бедного племени и младшим в доме своего отца (Суд 6, 15), Моисей заикался (Исх 4, 10–12). Мария тоже причислена к смиренным и нищим Израиля (Лк 1, 38.48). Бог избирает ничтожных и слабых, чтобы тем больше воссияла Его благодать. Он хочет, чтобы призванные сознавали, что все их величие – в Господе. Такое осознание призвания было у Марии; Она воспела об этом в Своей песне «Величит душа Моя Господа»: «Сотворил Мне величие Сильный… вознес смиренных… алчущих исполнил благ» (Лк 1, 49, 52, 53). Можно вместе со св. Терезой Младенца Иисуса сказать: «всё – благодать». Движущее начало такого действия призывающего Бога – Его непостижимая милость (Лк 1, 50.54). Представляя Благовещение по образу других Божиих призваний, св. Лука причисляет Марию из Назарета к великим избранникам: ставит Ее рядом с Авраамом, Моисеем, Гедеоном, Исайей, Иисусом Христом.
На это таинственное призвание Бога Мария ответила так же достойно, как и другие великие избранники обоих Заветов, так, как впоследствии ответил Ее Первородный Сын (Лк 2, 40; 22, 42; Евр 10, 7). На Божие призвание Она ответила «да», «fiat», «да будет»: «се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Св. Фома Аквинский сравнивал fiat Марии с fiat творения. Fiat Бога призвало мир к бытию, fiat Марии низвело в этот мир Спасителя. Fiat Благовещения соотносится с fiat Молитвы Господней (Мф 6, 10) – fiat voluntas tua (да будет воля Твоя) и с fiat Гефсимании (Лк 22, 42) – non теа voluntas, sed tua fiat (не Моя воля, но Твоя да будет). Толкователи Евангелия от Луки, основывающиеся на латинской Библии, объясняют fiat Марии в этом контексте, усматривая в этом ответе подчинение воле Бога. Такое толкование необоснованно. У fiat Марии в греческом подлиннике другая грамматическая форма; два fiat (Мф 6, 10 и Лк 22, 42) стоят в форме обычного повелительного наклонения, «да будет» Благовещения – в очень редко встречающейся в библейском греческом языке форме, т. н. optativus – genoito. Эта форма выражает радостное и полное воодушевления согласие Марии с вестью от Бога, а также искреннее желание осуществить Божественный замысел спасения.
Такое понимание «да будет» подтверждает и то, что Мария назвала себя «рабой». Это показывает Ее отношение к Богу. В Ветхом Завете это выражение, «раб Господень», относилось к Моисею (Мал 4, 4; Дан 9, 11), Иисусу Навину (Ис Нав 24, 29; Суд 2, 8), Давиду (2 Цар 7, 5-29; Пс 36, 1), Иакову (Иез 28, 25), некоторым пророкам (Иер 7, 25; Иез 38, 17), Израилю (Ис 49, 3). В Новом Завете оно относится к самому Иисусу (Мф 20, 28; Флп 2, 7). Это люди, сыгравшие особую роль в истории спасения. Среди этих великих людей находится и Матерь Иисуса. Что значит это выражение? Когда псалмопевец в Ветхом Завете обращался к Богу как Его раб (Пс 86, 16), тем самым он выражал две мысли. Во-первых – смирение и подчиненность Господу, и далее – особое сознание принадлежности Богу, а также чувство уверенности и безопасности вблизи от Бога. Похожее чувство выражает Мария: смирение и покорность рабы (Лк 1, 48) и совершенную готовность к исполнению поручений Господа. Великодушие ответа Марии можно сравнить с ответом Исайи: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис 6, 8). Поистине, царское великодушие.
