Введение

“Единственное ограничение

для нашего осознания завтрашнего дня –

это наши сегодняшние сомнения”.

Франклин Д. Рузвельт


Нужно ли подростку работать?

У взрослых людей для достижения целей есть всего три главных ресурса: время, деньги и энергия. Есть, конечно, и другие, например, информация, но они вторичны, главных ресурсов всего три. В жизни мы часто комбинируем эти ресурсы, иногда нужно потратить время, но зато экономятся деньги. И наоборот, если мы хотим сэкономить деньги, то тратим больше времени и энергии, чтобы получить тот же результат.

Приведу простой пример. Допустим, вам нужно добраться до какого-то места, например, на работу. Вы можете пройти пешком, затратив сорок минут, или проехать четыре остановки на наземном транспорте. В первом случае вы тратите время, но экономите деньги на проезд, во втором, соответственно, тратите деньги, зато выигрываете во времени. В разных ситуациях вы будете выбирать один из этих способов.

Я привела самый простой пример, чтобы было понятно о чем я говорю. Получается, что деньги – один из главных ресурсов, который существенно сокращает время при движении к цели, а умение их получать – ключевой навык ХХI века, хоть и не официальный.

Подростки также имеют свои хотелки, чтобы получить желаемое, им тоже нужно иметь эти ресурсы. Однако, сложность в том, что в одном ресурсе они сильно ограничены. Я имею ввиду, конечно, деньги и способы их получения.

В этой книге уделяется много внимания развитию этого навыка. К сожалению, в современной школе нет предмета, где изучаются основы финансовой грамотности. Вернее, он есть, но не обязательный, преподается во внеурочное время, и, как правило, дается учителям в нагрузку к основным предметам. Детям тоже не очень нравится ходить во внеурочное время на дополнительные занятия.

Вот и получается, что умение управлять своими личными деньгами, зарабатывать их и тратить, ребенок должен постигать сам. Ну, или с помощью родителей, если они вовлечены.

По данным российской статистики на январь 2022 года, в России проживает более 9 млн подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Каждый из них имеет потребности, которые реализует с помощью своего ближайшего окружения (родственников, друзей, педагогов в школе, специалистов в области оказания помощи подросткам).

В 2022 году Санкт-Петербургским государственным университетом было проведено большое социологическое исследование “Подросток 360”, данные о нем можно найти в интернете. В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 14 до 17 лет, родители подростков, педагоги и специалисты по работе с подростками из 86 регионов Российской Федерации, всего было собрано 315659 анкет. Это самое масштабное исследование мира подростка за последние несколько лет. Информацией из него, связанной с темой заработка, я хочу поделиться с вами в этой книге.

Как вы, родитель отнесетесь к тому, что ваш ребенок скажет, что ищет работу? Поддержите? Начнете отговаривать? Запретите? Сами купите ему вещь, на которую он хочет заработать?

А, может, наоборот, вы совсем не против того, чтобы ваш ребенок подработал летом, а ему это не нужно, у него другие планы на свое свободное время?

Однозначных правильных ответов на эти вопросы нет, каждый родитель принимает решения сам, а я хочу лишь поделиться с вами своими мыслями по этому поводу.

Если школьник хочет заработать – это хорошо. С этого желания начинается его путь к успеху, нежелание «сидеть на шее у родителей» и дорога к новым знаниям, которые можно будет в дальнейшем использовать для поиска своего места в жизни, а, может, даже бизнеса.

Поэтому, я призываю вас не игнорировать запросы ребенка о том, что ему требуется совет «как заработать себе на карманные расходы». Не глушите в сыне или дочери этот порыв к деятельности. Если вы сами не можете обеспечить своих детей работой, дайте совет, где эту работу можно найти. О мотивации в вопросах заработка подростков мы поговорим в главе 1.

Что лучше – искать подработку в реальности, или в интернете?

Нет единого ответа на этот вопрос сразу для всех. Поэтому в первую очередь, смотрите на то, что именно ближе вашему ребенку. Если подработку удастся выстроить на основе его увлечений, то она будет в три раза эффективнее. О том, как помочь ребенку выбрать свой путь к жизни у меня написана целая книга, посмотреть ее можно пройдя по этой ссылке, а в главе 2 мы поговорим коротко о том, зачем вашему ребенку нужно изучать себя и свои способности, если у него есть желание заработать деньги.

В книге вы найдете много способов заработка для подростков, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Главное – относиться ко всему с холодной головой и не вестись на громкие предложения из разряда "трать всего час в день и зарабатывай от 50 тысяч рублей".

Важно объяснить ребенку, что в жизни есть мошенники, которые могут обмануть, например, не заплатить за проделанную работу, подсказать ему, как свести к минимуму подобные случаи.

Да и самому подростку, если он всерьез задумался о заработке, стоит познакомиться с правовыми основами. В главе 3 мы об этом и поговорим.

С какого возраста ребенок может начать зарабатывать сам?

Правильного ответа на этот вопрос нет, сколько на свете живет детей, столько и есть правильных ответов.

Некоторые "детки" доживают до пенсионного возраста и продолжают сидеть на шее у родителей, а другие уже в пять лет получают свои первые деньги.

У меня были знакомые, которые часто ездили в поездки в Финляндию. Брали с собой свою 5-летнюю дочь. В одной из поездок мои знакомые с друзьями сидели в кафе, дочка бегала рядом. Она увидела недалеко человека, которому приносили пустые бутылки и он давал за них деньги. То есть, это был приемщик стеклотары.

Девчушка заметила, что у родителей и их друзей освободились несколько бутылок и попросила разрешения унести их приемщику. Те согласились и с интересом наблюдали за тем, что будет дальше.

Девочка подошла к приемщику и подала ему бутылки. Тот осмотрел их, некоторые взял, а некоторые вернул. При этом он ткнул пальцем в наклейку на одной из бутылок и что-то сказал по-фински. Девочка не знала финский, но поняла, о чем он. Она вернулась к родителям и сказала, что нужны бутылки только с определенными наклейками.

Все оставшееся время, которое семья провела в тот раз в Финляндии, девчушка сдавала пустые бутылки приемщику и получала за них валюту. Причем, другие посетители кафе, даже незнакомые с ней, охотно отдавали ей свою пустую стеклотару.

Вот такой вот кейс по заработку.

У моей знакомой, одинокой мамы трех детей-школьников, однажды так сложились жизненные обстоятельства, что сбор пустых бутылок стал ощутимой помощью семейному бюджету. Эту заботу взяли на себя сыновья-двойняшки. Каждый день они обходили близлежащий парк, собирая в сумку бутылки, сдавали их в пункт приема, а деньги отдавали матери. Этот способ заработка помог семье продержаться некоторое время.

Разумеется, это не призыв к дружному походу за бутылками, посыл совсем в другом – увидеть возможность заработать. Судя по статистике, способов заработка даже без использования интернета немало. В главе 4 приведены 20 самых распространенных способов получения дохода подростками.

В исследовании “Подросток 360”, о котором я писала в начале книги, приведены данные, что 10% из опрошенных подростков указали, что имеют заработок в интернете. Подробнее о том, какие именно источники интернет-заработка они указали, вы узнаете в главе 5. Там же вы найдете 15 надежных способов заработка в интернете, которыми активно пользуются подростки России.

В соответствии с Российским законодательством, с 14 лет подросток имеет право стать самозанятым. В главе 6 подробно описан алгоритм оформления этого статуса.

Последняя, седьмая глава, посвящена социальному предпринимательству.

Загрузка...