Память играет важную роль в нашей жизни, особенно в процессе обучения и развития навыков. Все, что мы нарабатываем, мы в идеале переводим в навык и мастерство, которое происходит автоматически. Однако, чтобы что-то проанализировать, натренировать или изучить, в первую очередь нам нужно это запомнить. От того, можем ли мы извлечь необходимую информацию из памяти, зависит то, насколько эффективно мы используем наши знания.
Навык запоминания необходим для изучения чего угодно. Если мы учим что-то годами, но все равно не помним, в большинстве случаев это почти бесполезно. Гораздо эффективнее потратить минуту на целенаправленное запоминание, чем часы на перечитывание одного и того же в надежде, что информация как-то сама отложится в памяти.
Задайте себе несколько вопросов:
1. Сколько информации вы изучили, но уже потеряли из-за плохой памяти?
2. Насколько хорошей вы считаете свою память?
3. Насколько сложным вам кажется процесс запоминания?
4. Насколько способным вы считаете себя в плане запоминания информации?
Память – это довольно многогранная субстанция. С одной стороны, она не зависит от того, сколько раз и как именно мы запоминаем, потому что, если мы что-то увидели, услышали или почувствовали, это сразу записалось в мозг. Это первое свойство памяти – определенный блок хранения информации. Этот блок несет в себе все, память абсолютно обо всем, это база, на которой основывается вся наша память.
Виды памяти:
1. Краткосрочная память хранит данные за ближайший период, и к ней нам довольно просто обратиться.
2. Долгосрочная память – это память более крупными мазками, способность помнить нашу историю. Она не так сильно углубляется в детали, в этом виде памяти мы скорее помним какие-то большие факты, что больше похоже на уровень понимания.
Из этих видов памяти мы можем извлекать информацию по-разному: где-то она хранится большими пластами, что-то мы помним, что-то забываем (вернее, не можем достать эту информацию), что-то хранится более детально, и нам проще извлекать информацию оттуда (в краткосрочной памяти).
Физически наша память выглядит как взаимосвязи между нейронами. Как только с нами происходит какое-то событие, оно записывается у нас в голове в виде связи. Когда мы начинаем обращаться к этому месту памяти, мы усиливаем эти связи. Нейроны обмениваются информацией с помощью этих связей, и эти связи как бы углубляются.
Представьте, что одна связь – это ваши следы на газоне. Вы пережили какое-то событие, и это создало связь. Вы видите эти следы, но если вы прошли по газону лишь один раз, то следы нечеткие. Чем больше проходит времени, тем сложнее понять, где конкретно вы прошли, и эти следы начинают постепенно уменьшаться и стираться. Если же мы начинаем постоянно вспоминать это событие, то это сродни тому, что мы начинаем ходить по этому месту постоянно. Через пару месяцев на этой лужайке вместо еле заметных следов вы уже будете видеть целую протоптанную тропу.
Влияние эмоциональности на запоминание
Эмоциональность играет важную роль в процессе запоминания. Чем менее эмоциональны события, тем сложнее людям их вспомнить. Если с нами произошло что-то очень хорошее или очень плохое, мы помним это время очень хорошо и можем вспомнить через много лет, однако то, что было пару часов до этого, возможно, уже вспомнить не сможем.
Если вернуться к нашей аналогии с тропинкой, то представьте, что вы идете по ней не в ботинках, а у вас на ногах очень тяжелые гусеницы, которые продавливают почву, когда вы идете, и параллельно вспахивают ее. То есть вы буквально протаптываете эту тропинку за один проход, и она остается видимой издалека и надолго.
Способность извлекать информацию из памяти
Важная характеристика памяти – это способность извлекать информацию. Когда мы повторно вспоминаем эмоционально вовлеченные моменты, мы как будто бы в своей библиотеке памяти вешаем на книги значки, по которым можно найти эту информацию. Эта способность часто важнее самого процесса запоминания, так как что бы мы ни делали, мы помним все, и если умеем извлечь информацию из своей базы памяти, то можем вспомнить, а если не умеем, то будем думать, что мы это забыли.
Методы запоминания – это подсвечивание пластов информации в нашей голове, чтобы мы видели их издалека. Вся информация в любом случае хранится в голове, хорошая память – это именно способность обратиться к своей библиотеке памяти, найти ту полку, где хранится необходимая вам память, прочесть книгу, в которой описано это событие.
Искажение памяти
Еще одно свойство памяти – это ее искажение, которое на самом деле не влияет на реальную память, так как реальная память остается такой, какой и была изначально, однако в процессе воспоминания искажается. То есть у нас всегда остаются одни и те же книги на полках памяти, которые мы всегда можем прочесть, но постепенно мы начинаем делать пометки на полях или читать через очки, которые искажают сам текст. Мы читаем о других событиях, но изначальный текст остается нетронутым, однако мы не смотрим на него. Причем мы начинаем искажать любую память, все события у нас в голове искажаются под гнетом наших убеждений и мыслей.
Детская память
У детей память отличная с рождения. Они просто понимают какие-то факты, и память хранится на уровне понимания, а через какое-то время расширяется на уровне воображения. Дети используют определенные ментальные комнаты, где видят свою библиотеку памяти. То есть они могут не слепо обращаться к ней и пытаться найти необходимую книгу в темноте, обращая внимание на подсвечивающиеся книжки, а видят всю комнату и могут трансформировать ее как угодно, поэтому их память идеальна.
Дети подсознательно используют все самые продвинутые технологии памяти, которые мы можем изучать. Но в какой-то момент мы начинаем создавать у них убеждение о том, что для того чтобы помнить, нужно запоминать, что приводит к тому, что свет в этой комнате постепенно гаснет. У них пропадают эти ментальные комнаты, которые они визуализировали.
