Введение Материнство – самая стрессовая работа в мире

Рождение ребенка меняет все. Некий совершенно новый этап начинается не только для ребенка, который девять месяцев развивался в мамином животе в условиях абсолютной защищенности, но и для матери, делающей шаг к неизведанному. Многие матери рассказывают мне об эмоциях, которые они испытали, когда впервые взяли на руки своего новорожденного ребенка. Это была не только огромная радость, но и осознание того, что теперь есть существо, полностью зависящее от них. Мне тоже знакомо это чувство – прекрасное и в то же время ошеломляющее. А иногда даже немного пугающее.

Гормоны с самого начала заставляют маму ощущать особенность положения. Они переполняют мозг во время беременности, но даже после рождения ребенка из-за воздействия гормонов мать может казаться другим человеком. «Гормоны бушуют», – говорят обычно в таких случаях. Однако такие изменения наступают неспроста. Для матерей (не в последнюю очередь благодаря нейромедиаторам в их организме) самое главное в жизни – любить и оберегать своего ребенка, кормить его и наблюдать, как он растет. День за днем мы, мамы, принимаем все вызовы, которые бросает нам жизнь. Эйфория первых месяцев вскоре исчезает под натиском растущего измождения. Материнство приносит не только много радости, но и много стресса. И этот стресс гораздо больший по сравнению с тем, с которым обычно приходится справляться людям.

У пожарных, например, есть определенный период времени, который ознаменовывает высокий уровень стресса, – это момент, когда их вызывают тушить пожар. Супружеская пара, которая строит дом и месяцами вынуждена разъяснять мастерам, что и как делать, также длительное время может испытывать стресс. Но в какой-то момент этот изнурительный период подойдет к концу. Особенность же материнства состоит в том, что это не временные пики стресса, а перманентное состояние.


Стресс – главный виновник болезней в современном обществе, а также причина того, почему такому большому количеству матерей кажется, будто их силы на исходе.

Повседневную жизнь матерей сопровождает нехватка времени: они проходят одно испытание на прочность за другим, прежде чем вечером, полностью обессилев, упасть в постель. Но даже там они не находят покоя. Особенно когда во время фазы глубокого сна мамы малыш чувствует голод или ребенку детсадовского возраста снится плохой сон и его нужно успокоить. Позже мама вовсе лишается сна, потому что ее ребенок-подросток не пришел домой в оговоренное время. Матери очень быстро забывают, что у них тоже есть потребности.

Серый ноябрьский день, непрерывно моросящий дождь создает ощущение неприятного влажного холода и прекрасные условия для разгула вирусов. Макс, которому 20 месяцев, с сентября ходит в детский сад и болеет уже в третий раз – у него кашель и небольшая температура. Его мама Майя в отчаянии – только что ей в офис позвонила воспитательница и попросила забрать Макса. Ее муж Тилль не может ей помочь, потому что уехал в командировку. Мучаясь от угрызений совести, Майя спешит в детский сад. Снова коллегам придется взять на себя ее работу. Она хочет быть хорошей работницей, но ей также хочется быть рядом со своим сыном. Снова и снова ей приходится осознавать, что с обоими делами она не может справляться так, как ей бы того хотелось. Когда Майя отводит Макса в детский сад, он становится раздражительным и плаксивым. Ей его так жалко! Угрызения совести из-за ситуации с работой теперь терзают ее еще больше: «Как я могла не заметить, что утром Макс начал заболевать?» Затем она с ужасом вспоминает, что завтра утром должна прийти на важную встречу с начальником. К этому времени Макс определенно не поправится, и соседка, которая в экстренных случаях может с ним посидеть, тоже в отъезде. У Майи поднимается давление и начинается легкая паника. Слишком много проблем для одного дня.

Майя приводит сына в мой кабинет. Макс вялый, его глаза блестят из-за жара, из носа течет, однако сильные лекарства ему не нужны. Ребенок заболел из-за типичной вирусной инфекции. Такие инфекции, возникающие каждые несколько недель, вполне нормальное явление для детей возраста Макса. Он скоро поправится сам. Состояние Майи – вот что вызывает у меня беспокойство. По прошлым их визитам я уже поняла, что она разрывается между семьей и работой. И я понимаю, что ее стресс не обернется ничем хорошим и для Макса!

Моя врачебная педиатрическая практика несколько изменилась за последние 20 лет. Вакцины предотвращают развитие многих заболеваний, а лекарства теперь настолько эффективны, что большинство болезней можно быстро и легко вылечить в домашних условиях. Дети с тяжелыми врожденными или приобретенными заболеваниями обычно проходят лечение в специализированных клиниках. Таким образом, моя деятельность сегодня в основном сконцентрирована на лечении обычных детских инфекций в зимние месяцы. Помимо этого, родители и их дети приходят ко мне на профилактические осмотры и вакцинацию.

Как правило, мне не приходится сильно беспокоиться о своих маленьких пациентах – я лечу их так, как нужно, и знаю, что обычно они без проблем переносят эти периоды. К тому же болезни – это часть детства. Но верно также и то, что даже самые обычные заболевания могут привести к серьезным состояниям, таким как средний отит, из-за которого ребенок может плакать всю ночь, или боль в горле, раздражающая его ночи напролет.

Кроме того, в этот период дети, как правило, остаются дома, а подобные инфекции могут появляться и исчезать еженедельно. Таким образом, даже простая инфекция у ребенка, которую мы, педиатры, считаем нормальной, может иметь для родителей совершенно другое значение. Бессонница, пропуск работы и повторное заражение по принципу пинг-понга нарушают тщательно спланированный распорядок дня.

Поэтому я всегда утверждаю: болезни детей приходится переносить не только самим детям, но и их родителям. И мы, врачи, и общество должны переосмыслить это и понять, что родителям в таких ситуациях нужно от нас гораздо больше понимания, сочувствия и поддержки. Не забывайте: даже в обычной повседневной жизни требуется много сил, чтобы сохранять баланс между семьей и потребностями каждого человека. Вот почему педиатру так важно развить понимание вопроса здоровья семьи в целом. Признание психосоциальных трудностей и их последствий для здоровья – центральной задачи медицины разума и тела – приобретает все бóльшую значимость в моей работе.

Загрузка...