Знать кто ваши клиенты, значит продавать больше, дороже, без скидок и тем, с кем вам нравиться и комфортно работать.
В этой главе вы узнаете, как работать с теми, кто вам действительно нравится и продавать дорого без скидок и возражений. Почему не работает реклама, а люди проходят мимо, что на это влияет и что нужно знать владельцу бизнеса про своих клиентов.
Вероятно, так или иначе вы слышали о необходимости исследовать целевую аудиторию, говоря на языке маркетинга. А затем, возможно, подумали – какое исследование, зачем мне это нужно? Поэтому давайте скорей разбираться, скучно не будет.
Знать кто ваши клиенты, значит продавать больше, дороже, без скидок и тем, с кем вам нравиться и комфортно работать. Если вы этого не знаете, то все что написано дальше в книге работать не будет.
Клиент – это ваш главный герой в бизнесе. Создавая новый продукт или запуская услугу, мы думаем о том, что ему нужно в текущий момент жизни, где он будет искать ваш товар, на какую упаковку обратит внимание, что захочет купить дополнительно на кассе, какое письмо ждет после покупки на email и многое другое.
Если мы этого не знаем – то в буквальном смысле стреляем из пушки по воробьям, и да – здесь не хватит никакого бюджета на маркетинг. Именно для этого в том числе, мы делаем максимально точное описание клиента – чтобы показывать рекламу целенаправленно и получать максимальную отдачу в виде роста продаж.
Желание продать всем и сразу крайне заманчиво, но увы это опасная ловушка, которая в итоге означает не продать никому и кое-что еще. Для одних людей важна цена, для других срок работы, для третьих премиум сервис.
Угодить одновременно всем, никогда не получится – зато возможность получить нервный срыв и печальный опыт, становиться более чем реальной.
Ведь если к вам каким-то образом пришел «не целевой» клиент и его ожидания не оправдались – он обязательно об этом расскажет везде, где только сможет, причем с огромным энтузиазмом (вот бы о хорошем также говорили да?). Ну или просто вынесет мозг вашей команде, и обязательно доберется до вас, даже не сомневайтесь.
Если вы не совсем новичок, то хотя бы раз у вас точно такое было и вы понимаете, о чем идет речь. Именно поэтому – продавать «всем» плохая идея.
Ваша главная задача, сделать так, чтобы идеальные клиенты, те с кем вам хочется работать, узнали себя в описании услуг и позиционировании.
Кстати, если бы я писала эту книгу для коллег – здесь было бы много терминов, графиков, скриншотов и название было бы что-то вроде «маркетинг 360». Но так как я пишу ее для предпринимателей, у которых главная задача генерировать идеи ЧТО можно сделать, потому что КАК знают исполнители – я пишу ее простым и понятным языком.
Тем временем, мы подошли к главному. За что клиенты готовы без скидок и еще вчера? Только за то, что на 100 % им нужно. Поэтому давайте скорей разбираться – что же им нужно.
1. Пол и возраст ваших клиентов? Да, это именно то, с чего стоит начать. Во-первых, потому что женщины и мужчины по-разному принимают решение о покупке, а во-вторых, потому что у разных поколений разные ценности и потребности.
Яркий и простой пример – cалон красоты чаще посещают женщины, магазин автозапчастей – мужчины. Кажется, что очевидно, но нет. Недавно на кассе автозаправки, мне пытались продать омывайку и что-то от замерзания замков – вместо привычного кофе и круассана. Легко догадаться, что в моем чеке остался только бензин, а заправка недополучила прибыль лишь потому, что предложила не релевантные товары.
Мужчина бы вероятно взял первое – потому что больше опирается на логику, впереди зима и может понадобиться. А женщина на эмоции – сейчас меня порадует кофе и круассан, а возить бутылку в багажнике вовсе нет.
2. Какие проблемы/задачи клиента решает ваш бизнес, а какие пока нет? Именно это нужно четко понять, для того чтобы предложить идеальное решение проблемы.
Например, тем кто только что купил квартиру в новостройке, может быть особенно актуально купить новую мебель. Но есть проблема – хочется, чтобы все между собой сочеталось, интерьер получился гармоничным и осталось больше свободного пространства.