Когда дети что-то вспоминают, они действительно смотрят своим внутренним взором на эту картину и видят ее гораздо лучше, чем взрослые. То есть когда взрослые будут вспоминать, что было написано на страницах какой-то книги, они будут вспоминать образы, которые бывают у них в голове исходя из темы, слов, текста, а ребенок может представить сам лист, на котором был написан текст, и просто его читать.
Но когда мы начинаем ребенку говорить, что ему нужно запоминать, он учится это делать. Раньше у него не было с этим проблем, он просто помнил, а теперь он понимает, что не знает, что такое запоминать, и начинает этому учиться. А чтобы учиться запоминать что-то, когда ты и так все помнишь, необходимо начать забывать. Таким образом, мы формируем в детях навык забывать информацию и создаем негативные убеждения, которые при этом звучат как позитивные, ведь мы говорим им, что они должны учиться запоминать, и в самой фразе звучит позитивное намерение.
В действительности, все, чему мы будем учиться, уже есть у детей, и мы можем анализировать, как они это делают, чтобы улучшить свои навыки, а чтобы улучшить их навыки, им нужно в первую очередь не мешать, а лучше поддерживать больше ассоциативных методов и визуализации в голове.
Стандартная модель обучения памяти – это запоминание, то есть модель, по которой мы должны ходить по тропинке очень и очень много раз, чтобы наконец вытоптать ее. Это довольно неэффективно и очень долго, при этом пока мы ходим по этой тропинке, можно устать или постепенно начать сворачивать, отклоняться в сторону, создавая немного кривую тропинку. Сейчас это стандартная модель обучения. У детей же эта модель состоит из ассоциативного образа мышления, ментальных моделей памяти. По какому же пути нам нужно идти при запоминании? Ответ простой – по детскому, потому что детский способ восприятия информации – это то, что создала природа, то, что гораздо эффективнее методов, которые можем придумать мы.
Для того чтобы нам запомнить какую-то информацию, легче всего быстро "вспахать эту тропинку" и запомнить информацию сразу же. Для этого мы можем создать эмоциональную связку и ассоциации. То есть у нас есть что-то, что мы помним очень хорошо, что-то близкое нам и вызывающее у нас эмоции, мы связываем это с тем, что нам нужно запомнить, и, вспоминая первое, то, что мы запомнили уже давно, мы можем вспомнить информацию, которую пытались запомнить, так как в голове они у нас связались, и один образ появляется сразу после второго.
Так работает система ассоциативного запоминания. Мы создаем цепочку событий, и это позволяет нам создать возможность, при которой нам нужно запомнить лишь одно событие, а остальные будут зависеть от него. То есть не нужно запоминать все. По тому же принципу можно соединить два события, если одно вытекает из другого, мы можем вспомнить оба события, и главное – нам запомнить первое. Мы как бы подсвечиваем одну книгу, рядом с которой складываем еще несколько. Нам не нужно подсвечивать каждую, мы ставим лампу у одной книги и, найдя ее, находим и остальные.
Пример использования цепочки ассоциаций
Например, нам нужно запомнить список продуктов, которые нужно купить в магазине: банан, кокос, драгон фрут, картошка и яйцо. Мы можем представить себе в голове картину, как мы идем в магазин и видим, как человек ест банан, а как только доедает его, выкидывает шкурку, которая падает на пол. На этой шкурке поскальзывается другой посетитель магазина и с грохотом падает на пол, подлетев на шкурке. В то время когда он падает, он подбрасывает кокос, который падает и разбивается. И вы понимаете, что грохот был как раз от того, что упал кокос. Вдруг откуда ни возьмись появляется дракон, который при виде кокоса начинает облизываться и быстро летит к нему. На голове у дракона вы видите розовые шкурки и зеленые листья вроде волос (это отсылка к драгон фруту). Дракон подлетает к кокосу и начинает его жадно поедать, выковыривая мякоть из одной части разбившегося кокоса и запивая ее через трубочку соком из другой половины. Как только охрана видит, что дракон стоит посреди магазина, они начинают окружать его и пытаются атаковать. Так как у них нет оружия, для того чтобы его атаковать, они берут картошку, поджигают ее и кидают в дракона. Дракон, почувствовав попадание в него огненной картошки, быстро резко взлетает с перепугу, так как не понимает, что происходит, и задевает хвостом полку, на которой были яйца. Все они падают на пол, весь пол оказывается в яйцах, охранники хватаются за голову, а человек, который ел банан, старается незаметно ускользнуть.
Данный текст запомнить не так сложно, потому что он необычный и вызывает эмоциональный отклик в голове. Появление каждого события связано с другим, поэтому, вспоминая человека, который ел банан, вы можете вспомнить всю цепочку. После этого вы вспомните, основываясь на своих ассоциациях, и весь список покупок.
Важно, чтобы ассоциации были близки к вам, то есть эмоционально откликались именно вам, поэтому ассоциации, которые были удобными для меня, вполне вероятно, будут вам неудобны, и запомнить мою визуализацию вам будет сложнее. Поэтому важно создавать свои ассоциации.
Как часто вы сталкивались с тем, что знакомились с человеком и мгновенно забывали, как его зовут? Хотели бы вы всегда помнить, как зовут людей, с которыми вы знакомитесь? Как вы думаете, насколько сложно это сделать, и сможете ли вы изменить это без каких-либо тренировок?
Когда вы знакомитесь с новым человеком, обычно вы слышите его имя, в этот момент уже начинаете думать о том, что этого человека спросить и что ему сказать, или концентрируете все свое внимание на том, что продолжает говорить этот человек. То есть вы совершаете обратное действие тому, что мы уже разбирали ранее, когда говорили о памяти. Вы перескакиваете с одной мысли на другую, поэтому мозг стирает предыдущую информацию.