Ответ Марии на слово Господне Елизавета называет верой: «Блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк 1, 45). Весть посланника Божия требовала от Марии веры, доверия. Основанием этой веры было глубокое убеждение, что Бог всемогущ и может не только предвещать таинственные события, но также силен и совершить их (Лк 1, 37). Другими словами, это вера в Бога, для Которого нет невозможного (Лк 18, 27). Это «невозможное» и есть девственное зачатие Мессии. Веру Девы Марии можно сравнить с верой Авраама, уверовавшего, в отличие от своей жены Сарры, что Бог может дать ему в старости потомка от бесплодной жены: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15, 6; ср. 17, 1-23; 18, 10–14). Этой верой Авраам заслужил себе имя «отец всех верующих» (Рим 4, 11). Мария поверила, что Бог может сделать Ее Матерью Сына Всевышнего без участия человека, и тем самым Она заслужила имя Матери всех верующих. Вопрос, который Она задает Божию посланнику – «как будет это?» – означает не недостаток веры, но желание уверовать сознательно. Вера Ее была верой, ищущей понимания. Такая вера оправдывает человека (Рим 4, 9). Св. Лука очень тонко противопоставляет веру Марии вере Захарии. Пожилой священник не поверил вести Ангела: «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк 1, 20; ср. 1, 60.65). Молодая смиренная девушка из Назарета ответила верой на слова Господа и радостно воспела «Величит душа Моя Господа» перед Елизаветой. Бог избирает и призывает малых и смиренных мира сего, чтобы посрамить великих и сильных. Не всегда священники отличаются особенно глубокой верой. Энциклика Иоанна Павла II Redemptoris Mater – настоящий гимн, воспевающий веру Девы Марии: «Во время благовещения Мария, проявив “покорность веры” (Рим 16, 19) Тому, Который говорил к Ней словами Своего благовестника, “через полное послушание разума и воли открывающемуся Богу”, полностью предалась в руки Божии. Таким образом, Она откликнулась всем своим человеческим, женским “я”. В этом ответе веры содержалось содействие благодати Божией…» (RM 13).
Так понятая тайна Благовещения имеет глубокий богословский смысл. Церковь уже без малого две тысячи лет всматривается в этот образ и постоянно находит в нем новый свет и новые обещания. Что мы возьмем для себя из этой тайны после сегодняшнего размышления?
Св. Павел часто напоминал адресатам своих посланий о том, что они призваны (1 Кор 1, 2.26; Еф 1, 18; 4, 1.4). Он писал им, чтобы они познали свое призвание и поступали по нему. Слова апостола обращены и к нам. Мы все призваны; в момент крещения Господь призвал нас по имени. В Марии, первой Призванной Нового Завета, мы видим пример для подражания. О Марии, как примере для всех избранных, напоминает II Ватиканский Собор (LG 63) и Павел VI (МС 35). Иоанн Павел II, развивая мысль Конституции о Церкви Свет народам, учит, что «Богородица есть образ Церкви в отношении… веры, любви и совершенного единения со Христом» (RM 42).
Давайте всмотримся в этот образ Церкви; давайте сравним с ним нашу сонную и поверхностную христианскую жизнь. Сознаем ли мы, что нас призвал Господь? Призвание – это действие и человека, и Бога; это встреча ничтожного грешного человека с Трисвятым. Есть ли у нас, как у Исайи, сознание величия и святости Господа и чувство греховности (Ис 6, 5–6)?
Когда мы так всматриваемся в первую Призванную Нового Завета, перед нами встают два вопроса. Один касается доверия Господу. Умеем ли мы, как Она, в делах, с человеческой точки зрения, невозможных, полностью довериться Богу, для Которого нет невозможного? Как доверился отец нашей веры Авраам (Быт 15, 6), как уповал пророк веры Исайя (7, 9; 28, 26; 30, 15?. Верующий так – не постыдится (Ис 28, 16). Как Иов: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов 13, 15). Такая вера была у Хананеянки (Мф 15, 21–28). Такая вера передвигает горы, оправдывает, творит чудеса, спасает (1 Кор 13, 2), низводит Бога на землю. Мария смогла увидеть Свое призвание, а это не дается легко. Поэтому прав А. Киевский, который пишет: «Человек – единственное в мире существо, которому недостаточно времени, чтобы научиться жить. Муравей, вылупившись из яйца, уже знает, что ему делать, и никогда не ошибется в этом, птица, вылетающая из гнезда – это зрелая птица, а старик, умирая, плачет, что не понял своего призвания. Чтобы понять призвание, человек должен его искать…». Первая Призванная Нового Завета помогает нам в этих трудных поисках… Попросим Ее, чтобы мы, умирая, не плакали о том, что не обрели своего пути.
Другой вопрос касается нашего ответа Богу на призвание. Есть ли в этом ответе хоть что-нибудь от радости и восторженности богородичного «да будет» – genoito тог потому что fiat можно петь с сияющим лицом, как Мария пела «Величит», или же выдавить из себя, как Каин (Быт 4, 13–14). Французский писатель А. Фроссар после своего неожиданного и чудесного обращения говорил: «Для меня существует только одна действительность: Бог. Бог существует, все остальное – гипотеза. Я сомневаюсь во всем, кроме Бога. После обращения я прожил много лет и не могу понять действительности этого мира». Об этом, собственно, и идет речь: о восхищении Богом призывающим.
