Корпорации меняют все сферы нашей жизни: медицину, производство товаров массового потребления, транспортную и финансовую системы, сельское хозяйство, досуг и коммуникации. Эти перемены произошли потому, что на фоне налаженных рабочих процессов в корпорациях проявилась и такая, свойственная одному человеку способность, как воображение – то есть умение представить себе то, что ещё не существует, и воплотить это представление в жизнь.
Кому в XVI в. пришло бы в голову, что обувь станут производить в таких количествах, как сегодня, и поставлять в каждую точку земного шара? Или что на смену театральным постановкам придут телесериалы и кино, а актёры по положению в обществе станут сродни древнеримским патрициям? Кто осмелился бы предположить, что несколько фермеров с помощью машин смогут управлять сельскохозяйственными угодьями размером с небольшую страну? Без способности к воображению человечество не сумело бы построить мир, о котором наши предки не могли даже помыслить.
Сегодня эта способность востребована как никогда. Из-за быстрого развития технологий и бизнеса компании не могут долгое время держаться на лидирующих позициях, а значит, испытывают постоянную угрозу стагнации. С 1960-х гг. среднее количество компаний, выбывающих из списка Fortune 500, ежегодно увеличивалось на 36 %, а доля отраслей, в которых крупнейший игрок оставался таковым более пяти лет, сократилась почти вдвое. Чем выше показатели, тем быстрее они скатываются обратно к среднему (рис. 1–1)[1].
Рис. 1–1. Чем выше показатели, тем быстрее они скатываются обратно к среднему.
Источник: данные S&P Capital IQ; анализ Института Брюса Хендерсона BCG
По мере того как население по всему миру стареет, замедляется и развитие рынка. С 1970 г. темпы роста мирового ВВП упали с 5,5 до 3,3 %, и последнее десятилетие прогнозы только ухудшались (рис. 1–2)
Рис. 1–2. Прогнозы роста мирового ВВП корректируются в сторону уменьшения.
Вышеуказанные прогнозы ежегодно публикуются МВФ; прогнозы на 2020 г. не приводятся из-за эффекта, вызванного кризисом COVID-19. Источник: Статья Ханс-Пола Бюркнера, Мартина Ривза, Хена Лотана и Кевина Уитакера «A Bad Time to Be Average» («Середнякам здесь не место») от 22 июля 2019 г. Институт Брюса Хендерсона BCG, все права защищены.
На фоне повсеместного роста нет нужды в фантазии, анализе, эксперименте. Иными словами, во времена экономических приливов вполне достаточно просто оставаться на плаву: у потребителей либо появляется больше денег и они могут больше тратить, либо растёт сама численность населения, а с ним – и число потребителей. Но если ваша компания работает на европейском рынке, при том, что население Европы в 1970-е росло на 5,5 % в год, а сегодня – на 2 %, нужны свежие мысли. Когда оставаться на волне всеобщего роста всё труднее, без воображения уже не обойтись.
Обращаться к этой особой способности сегодня вообще приходится как никогда часто. Ведь компании всё время вынуждены кардинально менять как самих себя, так и набор предлагаемых ими продуктов, товаров или услуг. Казалось бы, прекрасная коммерческая модель и уникальное ценностное предложение могут в одночасье растерять свою привлекательность, по мере того как вчерашние активы и процедуры превращаются в балласт.
В начале своего пути все современные корпорации не отличались завершённостью рабочих процессов, но именно воображению отводилась в таких стартапах главенствующая роль. И именно от этой роли зависит, смогут ли они и дальше оставаться здоровыми структурами, которым сопутствует успех.
При этом мир сталкивается с рядом сложных явлений и процессов, которые влияют на общество в целом. Среди них можно выделить эпидемии, изменения климата, неравенство, популизм и социальную поляризацию, нехватку пресной воды, расстройства психики, высокую когнитивную нагрузку и т. д.
