В доцифровой экономике централизованная модель доверия была единственно возможной. Она доминирует и в наши дни. В этой модели ответственность за проведение и запись транзакций лежит на банках, государственных и силовых структурах, нотариальных конторах и прочих централизованных учреждениях. Все они отслеживают наши действия: денежные переводы и ежемесячные платежи, подписки на интернет-ресурсы и телефонные разговоры. В их обязанности входит и достоверное отображение этой информации в учетных реестрах.
Благодаря эксклюзивной осведомленности централизованные организации приобрели уникальное право решать, кто из нас может заключать сделки и пользоваться услугами. Это они позволяют нам (или нет) получить кредит, воспользоваться энергосетью, сделать телефонный звонок. И выставляют нам счет за эту привилегию. Такая система абсолютно несовместима со структурой интернетпространства, где нет «босса» и полномочия разделены между пользователями.
Изначально интернет создавался для того, чтобы любой человек мог получить, опубликовать или переслать информацию практически бесплатно. Такой подход не только открыл невероятные возможности, но и создал беспрецедентные проблемы в области доверительного управления.
У человека, с которым вы ведете переговоры, может быть фотография героя аниме на аватарке и абсолютно любой ник. Как понять, надежен ли он и можно ли с ним иметь дело?
Некоторые сервисы, например AliExpress и eBay, ввели систему рейтингов, которые, однако, легко накрутить с помощью фейковых отзывов и аккаунтов. А публикацию в соцсети можно вывести в топ за счет заказных лайков.
Когда интернет-компании поняли, что не могут разрешить проблему доверия самостоятельно, они обратились к услугам централизованных посредников. Эта мера была вынужденной, но повлекла за собой многочисленные осложнения в сфере безопасности и конфиденциальности.
Система распределенного доверия позволила аферистам подделывать и копировать ценную информацию. В середине 1990-х годов финансовые организации бросили все силы на разработку платежных систем, которые бы защитили клиентов от мошенничества, но так и не смогли гарантировать им полную сохранность банковских счетов и средств на картах. Тогда они задумались об анонимных формах электронной валюты – покупатели могли бы расплачиваться ею, не раскрывая личных данных. Банки и правительства тайно экспериментировали с электронными денежными единицами на базе национальных валют. Но в итоге первым эту задачу полноценно решил Сатоши Накамото, а не финансовые гиганты.
Главной проблемой первых цифровых валют стала двойная трата: злоумышленники неизменно находили способ копировать активы и расплачиваться одними и теми же деньгами по нескольким счетам.
Такой вид цифрового мошенничества обесценивал любую валюту. В итоге появились SSL-сертификаты, подтверждающие надежность шифрования сайтов. А эмитенты банковских карт ужесточили контроль за транзакциями. К сложной системе международного обмена ценностями добавилась «доверенная третья сторона». Банковская система встроилась в децентрализованный интернет, взяв на себя роль главной инфраструктуры доверия.