Бог, призывая человека к осуществлению Своего спасительного замысла, возлагая на него серьезную задачу на всю жизнь, одновременно дает ему особую силу и благодать, чтобы справиться с ней. То же самое произошло и в жизни Марии. Ангел Господень, прежде чем передать Ей от Бога поручение (Лк 1, 31–32), торжественно приветствует Ее: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…» (Лк 1, 28). В этом приветствии он объясняет Ей, Кто Она для Господа и какая благодать Ей дана. Дополняя приветствие, Ангел отвечает на вопрос Марии: «Как же будет это?»: «Дух Святой найдет на Тебя…» (Лк 1, 35).
Первый дар Бога Матери Иисуса – благодать: «Благодатная» (Лк 1, 28). «Ты обрела благодать у Бога» (Лк 1, 30). Как понимать этот первый дар Господа? Латинское выражение gratia plena (благодати полная) неточно передает греческое причастие kecharitomene. Такой перевод предполагает чисто внутреннее и субъективное понимание благодати (благодати полная, исполненная благодати) и не передает значение греческого слова, которое происходит от глагола charito, встречающегося в Библии только четыре раза (Сир 9, 8; 18, 7; Лк 1, 18; Еф 1, 6), и означает: преображать кого-то благодатью, делая его благоугодным, исполненным благости, святым. Тот, Кто совершает это превращение – Сам Бог; Он делает это по любви. Таким образом, благодать здесь означает любовь и доброту Бога к Марии, Его расположение к Ней (Лк 1, 48, 49, 50, 54). Оборот, употребленный св. Лукой, Иоанн Павел II объясняет, ссылаясь на текст из послания к Ефесянам (Еф 1, 6): «Предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа по благоволению воли Своей в похвалу славы Благодати (charis) Своей, которою Он облагодатствовал (echaritosen) нас в Возлюбленном» (RM 10). Здесь хорошо видно, что Благодать – это дар Божий, данный людям через Возлюбленного Сына. По благодати люди становятся благоугодны Богу, получают прощение грехов и дар Духа, Который есть залог наследия (Еф 1, 13–14). Слова Луки стоят в похожем контексте: пришествие Сына Божия. Таким образом, в тексте Луки, как и в Еф 1, 6, у благодати есть объективное значение: безвозмездный дар Божий в Его Возлюбленном Сыне, данный ради будущих заслуг Сына. Слова Луки можно перевести так: «Бог Тебя любит, Мария, Бог добр к Тебе».
Причастие в форме совершенного прошедшего времени – kecharitomene – означает, что Мария уже была исполнена благодати. Это подтверждается и в 30 стихе: «Ты обрела благодать у Бога». Итак, Она была облагодатствовапа раньше, чем стала Матерью Сына Всевышнего. Стоит подчеркнуть и еще одну деталь. Причастие kecharitomene в приветствии Ангела заменяет имя Марии; это значит, что полное любви благорасположение Господа, призирающего на Марию, определяет самую суть Ее личности. На библейском языке имя означает личность. Благодатная – это имя собственное Марии. Лишь очень немногие люди в истории спасения пользовались таким расположением Бога: Ной (Быт 6, 8), Моисей (Исх 33, 17), Давид (Деян 7, 46). К числу этих великих людей принадлежит и Мария.
Посланник Божий не только благовествует Марии об особой доброте к Ней Господа, но также возвещает Ей об особенном даре близости и дружбы Бога: «Господь с Тобою» (Лк 1, 28). Этот краткий оборот, знакомый нам по Евхаристической литургии, не отражает пожелание, но констатирует факт: Господь действительно с Тобой! Это любимое выражение библейских авторов. Оно встречается в Ветхом Завете 103 раза, а в Новом – 13 раз. Он показывает действие Бога по отношению к некоторым людям, например, поддержку, освобождение, помощь, благословение, утешение, укрепление. Можно сделать следующий шаг: этот оборот означает просто дар Божия присутствия и дружбы, данный особо избранным и призванным людям. «Этот дар содержит в себе обетование дружбы, особого богоприсутствия, которое будет их вести, укреплять и поддерживать. Это дар на всю жизнь» (Л. Орси).
