Я занимаюсь с актерами, снимаю фильмы, пишу сценарии. Для меня это способ продолжить изучение человека, которое я начала очень давно. Искала ответы в жизни, на факультете психологии, в книгах.
Но самые главные ответы я нашла на занятиях в качестве актерского и литературного тренера. Люди приносили мне свои истории, в них было много боли, много того, что мы не анализируем в жизни. Но мне пришлось это делать, чтобы потом объяснять это другим – как сыграть ту или иную роль. Как найти тайные струны персонажа. И по мере занятий, я стала замечать, что это помогает человеку стать свободнее, осознать себя и , приняв себя, принять свою жизнь и стать в ней успешнее. Не все люди становились актерами, но все обретали силу и уверенность.
И я подумала, что все мои находки достойны того, чтобы о них узнало больше людей.
Я разработала голосовые и двигательные практики для снятия зажимов. И это работает удивительным образом.
Эта книга – мой личный опыт и мои личные размышления. А так же в ней продолжение повести "Роспись", события которой во многом стали базой для изучения манипуляторских схем, физиологии и психологии жертвы и агрессора.
Жизнь состоит из общения. Все, что мы делаем, это общение. Это не только слова, жесты, мимика. Поступки – тоже общение. В первой книге «Манипуляция. Пособие» я писала о танце Пчелы, когда один человек в какую-то из первых встреч показывает другому своими действиями, как будет происходить их дальнейшее общение, и как оно закончится.
Эти действия тоже рассказ, а значит общение, просто мы не всегда можем читать этот язык. Языков общения гораздо больше, чем может казаться.
1. Борьба нарративов
Я уделяю много внимания второй сигнальной системе и нарративу – каждый из нас рассказывает повесть о себе, чтобы продолжать жить в этой повести, но когда другой человек приближается к нам и начинает говорить с нами, его рассказ о нас начинает соединяться с нашим рассказом о себе.
Когда мы рассказываем другому человеку какую-либо историю, мы подталкиваем его к определенным выводам, не говоря об этом прямо. В паре манипулятор-жертва это может работать очень эффективно.
Бывает, если человек вступает в зависимые отношения (влюбляется), он хочет попробовать мир глазами объекта любви, побывать в его шкуре, видеть мир его глазами, используя для этого не только зеркальные нейроны, но и прямое подражание.
Например, объект любви может сказать, что любит какую-то музыку, и влюбленный тут же побежит ее слушать, чтобы понять, что же такого манипулятор нашел в этом.
*
Ученики влюбляются в учителей, как дети или как друзья. Вместе с влюбленностью материал урока усваивается гораздо легче. Почему?
Во-первых, это двойная доза дофамина – общение с человеком, который вызывает приятные чувства (дофамин, эндорфины, серотонин), но и сам процесс изучения так же дает нам эти прекрасные гормоны. Вследствие этого к предмету появляется повышенное внимание, что и становится залогом успешного изучения.
2. Ребенок-родитель
Конечно, такое общения идет по типу «ребенок-родитель». Где ученик – ребенок, учитель – родитель. Бывает, что и переносы случаются. Ученик, попавший в перенос, получивший наконец-то «доброго родителя», а точнее родителя, который предлагает более статусную жизнь, дает больше дофамина, иной раз начинает против учителя подростковый бунт, желая пережить его так, как ему не дают возможности пережить родители.
*
Родители частенько, не признаваясь себе в этом, просто ревнуют детей к их взрослой жизни, уход из семьи воспринимают как предательство – ведь они отдавали детям лучшее, тот нарратив, в который сами верят безоговорочно.
Но временами этот нарратив становится опасным для детей, которые вступают в другую, новую жизнь. Подростку нужен бунт, чтобы увидеть новые, взрослые границы, и тогда он ищет кого-то старше, чтобы заменить им неуспешных родителей. Или просто слишком заботливых родителей.
В любом случае, в учителей влюбляются дети, у которых нарушен контакт с родителями, вместо контакта недоверие.
3. Реальность нарратива
Реальность создает нарратив, нарратив создает реальность. Чтобы что-то предпринять, мы должны составить план, а план – это история. Чтобы рассказать кому-то или себе о том, что было вчера или позавчера, мы тоже должны составить историю.
Есть истории, которые знают все – например, история Второй мировой войны. Или Великой отечественной. В Европе лучше знают историю Второй мировой, в России – Отечественной. Все строят нарратив и планы на будущее из того, что знают, из того, в чем убеждены. Правота важна, чтобы принимать решения.
Все истории кем-то рассказаны, и этот кто-то видел мир так, как видел. Группы людей объединяет один нарратив. Отталкиваясь от того, что считается правдой, они строят личный нарратив – кто ты, что правильно, что неправильно, какие цели можно из этого строить. Нарративы объединяются и создают менталитеты групп, стран.
*
Когда мы рассказываем историю или смотрим ее в кино, мы погружаемся в пространство этой истории и переживаем определенные чувства. И эти групповые чувства делают людей ближе или дальше. Но у разных людей разный опыт, поэтому одно и то же событие мы пропускаем через разные нарративы. И это сито выделяет нам в истории либо депрессивные факторы, либо позитивные. Имеет значения – как рассказать одну и ту же историю – даст ли она нам силу или погрузит в печаль.
В одном нарративе быть сторожем на складе прекрасно – можно успеть написать сценарий сериала и разбогатеть. В другом нарративе сторож на складе – отстой, а классно быть таксистом, потому что много разных людей, кататься целый день на машине – это кайф. Одни люди ценят умственный труд, а другие скажут: «Это что? Целый день сидеть за столом? Фу!»
*
Поворачивая нарратив в нужную сторону, мы изменяет то, как мы воспринимаем жизнь. Оценки нарративов важны нам от значимых лиц. Эти лица могут, оценив наш нарратив, либо помочь нам взлететь, одобряя план, либо убьют нашу карьеру и жизнь, демонстрируя пренебрежение.
*
Огромное количество родителей не понимают, почему их дети получили такую несчастную жизнь, закончив институт на «отлично». Просто такие родители недооценили силы своего отношения к нарративу ребенка. Рассказ о себе и своем будущем – это большой источник энергии. Одно и то же событие для одних успешный страт, для других падение в пропасть.
