Культиватор КШУ-12 (-01, -02) (рисунки 3.1, 3.2) предназначен для сплошной предпосевной и паровой обработки почвы во всех почвенно-климатических зонах России.
Культиватор агрегатируется с тракторами:
– КШУ-12 – тягового класса 3;
– КШУ-12-01, КШУ-12-02 – тяговых классов 2, 3.
Способ агрегатирования – прицепной.
Культиватор КШУ-12 и его модификации выпускаются предприятием-изготовителем в комплектации с универсальными стрельчатыми лапами (330 мм), заравнивающим приспособлением – роторной боронкой.
По особому заказу, оформленному в установленном порядке, за отдельную плату поставляются:
– комплект рыхлительных лап (150 мм);
– комплект универсальных стрельчатых лап (220 мм);
– заравнивающее приспособление – пружинная боронка.
Техническая характеристика приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Техническая характеристика КШУ-12
По особому заказу культиватор комплектуется следующими дополнительными рабочими органами и приспособлениями:
– комплектом рыхлительных лап КШУ 00.400 (-01, -02);
– лапы рыхлительные с наплавкой Н.043.05.200 (С-20.1), входящие в комплект, служат для рыхления тяжелых почв и подрезания сорняков.
Основная техническая характеристика и параметры приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Техническая характеристика рыхлительных лап КШУ 00.400 (-01, -02)
– комплектом универсальных стрельчатых лап КШУ 00.410 (-01, -02).
Лапы универсальные стрельчатые без наплавки Н.043.05.402 (5,1), входящие в комплект, служат для рыхления тяжелых почв и подрезания сорняков.
Основная техническая характеристика и параметры приведены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Техническая характеристика универсальных стрельчатых лап КШУ 00.410 (-01, -02)
– комплектом боронок пружинных КШУ 05.000 (-01, -02).
Комплект боронок пружинных служит для крошения и осаживания взрыхленной почвы, выравнивания её при подготовке под посев, вычесывания подрезанных лапами сорняков. Основная техническая характеристика и параметры приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Техническая характеристика боронок пружинных КШУ 05.000 (-0,1-02)
Культиватор (рисунки 3.1, 3.2) представляет собой широкозахватную прицепную машину с щарнирно-секционной рамой 1 (рисунок 3.2), с трехрядным расположением рабочих органов 2, с заравнивающим приспособлением в виде роторных (пружинных) боронок 3.
Рисунок 3.1 – Культиватор широкозахватный бессцепочный сплошной обработки почвы КШУ-12 (в положении для дальнего транспорта)
Культиватор агрегатируется за прицепное устройство трактора посредством сницы 6. На снице шарнирно крепится подставка 7, предназначенная для установки сницы на высоту прицепной скобы трактора. На боковом луче сницы расположены табличка с указаниями по технике безопасности.
Колеса культиватора на пневматических шинах консольно крепятся на кронштейнах. На центральной раме установлены спаренные колеса 5, на боковых секциях одинарные 9 (за исключением КШУ-12-02 где боковые колеса не устанавливаются).
Механизм подката колес (рисунок 3.6) центральной рамы культиватора состоит из гидроцилиндра, одним концом закрепленного на качалке механизма регулировки глубины хода рабочих органов, а другим на кронштейнах поворотных валов, и служит для выглубления рабочих органов культиватора на разворотных полосах во время работы и перевода культиватора в транспортное положение.
Транспортные габариты культиватора до 4 м обеспечиваются складыванием рамы.
Рисунок 3.2 – Культиватор КШУ-12 (в рабочем положении):
1 – рама; 2 – секция рабочих органов; 3 – роторная боронка, 4 – фиксатор; 5 – спаренные колеса; 6 – спица, 7 – подставка сницы; 8 – опора, 9 – колеса боковых секций
Механизм складывания боковых секций культиватора КШУ-12 состоит из гидроарматуры, четырех гидроцилиндров и тяг. На модификациях КШУ-12-01 (-02) подобная гидроарматура отсутствует. Фиксация сложенных боковых секций производится замками на опорах 8 (рисунок 3.2), закрепленных на переднем брусе рамы.