Ни одна компания не может позволить себе вести дела так, словно существует в замкнутом пространстве и не зависит ни от общества, ни от окружающего мира. Как наглядно продемонстрировала эпидемия коронавируса, деятельность фирмы может быть неожиданно сведена на нет в результате событий, которые, казалось бы, не имеют к ней прямого отношения. Перечисленные выше негативные явления влияют и на всё человечество в целом, и на его институты. Чтобы справиться с ними, человеку потребуется воображение, и бизнес может сыграть здесь не последнюю роль.
Мог ли кто-нибудь представить себе 15 тыс. лет назад, сколько проблем создаст человеку воображение?
Фото Филиппа Псаила
Отметим, между прочим, любопытное наблюдение: проблемы эти отчасти вызваны именно способностью представителей нашего вида к воображению. Как отмечает историк Юваль Ной Харари, автор книги «Sapiens. Краткая история человечества», ещё со времён аграрной революции человек, столкнувшись с той или иной трудностью, прибегает при её решении к фантазии. Однако найденные решения неизменно порождают новые проблемы[2]. Так, научившись выращивать и хранить пшеницу, человек вскоре столкнулся с тем, что на неё стали покушаться животные и враждебные племена. Для защиты от них принялись строить стены и укрепления, но внутри стен начали расползаться инфекции… и так далее.
Итак, каждое изобретение человека обязательно повлечёт за собой непредсказуемые негативные последствия. Но здесь ничего не поделаешь: такова ирония нашего вида. Остаётся только стремиться к тому, чтобы следующий виток развития, порождённого человеческим воображением, принёс ему очевидную пользу, а сам человек ещё лучше освоил эту присущую ему одному способность.
Наконец, хотя искусственный интеллект (ИИ) ещё только развивается, уже очевидно, насколько сильно он изменит нашу жизнь. В отличие от предыдущих технологических открытий ИИ сможет выполнять за человека не только обычную физическую работу, но и решать стандартные когнитивные задачи, многие из которых относятся к сфере менеджмента. Тогда возникает вопрос – чем же будет заниматься человек? Ответ состоит в том, что у человека останутся навыки и способности, присущие только ему. Таким образом, конкурентное преимущество на рынке будет у тех компаний, которые поставят в приоритет развитие именно таких навыков. Кроме того, деятельность в этих компаниях должна быть выстроена таким образом, чтобы сила человеческого воображения наряду с другими когнитивными способностями высшего плана использовалась по максимуму, а анализ информации и принятие соответствующих решений становились всё более автоматизированными.
Чаще всего ведение бизнеса рассматривается как процесс управления внешними факторами, но что происходит в головах у людей на этой фотографии?
Источник: Jetstar Airways (jetstar.com)
Как и при технических революциях, последовавших за такими изобретениями, как паровой двигатель, выплавка стали, электричество, двигатель внутреннего сгорания, мы не сможем воспользоваться преимуществом новой технологии до тех пор, пока не перестроим рабочие процессы. Так, например, оценить преимущества электромоторов человечество смогло лишь после полного переоборудования заводов[3]. Поскольку искусственный интеллект относится к когнитивным технологиям, никакой пользы от его применения получить не удастся, пока не будет переосмыслен когнитивный аспект ведения бизнеса. В результате должны рождаться компании, которые, задействуя алгоритмы искусственного интеллекта, не только развивают, но и активно применяют наиболее ценные из умственных способностей человека.
Первые нефтяные скважины. На этом же этапе мы сейчас находимся в работе с воображением
Источник: Джордж Ринхарт, Corbis Historical, Getty Images
Не считая вопросов найма, повышений и ряда иных задач, когнитивным аспектам в корпоративной среде никогда не уделялось много внимания. Неудивительно, ведь промышленное производство не предполагало наличия у работников творческих способностей, требовалось лишь чётко выполнять поставленные задачи. Такой подход сохраняется и в наше время. В отличие от индустрии психотерапии и командного спорта, в бизнесе, как правило, в первую очередь интересуются внешними факторами и сравнительно в меньшей степени – особенностями и возможностями человеческого разума.