И тут важно все: лексика, синтаксис, эмоциональное сопровождение. Иначе говоря – сила веры. И тут ты можешь стать богатым и успешным, либо бедным и печальным. Каждый день мы принимаем решения – выбрать себя или отказаться от себя. Это и есть главная дорога к успеху или к поражению.
Важно:
– кто и как рассказал тебе о реальности
– кто и как тебе рассказал о тебе
И тут важно понимать, то поколение, когда все хотят быть экономистами ничем не лучше того поколения, когда все хотели быть физиками. Просто такой был нарратив времени. Люди верили в него и поступали из своей веры. Когда поступков управляет вера, даже неуспех не мешает ощущать правильность и надежность решения.
*
Успеха успеха достигают те, кто:
– наиболее соответствуют профессии,
– более поддержан,
– более социализирован.
В этом, кстати, ответ, почему поэт Иосиф Бродский закончил восемь классов и получил Нобелевскую премию, и почему тысячи поэтов умирают от алкоголя, депрессии и нищеты. Нарратив нарративу рознь.
Причем тут манипуляция?
Это же очевидно: получая некачественный рассказ о реальности, мы принимаем некачественные решения. Чтобы отсеять из некачественного рассказа информационный мусор, нам необходим правильный фильтр и правильный запрос.
Что считать правильным?
Я считаю, что правильный критерий один – тот, который наиболее соответствует задачам выживания (во всех смыслах). И, конечно, самый сильный мотиватор для любого ребенка – это отношение его родителей к жизненным целям.
*
Цели жизни определяются либо ради одобрения родителей, либо из протеста. Либо, потому что модно. Либо потому, что куда-то надо, сюда проще, а потом посмотрим. Туда поступают все! Летчикам много платят. Врач всегда будет при деле.
Мотиваций много. Из них можно выделить следующие типы:
– невротические – решить внутренние проблемы за счет профессии, поднять свой социальный статус
– финансовые – работа должна девать деньги, в этом ее смысл
– традиционные – родители сапожники, я сапожник, дети будут сапожниками
– талант очевиден, в остальных профессиях такой эффективности точно не будет
Таким образом, большинство выборов продиктованы социальным нарративом, либо семейным нарративом.
То же самое можно сказать не только о выборе профессии, но и о выборе партнера, количества детей, марки машины, стиля одежды, отношения к алкоголю, прививкам, врачам, войне, армии, искусству, религии.
Упражнение: вспомнить любое событие из своей жизни и написать рассказ так, как будто это очень печальное событие, и, как будто это очень радостное и успешное событие.
Написать рассказ очень короткими фразами, в основном глаголами,. Написать рассказ подробно, вникая в детали, описывая их.
Написать тот же рассказ, поставив себя на место другого, написать рассказ с другой точки зрения.
4. Запах
Все люди пахнут и сообщают друг другу запахами информацию о себе – об эмоциях, о физиологическом состоянии. Мы читаем запахи. Один человек подавляет нас своим запахом, другой провоцирует на то, чтобы над ним начали доминировать. Все эмоции имеют свой запах, мы его читаем так же, как собаки, которые легко узнают – боится человек или нет. Сильнее человек или нет. Некоторые манипуляторы, продуманные или естественные, так же вызывают у себя нужные запахи при помощи некоторых действий.
5. Управление запахом
Некоторые артисты, лекторы, руководители, деловые люди, мошенники держат около себя либо на зарплате, либо на «любви» человека, на котором можно разогнаться в гневе, в проявлении воли, в состоянии доминирования. Секретарша, костюмер, жена, заместитель…
Как известно, выступление на публику, руководство большим коллективом, серьезные переговоры требуют большой затраты энергии. Это одна их причин, почему одни люди могут управлять, а другие нет. Кроме всего прочего, управленцу требуется накачка энергией, выносливость и здоровье, чтобы выполнять намеченное.
6. Запах мужчины
Многие женщины признаются, что в присутствии мужчины им страшно. Они чувствуют какую-то подавленность, готовность подчиняться, сопротивляться и скандалить одновременно.
Иногда женщины говорят, что чувствуют непреодолимое унижение только от того, что в комнате мужчина. Или выдыхают, когда наконец-то от ушел. С чем это связано? С фигурой отца? Военного? Стереотипа, что если мужчина, то он умнее и авторитетнее?
*
Дело не только и не столько в воспитании и стереотипах. Конечно, фигура отца может оказать некоторое влияние, но не такое уж сильное.
Ответ находится там, где обычно мы не ищем, считая, что раз мы люди, то мы должны искать ответы в рациональном, человеческом. Ищем якоря, травмы, рефлексы, а ответ проще простого. Вернее, есть два ответа.
1 ответ: каждый человек – и женщина , и мужчина – пахнут. Они пахнут неслышимым запахом, который никак не пахнет. Потому что этот запах пахнет: – симпатией, – желанием, – агрессией, – страхом- и т.д.
Женщины реагируют на мужские половые запахи, а мужчины – на женские. Помните, в детстве баба Яга в сказках говорила: "Русским духом пахнет"? Вот так же пахнет мужским духом или детским, или женским.
Когда мы находимся на улице или в большом помещении, хорошо проветриваемом, мы не чувствуем, как на нас воздействуют ферромоны и энзимы. Но стоит оказаться рядом в небольшом помещении и … оп-па! Служебный роман вспыхнул и поставил под удар все дело. Поэтому на корабли не берут женщин, предпочитая иные отношения.
Тут дело не в соперничестве самцов за самку, а в том, что в маленьких помещениях кают и коридоров, каждый день сталкиваясь с запахом женщины, матросы начнут думать о чем-то другом, а не о работе. Пассажиры – это другое, они временны, с ними нет плотного общения. Да и корабли сейчас стали другими.
Отчасти с этим связано то, что в южных странах женщин не допускают до дел. Южане сильнее пахнут, агрессивнее. И не только потому что там тепло. Солнце напитывает тело тонусом, все гормональные системы работают интенсивно.
Постоянно конфликтуя, как водится в мужском обществе, мужчины научились умышленно повышать уровень адреналина и тестостерона. Они заводят себя, бодрят. И не только потому, что женщины реагируют на этот запах и манеру поведения, но они знают еще один секрет бодрости.
2 ответ: для чего люди накачивают себя адреналином? Потому что транслируя свой агрессивный запах, мы проминаем пространство. Грубо говоря, кто сильнее пахнет, тот и главный. Неважно, мужчина, женщина.