Не все получали этот дар, но лишь особо избранные и предопределенные к исполнению трудных и важных задач в истории спасения. Среди героев Ветхого Завета такой дар получили: Иаков (Быт 28, 15; 31, 3), Моисей во время своего призвания (Исх 3, 11–12; 4, 12), Иосиф в Египте (Деян 7, 9), Иисус Навин (Ис Нав 1, 5–9; 3, 7), Гедеон (6, 12). Уверение в таком благоволении Бога Нафан передал Давиду (2 Цар 7, 9; 1 Пар 17, 8), а Ахия – Иеровоаму (3 Цар 11, 38). Употребление того же выражения по отношению к Марии несет двойную нагрузку. Во-первых, Она тем самым причисляется к великим людям Ветхого Завета, а во-вторых, эти слова определяют Благовещение как призвание по образцу Моисея, Гедеона и Иеремии.
Ситуация в Новом Завете еще удивительнее. Кроме Марии, в Новом Завете это выражение относится только к Иисусу (Ин 3, 2; 16, 32; Деян 10, 38). Иисус, благодаря тому, что «Бог был с Ним» (Деян 10, 38), творил чудеса (Ин 3, 2). Присутствие Отца в час страдания и одиночества для Иисуса стало укреплением, а для учеников – призывом к смелости. Дарование Марии обетования Богоприсутствия так же, как Иисусу, свидетельствует об особой связи Марии с Иисусом и Богом Отцом. Присутствие и близость Господа были для Марии источником силы, дерзновения и радости. Поэтому именно в ангельском приветствии два раза встречаются слова в повелительном наклонении. Первое слово – «радуйся» (chair е). Мария прежде всего призывается к радости (Лк 1, 28). Весть, которую Аннел приносит Деве Марии, должна стать источником радости. Дар благодати и Богоприсутствия пробуждает радость. Действие Божие в истории спасения, связанное с пришествием Господа, – повод к радости (Лк 1, 14; 2, 10). Эту радость в полноте испытала Мария (Лк 1, 44–55). А радость – источник счастья. Елизавета пророчествовала, что все роды назовут Марию блаженной, то есть полностью счастливой (Лк 1, 45, 48). Там, куда приходит Бог и где действует Его Святой Дух, находится глубочайшее основание радости и счастья, ибо Он – источник подлинного блаженства.
Второе слово в повелительном наклонении – «Не бойся…» (Лк 1, 30) – призывает Марию к смелости. Человек, оставленный наедине с самим собой, только со своими человеческими силами, имеет право бояться, ибо его жизнь постоянно находится под угрозой. Призыв «не бойся», обращенный Богом к ветхозаветным праотцам (Быт 15, 1; 26, 24; 28, 13), как бы входит в определение самого Бога. Бог это Тот, у Кого есть право сказать: «Не бойся!» (Ис 41, 13), поскольку только Он может защитить человека и обеспечить ему безопасное будущее. Там, где действует Бог, нет места страху. К такой уверенности и смелости была призвана Мария. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8, 31).
Сколько же света, утешения и радости содержится в этих словах: «Господь с Тобою!».
На вопрос Марии, как Она станет Матерью Сына Всевышнего, будучи девственницей, Она получает ответ, что произойдет это благодаря действию особой силы Божией, без участия человека. Эта сила Всевышнего – Святой Дух. В Нем заключены все дары, данные Богом Марии. В понимании св. Луки, Святой Дух – обетование (Лк 24, 49; Деян 1, 4) и дар Отца (Деян 2, 38). Он – личностный дар Отца, даваемый людям по любви (ср. Ин 14, 16). Поскольку Мария радуется тому, что Она особо возлюблена Господом, Она получает дар Его любви. Святой Дух, как сила Всевышнего, исполняет разные роли в истории спасения. На первом месте находится творческая сила, дающая или пробуждающая новую жизнь. Дух Божий, носившийся над водами хаоса, обозначал творческую силу Бога, подготавливавшую хаос к жизни (Быт 1, 1–2). Здесь Дух Божий – источник жизни и гармонии. Животворящая сила Духа была особенно действенна при оживлении первого человека (Быт 2, 7). Хотя в этом предложении и нет слова «дух» (ruah), однако, действие «дуновения» указывает на Его присутствие. Так понимал это Иов: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (33, 4). Пророк Исайя в пророчестве об обновлении страны и народа после вавилонского плена, говорит о «духе свыше» (Ис 32, 15–16):
Доколе не излиется на нас
Дух свыше,
и пустыня не сделается садом,
а сад не будут считать лесом.