Чтобы запомнить человека, чтобы просто запоминать людей, с которыми вы встречаетесь, вам достаточно просто в тот момент, когда человек назвал свое имя, повторить его вслух вместе с ним. Как только вы повторите его имя, ваш собеседник получает положительные эмоции от того, что вы произнесли его имя вслух, а вы параллельно запоминаете его и концентрируете свое внимание на этом. Вот так просто вы можете в несколько раз улучшить память в виде запоминания имен. Помимо этого, если вы будете это делать, люди будут с большей охотой потом разговаривать с вами, потому что вы концентрируете внимание на его имени, а для человека его имя очень важно, оно несет очень большой эмоциональный посыл. Каждый раз, когда произносится имя человека, он в любом случае реагирует.
Однако если вы будете просто повторять имя человека, вы не обязательно будете запоминать его навсегда. Для того чтобы увеличить процент запоминания информации в виде имен, можно проделать следующее упражнение:
1. Как только человек произнес свое имя, представьте у себя в голове, как это пишется, и увеличьте картинку написания этого имени у себя на внутреннем экране.
2. После этого прочтите, что там написано, и потом мысленно спросите этого человека, так ли его зовут, произнеся еще раз его имя внутри своей головы.
3. Потом представьте, что человек отвечает вам и говорит: "Меня зовут вот так-то".
4. После этого скажите в своей голове: "Приятно познакомиться" и назовите его имя.
5. Идеально будет, если его имя будет ассоциироваться с чем-то. Эту ассоциацию можно будет поместить на образ этого человека у себя в голове. То есть можете буквально разместить на него вроде значка куда-то на тело картинку с визуальной ассоциацией или создать его карикатурный образ, куда добавить ассоциации, связанные с его именем.
Например, если имя Сергей, то это созвучно с "серый", а серый связано с волком, поэтому можете человеку визуально прикрепить волчий хвост или пасть, чтобы сразу вспомнить имя. А если женщину зовут Алиса, то ей можно прицепить оранжевый хвост от лисы, так как есть сцепка в памяти из мультика "Лиса Алиса". Но то, что у меня есть такие ассоциации, не значит, что у вас они будут такими же, выбирайте всегда свои.
Для того чтобы запомнить какую-то информацию и довольно просто к ней обращаться через долгий промежуток времени, вы можете создать ассоциации с какими-то событиями, которые вам нужно запомнить, и разместить их у себя на теле. Представьте себя, осмотрите себя со всех сторон и определите наиболее важные точки вашего организма, на которых можно разместить информацию каким-то образом. Это может быть голова, плечи, локти, колени, живот, ступни, ладони. Этот список может быть таким, может быть больше или меньше, это неважно.
Как только вы запоминаете какое-то событие, создайте его образ и какую-то ассоциацию, чтобы было легче эмоционально запомнить это событие. Как только вы создали этот образ, просто поместите его куда-то на своем теле и закрепите его там. Через какое-то время вы можете заполнить все свое тело. Вы можете увеличить масштаб и поместить, например, что-то не на лоб, а над одним глазом и над другим, но не приближайтесь слишком близко, так как потом может быть сложнее вспомнить, где у вас на теле лежит какое событие. Потом вы сможете очень легко оперировать этой памятью, доставать информацию из памяти в тот момент, когда вам это будет нужно.
Для того чтобы усилить память, вы можете добавить максимальное количество ваших органов чувств в сам процесс запоминания. Если вы попытались просто что-то запомнить, и у вас нет эмоционального отклика, каких-то наработанных технологий, считайте, что просто прошли по траве. Если вы использовали ассоциативное мышление и какие-то образы, то вы можете считать, что прошли по этой траве с гусеницами на ногах. Если начали запоминать и добавили к памяти помимо образов еще и ощущения, какую-то звуковую информацию, то можете считать, что вы привязали дополнительные грузы на свои гусеницы и добавили шипов.
То есть ваша колея будет гораздо более глубокой, она будет дольше храниться, а также ее будет лучше видно отовсюду. Этот процесс относится не только к памяти, но и ко всему остальному, к любому нашему действию, связанному с мышлением. Мы будем еще обсуждать это чуть позже, что если мы меняем полушария мозга и задействуем различные системы, то усвоение информации увеличивается в разы, то же самое происходит и с памятью.
Чем больше органов чувств, чем больше возможностей восприятия информации мы добавляем в событие памяти, тем легче нам будет это запомнить. То есть как только в визуальный образ вы добавляете какие-то ощущения, которые вы чувствуете по отношению к этому событию, а также если вы добавляете какие-то звуки, будь то музыка в вашей голове, которая могла бы соответствовать этому событию, или какие-то слова, которые говорят люди внутри этого события и внутри этого образа памяти, или вы просто создаете какие-то звуки, пока запоминаете это событие, то ваша способность помнить его будет усиливаться кратно.
1. Карты памяти (Mind Mapping)
Карты памяти, описанные Тони Бьюзеном, создают структуру, которая легче поддается запоминанию, так как все элементы сцепляются. Записи делаются по одному-два слова, а значит, мозг их легче запоминает, так как помнит образы, а не слова. Смысл и образы намного легче запомнить. Логическая структура и ассоциативное мышление позволяют запомнить намного больший пласт информации.
Плюс, когда вы пишете карту памяти, структура создается в разуме автоматически, а если оставите пустые ответвления, которые не знаете чем заполнить, то мозг на подсознательном уровне будет думать, что туда поместить, так как не терпит незавершенности, ему всегда нужно заполнить пустоту. Таким образом, данная функция работает как кнопка запуска креативного мышления или заставляет мозг принимать решения.