Два человека встречаются и подсознательно оценивают свои шансы в возможном физическом поединке – это осталось со времен обезьян, а времена обезьян всегда с нами.
Мы все равно животные. И никуда это не делось.
Иногда человек неосознанно чувствует запах сильного соперника, и это как вторжение в мозг, в подсознание. запах и жесты подавляют – это воспринимается иногда как оскорбление, хотя человек ничего тебе плохого не сделал, слова не сказал, просто вошел в кабинет и начал себя вести.
Начал вести себя сообразно своему статусу, рассчитывая, что остальные либо будут рады, либо потерпят. Но если в коллективе уже есть такой лидер, то поединок неизбежен.
7. Язык предметов
Язык предметов, нарративов, состояний и поступков очень сильное средство воздействия, которое может сделать с нами больше, чем прямые указания и советы. Еще Густав Юнг говорил о силе архетипов – образах, которые понятны всем. Однако, мы редко замечаем в жизни, как эти образы воздействуют на нас, когда в потоке жития предметы и истории становятся не просто реальностью объективного мира, но и метафорами, которые включают нас в мифы и программы, через проникновение в подсознание.
*
Мы попадаем в истории и не замечаем их смысла, получаем предметы и не понимаем силы их воздействия. Потому что предметы – это тайный текст. Предметы в хорошем сценарии сообщают то, что герой не говорит словами, слова нам частенько нужны, чтобы соврать, скрыть чувства, эмоции, быть вежливыми. Именно поэтому писание сценариев так же полезно любому человеку, как и занятия актерским мастерством.
*
Читать язык предметов, при помощи которых мы общаемся, так же можно научиться, тем более что нас учат этому лучшие режиссеры кино. В этой книге будет вторая часть повести «Роспись». В этой повести предметы играют значительную роль. Модели программирования предметами, почему предметы могут становиться магическими, и как это работает в кино. Возможно, что здесь будут главы, посвященные актерскому мастерству, в той его части, которая может быть полезной для любого человека.
8. Управление при помощи предметов
Предметы воздействуют на нас не только, как метафоры, минуя аналитику, но и вынуждая нас действовать тем или иным образом.
Например, принимая цветы, мы принимаем не только цветы, но и послание от человека, который их дарит нам. Что мы увидим в этих цветах – заботу, внимание, желание приблизиться, простую вежливость?
Например, есть большая разница – принять в дар от человека живые цветы в горшке или срезанный букет, а так же от кого принять цветы.
В чем отличие?
Срезанные цветы завянут, вы их выбросите и забудете, что они у вас были. Если же вам дарят цветок в горшке, то тут явная тема с продолжением отношений – вам придется поливать их и, поливая, каждый раз вспоминать человека, который подарил вам цветок.
Хорошо, если это ваша мама, муж, ребенок, подруга, и вам приятно и нужно вспоминать их. Но если горшок с цветком дарит вам неизвестный, мало знакомый человек, то это повод проявить внимательность.
9. А нет ли в этом принуждения?
Вы скажете, а что плохого, что человек хочет со мной общаться? Ничего, кроме того, что он хочет управлять вашими отношениями. Искренние отношения, равнозначные, складываются только естественным путем, где приближение партнеров (в дружбе, делах или любви) постепенное, тактичное, с ощущением другого партнера, без опережения и принуждения.
*
Честные отношения складываются спокойно, без спешки, без прогнозирования, без ожиданий – как пойдет, так и пойдет. Совсем другое дело деловые отношения. Деловые отношения меркантильны, поэтому в них уместен язык взятки – обозначение своих намерений превентивно, но этот язык должен быть понятен: взятка честностью, взятка ясностью намерений, взятка готовностью сотрудничать. Когда пытаются личными подарками (цветок в горшке, украшение, предмет одежды и т.п.) сократить расстояние в деловых отношениях, вы в опасности. За этим может последовать многое «по дружбе», а потом вы от этого не избавитесь или избавитесь со скандалом.
10. Адреналин
Адреналин, адреналиновое возбуждение – это мощное топливо для осуществления агрессии. Сосредоточиться на короткое время, собрать волю и энергию в единый луч, адреналин очень помогает. Некоторые гормоны работают точно так же, как наркотики – адреналин, эндорфин, окситоцин, дофамин, никотин, алкоголь – все вещества, которые могут изменять психическое состояние и вызывать привыкание.
Все гормоны, которые вызывают приятные чувства, усиливают комфорт или поднимают уровень энергии, могут стать наркотиками. Люди разгоняют себя, возбуждают, чтобы быть энергичными, быстрыми и решительными на собственном адреналине и норадреналине.
Курят люди, чтобы тонизировать надпочечники и выброс норадреналина. Занимаются сексом, чтобы насладиться дофамином и окситоцином. Слушают музыку и смотрят на картины, чтобы снизить уровень кортизола. Ходят на фильмы ужасов, чтобы в безопасности насладиться эмоциями страха, а потом выйти из кинотеатра и ощутить легкость реального мира. В алкоголе мы так же ищем дофамин. Страх, тревога отступают и, хотя критика падает, но растет смелость.
11. Скорость, внимание
Когда водитель несется по трассе со скоростью под двести, именно адреналин позволяет ему удерживать внимание на летящем навстречу мире.
Есть разные способы получить адреналин, но всем известно, что злость убивает страх. Можно пошлепать себя по щекам, можно поколотить грушу, попрыгать – но это будет просто возбуждение, никуда не направленное и его придется включать, чтобы направить на людей, дополнительно.
Поэтому проще разогнаться на собственной жене, любовнице или секретарше, чтобы поднять уровень гормонов. Немного абьюза, немного подавления жертвы, немного придирок и руководитель-абьюзер смело идет на любые переговоры, артист на сцену, лектор в аудиторию.
То же самое делает манипулятор, когда перегружает мозг жертвы. Скорость. Если на трассе скорость движения сужает внимание водителя до тоннеля дороги, но манипулятор сужает внимание жертвы до тех вопросов, которыми манипулятор занимает мозг жертвы.
12. Наркотики
Да! Тут надо отметить, что некоторые наркотические вещества – кокаин, героин – так же сужают сознание и добавляют тонуса. Это используется в криминальных и артистических кругах. Финал обычно трагичен. Увы.
В этом смысле гораздо более хорошие результаты дают йога и тай-цзы.
