Если вы хотите, чтобы вашему ребенку нравились уроки математики и чтобы у него все получалось (как правило, где одно, там и другое), имейте в виду: ваши действия как мамы или папы будут играть в этом громадную роль. Мы попытались представить все это в виде серии рекомендаций о том, что следует и чего не следует делать. Разумеется, все дети разные, и то, что получается в одной семье, не всегда срабатывает в другой.
Если бы нам необходимо было ограничиться всего одной рекомендацией, мы посоветовали бы делать именно это. В играх полно математики, и они дают идеальную возможность «запустить» у ребенка математическое мышление. Сегодня родители намного меньше играют с детьми, чем когда-то. Отчасти дело здесь в отсутствии свободного времени – все мы сегодня загружены гораздо сильнее, чем прежде. Но причина не только в этом. Сейчас так много увлекательных электронных игр, что дети, естественно, в любой момент готовы сесть перед экраном, зайти на игровой сайт – или включить игровую приставку – и погрузиться в игру. А ежели игры связаны с математикой, разве от этого не все выигрывают? В конце концов, когда ребенок полностью занят и изучает математику, то родитель может заняться чем-нибудь другим, не чувствуя себя при этом виноватым.
К сожалению, в этой схеме не хватает импровизации, присущей совместным играм родителя и ребенка. Когда мальчик или девочка собирается бросить кубик, мама может сказать: «Так-так, сколько тебе сейчас нужно выбросить, чтобы догнать меня?» При игре в «Монополию» вы могли бы сказать: «Ну-ка, сможешь ли ты сыграть роль банкира и разменять мне £500 по £100 и £50?» Использовать настольные, карточные и другие интерактивные игры, которые мы описали в этой книге, – отличный способ естественным образом познакомить ребенка с математическими идеями.
Если вы всегда выигрываете или получаете правильный ответ, есть опасность, что единственное, что усваивает ребенок в результате ваших совместных занятий математикой, – то, что вы сильны в этом предмете. А дети во всем похожи на нас: если постоянно проигрываешь, очень скоро начинаешь думать, что существуют игры и поинтереснее. Конечно, вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо, и сможете понять, как часто следует позволять ему выигрывать и какое соотношение здесь будет оптимальным. Позволять детям всегда выигрывать тоже не следует: это не подготовит их к неудачам, а испорченные капризные дети никому не нравятся!
Кстати говоря, математические идеи можно привлекать даже тогда, когда вы позволяете ребенку «выиграть» в чем-то, что вообще не имеет отношения к математике. Например, большинству родителей трудно заставить сына или дочь отправиться вечером в кровать. Как правило, детям нравится, когда папа или мама предлагает им уложиться в «заданное» время; такая ситуация их стимулирует. «Спорим, ты не будешь готов к тому времени, когда я досчитаю до… тринадцати». Затем вы считаете с такой скоростью, чтобы ребенок с трудом, но успел к сроку, – а это дает вам прекрасную возможность закончить примерно так: «Одиннадцать, одиннадцать с половиной, двенадцать, двенадцать с половиной, двенадцать и три четверти, двенадцать и семь восьмых…» Таким образом ваш ребенок познакомится на подсознательном уровне с понятием возрастающих дробей… Да, вот такие мы провокаторы ☺.
Как чувствует себя ребенок, если мама или папа садится рядом с ним за стол и говорит: «Ну хорошо, давай-ка порешаем примеры»? Многие дети при этом испытывают примерно такие же ощущения, как и тогда, когда взрослые ставят перед ним тарелку c противной вареной морковкой, приговаривая: «Съешь-ка, ты знаешь, это полезно». Немедленная реакция – сопротивление. Вместо того чтобы превращать занятие математикой в обычный урок, хоть и с родителями, найдите способы обращаться к ней как бы невзначай. Разгружая посудомоечную машину, скажите: «О, сегодня на обед, надеюсь, суповых тарелок хватит – давай-ка проверим». Складывая покупки, спросите: «Если хлеб стоит 84 пенса, а молоко – 33, сколько стоит то и другое вместе?» (Не обязательно при этом пояснять, кому вы задаете вопрос – себе или ребенку.) Дожидаясь очереди в кассу, попробуйте примерно оценить общую стоимость покупок. Кто из вас сделает это точнее? Или даже, если вы идете в школу, а мимо проезжает 23-й автобус, можно неожиданно спросить: «Послушай, я вот тут подумал, 23 – это простое число?» Такой вроде бы случайный, без всякой видимой причины, разговор наводит на мысль о том, что математика – это что-то, о чем можно при случае поговорить точно так же, как говорят, например, о погоде.