Этот метод стал уже очень популярен и часто используется в бизнесе, где рисуют mind map, что, безусловно, не может не радовать. Однако когда мы переводим эту стратегию в компьютер, мы теряем очень многое – креативность, способность запоминать, создание стратегии для получения автоматического ответа. Когда мы рисуем ее своими руками, мы включаем в работу участок мозга, который отвечает за письмо, мы чувствуем кинестетические сигналы того, как мы держим ручку, водим ей, мы чувствуем, как она продавливает бумагу. Это может казаться не такими важными вещами, если посмотреть на них с логической точки зрения, но те, кто знает, как работает мышление, осознают, насколько важны такие мелочи.
На этом же основан факт того, что мы лучше воспринимаем, понимаем и запоминаем то, что написано в бумажной книге, а не в цифровой. Помимо этого, если мы рисуем все в реальности, мы подключаем креативное мышление для того, чтобы нарисовать какие-то картинки, задействуем еще одну часть мозга. И в конечном счете эта вовлеченность погружает нас в определенные трансовые состояния, где мы с большей долей вероятности дадим своему мозгу задачу заполнить все оставшиеся проблемы в этой карте.
2. Ассоциации
Чтобы запоминать информацию, ее нужно как-то трансформировать в мозгу в образы, ощущения, которые запоминаются легче. Изначально не было языка, было зрение, слух, ощущения и т.д., именно этими видами мышления мы общались сами с собой и именно "данным языком думает мозг". Поэтому, чтобы запомнить информацию или достучаться до подсознания, общаться с ним нужно на его языке.
Чтобы память была крепче, нужно создавать ассоциации, которые подходят вам, не чужие, а свои. И чем более нестандартные ваши ассоциации, абсурдные, сексуальные, тем лучше это будет храниться в мозгу. Не нужно только использовать негативные ассоциации, так как это будет неприятно вспоминать.
3. Метод "Дворец памяти"
Одна из самых эффективных методик запоминания – это "Дворец памяти". Вы должны выбрать какое-то знакомое место и располагать там информацию в виде ассоциаций, а когда нужно будет это вспомнить, у вас будет дворец, в который нужно зайти и посмотреть, где что стоит, что делает, тем самым вспомнить то, что нужно. Чтобы запомнить историю, все персонажи должны взаимодействовать, и взаимодействия тоже должны быть ассоциациями к тому, что нужно запомнить. Чтобы запомнить порядок, около героев нужно создать другие ассоциации, которые будут говорить о порядковом номере во дворце.
Например, один по звуку как "Один" – бог из скандинавской мифологии, а 10 – это 10 негритят, соответственно вы создаете образы, где эти образы взаимодействуют. Самое сложное – это придумать персонажей, которые соответствуют порядковым номерам. Чтобы придумать сотню таких номеров, может потребоваться до часа, но создав их, вы сможете с легкостью запоминать до сотни событий, причем научиться пользоваться дворцом можно буквально за 15 минут.
Есть усложнение этой системы с помощью привязки к территории, например у меня дворец был том месте, которое я хорошо помню, это была дорога до дома, там на платформе стоял Один и если например мне называли слово яблоко, я представлял максимально абсурдную ситуацию и Один сидел развалившись на входе, жевал яблоко так что от него летели брызги во все стороны и он каждого спрашивал что тот несет, куда идет и нужно ли его дальше пускать. Это запоминалось мгновенно. Дальше нужно было лишь повторить это по всем словам или ассоциациями и запоминал все. И если мне говорили что под цифрой 1, я мог сразу сказать что это яблоко, так как вспоминал Одина, знал где он “территориально” в моем дворце памяти, а если спросят под каким номером яблоко, я тоже могу без проблем вспомнить кто же его ел и что это номер 1. Когда я запоминал стратагемы, то первая была “обмануть императора чтобы переплыть море”, соответственно Один и так ассоциировался с императором, он стоял на входе, была охрана, поэтому я представлял что показываю в сторону и пробегаю, пока отвлекается Один, это и было обманом императора, добавлять туда море, было не нужно, так как этого хватало для запоминания.
Если вы что-то запоминаете, то вам приходится напрягать мозг, чтобы вспомнить необходимую информацию, а в данной методике вы вообще не думаете, просто смотрите фильм, это все равно что читать со шпаргалки. Вы можете запомнить 100 позиций и мгновенно ответить, что находится на 50 позиции, или на какой позиции находится какое-то определенное событие, абсолютно спокойно.
Если "пройтись по дворцу" через пять минут, потом через полчаса, через пару часов, через день и через неделю, то эта информация может храниться в голове годами, а вы сможете обращаться к ней в любое время.
Все эти технологии можно использовать, чтобы запоминать доклады, номера телефонов, даты рождений, научные труды – все что угодно. Вот пример из личного опыта:
Я помню, как сделал себе маленький дворец памяти, когда защищал свой диплом в институте. При защите диплома было необходимо запомнить все, что в дипломе находилось, и иметь возможность перепрыгивать с одной части на другую, чтобы отвечать на вопросы. Ведь после того, как вы все рассказали, а еще хуже – если в середине вашего доклада, вас могут спросить о другой части. Это было самое сложное для всех.
Люди частично запоминали, что рассказывать от начала и до конца, но если их вдруг кто-то прерывал, то они уже не могли вспомнить, о чем рассказывали, о чем говорить далее, и сбивались. Для того чтобы студентам было легче ориентироваться в докладе, чтобы было проще рассказать, они могли вешать на доску несколько плакатов с какими-то таблицами, схемами, это сильно помогало.
Однако я использовал свой дворец. Он состоял всего из 20 позиций. Я довольно быстро выучил свой доклад. Не было никаких проблем в том, чтобы рассказать его весь, я понял, насколько проще мне возвращаться к докладу после того, как меня перебили, или даже мог перескочить на другую тему, потом на еще одну и вернуться, чего нельзя было сделать раньше.