Но проблема в том, что частенько совместный прием наркотика обеспечивает вход в определенные круги. Либо «особенные» виды секса, где участники сближаются либо преступлением, либо особенностью. Общая тайна, общее преступление, общие пристрастия создают клубы, которые становятся средством достижения материальных средств и высокого социального статуса.
Преступление связывает надежнее, чем договор. "Круговая порука мажет, как копоть, я держу чью-то руку, а чувствую локоть.." (И. Кормильцев) В преступных группировках новый участник должен совершить уголовно наказуемое: убийство, кражу, акт извращенного секса.
13. Адреналин как агрессия
Разогнав свою агрессию на жертве, эти люди не только поднимают собственный уровень агрессивности, чтобы идти на переговоры бодрым, злым и смелым, но и создают вокруг себя облако агрессивного запаха. И потом они могут вежливо и спокойно говорить на переговорах, ведь они уже вошли в кабинет, уже наполнили его своим запахом. Уже появились в их голосе нотки гнева и доминирования.
*
Артисту эстрады трудно, конечно, воздействовать запахом на огромный зал, но «минутка бодрения» разгоняет самого артиста или руководителя, а затем удерживает на высоком уровне агрессии. Это читается в походке, в жестах. Во второй книге по манипуляции «Зависимость и манипуляция. Роспись» я уделила внимание тому, как успешно изменять свое состояние при помощи поз, физических упражнений.
14. Адреналин как стимул
Без адреналина человеку скучно. Человеку вообще скучно, если ничего не происходит. Если ничего не происходит, не происходит жизни. Жизнь – это действие, внешнее или внутреннее. Но любое действие может быть, как защищающим, так и угрожающим.
Даже забота может стать удушающей, если она в избытке.
Даже агрессия может стать спасительной, если она в меру.
Пример 1: Человеку для ощущения «Я» нужна некоторая свобода, в которой его поджидают опасности. Мы постоянно, как пятилетние дети пробуем границы жизни, чтобы осознать себя, вычленить себя из потока других, из потока событий. Определить свою выносливость, сравнить себя с другими, добиться результатов. Это может быть по-разному:
– признание (медали, награды, слава)
– власть(деньги, управление массами, создание значимых проектов)
– выделение для себя из потока жизни комфортного уголка
Смысл всего этого – проявить свое «Я», обозначить свою отдельность от мира. Самое большое удовольствие мы испытываем, утрачивая состояние отдельности. Оно всегда содержит напряжение. В состоянии медитации ощущение слияния тела и космоса дает наслаждение, сходное с эротическим. Но когда мы получаем власть над фрагментом мира, мы отчетливее ощущаем свое нарративное «Я».
И это важно для любого человеческого существа, так же, как и для животного – обозначить свои границы в мире. И это дает смысл жизнь тем больше, чем объемнее эти границы, пока хватает сил удерживать во внимании империю своего разросшегося «Я».
Забота – это всегда присоединение к чужому «Я» в той или иной степени, присвоение какой-то части этой чужой жизни. От заботы легко перейти к управлению.
Именно потому подростки начинают рвать связи с родителями, потому что им пора формировать свое собственное «Я» из всего, что они набрали прежде. Сначала ребенок начинает «нарываться» в пять лет, это его первое ощущение «Я», он пробует границы, и детям нравится, когда границы четкие и понятные, не плавающие. А потом в 12 лет ребенок начинает вырываться из заботы, чтобы начать понимать взрослую жизнь.
Когда поддержка сильнее, чем нужно, то она усложняет ребенку переход от детства к взрослости.
Пример 2: В воспитании, несомненно, присутствует принуждение и агрессия. Но что бы мы делали без строгих правил, оценок и уроков, которые не всегда хочется, но чаще всего надо? Воспитание – это приемлемое насилие, когда оно не содержит унижения, абьюза, нарушения психики. В воспитании важно соблюдать принцип договора и справедливости. Тогда оно эффективно и полезно. Но в нем есть опасность – научить ребенка тому, что будет ломать ему жизнь, сделает ее малообеспеченной, когда воспитание сведется к выработке:
– безотказности, вместо нормального умения помочь, сделать подарок и позволять себе умеренную благотворительность. Если любой эгоизм осуждается, то родителям не стОит потом удивляться, почему ребенок вырос, а доходы, которые он получает, расходятся в пять минут по чужим людям, почему он не может создать нормальную семью, а его любовный путь состоит из одних грабель.
Все общественно полезные действия, все действия дарения, отдачи человек должен делать из состояния укрепления «Я», а не из состояния утраты «Я». Не как ущерб, а как приобретение.
*
Если человек делает подарки, осуществляет помощь и благотворительность из состояния крепкого «Я», то он приобретает энергию, он сам владеет своим «ДА» и «НЕТ», и у него нет ощущения утраты.
Если человек все это делает из состояния утраты, разрушения «Я», то его «НЕТ» и «ДА» принадлежит другим. Он не может противостоять другим в расходовании своей жизненной силы, так как его подкрепляли не на удержание «Я», а на отказ от «Я».
Начинается это, кстати, еще в глубоком младенчестве.
15. Мать – владение младенца
Единственное, что есть у младенца во владении – это его мать. Мать – это «Я» младенца. Поэтому ранняя разлука с телом матери действует на младенца катастрофически. Если он ходит по разным рукам, у него формируется отношение равнозначности матери и других. Он привыкает, что все эти люди его мать. И впоследствии не способен удержать свое (имущество, планы, энергию). Разумеется, все подлежит корреляции в какой-то степени, но есть целые поколения, которые предпочли друзей семье или стали созависимыми. Например, поколение 1960-1970-х. Их матери очень рано уходили на работу из декрета, в результате это самое бездетное поколение 20 века, наиболее склонное к образованию дружеских систем. Тогда как поколение 1940-х не очень-то склонно к дружбе, держит в приоритете семью со всеми вытекающими. Они склонны к гиперконтролю, исполнению аскез.
Разумеется, это моя личная статистика, хотя она довольно обширна. Хочу напомнить, что все, что я пишу – это достижения моей личной исследовательской работы в жизни и в соцсетях.
*
В Испании популярна опасная игра – убегать от быков. Юноши во множестве занимаются борьбой, боксом, многие идут в военные или в криминал. Когда мне кто-то говорит, что это из-за воспитания, я скажу «Да, это из-за воспитания. А еще из-за того, что человеческий организм нуждается в агрессии, чтобы почувствовать свои пределы». Я отрицаю ту концепцию, что у человека есть два вектора «либидо» и «мортидо» – стремление к жизни и стремление к смерти. У человека есть стремление к хорошей жизни, к бесконечному расширению границ. Этот голод неутолим. И вся агрессия заканчивается только там, где он начитает истощать агрессора. В тот момент, где ему проще уступить, чем отстоять свое.
