Издание книги (в 2 томах) «Марковцы в боях и походах за Россию» имеет целью оставить в истории Родины след об освободительной борьбе за нее в 1917–1920 гг. и тем поставить «нерукотворный памятник» русским солдатам, носившим черные марковские погоны, погибшим и умершим как во время самой борьбы, так и тем, кто погиб и умер за рубежи Родины, сохранив ей верность.
Отсутствие официальных документов, за невозможностью их вывести из России, а во время Второй мировой войны из Болгарии, привело к тому, что книга написана на основании частично разных книг, изданных за рубежом, а главным образом, на базе личных воспоминаний участников борьбы, их сохранившихся дневников, записных книжек (список приводится в конце книги) и составленной на таковой же базе в 1933 г. «Истории Марковской артиллерийской бригады». Поэтому книга в своем заглавии избегла слова «история», что, однако, не лишает ее характера исторического.
Свыше 100 марковцев (как и свыше 20 марковцев-артиллеристов для «Истории Марковской артиллерийской бригады») дали свои воспоминания, позволившие составить полную картину походов и боев всех частей имени генерала Маркова. Более того, они дали материал и для описания жизни марковцев не только в рядах своих частей, но и вне их; жизни, на которой не могли не отражаться настроения, действия и пр. окружавшего их народа во всем его разнообразии. Написанная по материалам рядовых участников, книга является, таким образом, отражением их деяний, мыслей, настроений, почему и название ей дано: «Марковцы в походах и боях за Россию».
Еще в 1938 г. последний командир Марковского полка, генерал Жданов, решительно взявшийся осуществить давнишнее желание марковцев иметь свою историю, писал:
«Общие положения мои таковы: помнить, что пишем историю полка (тогда была мысль об истории только полка. – В. П.), т. е. описание должно носить всесторонний и всеобъемлющий характер. Должно касаться не только внешней, но и внутренней, духовной стороны. Поэтому, кроме описания боев и маршей, успеха и неудач, надо указывать и моральные и интеллектуальные причины их.
Должна быть достаточно охарактеризована руководящая идея борьбы. Для чего должны приводиться слова и мысли, высказанные старшими начальниками и рядовыми бойцами при разных случаях».
В другом месте он писал:
«Марковцы – не полк в обычном, шаблонном смысле с таким-то штатным числом командиров, унтер-офицеров и штыков, организованный по казенному трафарету, а – проявители русского духа в широком смысле, самородки на родной почве…»
Пожелания генерала Жданова, умершего в борьбе с большевиками к 1945 г., осуществлены полностью.
В основе книги лежит правда. Ошибки, упущения, преступления, сомнения, колебания, неудачи, поражения – ничто не скрыто. Может быть, кое-что в ней будет не одобрено, осуждено, как неподобающее для истории, идущее вопреки принятым трафаретам, но правда требует знать, какую тяжкую судьбу переживала и переживает Родина. В совершенно необычной обстановке боролась белая армия. Исключительными были в русской массе русские белые добровольцы…
Содержание книги не делает выводов, кроме одного: В ДНИ РУССКОЙ СМУТЫ ДОЛЖНО БЫЛО НАЙТИ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ РОДИНЫ, ВСТАТЬ НА НЕГО И ТВЕРДО ПО НЕМУ ИДТИ ДО КОНЦА, КАКИЕ БЫ СРОКИ ДЛЯ ЭТОГО НИ ТРЕБОВАЛИСЬ.
Книга обращает внимание и делает упор на роль и значение русского офицера. Это вызвано не предумышленно, а ходом и развитием событий.
В дни всеобщей разрухи и растерянности надежда на прекращение смуты возлагалась, естественно, на тот элемент страны, который, казалось, должен быть наиболее привержен чувству долга и который тогда организационно мог создать силу для вооруженного сопротивления разрушителям Родины. Этим элементом было офицерство, включавшее в себя тогда представителей от всех классов и сословий.
Как выполнило оно свой долг – неизбежно и стало одной из тем книги. И это тем более потому, что марковцы в начальный период своего служения Родине состояли почти исключительно из офицеров, для которых честь имени – русские офицеры – имела абсолютное значение.
Рядом с офицерством в книге говорится о русской молодежи, вставшей в ряды офицеров. Говорится и о русской женщине, пошедшей с ними как сестра милосердия и даже как боец.
Книга написана не столько для немногих сотен еще здравствующих «Солдат России Великой», сколько для потомков всех россиян, в руках которых судьба Родины.