В свое время я создал для себя дворец памяти, в который потом просто добавлял всю необходимую мне информацию для запоминания. Мой список состоял из 100 слов, и я не шел к этому годами – это была тренировка в течение всего месяца. Я изучал стратагемы с помощью этих методов и до сих пор их помню.
Вы можете показать фокус о вашей суперпамяти. Используя метод дворца памяти, вы сможете каждое новое слово запоминать за несколько секунд. Расскажите, что вы можете почти мгновенно запоминать любой список. Если вы скажете друзьям, что сможете запомнить список из 20 слов менее чем за минуту, они будут удивлены и скорее всего не поверят.
Вот как это сделать:
1. Предложите им записать какие-то случайно выбранные слова и составить список из 20 слов.
2. Проставляйте перед каждым словом порядковый номер.
3. Попросите их запомнить эти слова и проверьте, сколько они смогли вспомнить.
4. Если они хорошо запомнят слова, спросите, какое слово находится на 12 позиции, скорее всего они не смогут сказать.
5. Как только они попробуют вспомнить все, попросите их дать вам эту бумажку и посмотрите на нее в течение нескольких секунд.
6. Запомните те слова, что не успели запомнить ранее.
7. Смотрите на этот список 3-5 секунд и верните его друзьям.
8. Потом скажите им следить и вспомните все слова от первого до последнего.
9. Когда они начнут спрашивать, как вы это сделали, и выражать свое удивление, прочтите этот список в обратном порядке.
10. Когда они еще больше поразятся, попросите их назвать любую цифру, а вы скажете слово, либо пусть они скажут слово, а вы – порядковый номер.
На самом деле с помощью метода дворца памяти нельзя запомнить все слова за 3 секунды, это делается просто для того, чтобы удивить. А запоминать вы их должны, как только кто-то придумал слово, назвал его и записал. Чтобы это не происходило слишком быстро, скажите, что сначала нужно произнести и записать слово, потом другое диктовать, если что, отвлекайте их по ходу. К тому времени, когда список будет составлен, вы уже все выучите. А те 3 секунды используйте для того, чтобы запомнить то, что не успели, пока записывали, если такие слова есть.
Ваши друзья не поймут, что вы запоминали слова, пока они их придумывали, они сами запомнят лишь картину того, как вы упорно смотрите 3 секунды на листок, и будут уверены, что именно тогда вы все и запоминали. Для пущего эффекта можете невзначай напомнить о списке через пару дней, и если вас попросят назвать какое-то слово из списка, вы сможете еще раз их удивить.
Однажды я показывал фокус, в котором запомнил список из 10 случайных слов. Я запомнил список и воспроизводил его по правилам, с интервалами запоминания. На следующий день меня снова попросили повторить его, и я смог воспроизвести весь список без ошибок. Спустя месяц один из друзей случайно нашел у меня на полке стикер с этим списком, и я без усилий назвал все слова, которые там были написаны. В этом нет ничего сверхъестественного или сложного – если памятью пользоваться правильно, информация запоминается автоматически, а воспроизведение не доставляет никаких трудностей.
1. Метод ассоциаций:
Суть: Связывание новой информации с уже известной.
Применение: Представьте, что имя нового знакомого "Виктор" связано с образом победителя (от латинского "victor" – победитель). Визуализируйте его с золотой медалью.
2. Метод локусов (Дворец памяти):
Суть: Привязка информации к знакомым местам.
Применение: Мысленно разместите предметы из списка покупок в комнатах вашего дома. Например, молоко на кухне, хлеб в прихожей.
3. Chunking (группировка):
Суть: Разбивка большого объема информации на меньшие, легко запоминаемые группы.
Применение: Номер телефона 9876543210 легче запомнить как 987-654-32-10.
4. Акронимы и мнемонические фразы:
Суть: Создание аббревиатур или предложений из первых букв запоминаемых слов.
Применение: Порядок цветов радуги "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан".
5. Метод ключевых слов:
Суть: Создание ассоциации между звучанием слова и его значением.
Применение: Для запоминания английского слова "cat" (кошка), представьте кота в шляпе (cat – кэт – кэп(кепка)).
6. Визуализация:
Суть: Создание ярких мысленных образов.
Применение: Чтобы запомнить список продуктов, представьте сюрреалистичную картину, где все эти продукты взаимодействуют.
7. Повторение с интервалами:
Суть: Повторение информации через увеличивающиеся промежутки времени.
Применение: Повторите новую информацию через 1 час, затем через день, неделю, месяц.
8. Карты памяти (Mind mapping):
Суть: Графическое отображение информации в виде древовидной схемы.
Применение: Нарисуйте центральное понятие и ветви, отходящие от него с подтемами и деталями.
9. Метод истории:
Суть: Объединение запоминаемых элементов в связный рассказ.
Применение: Создайте историю, включающую все пункты вашего списка дел на день.
10. Техника активного вспоминания:
Суть: Попытка вспомнить информацию, а не просто перечитывание.
Применение: После прочтения текста, закройте его и попытайтесь пересказать основные идеи.
Рассмотрим пример того, как запомнить сложную информацию, используя несколько методов улучшения памяти. Предположим, нам нужно запомнить основные этапы фотосинтеза:
1. Поглощение света
2. Возбуждение электронов
3. Расщепление воды
4. Образование АТФ
5. Фиксация углерода
6. Синтез глюкозы
Шаг 1: Создание визуального образа (метод визуализации)
Представим растение как фабрику по производству еды.