*
Опасность – это то, что помогает человеку ощутить свое отдельное от мира «Я», почувствовать контроль, расширение «Я» или определение своих границ. И вот эта щекотка любопытства – кто кого – толкает людей как на подвиги, так и на глупости. Опасность нужна. Хоть об быков бегать, хоть в окопе сидеть, хоть на волка с ножом, хоть в манипуляцию на 1 000 000 $. Важно, чтобы щекотало. Чтобы была игра: Ты пощекочешь, а оно раз и – кусь! А ты увернулся. Вот это же сразу и дофамин, и эндорфины и самооценка в небеса!
Игра в «кусь-кусь» очень увлекательна, ровно до тех пор, пока кто-то не смог укусить реально. Тогда наступает состояние боли, желание мести, осознание, переход на новый уровень мудрости. Либо следующее «кусь-кусь» и грабли.
Это не «мортидо», в этом процессе нет стремления умереть, это именно игра в целях захвата.
16. Новый муж, новая жена
Кстати, чаще всего адюльтеры возникают именно из состояния риска, интриги, опасности. Думаете, что ему секса не хватает? Или ей? Да полноте! Не хватает вот этой щекотки, сбившегося дыхания затаенного, когда боишься спугнуть дичь: «Поймаю или не поймаю? Выживу или не выживу?» Конечно, это надо учитывать при вступлении в любые отношения. Борьба за доминирование в них будет всегда. Никто не отдаст вам свое добровольно. Если человек в чем-то уступает, значит, он что-то берет.
17. Ритуалы
Они тоже сближают. Это хорошо знают церковники и политики. Ритуалы обязательно включают священные предметы, специальные движения и специальные слова.
Эти вещи иногда не имеют никакого смысла, иногда имеют смысл, но важно одно – они в полной мере принадлежат только членам клуба.
Зикр, молитвы, общие танцы, хоровое пение, речевки, последовательность ритуальных действий в праздники – это все служит тому, чтобы член сообщества не чувствовал себя одиноким и незащищенным.
*
Человек может понимать умом, что глобально он, все равно, одинок, но его физиология работает так, что в привычном сообществе, где не нужно бороться за место под солнцем, он чувствует себя более защищенным, даже если это защиты иллюзорные. Это объединяет секты, сообщества, эгрегоры, семьи и жертву с манипулятором.
*
Ритуалы есть даже у животных. Хоровая, групповая деятельность и целевая (военная, брачная). Ритуалы важны в жизни живых существ. Они помогают группам держаться вместе, иметь свои общие умолчания, быть похожими друг на друга. Ритуал праздников в семье, ритуал вечеряния (ужина), субботы (поездка на дачу, приглашение гостей), отмечания Нового года, дня рождения, религиозные общие праздники так же являются способом обобщить группу людей.
*
Манипулятор, как правило, придумывает защищающие ритуалы для жертвы. И это большая ловушка для жертвы – иллюзия защиты. Иллюзия защиты возникает в любой групповой ритуальной деятельности. Речевки, бродилки, специальные движения – прыжки, вскидывания рук – это все создает формы поведения, нормы морали, общественное мнение.
18. Как сделать предмет магическим?
Любой предмет может стать магическим при определенных условиях. Например, часы, нож, телефон, кастрюля, одежда… Ведь у каждого предмета есть действие, которое ему характерно, цель его существования. Например, ты даришь свитер – хочешь согреть, обнять, взять внутрь себя. Не всегда даже сам понимаешь, что даришь. Но некоторые понимают.
Чтобы предмет стал магическим, важно, чтобы тот, кто передает предмет, нагрузил его подтекстом, а тот, кто принимает был согласен его принять. Желательно прямо в руки, как минимум к себе в дом.
Метафорический предмет должен быть взят с радостью, с разрешением, с благодарностью, тогда он будет работать полностью.
Так подсознание одного человека (партнера либо жертвы) заключает договор с манипулятором. Это согласие потом удерживает жертву, несмотря на конфликты, несмотря на то, что жертва понимает, что ведет неприемлемый образ жизни. А порой даже не понимает, почему она остается рядом с этим ужасным человеком.
Тело жертвы согласилось! Тело приняло магический предмет-метафору. А как мы знаем, что тело сильнее мозга, если мы что-то делаем бессознательно, под управлением другого человека.
Если мы разрешаем подарить нам метафорический предмет, то мы разрешаем человеку начать делать с нами то, на что мы подсознательно согласились.
Если мы не хотим заключать договор, то не нужно принимать подарок в руки. Можно сказать, чтобы положили на стол. Если избежать принятия подарка в руки невозможно, то потом нужно его удалить из помещения. Так подарок теряет свою магическую силу.
19. Подарки друзей
Если подарок принимается в сознании и понимании метафоры, то это не работает. Но в таком случае манипулятор быстро исчезает с горизонта и подарков больше не будет.
Расслабленно и спокойно можно принимать подарки только от давних друзей, с которыми отношения давно устоялись. И все-таки, если вещи, которые не стоит принимать бездумно. Ножи, нижнее белье, цветы в горшках, драгоценности(кольца, браслеты) и т.д. так же нужно принимать, выполняя нехитрые правила. Если ты чувствуешь, что подарок не вызывает в тебе тревоги, что ты не будешь за него сильно должен, то можно взять. В противном случае нужно что-то подарить взамен или отказаться под благовидным предлогом.
Люди всегда заключают негласные договоры о взаимных услугах. Но договора устаревают. Если в отношениях появляется пренебрежение или становится вопрос – а кто тут главный, то скорее всего отношения ждет кризис.
20. Любовные подарки
Почему люди так часто попадаются в лапы к сексуальным манипуляторам? Потому что любовные игры очень похожи на игры манипуляторов. Только влюбленные придумывают для себя секреты, приключения, делятся секретами, желая создать честные близкие отношения, поэтому доверяют сокровенное, а манипулятор использует все эти милые штучки, чтобы ввести жертву в заблуждение.
