В течение нескольких лет я веду колонку на сайте pravoslavie.ru, которую в редакции назвали «Материнскими заметками». И это действительно получаются заметки – что-то вроде записок на полях. Это не воспоминания опытной мамы о давно прошедшем молодом материнстве и не «советы для родителей» – это именно заметки «с поля действий». В 2007 году, когда вышли мои статьи на этом сайте, у меня за плечами был свежеоконченный педагогический университет и всего трое детей. А потом с более-менее регулярной периодичностью в нашу семью приходили новые малыши. И с более-менее регулярной периодичностью рождались эти небольшие статьи о больших и маленьких заботах семьи, которая пытается дорасти до именования православной.
Параллельно своему основному материнскому занятию я училась в полутора аспирантурах (сначала – в Психологическом институте Российской академии образования, потом и наконец – в Институте теории и истории педагогики той же академии). Так, в течение нескольких лет я занималась исследованием творений любимого, дорогого святого – святителя Иоанна Златоуста. Это не только богословская работа – сплошная педагогика, причем педагогика практическая. Вместе с тем без теории, без того, что называется философией образования, очень трудно заниматься практикой. Без философии, без понимания, куда, зачем и почему мы ведем своих детей, воспитательная работа – дело темное и хаотичное. Поэтому работа с текстами Златоуста и других учителей Церкви, а заодно и вся прочая «человеческая» педагогика оказалась огромной помощью, поддержкой, иногда прямо-таки спасением в попытках устроить жизнь собственной семьи, воспитывать своих стремительно взрослеющих детей.
Святитель Иоанн Златоуст
Об этом, когда было время и непреодолимое желание, я и писала «материнские заметки»: о том, как наши близкие и родные православные семьи растили и продолжают растить своих детей, о попытках устроить жизнь своей собственной семьи, о том, как учение нашей
Церкви отражается в жизни обычной человеческой семьи, как высокие теории и идеологии могут переливаться в бытовую практику.
Когда мне предложили издать эти «заметки» единым сборником, идея показалась почти невыполнимой. Ведь каждая статья была написана как отдельный текст, и я не предполагала, что весь материал может обрести некоторую последовательность. С одной стороны, тексты слишком отличаются по содержанию, а с другой – некоторые темы находят развитие и в других статьях. Поэтому мне показалось уместным выбрать наиболее интересные темы и разложить их по трем разным «полочкам».
Первая такая «полочка» – «Воспитание детей в домашней Церкви», что-то вроде той самой «философии семейного образования». Сказано громко, конечно. Если по-настоящему брать эту тему, то здесь должны быть XX и XXI беседы святителя Иоанна Златоуста на послания к Ефесянам, такие книги, как «Домашняя Церковь» протоиерея и профессора Глеба Каледы, «Христианская философия брака» профессора С. В. Троицкого (про брак должно быть сказано обязательно, ведь христианская семья, как и вообще семья, семейное воспитание, начинается с отношений мужа и жены, то есть строится на браке. И тема брака в вопросе воспитания детей оказывается чуть ли не самой важной). Конечно, мои статьи никак не претендуют на всю полноту охвата темы. Это заметки на полях больших и мощных трудов по философии семьи, заметки по пути общения со святителем Иоанном Златоустом, заметки о попытках не только читать богословско-философские труды, но и идти по жизни, руководствуясь этой философией. И, как всегда, из философии у меня получается сплошной мелкий быт: результаты теста на беременность, укладывание детей спать, уборка перед общей домашней молитвой – не сильно возвышенное, не очень философское, но все же… философское.
На второй «полочке» оказалось «Домашнее образование: теоретически и исторически». Здесь заметки относительно идеи домашнего образования – и воспитания, и обучения. И в первую очередь речь идет об образовании религиозном, о воспитании христианском – о том, что для нас, христиан, оказывается самым главным образованием в жизни, вообще собственно образованием.
В конце этого раздела – очень дорогие для меня и важные статьи о реальном опыте семейного образования. Они как раз из области «истории домашнего образования» – истории совсем недавнего прошлого, удивительной эпохи российского образования, когда семья начала играть фактически ведущую роль в деле образования детей. Когда христианское представление о родителях как о главных учителях детей, представление о семье как о важнейшей школе для каждого ребенка оказалось значимой, востребованной идеей. Когда эти идеи воплощались в жизнь – и многие родители начали осознавать себя главными учителями своих детей. Когда ученые, врачи, священники, в тех или иных формах активно взаимодействуя со школой, занимались образованием и своих собственных детей.