Шаг 2: Применение метода локусов (Дворец памяти)
Используем комнаты в доме для размещения этапов:
1. Сад (поглощение света): Яркое солнце освещает растения.
2. Прихожая (возбуждение электронов): Электрические лампочки начинают мигать.
3. Ванная (расщепление воды): Кран с водой, из которого вырываются пузырьки кислорода.
4. Кухня (образование АТФ): Плита, на которой готовится энергетическое блюдо "АТФ".
5. Гостиная (фиксация углерода): Большой сейф, в который запирается углекислый газ.
6. Спальня (синтез глюкозы): Кровать, на которой лежат конфеты (глюкоза).
Шаг 3: Создание истории (метод истории)
Солнечным утром вы выходите в сад, где яркий свет заставляет вас прищуриться (поглощение света). Вернувшись домой, вы замечаете, что в прихожей мигают лампочки (возбуждение электронов). Проходя в ванную, вы видите, что из крана вырываются пузырьки кислорода (расщепление воды). На кухне вы готовите особое энергетическое блюдо АТФ (образование АТФ). В гостиной вы запираете в сейф вредный углекислый газ (фиксация углерода). Наконец, уставшие, вы идете в спальню и обнаруживаете на кровати вкусные конфеты – вашу награду в виде глюкозы (синтез глюкозы).
Шаг 4: Создание акронима
ПВРАФ
Поглощение
Возбуждение
Расщепление
АТФ
Фиксация
С (Синтез) – добавляем отдельно для запоминания последнего шага.
Шаг 5: Повторение с интервалами
– Сразу после создания образов повторите информацию.
– Через час повторите снова.
– Перед сном пройдитесь по своему "Дворцу памяти".
– На следующий день утром повторите.
– Через неделю сделайте еще одно повторение.
Шаг 6: Активное вспоминание
Попробуйте рассказать процесс фотосинтеза другу или запишите его на бумаге, опираясь только на свою память.
Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы овладеете даже базовыми навыками улучшения памяти. Вы начнете замечать, что мир вокруг становится ярче и насыщеннее, а ваш разум – острее и восприимчивее. Имена новых знакомых больше не будут ускользать из памяти, а важные детали встреч и разговоров останутся с вами надолго. Вы станете более уверенным в себе, ведь теперь сможете легко оперировать фактами и цифрами, удивляя коллег и друзей своей эрудицией. Учеба и работа перестанут быть утомительной борьбой с забывчивостью, превратившись в увлекательное путешествие по просторам знаний. Вы обнаружите, что способны усваивать новую информацию с невероятной легкостью, будь то иностранный язык, профессиональные навыки или хобби. Ваша продуктивность возрастет, ведь вам больше не придется тратить время на поиски забытых данных или повторное изучение материала. Но самое главное – вы почувствуете, как расширяются границы вашего мира, ведь теперь каждое новое впечатление, каждая прочитанная книга или увиденный фильм станут частью вашего внутреннего богатства, к которому вы сможете обратиться в любой момент. Улучшение памяти – это не просто навык, это ключ к более полной, насыщенной и успешной жизни, и этот ключ теперь в ваших руках.
Для тех, кто уже освоил базовые техники улучшения памяти, существуют более сложные и мощные методы. Вот несколько усложненных методов для "прокачанных" мнемонистов:
Система Major (Большая система): Эта система позволяет запоминать длинные последовательности чисел, превращая их в осмысленные фразы или истории. Каждой цифре от 0 до 9 присваивается определенный звук. Например: 0 – с, з 1 – т, д 2 – н 3 – м 4 – р 5 – л 6 – ж, ш 7 – к, г 8 – в, ф 9 – п, б
Чтобы запомнить число 1906, можно составить фразу "Тощий жираф". Эта система требует практики, но позволяет запоминать огромные объемы числовой информации.
Метод Цицерона (усложненный вариант дворца памяти): В этом методе вы создаете не просто комнаты, а целые маршруты с множеством остановок. Каждая остановка содержит несколько элементов информации, связанных между собой мини-историей. Это позволяет хранить и воспроизводить гораздо больше информации, чем в обычном дворце памяти.
Техника "Составных образов": Этот метод используется для запоминания длинных списков слов. Вы создаете яркие, сюрреалистичные образы, объединяющие несколько элементов списка. Например, чтобы запомнить последовательность "книга-лампа-кошка-часы", вы можете представить кошку, читающую светящуюся книгу, сидя на гигантских часах.
Мнемоническая доминанта: Эта техника используется для запоминания сложных научных или технических терминов. Вы разбиваете слово на части и создаете из каждой части яркий образ, связывая их в единую историю. Например, для запоминания термина "фотосинтез" можно представить фотоаппарат (фото), из которого вырастает растение (синтез).
Система Доминика О'Брайена: Эта система сочетает в себе элементы дворца памяти, системы Major и собственные инновации О'Брайена. Она позволяет запоминать огромные объемы разнородной информации, включая числа, даты, имена и факты, связывая их в единую пространственно-временную структуру.
Метод фонетических ассоциаций для изучения языков: Этот метод используется для запоминания иностранных слов. Вы создаете историю на родном языке, которая фонетически похожа на запоминаемое слово и отражает его значение. Например, английское слово "bread" (хлеб) можно запомнить через фразу "Бред какой-то, есть нечего".
Техника "Стойка для журналов": Эта техника используется для запоминания списков, где важен порядок элементов. Вы представляете стойку с журналами, где каждый журнал представляет элемент списка. Чтобы вспомнить список, вы мысленно "пролистываете" журналы на стойке.
Метод римской комнаты: Усложненная версия дворца памяти, где каждая комната представляет определенную тему или категорию информации. Внутри каждой комнаты вы размещаете связанную информацию, создавая сложную, но хорошо организованную систему хранения знаний.