Например, все знают, что влюбленные делают друг другу подарки. Но не все знают, что манипуляторы это тоже знают. И бывает очень трудно решить – это подарок от влюбленного? Или это подкуп, открытие дверей, и манипулятор делает подарочек, провоцируя жертву на благодарность, чтобы потом ободрать до нитки?
Знаю, такие истории. Мужчина обхаживает женщину пару месяцев, а потом она работает на него многие года и остается ни с чем в пустоте. Почему? Потому что ей так не хватало внимания, что она решила, что вот теперь-то ее любят. Есть нюансы, которые позволяют отличить влюбленного от манипулятора. Но их бывает трудно увидеть. И от уровня манипулятора очень зависит, насколько тонко он играет в любовь, в доверие. Пожалуй, один секрет есть, который стопудово выдаст, что на вас идет охота. Глаза. Глаза. Влюбленный доверяет вам, а манипулятор просчитывает вас – это не скрыть.
21. Язык поведения
Поведение – это тоже язык. Лучше всего, когда отношения с другим человеком у вас настолько искренние, что ни один из вас не напрягается: свободно расстается, свободно встречается. Вам не нужно делать слишком угодливых улыбок, не нужно смеяться там, где вы хотите молчать, не нужно что-то терпеть из страха обидеть. Короче, если оба друг другом как сами с собой – это идеально.
Когда мы устанавливаем отношения, мы так же показываем другому человеку, что мы позволим с собой делать. А что нет. Мы передаем ему то, чему нас научили родители, школа, улица, курсы хороших манер. Где мы скорее прогнемся и позволим управлять собой, а где мы упремся и мягко выйдем из ловушки. Тот, кто боится потерять, кому контакт важен, конечно же, прогнется. И позволит начать собой манипулировать.
*
И тут мы имеет развилку:
– Этот человек сознательно прислуживает, чтобы расслабить нас, чтобы мы привыкли к комфорту, к удобству, а потом он нас как-то использует вопреки нашим целям?
– Этот человек, действительно, слаб и позволит собой помыкать столько, сколько нужно?
Есть практика активного услужения, она очень эффективна, многие воспринимают этот способ захвата как заботу.
Эти варианты оба плохи, почему – думаю, не нужно объяснять.
*
Есть третий вариант – пропорциональные отношения. Это прямые равноценные отношения, где никто не надевает маски и не теряет достоинства. И неважно, кто тут умнее, опытнее, сильнее. Уважение – это когда у всего есть своя цена и открытый договор, и человек принимает решение с открытыми глазами.
Например, есть разница:
– начальник на работе дарит подчиненному путевку в Таиланд, чтобы он отдохнул, потому что вымотался на работе.
– начальник дарит путевку подчиненному в Таиланд, чтобы в это время замутить хорошенько с женой подчиненного, а говорит подчиненному, что это за хорошую работу.
– начальник дарит подчиненному путевку в Таиланд, чтобы в это время взять вместо него другого.
Понятно, что в первом случае честные и уважительные отношения, а во втором и третьем грязное использование. Даже, если например, подчиненный в Тае найдет кошелек, набитый стодолларовыми купюрами. Это, конечно, будет некой компенсацией, но начальник, все равно, будет смотреться нечестно.
23. Я – самый-самый!
Например, некоторые люди любят себя безаветно и смотрят на себя восхищенно, что бы не случилось. Они всегда неприкосновенны в смысле совершенства. Но мы же помним, что у людей есть зеркальные нейроны. И эти зеркальные нейроны отражают не только выражение лица, но и чувства, которые испытывает человек. Если человек влюблен в себя, к этой любви присоединяются и другие.
Так очень часто люди, привыкшие, что они по жизни пасынки и падчерицы, находят в этой любви самовлюбленного нарцисса смысл жизни. Идентифицируя себя с ним, эти люди начинают любить его вместо себя.
Самое сложное в том, чтобы отучить себя от манипулятора и состоит в том, чтобы перестать любить другого вместо себя. Другого любить проще, конечно. Можно получать от него одобрение. Можно чувствовать свою нужность. Даже жертвенность. Любить себя сложнее. Все говорят, что это эгоизм, а эгоизм – это плохо.
24. Сталкинг
Но, по-моему, гораздо хуже, когда зависимый человек назначает партнера в агрессоры и пытается сделать его своей эмоциональной пищей. Практика сталкинга – стать тенью жертвы и не отпускать ее ни на шаг, стать отражением, вторым "Я". Жертва в данном случае – агрессор.
То же самое может делать и манипулятор – подражать жертве, забрасывать письмами, сокращать расстояние, влезать в подсознание.
Так же может поступать и влюбленный. Разница в том, что влюбленный настолько привлечен объектом влюбленности, что превращается в жертву-тирана, ему мало и мало объекта любви, он готов быть с объектом непрерывно.
Манипулятор дает жертве поскучать, а себе отдохнуть от игры. Игра – это работа. И еще одна причины убегать от жертвы, скрываться от нее, а потому создавать постоянную нехватку себя.
В чем опасность сталкинга? В том, что такое отзеркаливание становится порой настолько плотным, что партнеры перестают различать, кто где. В любом случае, это как обогащает личность, так и наносит ей урон.
*
Я пишу так, будто жертвами бывают только женщины. Это не так. Мужчины тоже бывают. Но женщины чаще. Бывают и однополые жертвы, которые часто становятся отношениями «садист-мазохист». В любом случае, один из них занимает мужскую позицию – более ментальную, более логическую, а другой более женскую, более эмоциональную.
Роль предметов, одежды, украшений и вообще дизайна в воздействии на мозг человека неоценима. Это всегда знали все шаманы, правители, придворные интриганы, клерикалы, руководители сект, актеры театра, режиссеры, мошенники и успешные женщины. «Дизайн – всё, жажда – ничто».
25. Живопись
Пространство – это то, что окружает нас, как только мы открываем глаза, проснувшись. Цвета, ритм, фактуры – все это проникает внутрь через глаза. Порядок или бардак – это все отражается внутри и создает настрой, способ мыслить.
Как-то раз я бродила по ГМИИ им. Пушкина и рассматривала картины. А надо сказать, что в силу того, что я имею художественное образование и часть моих живописных работ украшают коллекции всего мира, а так же некоторые музейные коллекции, я воспринимаю живопись не литературно, как это всегда было принято в России, а так, как воспринимают ИЗО профессионалы – через ритм, цвет, фактуры – как музыку. Цветовую музыку.