Механизм подъема секций:
– культиватора КШУ-12(-01) состоит из гидроарматуры, двух гидроцилиндров, рычагов, тяг, а поднятые секции фиксируются замками в фиксаторе 4 (рисунок 3.2);
– культиватора КШУ-12-01(-02) состоит из гидроарматуры, одного гидроцилиндра, рычагов и тяг, а поднятые секции фиксируются замками в фиксаторе 4 (рисунок 3.2).
Гидротрасса культиватора (рисунки 3.7, 3.8, 3.9) служит для механического выглубления его на разворотных полосах во время работы и перевода из рабочего положения в транспортное и наоборот и состоит:
– на культиваторе КШУ-12 из двух независимых участков, предназначенных для осуществления подката колес центральной рамы и подъема (выглубления) секций рабочих органов и для складывания боковых крыльев в транспортное положение; для складывания подкрылков в транспортное положение;
– на культиваторе КШУ-12-01 (-02) из одного участка, предназначенного для осуществления подъёма колес центральной рамы и подъема (выглубления) секций рабочих органов и для складывания боковых крыльев в транспортное положение.
Перевод культиватора из транспортного положения в рабочее и наоборот осуществляется с места водителя гидросистемой трактора с выходом тракториста из кабины трактора для расфиксации (фиксации) секций рамы при их опускании (подъеме) и одновременном блокировании шарниром секций.
Для обозначения габаритов культиватора при его транспортировке по дорогам служат сигнальные щитки, установленные на переднем брусе рамы и на брусе боронок.
Для очистки рабочих органов от земли и растительных остатков к культиватору прикладывается чистик.
Технологический процесс, выполняемый культиватором, заключается в следующем: при рабочем ходе культиватора по полю лапы рыхлят на заданную глубину поверхностный слой почвы, подрезают сорняки, а расположенное сзади заравнивающее приспособление заравнивает борозды, которые образуются от прохода рабочих органов.
Рама культиватора (рисунок 3.3) имеет шарнирно-секционное устройство и состоит:
– на КШУ-12 из центральной рамы 2, двух рам обводных 48, двух крыльев 42, двух подкрылков 35 и двух приставок 31, присоединенных болтами 32, гайками 33, шайбами 34;
– на КШУ-12-01 из центральной рамы, двух рам обводных, двух крыльев;
– на КШУ-12-02 из центральной рамы и двух крыльев.
На культиваторе КШУ-12 обводные рамы с крыльями образуют две СРЕДНИЕ СЕКЦИИ, а подкрылки с приставками – две БОКОВЫЕ.
На культиваторе КШУ-12-01 обводные рамы и крылья образуют две БОКОВЫЕ СЕКЦИИ.
На культиваторе КШУ-12-02 крылья являются БОКОВЫМИ СЕКЦИЯМИ.
Отсоединение проставок 31 (рисунок 3.3) позволяет изменить ширину захвата культиватора до 10 м.
Фиксаторами (рисунок 3.4) в положении 2, 8 при работе культиватора запираются соединительные шарниры между центральной и обводными рамами, а для дальнего транспортирования фиксаторы устанавливаются в положение 3, 6.
Опоры 16 (рисунок 3.3), установленные с помощью скоб 15 на переднем брусе средних секций на расстоянии 905 мм от соединительного шарнира боковых и средних секций до плато фиксатора, предназначены для фиксации сложенных боковых секций.
Сложенные секции запираются замками 4 (рисунок 3.4).
На модификациях культиватора – КШУ-12-01 (-02) подобные узлы отсутствуют.
Сница (рисунок 3.5) присоединяется к центральной раме с помощью скоб 13, 15-18 и предназначена для агрегатирования культиватора с трактором.
К центральной тяге сницы шарнирно крепится подставка 5 (рисунок 3.5), предназначенная для установки сницы на высоту скобы трактора. В работе и при транспортировании подставка должна быть поднята в положение 1 и зафиксирована замком в положении 2. При отсоединении культиватора от трактора подставку необходимо опустить и зафиксировать замком в положении 5.
Страховая цепь 8 (рисунок 3.5) сницы служит для блокировки на случай аварийного отсоединения культиватора от трактора.
Механизм подката колес (рисунок 3.6) состоит из двух пар колес на пневматических шинах 6,5×16 (6,0×16) с давлением воздуха 0,245 МПа (2,5 кгс/см2), соединенных через толкатель 11 с поворотными валами 2, 3-6, установленными в опорах 34.
