Предисловие

Если вам придет в голову навязчивая идея вывести масона из себя, то вот вам первый совет: нет ничего проще. Нужно подкараулить масона, когда он расслабится за праздничным столом с друзьями, в уютном кресле вечером дома после работы, в театральном фойе или в осеннем парке на колесе обозрения, – и, интимно наклонившись прямо к его уху, по—дружески и как бы между делом обронить: «Слушай, а что такое – это ваше масонство? Ты не мог бы мне прямо вот сейчас в двух словах объяснить?». Реакция масона будет тем более бурной, чем больше его масонский стаж.

Происходит так потому, что этот вопрос задают масону все и всегда: родственники, знакомые, коллеги на работе, собеседники в интернете и водители такси, – если он не скрывает своего членства в братстве, свободно говорит об этом, даже просто носит масонские перстень или значок на лацкане. Повторять одно и то же слишком часто и слишком вынужденно не приятно никому. Да и если разобраться, сам масон глубоко не уверен в том, что точно знает, о чем говорит. А ведь ему приходится выступать в роли представителя древней, почтенной (как ему кажется) и одиозной (как чаще всего кажется его собеседникам) организации, и, прямо скажем, свободы и лучезарности это его речи не добавляет.

Вот уже скоро четверть века, как масонство в России перестало быть запретной темой для обсуждения, из разряда музейных древностей перешло в реальный мир и наполнило информационную сферу своими идеями, символами и образами. Из крошечной группы связанных личной дружбой вузовских преподавателей, врачей и военных оно постепенно стало целой социальной сферой со своими контактами, конфликтами, особым языком, программами и текстами. Восемь разных масонских организаций современной России постоянно ссорятся, мирятся, сообща или порознь осуществляют просветительские и благотворительные проекты, представляют свою страну в многочисленных международных масонских союзах и объединениях и… постоянно пополняются теми самыми назойливыми собеседниками, кто решает в какой—то момент своей жизни интимно наклониться к уху известного ему масона и задать главный вопрос – как вступить. Афористичная американская масонская мудрость «2B1ask1» (To be one ask one) – «Чтобы стать им, спроси одного из них» всесильна, потому что она верна. И если живого и экстравертивного масона рядом не оказалось, потенциальные кандидаты находят себе собеседников в интернете и задают им и эти, и многие другие вопросы.

Масонские организации отлично знают это и размещают на своих сайтах ответы на «часто задаваемые вопросы», однако никакой самый проницательный масон никогда не смог бы предусмотреть все витиеватые излучины, которыми течет мысль человеческая, и только методичная работа сотен братьев и сестер может привести со временем к торжественному завершению миллионнотомной серии «Полный масонский FAQ». «Ну что ж, будем трудиться», – как говаривал, по мнению авторов дореволюционного «Сатирикона», император Калигула, расстроившись, что у человечества не одна голова, которую можно было бы мигом отрубить.

В этой книге собраны ответы на вопросы читателей о масонстве, его истории и современности, символах и философии, ритуалах и быте, а также о смежных или сходных эзотерических организациях и оккультизме, – которые в разное время задавались автору на замечательных диалоговых площадках znatok.ru, askme.ru и ask.fm, а также на масонских форумах и в блогах. Автор выражает благодарность всем пытливым корреспондентам – фактическим соавторам этого справочника – и надеется, что этот легкий для чтения формат пойдет на пользу всем, кто хочет узнать о масонстве, но опасается толстых пыльных томов в библиотеках.

Возвращаясь к тому, с чего начал, автор хотел бы подчеркнуть, что никакой масон не имеет юридического или морального права говорить от лица всего масонства или даже своей отдельной ложи, и всякие его слова и мнения – это слова и мнения одного отдельного масона, обладающего посвящением и собственным уникальным масонским опытом.

И ни один из них не знает и не может четко сформулировать, что такое масонство, потому что оно шире любых определений и стойко противится любой систематизации все 300 лет своего существования.

Евгений Щукин, 33°—90°—95°

Ложа «Имхотеп» №125, г. Москва

Загрузка...