*
Однажды я оказалась перед настоящим живым холстом Ван-Гога «Пейзаж в Овере после дождя». Надо сказать, что разные работы включают разные уровни эстетического удовольствия – получения дофамина. Ну, разумеется, что же еще? Искусство – это нескончаемый источник дофамина. В тот момент, когда я остановилась около этого пейзажа, я почувствовала все те же невыразимо прекрасные эмоции счастья, физиологическое удовольствие от свежего чистого воздуха, от блеска луж, от ветерка, что легко касается щек. Поток удовольствия наполнил все мое тело. Я даже думаю, что дело не ограничилось только дофамином, в дело пошел и окситоцин – гормон абсолютного доверия и любви.
И в этот момент я поняла, как это работает. Отношения цветов, ритм черточек, ощущение света и свежести было передано настолько точно, именно в том аспекте, который включает эмоции. Ван-Гог уловил именно те моменты, которые отвечают на включение гормонов, ту призрачность, неуловимость момента бытия, когда мы вдруг чувствуем свое телесное единение со всем мирозданием. Я могла бы назвать это чувством связи с Создателем. Или я могла бы назвать это медитацией. Или я бы могла назвать это счастьем, оргазмом, просветлением.
*
Если бы пейзаж был нарисован натурально, фотографически, вряд ли получилось бы такое воздействие. Я потом уделила много внимания тому, какие именно вещи включают это состояние Доверия. Их не так много, но не так просто использовать их точно. Даже если применить их по схеме, это будет работать, но все-таки нужно что-то еще. Нужно, чтобы в художника вошел этот поток Доверия, тогда его схема, несущая нам дофамин, наполнится еще ключами к окситоцину.
Доверие – вот что дает нам счастье так же, как ребенку дает счастье быть рядом с матерью, которая улыбается ему.
26. Цели и смысл искусства
Именно в этом ценность искусства: насколько сильно оно может включить подсознание, открыть его для получения силы из состояния доверия. Так прекрасно, что каждый может пойти в этот музей и посмотреть холсты Ван-Гога. И я, очень рада, что в нашей стране стали появляться великолепные художники, которые могут нести этот поток Доверия со своих холстов почти в любом городе страны.
Хорошее искусство – оно источник силы. Вулкан счастья в вашей квартире. Искусство воздействует на хозяина укрепляюще, на гостя располагающе. Можно сказать, что если ваш гость видит у вас в доме или офисе дорогое или шикарное полотно, то вы уже выиграли первый раунд переговоров. У вас уже есть очко.
В этом смысле цена ювелирных украшений намного превышает цену тех камней и металла, из которых они сделаны. Перстень или браслет могут много сказать о его владельце, привлечь внимание, заставить думать о себе – вот цель манипулятора. А так же интересное ювелирное украшение может работать, как блестящий молоточек психиатра или гипнотизера.
УПРАЖНЕНИЕ: пойти в музей, смотреть на картины импрессионистов, постимпрессионистов, абстрактное – слушать, какие эмоции возникают от просмотра.
Искусство может быть мощным источником власти.
27. Музыка. Поэзия
Точно так же воздействует на мозг, а через него на все тело, музыка. Ритмы и тоны хорошей музыки проникают в подсознание через слух и, заставляя тело резонировать с ними, постепенно выравнивают дыхание, а через это расслабляют тело, меняют мысли. Спокойные мысли находят в жизни спокойные верные решения. Не зря же звук имеет огромное значение во медитативных практиках, в организации праздников, шаманских действий, на цветных революциях. Музыка, которая звучит в церкви, по радио и в концертных залах имеет целью не только развлечь и разгрузить население, но и прописать определенные темпо-ритмы на подсознательном уровне.
*
Если я чувствую, что могу куда-то опоздать, то мои опасения сбивают дыхание, поднимают давления, мысли начинают в панике метаться, а за мыслями и движения, и я начинаю ронять вещи, натыкаться на предметы, я говорю себе: «Стопэ!»
Я включаю классику или качественный спокойный джаз.
А если есть возможность, делаю несколько асан йоги или какие-то упражнения из тай-цзы. Это действует почти одинаково – искусство и практики. Только спокойные, как будто немного посторонние, мысли, которые ты наблюдаешь как течение реки, могут принести хороший результат. Иногда, когда мне нужно получить хороший ответ, я просто делаю форму тай-цзы, и когда мое дыхание полностью успокаивается, я нахожу ответ.
Стихи – это та же музыка плюс визуальное воздействие образов.
*
Рифмуя реальность, поэт помогает читателю плотнее структурировать информацию, тем самым развивает мышление читателя, экономит энергию систематизации информации.
Мозг любого человека мыслит как поэт – поиски рифм в жизни обеспечивают нам способность анализировать жизнь и усваивать не только методом анализа, но и просто набором статистики. Именно поэтому читатели приходят в восторг от удачных ритмически и смыслово организованных строчек.
УПРАЖНЕНИЕ 1: читать стихи, анализировать, как это сделано. Какие звуки, какие сочетания слов рождают образы.
УПРАЖНЕНИЕ 2: написать стихи, стараясь не называть ни одну вещь своим именем, оперировать метафорами, передать эмоциональное состояние. Нарисовать словами объективную картину и передать настроение.
Цель упражнений – увидеть дополнительные возможности слов и их сочетаний в смысле воздействия на подсознание.
УПРАЖНЕНИЕ 3: задавать самому себе ритмы и темпы, чувствовать, как меняется тонус, настроение, состояние. Научиться удерживать темпоритм внутри. Встречаться с людьми в разных темпо-ритмах, наблюдать за реакцией.
Улавливать темпо-ритм собеседника, входить в его темпо-ритм.
Затягивать собеседника в свой темпо-ритм.
Ломать темпо-ритм:
– жестами
– движениями
– возгласами
– мимикой
28. Интерьер, дизайн, архитектура, мебель
Нетрудно догадаться, что интерьер, мебель, архитектура так же влияют на наш внутренний настрой, как и живопись, а может быть, даже больше.
Например, все солидные люди (банкиры, крупные дельцы, политики, директора крупных предприятий) стараются обставить свои дома и кабинеты массивной классической мебелью. Классический интерьер, надежная дорогая мебель создают атмосферу солидности, важности, основательности. В таком доме реальность кажется незыблемой, вечной.
