Россия всегда была страной самодостаточной и богатой талантами – выходцами из народа. Достаточно вспомнить механика-самоучку Ивана Кулибина. Великая Екатерина не зря поставила его во главе механической мастерской Петербургской академии наук. Еще можно вспомнить тульского народного умельца Левшу, который сумел подковать модель блохи в натуральную величину, созданную англичанами. Одна из отличительных особенностей русского народа – чем больше «заедает» нужда, тем изобретательнее его лучшие представители выходят из, казалось бы, безвыходных положений.
Нас в рамках обсуждаемой темы, а таковой является проблема, как быть отменно здоровым в любом возрасте, интересует успешный опыт лечения, укрепления и сохранения здоровья, накопленный трудами подвижников и поборников продуктивного долголетия. Важно понять, как они умели использовать скрытые до поры до времени природные резервы здоровья. А то, что они делали это, не вызывает никакого сомнения. Ведь большинство из них были долгожителями и прожили значительно дольше, чем обычные люди.
Перечень этих замечательных людей можно начать с А. В. Суворова (1729–1800). Этот человек, хотя и прожил около 70 лет и по современным меркам не может быть причислен к долгожителям, остается образцом. Будучи хилым ребенком, он сам себя сделал здоровым. Уже в детские годы Суворов твердо решил стать военачальником. Упорно закалял волю, в том числе обливаниями холодной водой. Укреплял тело физическими упражнениями, фехтованием, верховой ездой. Получил всестороннее образование. Обрел завидное для современников здоровье. Прославился военными победами. Перенес шесть тяжелых ранений. Когда Суворову было без малого 70 лет, он командовал русской армией, воевавшей в Италии, и вывел войска из-под удара превосходящих сил противника, совершив вместе с армией переход через Альпы. Да и срок жизни в 70 лет в тот век был не таким уж частым явлением, тем более что ему – генералу, а в последние годы жизни генералиссимусу – приходилось иметь дело с царскими особами, что само по себе было причиной сильнейшего стресса.
В середине XX века закаливание холодом в сочетании с регулярным (один день в неделю) воздержанием от пищи «по-сухому» (без питья воды) как способ оздоровления активно пропагандировал и демонстрировал на личном примере Порфирий Корнеевич Иванов (1898–1981). Последователи П. К. Иванова почитали его как Учителя. Конечно, прожитый им срок не позволяет и его отнести к долгожителям. Но нельзя забывать, что власти преследовали П. К. Иванова и целых 12 лет (в общей сложности) содержали под арестом. Неоднократно подвергали принудительному «лечению». Он не имел медицинского образования, а народ стремился к нему с целью оздоровления. К тому же он был «единоличником» и отвлекал людей от участия в труде на благо Родины заботами о личном здоровье. Ясно, что в то время это было крамолой. Для властей он был нежелательным человеком. На этом фоне 83 года жизни дорогого стоят.
Пример инженерного подхода к самооздоровлению дан А. А. Микулиным. Александр Александрович существенно продлил свою профессиональную деятельность конструктора авиационных двигателей, после того как в сорокалетнем возрасте был вынужден заняться самооздоровлением. (Кто из людей, живших в тридцатые годы XX века, не помнит беспосадочного перелета через Северный полюс в Америку Чкалова, Байдукова и Белякова на самолете с двигателями А. А. Микулина?) Для этого ему пришлось разработать собственную систему борьбы со старением организма. Она включала разнообразные гимнастики: волевую, дыхательную, гантельную, вибрационную и восстановительную. Микулин практиковал термомассаж лица и сброс электростатического заряда с кожи.
Яркий пример огромного оздоравливающего воздействия уверенно произнесенного слова показал Георгий Николаевич Сытин. В декабре 1943 года он был тяжело ранен и контужен в бою. Так в двадцать с небольшим лет он стал инвалидом: двигался с трудом, страдал расстройством памяти. Волей-неволей ему пришлось думать о восстановлении здоровья.
«На помощь мне пришло давнее, еще со школьной скамьи вынесенное увлечение психологией. Прежде всего меня интересовала возможность влиять на состояние различных органов, а значит, и на человеческую судьбу с помощью воли и упорства. Лечение словом – это один из древнейших методов воздействия на человеческий организм. Решил заняться мобилизацией резервных возможностей собственного организма. Разработал тексты с целенаправленным воздействием на восстановление памяти, работоспособности, функции мышц. И оказалось, что мои настрои работают!» (Г. Н. Сытин, 1990)
В 1957 году Г. Н. Сытин был признан годным к строевой службе без ограничений. Вот уже около полувека врач, кандидат педагогических наук Сытин успешно лечит словом в Центре психокоррекции: избавляет от неврозов, бессонницы, ишемической болезни сердца, гипертонии, язвенной болезни, радикулита, а также заболеваний дыхательных путей. Таковы возможности метода словесно-образного и эмоционально-волевого управления состоянием человека (СОВЭУС). Не зря Г. Н. Сытина коллеги называли «волевым усилием».
Москвич Михаил Михайлович Котляров (1904–1994) к выходу на пенсию имел «букет» возрастных болезней. По его словам, он находился «на краю могильной ямы». В поисках выхода из критической ситуации он обратился к опыту выдающихся соотечественников – А. В. Суворова и К. Э. Циолковского. Одухотворенный мудростью великих людей, Михаил Михайлович Котляров сумел восстановить свое здоровье. В этом ему помогли закалка и бег. Круглогодичные пробежки в легкой одежде, иногда с гантелями в руках, закалили тело и укрепили дух. На вооружение им был взят девиз «Здоровый дух и тело сделает здоровым!».
Большие возможности оздоровительного воздействия дыхательной гимнастики продемонстрировал врач Константин Павлович Бутейко (1923–2003).
В 1962–1983 годах им была разработана и внедрена дыхательная гимнастика, получившая название волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД).
К. П. Бутейко показал, как надо трансформировать обычное внешнее дыхание, ограничивающее жизненный ресурс людей 70–80 годами, в здоровое дыхание, способное продлить активную жизнь на десятки лет. Дыхание, несущее активное долголетие, по представлениям Бутейко, отличается уменьшенным вдвое потреблением кислорода из воздуха и более редким ритмом – примерно 8 вдохами за 1 мин. В каждом дыхательном цикле за выдохом следует самопроизвольная (можно сказать, автоматическая) пауза длительностью в 4 с.