Идеальное решение в данном случае – предложить клиенту дизайн интерьера «под ключ», с подбором и доставкой мебели. Так вы сможете оказать комплексную услугу, которая более ценна и кратно дороже, чем стоимость дивана. При этом все остаются максимально счастливы и довольны.
3. Чем занимаются ваши клиенты, кто они по профессии? Казалось бы, зачем это знать. Но студенту 1-го курса или успешному предпринимателю нужны разные услуги.
Разберем опять же, на примере салона красоты. В первом случае, более важна стоимость услуг. Во втором совокупность таких факторов, как скорость работы, услуга в 4 руки, качество и безупречный клиентский сервис.
Что это нам дает на практике? Если мы хотим работать с молодежью, то акции и скидки то, на что стоит делать упор как в рекламе, так и в самом салоне. Особенно актуально, если рядом с вами действительно есть университет.
Во втором, акции и скидки могут даже отпугнуть. Потому что в ценностях есть качество и клиентский сервис, что по умолчанию не может стоить дешево. Если мы хотим работать с осознанной, уже состоявшейся аудиторией – упор делаем на сервис.
Также следите, чтобы не возник диссонанс из разряда – салон находиться в престижном районе города, но предлагает свои услуги дешево и со скидками, и наоборот – находясь рядом с университетом предлагать премиум и бокал шампанского на входе будет нецелесообразно. Конечно, студенты бывают разные, но в мое время, роскошью на 1 курсе было купить новую кофту в New Yorker.
4. Какие главные ценности у ваших клиентов? После предыдущего примера, вы уже понимаете, о чем идет речь. Вам важно понимать, что ЦЕНЯТ ваши клиенты в услугах и продуктах, какие жизненные ценности у них есть.
Расскажу на своем примере. У меня 2 прекрасных собаки, лабрадор Арчи и левретка Ричи. Так вот Ричи, так уж вышло, в путешествиях не может оставаться один в номере отеля – начинает лаять и переживать. Именно поэтому, главным критерием и выбором ресторана на вечер – является всего 1 решающий фактор: а можно ли к вам с собакой? Семья – моя главная ценность, и, если ее не разделяет ресторан – я в него не пойду и без собаки.
Причем гораздо чаще, рестораны более высокого уровня, рады видеть с питомцем. Говорит ли это что-то другим? Оставлю вопрос открытым. Безусловно каждый вправе сам решать и у каждого будут свои ценности и свои клиенты.
Поэтому так важно понять, что является ценностью для вас самих и ваших клиентов. Если у них есть дети, питомцы, спешат ли они куда-нибудь или готовы раствориться в уютном кресле вашего ресторана на пару часов? Тогда возможно стоит вложиться в интерьер и обзавестись хорошей винной картой.
5. Кто для ваших клиентов является той самой звездой, за кем они ежедневно следят? Объясню почему это важно. Когда вы знаете за кем наблюдают ваши клиенты, все что вам нужно для того, чтобы они к вам пришли – заказать рекламу у этой звезды.
А еще лучше, пригласить звезду к себе в салон (естественно за гонорар) и триггернуть (зацепить) как следует всех текущих и будущих клиентов. Потому что, если для клиента этот челочек кумир – он точно захочет быть поближе к нему, через сопричастность к бренду – в данном случае, это будет ваш spa-салон, например.
6. Какие факторы принятия решения о покупке, будут ключевыми для ваших клиентов? Что они считают самым важным и что могло бы их стимулировать начать работать с вами уже сегодня?
Для низкого ценового сегмента – это скидки и ограничения по действию различных акций, продажа наборов 2 по цене одного. Для среднего – это может быть наличие гарантии, качество, рассрочки на большие покупки. Для ценового сегмента премиум – личная рекомендация друзей, статусность, высокий уровень сервиса и конфиденциальность.
Подумайте, как вы можете дополнительно стимулировать людей рассказывать и рекомендовать вас? Какой элемент wow-сервиса добавить, какие инфоповоды организовать и как включить сарафанный маркетинг. Кстати, его очень сильно недооценивают, а ведь именно он играет «первую скрипку» в премиум-сегменте.