Эти усложненные методы требуют больше времени для освоения, но позволяют достичь поистине впечатляющих результатов в запоминании и воспроизведении информации. Они особенно полезны для профессионалов, работающих с большими объемами данных, студентов, готовящихся к сложным экзаменам, или любителей мнемотехники, стремящихся расширить границы своих когнитивных возможностей.
Выберите важную для вас информацию, которую нужно запомнить. Это может быть список дел, ключевые моменты презентации, новые имена коллег или основные положения изучаемого предмета. Примените один из изученных методов для запоминания этой информации. Через день попробуйте воспроизвести эту информацию и оцените эффективность выбранного метода.
Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы овладеете искусством памяти на профессиональном уровне. Ваш разум превратится в бесконечное хранилище знаний, где каждая крупица информации будет доступна по первому требованию. В личной жизни вы станете душой компании, легко запоминая имена, даты и интересные факты, удивляя друзей и знакомых своей эрудицией. На работе вы будете блистать, с легкостью оперируя сложными данными, запоминая важные детали встреч и презентаций без единой заметки. Изучение новых языков, освоение музыкальных инструментов или сложных профессиональных навыков станет для вас увлекательным путешествием, а не утомительной рутиной. Вы сможете читать книги с невероятной скоростью, сохраняя в памяти каждую важную деталь, что откроет перед вами целые миры знаний и возможностей. Ваша уверенность в себе взлетит до небес, ведь вы будете знать, что можете положиться на свою память в любой ситуации. Это не просто навык – это суперспособность, которая трансформирует каждый аспект вашей жизни, делая вас более эффективным, успешным и, что самое главное, более счастливым человеком. И помните, путь к этому удивительному будущему начинается с первого шага, который вы можете сделать прямо сейчас.
Для того чтобы правильно пользоваться памятью, нужно понимать базовые принципы запоминания. Есть несколько этапов, когда человек хорошо запоминает информацию во времени:
1. Начало запоминания
2. Конец запоминания
3. Связки частей запоминаемой информации
4. Неординарные вещи
Например, ассоциативное мышление, которое отходит в сторону сексуальности, гипертрофированности, абсурда – это именно про неординарные вещи.
То есть, если вы слушаете лекцию, чем дольше она идет, тем хуже вы ее запомните. Если у вас лекция идет час, то в середине лекции вы будете запоминать менее 30%, а в начале и в конце будет около 75%. Если вы поделите все на части по 15 минут, то снижение запоминания будет незначительное, такое, что им можно пренебречь. То есть в начале 75%, а в середине около 70%.
Используя этот принцип, например, создали направления мини-обучения через обучающие ролики, которые создаются с длительностью максимум 15 минут. Если идет обучение в классе, то оптимальная разбивка по времени между уроками – 45 минут. Если больше, то мы перестаём запоминать середину, если сокращаем очень сильно, то у нас слишком много отвлечения, слишком много отдыха, тогда может не совсем корректно связываться одна тема с другой, может не появиться "общей картины".
Именно поэтому уроки в институтах идут по академическому часу, который равен 45 минутам. Естественно, если в середине будет что-то удивительное, это всколыхнет учеников, и они запомнят этот момент.
Один из вариантов сократить время между началом и концом – это разделение частей внутри одного урока по связанным темам либо изменение самого урока. Например, 15 минут студенты слушают лекцию, а потом 15 минут задают вопросы, делают упражнения и т.д. Это совсем другая работа мозга, и из-за переключений это может считаться отдыхом. То есть мы на графике создаем волны и уменьшаем амплитуду колебаний, соответственно мы увеличиваем общую запоминаемость урока с 50% до 65-70%.
Важно делать увеличение между повторами. То есть, если вы что-то повторяете, сделайте повтор через 5 минут, потом через 15, далее через пол часа – час, через 3 часа, на следующий день, через 3 дня, через неделю и через месяц. Это будет сохранять график обучаемости и запоминания, в итоге через месяц, все после 8 повтора, вы сможете запомнить информацию на месяц и даже годы.
1. Вспомните списки или последовательности, которые вы недавно пытались запомнить. Это может быть список покупок, план презентации или этапы какого-либо процесса. Попробуйте применить метод "Дворца памяти" или технику "Составных образов" для их запоминания.
2. Подумайте о предстоящей встрече или мероприятии, где вам нужно будет запомнить имена новых людей. Подготовьтесь, используя технику ассоциаций для имен.
3. Если у вас есть важные даты или числа для запоминания, попрактикуйтесь с системой Major.
4. Возможно вам предстоит какое-то выступление и нужно запомнить речь? Это идеальное событие для того чтобы подготовиться с помощью “дворца памяти” или “римской комнаты”. Помимо того что вы все будете помнить и не потеряетесь на выступлении, это еще и придаст уверенности самому выступлению, так как смысл о чем вам говорить, вас вообще не будет беспокоить.
Теперь давайте подумаем, как вы можете потренироваться в ближайшее время:
1. Ежедневная практика: Выберите одну технику и применяйте ее каждый день в течение недели. Например, используйте метод ассоциаций для запоминания трех новых фактов каждый день.
2. Улучшение рабочих навыков: На работе или учебе попробуйте использовать карты памяти для структурирования информации по проекту или теме, которую вы изучаете.
3. Социальные взаимодействия: При знакомстве с новыми людьми, сознательно применяйте технику запоминания имен.
4. Изучение языка: Если вы учите иностранный язык, попробуйте метод фонетических ассоциаций для запоминания новых слов.
5. Повседневные задачи: Используйте технику "Составных образов" для запоминания списка дел на день или список покупок.
6. Числовые данные: Потренируйтесь запоминать номера телефонов или другие важные числа с помощью системы Major.