Это рассказы о людях, которым удалось действительно сделать свою семью пространством образования. Об обучении детей, о роли родителей в образовании и о семейном обучении как раз тоже. Реальный опыт состоявшегося образования… В моих статьях на эту тему, опубликованных на pravoslavie.ru, есть лишь несколько сюжетов из опыта двух семей. Зато какие это семьи, какие люди! Протоиерей-исповедник Николай Боголюбов, который вырастил и выучил троих выдающихся сыновей – советских ученых. Также причисленный к лику святых новомучеников священник Иоанн Артоболевский, учитель братьев Вавиловых и отец советского академика. Подобные истории о людях, о родителях, об отношениях, о семьях могут быть не только красивой картинкой или предметом восхищения, но и примером для подражания. Для меня эти сюжеты оказываются как раз ориентиром, поддержкой и живой педагогикой.
На третьей «полочке» лежат «Идеи, методики и прочие лайфхаки». Они о том, как предыдущая, «теоретическая» часть может быть реализована на практике. Здесь я старалась писать о вещах конкретных и практических.
О том, что мне самой интересно, о тех идеях и решениях, которые помогают и мне, и моим друзьям заниматься со своими детьми. Речь идет в первую очередь обо всем, что может входить в широкий и условный круг понятия «православная культура»: общая семейная молитва (не совсем обучение, но собственно основа настоящего образования), изучение Священного Писания с детьми разных возрастов, знакомство с церковнославянским языком и такой важный для всяческого духовно-нравственного воспитания предмет, как литература. Это, конечно, далеко не все «предметы», которые могут образовывать наших детей в нашем доме, а как бы «лоскутки» из воспитания-обучения.
Заканчивается этот самый большой раздел статьями о детском посте и церковных праздниках. Мне кажется, очень важная составляющая жизни православной семьи – жизнь в ритме церковного года. Именно этот ритм включает нас в пространство православной культуры, соединяет на тысяче разных уровней семью и Церковь. Каждый церковный праздник оказывается изучением Евангелия, ежегодным напоминанием о событиях Священной истории и возможностью буквально «в режиме реального времени» проживать эти события. Ведь Церковь не просто вспоминает о библейских сюжетах: каждый раз и Введение во храм Богородицы, и Вход Господа в Иерусалим происходят «днесь», сегодня. И мы можем приобщить своих детей, даже малышей, и к участию в церковном богослужении, и к бескрайнему изучению бескрайнего Евангелия. Но остается еще один очень важный для ребенка вопрос: культура церковного праздника, культура радости, культура выхода за пределы обыденности. Это яркие впечатления православных традиций, которые захватывают все чувства ребенка – и зрение, и слух, и вкус, и обоняние, и осязание. Все это – драгоценные воспоминания, которые остаются у наших детей на всю жизнь. В этом же разделе о «ритме церковного года» затрагивается непростая тема детского и подросткового поста. Не инструкции по применению, не попытка указать на некие нормы поведения – ни в коем случае: всего лишь возможные варианты проживания поста невзрослым человеком и мысли об этом.
Я очень надеюсь на то, что мои «материнские заметки» окажутся для кого-то поддержкой и помощью. Это большая радость для меня – надеяться и узнавать, что моя работа не пропадает даром, что кто-то находит в ней полезное и интересное для себя. Я благодарна всем, кто комментировал «материнские заметки» на сайте pravoslavie.ru, и тем, кто лично говорил мне о своих впечатлениях. Хотя часто я добираюсь до просмотра отзывов к своим статьям с большим опозданием, сейчас я хотела бы сразу всем ответить: спасибо тем, кто просто читает мои тексты, особая моя благодарность тем, кто их комментирует и оставляет свои идеи и замечания. И отдельная сердечная признательность всем, кто молится за меня, за мою семью! Перед моими глазами немало примеров, когда вроде бы нормальные и даже вполне христианские, а подчас и «идеально-образцовые» семьи «заканчивали» очень грустно. Недаром отец Глеб Каледа категорично утверждал: «В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей. Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви – будет существовать Русская Церковь, не сумеют – Русская Церковь иссякнет»[1]. Создавать, растить и потом еще умудриться сберечь семью – задача все более и более сложная. При этом итоги рано подводить и через десять лет строительства этой самой домашней Церкви, и через сорок. Пока живы, нужны усилия, и совершенно необходимы молитвы за каждую семью, которая пытается стать малой Церковью, которая вообще пытается быть…
Замечательно, что на сайте pravoslavie.ru публикуется немало материалов о том, как многие православные семьи не просто выживают, а живут в мире и согласии, как целые поколения и священнических семей, и простых мирян берегут традиции семейной жизни; публикуются статьи и проповеди священников, которые помогают всем нам выстраивать нормальные, здоровые – христианские – отношения в семье. Здорово, что все это пронизано духом церковной, святоотеческой традиции. Я очень благодарна редакции сайта за приглашение работать в этом направлении, за возможность делиться своими идеями и наработками на одной из самых больших православных интернет-площадок.