Здесь же оставлю еще один важный вопрос, задумайтесь о том, как клиенты будут искать ваш товар? Если это что-то срочное, вроде сделать дубликат ключей – человек просто пойдёт в 2Gis, а вот если нам нужен какой-то эксперт – мы пойдем искать в соцсети.
1. Составьте портрет текущего клиента – если вас все устраивает, и вы просто хотите больше таких же клиентов, как у вас уже есть – это идеальный способ.
Все что вам потребуется, это отвечать на вопросы выше – открыв профиль любого из ваших клиентов в соцсетях или пригласить одного из клиентов на интервью за приятный бонус. Не забудьте включить диктофон, чтобы не забыть, что и как будет говорить человек и затем записать свои идеи в Telegram канал.
Также для сбора данных о клиентах, может помочь сервис статистики Яндекс. Метрика, если у вас есть сайт и установлен соответствующий код.
В системе сбора статистики фиксируется доступная Яндексу информация о посетителях – пол, возраст, география, с какого устройства они заходят, какие страницы сайта смотрят чаще всего, с каких ссылок переходят чаще всего и многое другое.
Еще есть интересный сервис SimilarWeb – где можно посмотреть с каких ссылок переходят люди на сайт вашего конкурента или где ваши конкуренты закупают рекламу, и какая площадка приносит максимальное количество переходов на сайт.
2. Исследовать идеальных клиентов, своих конкурентов. Какие услуги вы хотите запустить, какой средний чек иметь – здесь нам нужны ваши «образцы для подражания».
И затем мы идем смотреть отзывы в аккаунты конкурентов. Чем клиенты остались довольны, что им особенно понравилось, как они узнали о вашем конкуренте. На самом деле, в отзывах бывает очень много полезной информации на заметку и внедрение. Хороший и быстрый способ сделать свой продукт лучше, докрутить сервис и стать видимым для своих идеальных клиентов.
На этом я заканчиваю главу, и подвожу итоги. Все, что вам нужно знать о своих клиентах, чтобы продавать легко и дорого – ЧТО им действительно нужно. За что они готовы заплатить сразу и без скидок – какую проблему это решит, какой уровень сервиса должен быть. Если вы хотите работать с премиум-клиентами, как вы можете поднять статусность своего бизнеса, какую «звезду» пригласить.
Надеюсь, у меня получилось раскрыть значимость этого этапа, и почему без понимания своих клиентов нет смысла двигаться дальше.
Теперь вы точно знаете, на ЧТО стоит обратить внимание и делегировать задачу исполнителям. Как это лучше сделать и шаблон для исследования ЦА будет ждать вас в базе знаний.
Итоги Главы № 1
1. Клиент – это главный герой в вашем бизнесе. Узнайте о нем как можно больше и дайте то, что решит его проблему. Именно тогда он останется доволен и будет самым громким фанатом, который продвигает вас везде.
2. Желание продать всем и сразу – опасная ловушка. Во-первых, потому что стрелять по воробьям из пушки не хватит никакого бюджета на маркетинг. Во-вторых «не целевые» клиенты, самые проблемные и вынесут вам мозг.
3. Следите за тем, чтобы не возник резкий диссонанс между текущими и желаемыми клиентами. Или будьте готовы к капитальной трансформации бизнеса, под новые запросы и потребности клиентов.
Вопросы, для генерации идей в Telegram канал
1. Кто ваши текущие клиенты? Запишите максимально подробное аудиосообщение своими словами – все, что приходит в голову.
2. С какими клиентами вы хотели бы работать? Какой у них доход, ценности, как они проводят свободное время?
3. Какие новые продукты или услуги вы могли бы запустить, опираясь на потребности текущих/желаемых клиентов?
Дополнительные материалы в базе знаний*
1. Рабочая тетрадь-шаблон по исследованию целевой аудитории «Как продавать тем, кто готов купить дорого и еще вчера».
2. Видео-урок «Как правильно и быстро провести интервью с клиентом».
*Как получить доступ к базе знаний книги, если вы хотите узнать больше:
Напишите отзыв у себя в блоге или там, где вы купили книгу. Сделайте скриншот, прикрепите ссылку и отправьте на почту maslova.books@gmail.com. В течение 3-х дней, мы отправим вам доступ к базе знаний, сроком на 48 часов.