Совсем не то, что в номере отеля или комнате хрущевки, обставленной мебелью из дсп, двп и фанеры. Квартира, к которой приложил руку дизайнер, разумеется создает у владельца более статусное настроение и отношение к себе, чем квартира, заставленная старой случайной мебелью, с выцветшими обоями. Конечно же, мы отражаем то, где находимся. Даже вид из окна воздействует на психику или ободряюще, или подавляет. Недаром номер в отеле с красивым видом стоит дороже.
Помпезная римская архитектура, строгие фантастичные готические храмы, современная экспериментальная архитектура по-разному действуют на психику горожанина. Архитектура может убить морально низкими потолками, темными окнами, а может создать настроение полета, душевного комфорта гармоничными пропорциями комнат. Вытянутые в дину или вверх комнаты могут стать причиной психических нарушений и депрессий.
Все эти вещи – ритм, цвет, свет, планировка – учитываются грамотными дизайнерами при проектировке деловых и переговорных кабинетов. Что будет за спиной начальника, какая картина, какого цвета стена, будет ли он в контражуре или хорошо освещен – как близко расположен стол ко входу, какие двери ведут в кабинет – это все очень важные факторы воздействия. Манипуляции сознанием. Почтение, которое вызывает кабинет, автоматически транслируется на его хозяина. Количество пространства трактуется сознанием как количество власти, возможностей, капитала. Солидность или новизна обстановки так же говорит о многом. Дизайн, обстановка, предметы искусства – это словно увертюра перед симфонией переговорного процесса.
УПРАЖНЕНИЕ: разбирать конкретные помещения, анализировать, какие предметы, освещение, цвета и как они воздействуют. Какие желания возникают. Что хочется изменить.
29. Одежда
Одежда так же является манипулятивным средством, языком взаимодействия. Стили одежды располагают нас к себе, пугают нас, заставляют держаться на расстоянии, раздражают – это так же язык взаимодействия, общения. Одежда – это послание, месседж, который в сочетании с манерой поведения может открыть нам двери в более статусную страту общества, а может закрыть.
Я знала очень богатого человека, который ходил в желтых шортах и рубашке в цветочек, но он не ходил, он ездил на джипе. На большом «Н2». И на руке у него была цепь толщиной с палец.
Я видела один раз человека, который вышел из такого же джипа в потертых трениках.
Я видела очень успешную продюсерку, которая была одета, как бомж.
Я видела шикарно одетых проституток.
И у каждого из этих людей были основания и права одеваться так или иначе. Одежда позволяет войти в новую страту, но потом это надо подтвердить поведением.
УПРАЖНЕНИЕ: Попробуйте поменять стиль одежды хотя бы в одном костюме. Почувствуйте, как это меняет или не меняет ваше отношение к себе, как реагирует на вас полиция, прохожие, знакомые.
30. Татуировки
Татуировки – это такой древний способ создать некую символическую защиту от пространства. Создать некую персону, которая будет выполнять функцию переговорщика еще до того, как носитель татуировок вступит в контакт с кем-либо. В принципе, культовая и профессиональная одежда, речь лексикон имеют те же цели – обособиться из аморфного хаоса более крупной конгломерации людей.
Татуировки не смываются, это жертвоприношение себя клану. Отсюда некоторые черты характера – склонность к ригидности, зависимости, наркомании (в разной степени).
Вместе с защитными функциями, татуировка несет и определительную функцию – рисунок на коже создает определенность, принадлежность к определенному клану, эгрегору, племени. К татуировкам часто прибегают люди с размытым, неотчетливым "Я", которым важно быть частью клана, чтобы снять с себя часть ответственности за свое "Я", очертить свое "Я" снаружи, столкнуть его в рамки определенного четкого нарратива.
31. Встреча
Каждый человек идет вторым. Первым перед ним идет его: лень, жадность, страх, ожидание счастья, ожидание чуда, ожидание удара. Одни люди идут на встречу и несут себя, другие идут, чтобы посмотреть товар. Разумеется, взрослый ищет товар, ребенок идет спасителя (родителя).
Это хорошо бы знать, потому что ты идешь встречаться с человеком, а можешь и не встретиться с ним. Встретишься с тем, что идет впереди него. И на этом и расстанетесь. Бывает так.
Поэтому иногда люди дерутся, чтобы встретиться скорее. Конфликт обнажает людей. Тут опасность в том, что обнаженность иногда воспринимается как доверие. Но обнаженность тоже может быть оружием – втягиванием в свой нарратив.
32. Соревнование в контроле.
Кто опережает в контроле партнера, тот и ведет манипуляцию. Если считать, что манипуляция – средство достижения бонусов, гормональных и материальных поощрений, то любое общение является манипуляцией. По крайней мере, манипуляцией вниманием. И тут вопрос не в том, какие средства, а насколько они откровенны. Есть ведь совершенно открытые варианты манипуляции, которые мы называем вежливостью. Или стереотипами поведения.
*
Например, если сейчас все уже, даже школьники знают, если ты чего-то хочешь, но не хочешь при этом показать свои слабости, то не стоит показывать свое желание, надо дождаться, когда к тебе придут.
С другой стороны, если тебе что-то нужно и ты готов честно платить, лучше не выделываться. А вдруг человек поймет твою тактику? Тогда ты дашь ему карты в руки на "отнестись к тебе по-своему". И тебе может не понравиться его решение.
Естность – лучший способ болучить хороший товар или услугу.
Подсознание всегда мстит – ни один кидала не обошелся без того, чтобы не кинули однажды его.
*
Многие добавляют себе важности опозданиями. В эту игру можно играть бесконечно – опаздывать, забывать, не являться. Но однажды это надоедает, и все заканчивается. Главное из чувств, несомненно, чувство меры.
*
С другой стороны, признание, например, что человек тебе очень важен и интересен, дает некоторую свободу от от своей нужды. Любая правда между людьми очень упрощает отношения. Если ваши нужды совпадают, вы ничего не потеряете.
*
Я много раз видела, как танцы девушек («Надо же сначала поиграть») приводили их не под венец, а в долговую яму.
33. Личный опыт
И на этой странице мы снова сделаем тот же фокус, что и во второй книге серии «Манипуляция». Я помещу здесь продолжение повести «Роспись». Там будет много о манипуляции предметами и пространствами. А так же чужим чувством долга. Чувство долга непременно должно быть у жертвы, хорошо, если у жертвы есть жадность, мания величия или жуткая недооценка себя – это все отличные дрова в топку мошенничества.