Валы механизма подката соединены с гидроцилиндром гидротрассы 11 (рисунок 3.7), 4 (рисунки 3.8, 3.9).
В транспортном положении гидроцилиндр запирается фиксатором, расположенным в положении 14 (рисунок 3.6), закрепленным на одной оси 15 с гидроцилиндром.
Рисунок 3.3 – Рама культиватора КШУ-12 (правая сторона от центра культиватора):1 – фиксатор; 2 – рама; 3,6 – фиксатор; 4 – винт, накладка, цапфа, шплинт 6.3×50; 5 – гайка, винта, цапфа, шплинт 6,3×50, шплинт 8×56; 7 – фиксатор, шплинт, пружинный 5,0х64; 8 – ось28×115 шплинт 6.3×50; 9,10 – фиксатор (транспортное положение); 11,14,17,30 – тяга; 12 – ось 28×138, гайка М20, шайба 20, шплинт 5×32; 13,38 –планка; 15 – гайка M16, шайба 16,65Г, скоба 2М 16×98×110; 16 – опора, амортизатор, ось 16×125, шплинт 4×25; 18 – ось 28×132; 19,28 – шайба 12; 20,27– шайба 12 65Г; 21,26 – гайка M12; 22 – ось 40×178; 23 – шплинт 5×32; 24 – гайка М20; 25 – шайба 20; 29 – ось; 31 – проставка; 32 – болт М 16×45; 33,40 – гайка М16; 34,39 – шайбы 16.65Г; 35 – подкрылок; 36 – шайба ШЭЗ-25; 37 – ось 28×90; 41 – шплинт 2.5x28; 42 – крыло; 43 – ось 20×95, шплинт 5×32; 44 – 6олт М20х120, гайка N420; 45,51 – шайба 20.65Г; 46,50 – стяжка; 47,52 – гайка М20; 48 – рама обводная; 49 – ось 28×132, накладка, гайка М20, шайба 20, шплинт 4×40; 53 – рычат; 54 – ось 40×210, шайба, шплинт 8×56; 55 – стяжка, гайка М20, шайба 20, шплинт 4×40; 56 – болт М120×55, гайка М20, шайба 16 65Г. Шайба; 20, 57– опора; 58 – амортизатор, ось 16×125, шплинт 4×25
Рисунок 3.4 – Фиксация шарниров:1, 4 – замки; 2, 8 – положение фиксаторов при работе в поле; 3, 6 – положение фиксаторов для дальнего транспортирования; 5, 9 – винты; 7 – фиксатор, пружинный шплинт 5,0×64
При переводе культиватора в рабочее положение необходимо расфиксировлть шток гидроцилиндра п перевести фиксатор в положение 13 (рисунок 3.6).
Механизм регулировки глубины хода рабочих органов центральной рамы культиватора представляет собой винтовую пару 1 (рисунок 3.6), которая через качалку 40 связана с гидроцилиндром 11 (рисунок 3.7), 4 (рисунки 3.8, 3.9). При вкручивании или выкручивании винта изменяется положение гидроцилиндра, через механизм подката меняется положение колес относительно рамы и тем самым изменяется глубина обработки. Один полный оборот винта соответствует изменению глубины обработки почвы на 15 мм.
На боковых секциях установлены одинарные колеса (рисунок 3.10) на пневматических шинах 6,5×16 (6,0×160) с давлением воздуха в шине 0,245 МПа (2,5 кгс/см2). Механизм регулировки глубины хода рабочих органов боковых секций 2 (рисунок 3.10) представляет собой винтовую пару, которая связывает кронштейн колеса с кронштейном на раме.
Рисунок 3.5 – Сница: А – положение подставки при работе (транспортировании): 2 – положение замка для фиксации подставки в рабочем положении; 3 – положение замка для фиксации подставки при отсоединении культиватора от трактора; 4 – винт; 5 – положение подставки при отсоединении культиватора от трактора; 6 – тяга; 7, 14 – лучи; 8 – цепь страховая, ось 25×80, шплинт пружинный 5,0×64; 9 – болт 2М20×120, гайка М20, шайба 20, шплинт 4×40; 10 – болт М120x75, гайка М20, шайба 20 65Г; 11 – держатель рукавов высокого давления,