7. Подготовка к выступлению: Если вам предстоит презентация или доклад, создайте "Дворец памяти" для ключевых пунктов вашего выступления.
Помните, что регулярная практика – ключ к успеху. Начните с малого и постепенно усложняйте задачи. Не бойтесь экспериментировать и комбинировать различные техники. Наблюдайте за своим прогрессом и отмечайте, какие методы работают для вас лучше всего. Удачи в ваших тренировках памяти!
Развитие памяти – это навык, который может значительно улучшить качество вашей жизни и работы. Регулярное применение описанных техник позволит вам эффективнее усваивать новую информацию, лучше ориентироваться в уже изученном материале и повысить общую продуктивность.
Помните, что даже простое знакомство с этими методами уже меняет ваше мышление и делает его более эффективным. В неожиданный момент эти знания могут "всплыть" в вашей памяти и помочь решить важную задачу.
Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы овладеете даже базовыми навыками улучшения памяти. Вы начнете замечать, что мир вокруг становится ярче и насыщеннее, а ваш разум – острее и восприимчивее. Имена новых знакомых больше не будут ускользать из памяти, а важные детали встреч и разговоров останутся с вами надолго. Вы станете более уверенным в себе, ведь теперь сможете легко оперировать фактами и цифрами, удивляя коллег и друзей своей эрудицией.
Учеба и работа перестанут быть утомительной борьбой с забывчивостью, превратившись в увлекательное путешествие по просторам знаний. Вы обнаружите, что способны усваивать новую информацию с невероятной легкостью, будь то иностранный язык, профессиональные навыки или хобби. Ваша продуктивность возрастет, ведь вам больше не придется тратить время на поиски забытых данных или повторное изучение материала.
Но самое главное – вы почувствуете, как расширяются границы вашего мира, ведь теперь каждое новое впечатление, каждая прочитанная книга или увиденный фильм станут частью вашего внутреннего богатства, к которому вы сможете обратиться в любой момент. Улучшение памяти – это не просто навык, это ключ к более полной, насыщенной и успешной жизни, и этот ключ теперь в ваших руках.
Доминик О'Брайен, восьмикратный чемпион мира по запоминанию, однажды продемонстрировал свои способности, запомнив порядок перетасованной колоды карт всего за 38 секунд. Но его навыки выходят далеко за рамки карточных трюков. О'Брайен использовал свои техники памяти для изучения языков, запоминая до 320 новых иностранных слов в час. Это позволило ему овладеть базовым уровнем нового языка всего за несколько недель интенсивных занятий.
Шерешевский, известный мнемонист, обладал феноменальной памятью, которая позволяла ему запоминать сложные математические формулы, длинные списки слов и даже целые страницы текста после однократного прочтения. Его способности были настолько выдающимися, что он мог воспроизвести информацию, услышанную 15 лет назад, с точностью до мельчайших деталей.
Современный пример – Джошуа Фоер, журналист, который за год тренировок техник запоминания смог выиграть чемпионат США по запоминанию. В процессе подготовки он развил способность запоминать последовательность из 167 цифр за 5 минут и порядок перетасованной колоды карт менее чем за 2 минуты. Эти навыки он успешно применил в своей журналистской работе, легко запоминая сложные факты и детали интервью.
Тони Бьюзен, автор концепции ментальных карт, использовал свои техники для написания более 140 книг по саморазвитию и когнитивным навыкам. Его методы помогли миллионам людей улучшить свою память и повысить эффективность обучения. Сам Бьюзен мог запомнить имена всех участников конференции, насчитывающей сотни людей, и без труда вспомнить их даже спустя годы.
Эти истории показывают, что профессиональное владение техниками памяти открывает поистине удивительные возможности, позволяя достигать выдающихся результатов в различных сферах жизни – от академических достижений до профессионального и личностного роста.
1. По шкале от 1 до 10, насколько полезной показалась вам информация о методах улучшения памяти?
2. Насколько сложными кажутся вам эти техники для освоения? (1 – очень просто, 10 – чрезвычайно сложно)
3. На сколько баллов из 10 вы оцениваете потенциальное улучшение вашей жизни при регулярном использовании этих методов?
4. Насколько более эффективным вы себя чувствуете уже сейчас, просто прочитав об этих техниках? (от 1 до 10)
5. Какие из описанных методов показались вам наиболее применимыми в вашей повседневной жизни или работе?
6. Можете ли вы представить конкретную ситуацию из вашей жизни, где применение этих техник могло бы значительно облегчить задачу?
7. По шкале от 1 до 10, насколько вероятно, что вы начнете применять эти техники в ближайшее время?
8. Насколько, по вашему мнению, улучшилось ваше понимание процессов памяти после прочтения этой информации? (от 1 до 10)
Помните, что развитие памяти – это процесс, требующий времени и практики. Не расстраивайтесь, если сразу не получится достичь впечатляющих результатов. Каждая попытка применить новую технику – это шаг к улучшению ваших когнитивных способностей.
Начните с малого – выберите одну технику и практикуйте ее ежедневно в течение недели. Затем добавьте еще одну. Постепенно вы заметите, как улучшается ваша способность запоминать и воспроизводить информацию.
Память – это удивительный инструмент, который мы используем каждый день, часто не замечая этого. Развивая и совершенствуя его, вы открываете для себя новые горизонты возможностей в учебе, работе и личной жизни. Помните, что ваш мозг способен на гораздо большее, чем вы могли представить. Дерзайте, экспериментируйте и наслаждайтесь процессом улучшения вашей памяти!
А знаете, для чего вы могли бы использовать все эти техники? Например, для того чтобы запомнить все, что вы прочтете далее в этой книге. Это увеличит вашу продуктивность в разы и позволит извлечь максимум пользы из представленной информации.