Тем не менее с развитием ИИ от работника станут ждать выполнения скорее когнитивных задач высокого порядка. Предприятиям придётся тщательнее изучить уникальные процессы работы человеческого мозга и придумать, как лучше извлекать из них выгоду. Приведём пример: сегодня компании тратят огромное количество усилий для решения невероятно сложных задач вроде добычи нефти из морских глубин или из органических веществ в каменных породах. Такой же серьёзный подход, то есть готовность делать всё в сотни раз эффективнее, потребуется для того, чтобы научиться развивать воображение и использовать его с максимальной отдачей. На заре нефтяной отрасли люди просто бурили землю наугад, и иногда им удавалось случайно наткнуться на нефть. В том, что касается использования силы воображения в бизнесе, мы сейчас находимся примерно на той же стадии развития.
Помимо изменений подходов к работе внутри компаний, ИИ также открывает двери для абсолютно новых услуг и бизнес-моделей, за счёт которых будут реорганизованы целые отрасли промышленности и удовлетворены потребности рынка. С развитием ИИ кардинально поменяются представления о том, как строить инфраструктуру, обеспечивать национальную безопасность, следить за здоровьем и укреплять его, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни, откладывать и инвестировать деньги, общаться с другими людьми, познавать своё «я» и просто наслаждаться жизнью. Компании, которые научатся эффективно развивать и применять воображение, первыми откроют новые пространства возможностей, революционные предложения и источники роста.
Мы должны научиться управлять воображением ради сохранения жизнеспособности своих организаций и сообществ, которым они служат. Чтобы найти новые пути удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, компании должны научиться по максимуму задействовать человеческое в своих сотрудниках. Наградой за эти усилия станет устойчивый рост.
Эта книга о том, как использовать потенциал уникальной человеческой способности – способности к воображению. В первую очередь её стоит прочитать руководителям, которые хотят пробудить фантазию в своих работниках и взять на вооружение их идеи. По мере подготовки и сбора материала к этой книге, нам становилось обидно от того, как быстро крупные компании растрачивают имеющиеся в их распоряжении творческие ресурсы, но несмотря на это мы не переставали верить: у нас получится не только заново «очеловечить» обезличенные финансовыми показателями и административными регламентами корпорации, но и сделать воображение краеугольным камнем любого предприятия.
Хотя об этой способности известно ещё далеко не всё, некоторые данные сообщают нам когнитивистика и гуманитарные науки. Цель этой книги – рассмотреть всё самое важное, что мы знаем о воображении, и отобрать то, что может быть полезно в бизнесе. Кроме того, мы расскажем, как построить «машину воображения» – компанию, которая движется вперёд благодаря новым идеям своих сотрудников.
Мы говорим «машина» потому, что воображение – это инструмент, а компании, в свою очередь, – инструменты, служащие человеческим потребностям. Конечно, человеческое воображение невозможно контролировать, но почему бы не отыскать более систематический подход для его развития и применения, как это делается в других отраслях бизнеса, где требуется мыслить нестандартно, например в рекламе или управлении персоналом. Конечно, слово «машина» может вызвать у читателя ассоциации со станками на мануфактурах прошлого века, но сегодняшние механизмы отличает гораздо большая гибкость и интеллект. «Машина воображения» без проблем может перестраиваться и развивать то, что создаёт, в условиях изменчивой реальности.
Эта книга – о разуме, но не только о нём. Чтобы управлять воображением необходимо понять, как мы думаем, как действуем и как эти процессы связаны между собой. Речь не только о творческих способностях одного человека, но и о том, как мысли разных людей могут взаимодействовать друг с другом, сливаясь в коллективное воображение и превращаясь в движущую силу для претворения новых идей в жизнь. Речь не только о создании инновационных продуктов, но и о том, как руководители компаний могут взглянуть на свой бизнес под другим углом и повысить творческий потенциал сотрудников. Мы рассмотрим весь жизненный цикл идеи: от момента зарождения до воплощения. И взглянем на то, как может трансформироваться бизнес, чтобы использовать воображение. Также мы разберёмся, как можно встроить ИИ в организацию таким образом, чтобы сделать компанию ещё продуктивнее и изобретательнее.
Но вначале давайте попробуем дать определение этому знакомому, но размытому понятию. Что такое воображение? Как оно работает и как его можно применять на практике? Это мы и постараемся объяснить в следующей главе.