Тогда суд водворится в этой пустыне
и правосудие будет обитать на плодоносном поле.
Здесь также Дух дает земле жизнь и обновляет народ Божий. Вероятно, на этот текст ссылается Лука: «сила Всевышнего» (Лк 1, 35) параллельна «Духу свыше» (Ис 32, 15). То же самое было открыто и Иезекиилю в видении сухих костей. Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество на сухие кости: «Так говорит Господь Бог: вот я введу дух в вас, и оживете» (Иез 37, 5). Дух Всевышнего дает жизнь: Он присутствовал при сотворении мира и человека; Он действует в созидании рассеянного народа Божия. Истинный Дух-Творец, Spiritus Creator! Именно это значение Он имеет и в описании Благовещения: Он как Дух-Творец образовал в Марии человеческую природу Сына Божия. Действовавший при сотворении первого Адама, действует и при создании Нового Адама.
Возвещение Марии особой помощи, которую Бог оказывает всем избранным, – настоящая, благая, радостная весть. Бог призывает слабых и ничтожных людей к осуществлению Своих великих замыслов. Задачи, возлагаемые на наши плечи, часто превосходят человеческие силы. Поэтому призванные часто исповедовали свое бессилие (Исх 4, 10; Иер 1, 6), убегали от лица призывающего Бога (Ион 1, 3). Тогда Бог обещал: «Я буду с тобой… Я буду при устах твоих» (Исх 4, 12). И эти слабые люди творили настоящие чудеса. Сознание присутствия Божия, Который дает Свою силу, то есть силу Святого Духа – средоточие всякого призвания. Господь с тобой. Господь рядом. Каждое возглашение Литургии должно воскрешать эту истину, обновлять и оживлять ее. «Не бойся!..» Благовещения обращено ко всем призванным. «Радуйся!..» ангела предназначено для всех. «Не бойся», ибо Господь с тобой, Он близко. Поверь этому! «Радуйся!» – может ли что-нибудь обрадовать больше, чем близость Господа?
Бог не ублажает тех, кого призвал. Он не обещает им золотые горы. Каждый призванный обречен на одиночество. Пророк Иеремия сетует: «Не сидел я в собрании смеющихся, и не веселился; под тяготеющей на мне рукой Твоей я сидел одиноко; ибо Ты исполнил меня негодования» (15, 17). А псалмопевец говорит: «Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» (Пс 102, 8). Богословие благовещения учит, что Господь хочет заполнить это одиночество призванного, предлагая ему Свое присутствие, Свою дружбу, Свою поддержку. «Господь с тобой!» Господь дает тебе Свою доброту и любовь. Он – твоя сила. Нужно только поверить в это, испытать это на себе. Это – подлинная духовность.
На Божие обетование близости, присутствия и дружбы с Господом, выраженное в словах «Господь с тобою», Мария ответила решением жить в девственности. Девственность Марии подчеркивают оба евангельских повествования о детстве Иисуса: от Матфея и от Луки, хотя они и основываются на разных, независимых друг от друга преданиях. «По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого… А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1, 18.22–23). В девственном зачатии и рождении Мессии Матфей видит исполнение Писаний. Согласно свидетельству Луки: «Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк 1, 26–27). Какой богословский и нравственный смысл содержит в себе девственность Марии? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо присмотреться к среде, из которой вышла Мария.
В ветхозаветной этике высоко ценилась девственность до брака, имевшая правовой характер и обычно являвшаяся необходимым условием замужества (Втор 22, 14). Прелюбодеяние обрученной девицы наказывалось побиением камнями до смерти (Втор 22, 23–24); соблазнение необрученной девицы наказывалось взиманием денежного штрафа в пользу отца девушки; виновник должен был жениться на опороченной (Втор 22, 28–29). Первосвященники и даже простые священники могли жениться только на девственнице (Лев 22, 13–14; Иез 44, 22). В общественной жизни к девственницам относились с уважением (Быт 24, 16; 34, 7.31; Суд 18, 24), у них было право носить особое облачение и находиться на почетном месте во время совершения богослужений (2 Цар 13, 18; Иер 2, 32). Потеря девственности считалась жизненной трагедией и была равнозначна потере чести (2 Цар 13, 2-18; Плач 5, 11; Сир 7, 24; 9-11); она усложняла или даже делала невозможным заключение брака (Исх 22, 15; Втор 22, 14–19). Основной целью этих предписаний была забота о сохранении чистоты, которой требовал Закон.